Главная / Обществознание / Разработка урока по обществознанию "Выборы как основа демократии в России" (11 класс)

Разработка урока по обществознанию "Выборы как основа демократии в России" (11 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области




Урок обществознания

по теме:

«Выборы как основа демократии в России»



11 класс.



Урок подготовил и провёл:

учитель истории Языков С.Н.



Тема: “Выборы как основа демократии в России ”

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

- образовательные:

1. выявить принципы организации демократических выборов;

2. изучить основы избирательного права в России;

3. показать роль выборов в политической жизни демократического государства;

4. составить характеристику избирательных систем;

5. рассмотреть основные этапы избирательного процесса;

6. сформировать у обучающихся представление о ходе выборов;

- воспитательные: продолжить формирование у обучающихся основ правовой культуры и воспитание политически активного гражданина;

- развивающие: продолжить формирование у обучающихся творческих способностей и развитие умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Конституция РФ.

Опережающее задание: деление класса на 2 группы и подготовка для каждой из них программы кандидата (оформление на ватмане), листовки для агитации, самопрезентации кандидата.


Ход урока.


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Орг.

момент.

Проверка наличия обучающихся и их готовности к работе.



2. Подготовка обучаю-щихся к изучению нового материала.

(Презентация слайд №1) Статья 3 часть1 Конституции РФ говорит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Объясните, как народ может быть источником власти?

Действительно, выборы являются важнейшей формой волеизъявления народа и главным признаком демократии. И наш сегодняшний урок посвящен избирательному праву и избирательному процессу в России. (Слайд №2) Запишем тему «Выборы – основа демократии в России».

(Слайд №3) Целью нашего сегодняшнего урока является изучение основ избирательного права в России, выявление принципов организации демократических выборов и рассмотрение этапов организации избирательного процесса.

План урока следующий (написан на доске):

  1. Основы избирательного права в России.

  2. Избирательная система и избирательный процесс.

  3. Ролевая игра «Выборы Президента класса».





Отвечают на вопрос.






Записывают тему.



3.Изучение нового материала.

























































































































































  1. Основы избирательного права в России.


Прежде чем перейти к рассмотрению основных вопросов, давайте с вами определим, что же такое выборы и каково их значение в политической системе страны?

Собственно, видно, что вы имеете представление о выборах, запишем определение понятия. (Слайд №4)

А теперь, опираясь на цитаты известных авторов, определите значение выборов:

- (Слайд №5) «Тот кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех» (Плиний Младший)

- (Слайд №6) «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн)

- (Слайд №7)«Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий». (Джордж Ф. Уилл)

Таким образом, значение выборов в демократическом обществе огромно. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации ": «Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путём защиты демократических принципов и норм избирательного права».

Так что же включает избирательное право и каковы демократические принципы организации выборов? Остановимся подробнее на этих понятиях. Понятие «Избирательное право» рассматривается в двух смыслах. В широком смысле – это избирательные законы и комплекс правовых норм о порядке выборов. (Запишем определение.) Его основу составляют следующие законы : (Слайд №8)

  • Конституция Российской Федерации

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации»

(Слайд №9) В узком смысле – это политическое право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). (Запишем определение понятия.) При этом это одно из конституционных прав гражданина в России.

(Слайд №10) Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В чем же заключаются эти принципы демократических выборов? (их характеристика учениками)

Таким образом, выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти. Однако представительство народных интересов может осуществляться только при условии если выборы организованы демократически, а это во многом зависит от избирательной системы.


  1. Избирательная система и избирательный процесс.

Избирательная система – это порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. (Запишем определение понятия.) Существует три вида избирательных систем(Слайд №11), с которыми более подробнее мы познакомимся, изучив учебный текст. (Приложение 1) Вопросы к тексту:

- В чем заключается мажоритарная избирательная система?

- Где на выборах в России применяется мажоритарная система?

- Достоинства и недостатки мажоритарной системы?

- В чем заключается пропорциональная избирательная система?

- Где на выборах в России применяется пропорциональная система?

- Какие партии сейчас представлены в Государственной Думе?

- Достоинства и недостатки пропорциональной системы?

-Что такое смешанная избирательная система и на каких выборах она применяется?

