Руденко С.Б.
Итоговая работа
на тему: «Проектирование активных методов
обучения
на уроках обществознания и права»
1. Тема урока – «Конфликты в межличностных отношениях».
2. Тема игры – 1) разминочная с выбором определенной
карточки; 2) дискуссия на тему: «Развитие межличностного конфликта»; 3) приемы для
упорядочивания свободной дискуссии, активизации внимания.
3. Что проводилось (какая
методика использовалась)?
Традиционная и нетрадиционная
методика работы с упором на активные формы обучения: аналог игры-разминки
«Человек» с использованием карточек, свободная дискуссия «Ток-шоу», приемы для
упорядочивания свободной дискуссии («Карточки-сигналы», «Речевой этикет»).
4. В каком классе? Сколько
детей участвовало?
Урок проводился в 6Г классе.
Участие принимали 22 чел.
5. Почему выбрана именно эта
форма работы?
Из всех рассматриваемых форм
организации работы для учащихся 6-ых классов наиболее целесообразно,
предпочтительно использование именно дискуссионной групповой деятельности,
поскольку это имеет ряд преимуществ:
- формирование изначального
интереса к теме при помощи несложных заданий и действий, занимательное обучение
дает стимул к развитию познавательной деятельности;
- возможность самостоятельной
инициативной работы всех категориям учащихся как в вопросе формулирования новых
знаний, так и в дальнейшем их анализе, что позволяет не только механически
запомнить информацию, но и осознать ее как свое достижение;
- развитие интеллектуальных и
коммуникативных навыков у обучающихся;
- такая форма работы позволяет «расти»
не только учащимся и их учебным интересам, задаткам и умениям, но и
непосредственно учителю, который, готовясь к проведению подобных уроков, перерабатывает
и анализирует дополнительные материалы, выводит наиболее эффективную формулу
работы с детьми.
6. Какие интеллектуальные и
коммуникативные навыки вы планировали развивать?
Поиск необходимых сведений,
фактов, их сравнение, выдвижение различных гипотез, мнений, которые позволяют
найти правильное решение, формируя интеллектуальные умения и навыки детей.
Помимо этого, большое значение
для усвоения нового материала имеет развитие коммуникативных навыков, поскольку
именно с помощью общения учащиеся достигают решения обучающих и развивающих
задач. И функция учителя – построить урок таким образом, чтобы каждый ученик
смог успешно достичь поставленных цели и задач. Поэтому внимание было уделено
таким коммуникативным навыкам, как: поощрение активного общения в группе,
способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность
в себе, освобождение от ответственности за неуспех диалога, умение успешного
проведения переговоров и выделения главной мысли собеседника, стремление к
инициативности в группе и др.
7. Было ли предварительное
задание, подготавливающее к работе? Опишите его кратко.
Предварительное задание
заключалось в прочтении учащимися произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке».
8. Меняли ли вы расстановку
мебели, рассаживание детей?
Да, расстановка мебели была
изменена в связи с проведением игровых форм занятия. В центре класса для каждой
малой группы (всего их – 4) были объединены по 2 парты и стояли 5 стульев.
Отдельно у двери стоял стол и 2 стула для учащихся-экспертов.
9. Как было организовано
начало работы?
В начале урока дети были
ознакомлены с правилами работы на уроке и проведения дискуссии по методике
американского педагога Ф. Тибитса (слайд 1 презентации) и поделены на группы
следующим образом.
В центре расставленных парт
находились листы бумаги формата А4 с изображением различных выражений лица
человека: радостного, печального, удивленного, разгневанного, чтобы в
дальнейшем связать их с обсуждением темы урока.
Деление ребят на 4 малые группы
по 5 чел. было осуществлено в игре-разминке. Заранее были подготовлены карточки
с изображением соответствующих выражений лица человека. Выбрав «вслепую» карточку,
ученик присоединялся к своей группе за парту. Оставшиеся без карточек 2 ученика
стали экспертами. Им было дано разъяснение, какова их задача, и выдана распечатанная
памятка для оценки устного ответа одноклассников (Приложение).
10. Краткое описание хода
работы (как все прошло, какие идеи высказывались?).
После деления детей на группы учителем
дается информация к размышлению (слайд 2):
«То, о чем мы сегодня будем
говорить, случается нередко. Это происходит, например, когда стороны в чем-то
не согласны друг с другом или когда мы хотим, чтобы человек сделал одно, а он
ведет себя иначе. Как вы думаете, ребята, о чем идет речь?».
Учащимися были даны разные
варианты ответов: «Это спор, свора, перебранка», «Это когда люди не понимают
друг друга», «Это конфликт» и т.п. Тем самым была сформулирована тема урока –
«Конфликты в межличностных отношениях» (слайд 3).
После были обозначены его цели, учитывая
актуальность вопроса для подростков (слайд 3). Урок был продолжен работой в группах,
когда им было предложено конкретное задание: за 7 минут ответить на вопрос «Что
такое конфликт, где он может произойти?» и обсудить, какие эмоции и чувства
возникают у конфликтующих людей (слайд 4). Ответы следовало записать на заранее
выданных чистых листах бумаги. Экспертам необходимо было внимательно наблюдать
за обсуждением заданий в группах.
