Главная / Начальные классы / Разработка урока по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №6»

г. Курчатова Курской области


План – конспект

урока окружающего мира

2 класс  УМК «Перспектива»

«Шестиногие и восьминогие»

Подготовила:

Жукова Елена Евгеньевна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

 Цели:

образовательная: уточнить представления о насекомых и познакомить с условиями их жизни, выделение их существенных признаков;

развивающая: развитие аналитико-синтетического мышления, познавательного интереса, воображения;

воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный.

Планируемый результат:

-умение выделять существенные признаки насекомых;

-знать отличительные признаки паукообразных;

Предметные результаты:

 - выделять существенные признаки насекомых.

-познакомить с паукообразными, учить бережно относиться к ним.

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность.


Регулятивные УУД: умение классифицировать насекомых (шестиногие и восьминогие) по существенным признакам, самостоятельно и под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.



Личностные УУД:

1. Сформировать знания о различных группах насекомых, их отличительных признаках.

2. Обобщить и расширить представления детей о насекомых нашего края..

3. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные.

1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие.

1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

3.Раскрыть секрет паутины паука.

4.Выяснить одно из основных явлений живой природы.


Оборудование:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2008.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2008.

  • У учителя - музыка заставки телепередачи "В мире животных", проектор, персональный компьютер, программное обеспечение (презентация "Шестиногие и восьминогие" - карточки с изображением насекомых (красотел пахучий, жужелица обыкновенная, бронзовка золотистая).

  • У учащихся - карточки со схемой превращения насекомых, клей, атлас-определитель "От земли до неба" А.А.Плешаков, книга "Великан на поляне" А.А.Плешаков.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Звучит музыкальная заставка к телепередаче "В мире животных".Слайд 1

-Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? "

Слайд 2 Посмотрите видеоролик и вспомните:

- Какие группы входят в царство животных? (Насекомые, птицы, рыбы, звери) ". Слайд 3

- Какой отличительный признак насекомых вы знаете? (6 лапок) ". Слайд 4

- Каких насекомых вы знаете?

II. Работа по учебнику Слайд5

С.90-91

-Рассмотрите насекомых на иллюстрации.

-Прочитайте названия бабочек.

-Каких еще бабочек вы знаете? (Ответы детей из энциклопедии)Слайд6

Сообщение уч-ся: Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев. Питаются бабочки нектаром цветов. А есть такие, которые вообще не едят.

-Прочитайте названия жуков. ?

-Каких еще жуков вы знаете?? (Ответы детей из энциклопедии)

-Какие еще насекомые нарисованы? (Шмель, пчела, стрекоза. Жужелица , муравьи, кузнечик)

-А теперь давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Можно ли устроить такой зоопарк, чтобы в нем были- слоны, носороги, олени, медведи, и весь он уместился на столе? (Ответы обучающихся)Слайд7

Конечно, можно, так как в этом зоопарке будут жить насекомые.

Сообщения учеников

(Бабочка-медведица, жук сосновый слоник, жук-олень, жук-носорог, стрекоза муравьиный лев)

Назовите общие особенности строения насекомых (6 ног, три части тела: голова, грудь, брюшко; крылья и ноги прикрепленные к груди)Слайд 8

- Куда исчезают насекомые зимой? (Умирают, прячутся под землю, под листья, в кору деревьев, впадают в оцепенение.)

- Почему? (Становится холодно, мало корма.)

II. Знакомство со схемами превращения насекомых.

Отгадайте загадку

Кто три раза рождается? (бабочка)

- В жизни насекомых много удивительного. Например, их превращения

Рассмотрим иллюстрации в учебникена с.92.

- Попробуйте рассказать о превращениях бабочки-махаона

- Сравните эти схемы.

Слайд9

Яйца - личинка(гусеница)-куколка - взрослая бабочка

Расскажите о превращениях стрекозы

Яйца - личинка(гусеница)- - взрослая стрекоза

- Сравните эти превращения.

-Что в них общего, а что различно?

Проверим наши предположения на страницах энциклопедии

Сделайте вывод. Сколько фаз развития проходит бабочка? Стрекоза?

В "Рабочей тетради" на с.55 , з.2 составим схемы превращения насекомых.

Физминутка Слайд10

IV. Исследовательская работа.

В "Рабочей тетради" на с.55 выполняем №3. Найти лишний рисунок. Обвести его.

Дети работают в тетрадях.

- Объясните своё решение (Лишний паук, т.к. это не насекомое.)

- Какой отличительный признак пауков вы знаете? (У пауков 8 лапок.)Слайд11

- Видели ли вы в лесу паутину с пауком? Видели ли вы, как летают на паутинке паучки, как паук добирается по паутине до попавших в неё насекомых? Жертва запутывается в клейкой паутине, и чем больше она бьётся, тем больше запутывается.