Таким образом, на различных выборах в РФ используются различные избирательные системы, что неизбежно сказывается на содержании избирательного процесса.

Под избирательным процессом понимается комплекс действий в порядке выборов. (Запишем определение.) Он включает ряд стадий, в рамках которых совершаются предусмотренные законом процедуры, обеспечивающих реализацию избирательных прав граждан.

Основные стадии избирательного процесса:

  1. Подготовительная – происходит назначение даты выборов, образуются избирательные округа и избирательные участки, формируются избирательные комиссии и составляется список избирателей по месту регистрации гражданина (Слайд №12). Избирательный округ –определенная территория, от которой граждане Российской Федерации избирают депутата или выборное лицо. Избирательные округа разделяются на избирательные участки (не более 3000 избирателей на каждом). Избирательный участок – это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей. На выборах 4 декабря 2011 года у нас в школе был образован избирательный округ или участок?

Далее формируется система избирательных комиссий, в зависимости от выборов. (Слайд №13) Например, на выборах Президента РФ задействованы ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные и участковые избирательные комиссии.

  1. Выдвижение и регистрация кандидатов. (Слайд№14) Существует три способа выдвижения кандидата: в порядке самовыдвижения, выдвижение кандидатов избирательным объединением и выдвижение в составе списка кандидатов избирательным объединением. После выдвижения кандидату необходимо для регистрации собрать определенное число подписей в свою поддержку, либо внести избирательный залог. От сбора подписей освобождаются партии, представленные в Государственной Думе. Пройдя регистрацию кандидат может приступить к предвыборной агитации.

  2. Предвыборная агитация. Каждый участник самостоятельно определяет содержание и формы агитации, но в рамках установленного законом порядка. К ведущим принципам предвыборной агитации относятся: состязательность и конкурентность кандидатов, равенство их возможностей (равное предоставление бесплатного эфирного времени, установление максимальных расходов на агитацию). Когда завершается агитация? (За 24 часа до голосования агитация прекращается.)

  3. Голосование и подведение итогов выборов. Без сомнения, это самая главная стадия избирательного процесса. Для голосования в нашей стране установлены единые дни. Что необходимо обязательно взять, идя на выборы? (Слайд №15) Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлению паспорта или документа, заменяющего паспорт. Получение бюллетеня гражданин удостоверяет своей подписью. Затем он заполняет его в специальной кабинке и опускает в избирательный ящик. В случае болезни или инвалидности избирателя ему организуется голосование на дому. После окончания голосования избирательная комиссия производит подсчет голосов. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией.

Таковы основные стадии избирательного процесса.


  1. Ролевая игра «Выборы Президента класса»


Ход игры (Слайд №16)

Учитель: А теперь давайте с вами посмотрим, как вы усвоили тему урока на практике, а также как вы подготовили домашнее задание к уроку. Нам предстоит поучаствовать в выборах президента республики «Класс 11». За власть в классе борются две партии: «Демократическая партия класса» и «Мы вместе!», которые по-разному планируют организовать жизнь классной страны. Давайте проследим содержание избирательной кампании в стране подробнее. Первая стадия – организационная. Три месяца назад была установлена дата выборов – 22 декабря, был образован избирательный округ и избирательный участок, сформирована избирательная комиссия, председателем которой стал Зиновьев Денис, а секретарем Викулина Надежда, был составлен список избирателей.


Председатель комиссии: По состоянию на 8.30 22 декабря в список избирателей внесено … человек (включая учеников и присутствующих учителей).

Учитель: Какая следующая стадия выборов?

Вторая стадия – выдвижение и регистрация кандидатов. По Конституции республики «Класс11» кандидат в Президенты может быть выдвинут только от политической партии. После объявления даты выборов в партиях страны прошли предвыборные съезды на которых были выдвинуты кандидаты. Слово представителям партий.


Представители партий: На съезде партии … в качестве кандидата в Президенты класса был выдвинут… Просим избирательную комиссию зарегистрировать нашего кандидата.


Председатель избирательной комиссии: На выборы Президента класса кандидатами зарегистрированы: Минаков Владислав, представитель партии ДПК и Струганова Ирина, представитель партии «Мы вместе!»


Учитель: Что разрешается кандидатам после регистрации?