По истечении времени группами
были даны ответы (учитель сделал акцент на то, чтобы не было повторов), а
эксперты после анализа выбрали самый точный и обстоятельный из них. Учитель
скорректировал предложенные ответы и открыл на слайде 5 презентации определение
конфликта. Также внимание было уделено опасности конфликтных ситуаций, которые
зачастую вызывают сильные переживания, волнения и негативные эмоции у человека
(слайд 6).
После этого всем четырем группам была дана на
обсуждение заранее подготовленная ребятами «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкина.
Учителем была использована методика свободной
дискуссии в группе «Ток-шоу». Тема – «Развитие межличностного конфликта». Вначале
были зачитаны отрывки из данного произведения, непосредственно относящиеся к
теме урока (слайд 7), и предложены вопросы (также слайд 7): «Есть ли конфликт в
этой сказке? В чем он состоит? Кто в нем участвует?» (время подготовки – 3 минуты).
Ответы готовили как ребята в группах, так и эксперты.
После обсуждения эксперты дали ответы, а участники
групп задали им вопросы (по 2 – каждому эксперту). Участники иных групп
выразили свое согласие или несогласие с ответом при помощи заранее выданных
карточек-сигналов. При этом были использованы такие приемы для упорядочивания свободной
дискуссии, как «Карточки-сигналы» и «Речевой этикет». Дискуссия закончилась
вердиктом экспертов. Учитель обозначил вывод (слайд 8): в сказке налицо межличностный
конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и
старухой.
Далее учитель обратил внимание детей на
то, что конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке»
заметны следующие стадии развития конфликта (слайд 9):
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной
крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой
дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы»,
требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
Учитель подвел итоги о стадиях развития конфликта.
11. Как себя вели дети (активность, дисциплина)?
Дети вели себя активно, заинтересованно и живо
обсуждали вопросы, высказывали различные точки зрения, приводили примеры из
своей жизни, иллюстрирующие межличностные конфликты. Тема задела за живое и
обычно пассивных ребят.
12. К каким выводам пришли дети? Как это соотносится с
планом изучения произведения?
К завершению урока учитель подвел обобщающий вывод (в
современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что
именно в споре рождается истина), задав вопросы и выслушав ответы детей
(«Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили?» (о конфликте),
«Когда случается конфликт? Каковые его причины?» (когда есть разногласия,
противоречия и столкновения между людьми). Было указано, что для разрешения
конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
Таким образом, выводы учащихся были прямо соотнесены с изначально поставленным
планом.
В заключение учитель прокомментировал оценки ребят,
учитывая активность, правильность их высказываний, поблагодарил аудиторию за
работу и записал домашнее задание на доске.
13. Оценка произошедшего с вашей точки зрения
(достигнута ли цель? Нужно ли что скорректировать на будущее?).
В целом поставленная цель была достигнута,
обозначенные в начале урока задачи достаточно успешно решены. Ребята
самостоятельно сформулировали тему урока, искали решения поставленных задач,
сравнивали различные мнения и способы действия. Работа проводилась в группах по
5 чел. и индивидуально.
На будущее желательно чаще хвалить каждого участника,
отмечая правильные мысли, высказывания.
14. Ваши рекомендации другим учителям.
Обращать особое внимание на гиперактивных, некоммуникабельных
и неуспевающих детей, продумать заранее дополнительные способы их привлечения к
общей работе (прием «Роли», например).
Сочетать в работе активные и традиционные формы
организации урока.
Давать всем желающим возможность кратко и четко
высказать свою точку зрения (по возможности), поощряя выступления молчаливых и
малоактивных учеников.
Задания на уроке излагать в лаконичной и понятной
форме с записью на доске (показом на слайде).
Приложение 1
ПАМЯТКА
для оценки устного ответа
1. Внимательно выслушай ответ своего
одноклассника.
2. Обрати внимание: по существу ли поставленного
вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе доказательства,
факты, названия событий, имен и др.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если
в этом есть необходимость.
5. Есть ли вывод в конце выступления.
6. Попробуй оценить ответ:
- оценка «5» - ответ не
требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
- оценка «4» - в изложении
материала допущены незначительные ошибки и неточности.
- оценка «3» - в усвоении и
изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное
(наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные
ошибки.
- оценка «2» - главное
содержание материала по вопросу не раскрыто.
Пять «П» (отзыв на ответ)
ПОЛНО: Обо всем ли сказано? Что опущено?
ПРАВИЛЬНО: Все правильно? Есть ли неточности,
ошибки?
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО: Были ли нарушения
последовательности? Повторы?
ПРИМЕРЫ: Приводились ли примеры?
Насколько удачными они были?
ПОЯСНЕНИЯ: Разъяснялись ли приведенные
примеры? Насколько точно и понятно?
Отзыв на ответ
Оценивая ответ, подумайте,
соответствует ли он требованиям:
1. Полнота и правильность (понял ли суть вопроса,
сделал ли выводы).
2. Последовательность и доказательность
изложения.
3. Использование и объяснение новых исторических
терминов.
4. Использование карты, хронологии, цифровых
данных.
5. Речевые ошибки (повторы, слова-сорняки,
бедность речи).
Учитывая замечания, объективно
оцените ответ.
Постарайтесь сначала отметить
положительные черты, а потом недостатки.
Дополните по возможности ответ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.