- Почему сам паук не запутывается в своей паутине?

- Возможно, у паука есть "военная тайна". Попробуем её разгадать.

Предположения детей

-Мы предположили, что лапы паука имеют особое строение.

-Кого из вас заинтересовало данное предположение?

Слайд12

Предположение №1 (ученик)  Я обратился за информацией к энциклопедии. Нашел там фотографии , статьи и оказалось, что отличий в строении ног нет.

Вывод: принципиальных отличий в строении нет.

-А еще я узнал, что паутина настолько упругая и прочная, что нить паутины толщиной с карандаш могла бы остановить самолёт Боинг 747, летящий на полной скорости?

У: Так может быть секрет в паутине?

Предположение №2 ( ученица ).

Секрет в паутине. Слайд13

У: - Почему насекомое запутывается в паутине? (Она липкая)

А меня заинтересовал вопрос:.

- Вся паутина липкая или её часть? И я решила найти ответ на этот вопрос и нашла схему: "Как паук плетёт свою сеть".

hello_html_4af3e527.jpg 

Рисунок 1

hello_html_m486de561.jpg

Рисунок 2

hello_html_m6aa414ed.jpg

Рисунок 3

hello_html_md2a3b79.jpg

Рисунок 4



Паутина паука —  это выделения из специальных паутинных желёз. В момент выделения паутина жидкая, но уже вскоре после выделения паутина застывает в форме нитей.

Паутина (при своей прочности) необычайно легкая! Она настолько легка, что если бы паутиной один раз обмотали Землю по экватору, то ее вес составил бы всего 450 грамм!



- Я предположила: «Может ли вся паутина быть липкой? Или какая- то часть паутины должна быть липкой? Как выяснилось, что только последняя, которую паук плетёт по спирали, двигаясь от центра- липкая)



Слайд14

Как видно из рисунка, паук сначала делает каркас. Для этого он использует более толстые нити. Затем более тонкими нитями оформляет центр и начинает плести сразу с двух сторон (с внутренней и внешней). В самом конце паук натягивает сигнальные нити, чтобы контролировать свою ловчую сеть.

Слайд15 видеоролик

- Какое предположение получило подтверждение? (Ответы детей)

- Почему же сам паук не запутывается в своей паутине? (Паук бегает только по нелипким нитям)

V. Закрепление изученного материала.

Работа с атласом-определителем Слайд16

Часто говорят: черный, как жук. И правда- жуки нередко бывают черными. Но. Конечно, далеко не все. Есть и красные, и синие, и голубые, и зеленые, и желтые,и даже серебряные и золотистые. Есть жуки до 15 см в длину, а еще крошечные, которых можно разглядеть только через увеличительное стекло. Жуков можно встретить всюду, в любой части света,в любой географической зоне- в горах, пустынях,в тайге и воде. Их очень много- только в нашей стране их насчитывают около 25 тыс. видов.

Жуки отличаются друг от друга не только величиной и окраской,но и образом жизни, поведением. Кроме того, одни жуки-хищники, другие питаются растениями, третьи поедают мертвых животных.

С помощью атласа-определителя приведите примеры крупных жуков, мелких жуков и жуков средних размеров. Назовите жуков, которых вы встречали в природе.

-Ваша одноклассница Дана собирает коллекцию насекомых. Среди них есть и живые. Давайте послушаем, как они у неё появились?(рассказ обучающейся)

VI. Итог урока.

-Почему осенью исчезают насекомые?

-Почему паук не относиться к насекомым?

-Что происходит с пауками осенью?


РефлексияСлайд17

-Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из своих эмоций.

Слайд18

Вывод: Итак, шестиногими мы называем насекомых, а восьминогими –пауков. Постепенное исчезновение насекомых - одно из осенних явлений в живой природе.

Домашнее задание

Найти в энциклопедиях дополнительный материал о пауках, которым можно продолжить нашу паутину и в рабочей тетради выполнить №4 на с 55.



Разработка урока по окружающему миру
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира о насекомых и паукообразных. Урок входит в раздел программы "Осень". Использованы фрагменты видеороликов о животных и плетении паутины пауком. К уроку была составлена презентация и оформлена выставка научно-познавательной литературы и личная коллекция насекомых моей ученицы.

   Цели:

образовательная: уточнить представления о насекомых и познакомить с условиями их жизни, выделение их существенных признаков;

развивающая: развитие аналитико-синтетического мышления, познавательного интереса, воображения;

воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Планируемый результат:

-умение выделять  существенные признаки насекомых;

-знать отличительные признаки паукообразных;

Предметные результаты:

   - выделять  существенные признаки насекомых.

   -познакомить с паукообразными, учить бережно относиться к ним.

 

 

 

 

Автор Жукова Елена Евгеньевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 922
Номер материала 44753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