Третья стадия – предвыборная агитация. Каждый кандидат подготовил самопрезентацию на 3 минуты, которую сейчас представит. После завершения выступления можно задать вопросы по программе кандидатов.

Выступление кандидатов в Президенты.

Участники группы кандидата раздают листовки конкурентам и гостям, вывешивают агитационный плакат. По одному вопросу кандидату задают от другой партии и от гостей.


Учитель: За 24 часа до голосования агитация прекращается.

Наступает самая важная стадия – голосование. Предоставим слово секретарю комиссии.


Секретарь комиссии: Уважаемые избиратели, сейчас Вам раздадут избирательные бюллетени. (Слайд №17) При голосовании необходимо сделать любую отметку в квадратике напротив избранного Вами кандидата. Если отметка будет сделана в двух квадратиках или не сделана вообще бюллетень будет признан недействительным. Пожалуйста, будьте внимательнее!


Раздаются избирательные бюллетени и проходит голосование. После завершение голосования избирательная комиссия проводит подсчет голосов.


Учитель: Ребята, пока подводятся итоги, давайте ответим на вопросы о проведенных выборах: (Слайд №18)

- По какой избирательной системе проводились выборы?

- Чем проведенная сегодня процедура голосования отличается от голосования на настоящих выборах? (варианты ответа: голосовали не в кабинках, участвовали не граждане страны – гости, участвовали несовершеннолетние избиратели, один уровень избирательной комиссии и другое)


Председатель избирательной комиссии: Результаты голосования следующие:

- всего приняло участие в выборах … человек.

- недействительных бюллетеней …

- за Минакова Владислава проголосовало … человек.

- за Струганову Ирину проголосовало … человек.

Победителем на выборах Президента класса становится …


Учитель: Поздравляем избранного Президента класса, его инаугурация пройдет в ближайшее время.




Дают собственное определение понятия


Записывают.



Определяют значение по цитате.







Слушают.














Записывают определение.
























Характеризуют принципы.












Записывают определение.




Читают текст и отвечают на вопросы.














Записывают определение.





Слушают.












Отвечают на вопрос.







Слушают.




















Отвечают на вопрос.





Отвечают на вопрос.
















Участвуют в проведении игры.


4.Закреп-ление



Итак, ребята давайте подведем итог сегодняшнего урока. Как вы считаете, почему каждому избирателю нужно идти на выборы? (Слайд №19) Действительно, участие в выборах очень важно для стабильного развития страны и я надеюсь, что по достижению вами совершеннолетия вы не будете об этом забывать. Выборы – право, а не обязанность, но, на наш взгляд, это гражданский долг каждого. Мы можем и должны сами выбирать свое будущее, ведь нам в нем жить!


Отвечают на вопрос.


5.Д/з.

Параграф 24.


Записывают д/з

6.Итоги урока

Выставление оценок.

(Слайд №20)

Подают дневники.



Список литературы:

1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.

3. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.

4. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.

5. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2009.

6. Сборник методических материалов по избирательному праву: Учебно-методическое пособие.- Липецк, 2005.

7. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

8. Шкатула В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы правовых знаний: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

9. Яковлев А.И. Основы правоведения.- М.: Профиздат, 2001.


Интернет-ресурсы:

  1. bibliotekar.ru›osnovy-prava-1/108.htm

  2. art.ioso.ru›seminar/2009/projects11/election/1…

  3. lawpravo.com›index5.php

  4. ru.wikipedia.orgwiki…избирательное_право

  5. cikrf.ru

  6. lipetsk.izbirkom.ru

  7. www.pravo.vuzlib.net›book_z1705_page_3.html

Разработка урока по обществознанию "Выборы как основа демократии в России" (11 класс)
  • Обществознание
Описание:

 Конспект урока обществознания в 11 классе направлен на изучение организации демократических выборов; основ избирательного права в России; роли выборов в политической жизни демократического государства; характеристику избирательных систем; рассмотрение основных этапов избирательного процесса и формирование у учащихся представления о ходе выборов.  На уроке используются различные формы работы. Для формирования у учащихся практических навыков в избирательной сфере проводится ролевая игра, в ходе которой ученики выбирают президента класса.

Автор Языков Сергей Николаевич
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1397
Номер материала 4883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