Главная / Обществознание / Разработка урока по обществознанию на тему «Голосование,выборы,референдум» (9 класс)

Разработка урока по обществознанию на тему «Голосование,выборы,референдум» (9 класс)

hello_html_m5468146b.gifhello_html_m3aae8779.gifhello_html_7f95fd73.gifhello_html_3166fe95.gifhello_html_4e96ee4c.gifhello_html_17dc13df.gifhello_html_763618ee.gifhello_html_m440d6e58.gifhello_html_3ba77276.gifhello_html_41aacdbd.gifhello_html_m27d54876.gifhello_html_30caca03.gifhello_html_m3510d870.gifhello_html_m51077413.gifhello_html_6f98bedf.gifhello_html_mc1289f8.gifhello_html_m7480603a.gifhello_html_7f95fd73.gifhello_html_7665f631.gifhello_html_3c03b130.gifhello_html_17dc13df.gifhello_html_763618ee.gifhello_html_15778f11.gifhello_html_3ba77276.gifhello_html_41aacdbd.gifhello_html_m27d54876.gifhello_html_30caca03.gifhello_html_m3510d870.gifhello_html_m51077413.gifhello_html_6f98bedf.gif













Методическая разработка урока

для учащихся 9 классов:

«Голосование, выборы, референдум»

Автор - учитель истории и обществознания Григорьева Татьяна Анатольевна

МОУ СОШ №1 с. Покойного, Будённовского района,

Ставропольского края.

























Пояснительная записка

к уроку обществознания в 9 классе «Голосование, выборы, референдум»

Данный урок разработан на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по обществознанию А.И. Кравченко.

Изучение темы направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание гражданской ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, народа, государства;

- овладение умениями познавательной, практической деятельности;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; правоотношениях.

Главные идеи:

- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны;

- проявлять свою гражданскую позицию в различных ситуациях.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать:

- что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;

- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения;

- объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

- роль референдума в политической жизни.

уметь:

- анализировать собственные и чужие политические симпатии;

- определять факторы, способствующие политической активности населения;

- уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- осуществлять поиск информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах (голосовании, выборах, референдуме);

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

Основные методы работы на уроке: репродуктивные (работа с учебником, с терминологией); продуктивные (анализ, причины, вывод), проблемные, практические, словесные.

Ведущая технология, её цели и ожидаемые результаты: проблемное обучение – активизация и интенсификация деятельности учащихся; приобретение знаний, умений, навыков; усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Формы организации деятельности учащихся: устные и письменные ответы, групповая форма работы, самостоятельная работа, тестовые задания, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.



Урок обществознания в 9 классе

Тема: «Голосование, выборы, референдум»

Цели: сформировать представление учащихся о голосовании, выборах, референдуме и их механизмах; об участии людей в политической жизни страны и их реальном воздействии на власть и принимаемые ею решения; понимание, что именно через выборы гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.

Задачи:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием, принципами, процессом выборов в РФ, сущностью референдума, значением выборов и референдума в обществе и государстве;

  • развивающая: способствовать развитию умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения;

  • воспитательная: способствовать формированию потребности социально активного поведения личности, ценностей гражданского общества.

Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности.

Оборудование и материалы: демонстрационное оборудование, презентация к уроку «Выборы: моя гражданская позиция», текст Федерального закона о выборах (в электронном варианте), текст Конституции РФ (в электронном варианте), материалы для учащихся, материалы для учителя.

Ход урока

  1. Повторение изученного материала.

- При наличии каких определённых условий возможна настоящая демократия в государстве? (после ответов учащихся, открывается Слайд 2)

Проведение практического занятия. Формируются рабочие группы, распределяются роли консультантов, спикеров, экспертов. Каждой группе дана цитата. От каждой группы выступает спикер, весь класс принимает участие в уточнении ответов, а эксперты анализируют и оценивают работу групп, отмечая наиболее удачные ответы.

Учащимся предлагается работать, используя ПОПС-формулу:

П – позиция (я считаю, что…)

О – объяснение (потому что…)

П – пример ( я могу это доказать на примере…)

С – следствие ( исходя из этого, я делаю вывод о том, что…)

Задания для учащихся:

Прочитайте цитаты и определите, какие идеи заложены в данных высказываниях.

Цитата для 1-й группы: «Неучастие в политике не освободит вас от её результатов» (О.Ф. Бисмарк)

Цитата для 2-й группы: « Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Д. Нейтман)

Цитата для 3-й группы: «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей – людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности. (Дж. Мэдисон)

Идеи, которые могут предположить учащиеся:

- Речь идёт о выборах.

- Ответственность избирателя – основа демократии.

- К праву избирать не всегда относятся ответственно.

Основная идея:

- Демократическое устройство государства определяет наличие выборов и ответственного участия в них граждан.

После обсуждения учитель знакомит учащихся с голосованием, выборами, референдумом и их механизмами.

  1. Изучение нового материала.

  1. Вводная беседа.

- Вспомните, что такое гражданское общество? (общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, направленные на защиту интересов этих личностей). ( Открывается слайд 3)

- Какие формы участия граждан в политической жизни страны Вам известны? (голосование, референдум, обращение в органы власти, участие в политических организациях).

- Тема урока весьма актуальна, так как выборы являются одним из существенных признаков демократии. Актуальность данной темы подсказывает и сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом - через выборы вручить своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализовать представительную форму участия граждан в политике. (Слайд 4)

Словарная работа с записью в тетрадях:

Выборы – способ формирования органов государства и органов местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего избирательного права является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

2. Объявление плана урока.

1). Формы участия граждан в политической жизни.

2). Основные правила процедуры голосования.

3). Стадии избирательного процесса.

4). Виды избирательных прав граждан.

5). Принципы избирательного права.

6). Что такое электорат. Факторы, определяющие активность избирателей.

7.) Роль референдумов в политической жизни.

3. Избирательные права граждан. (Слайд 5,6,7,8).

Основой для проведения выборов в РФ служат следующие законы: Конституция РФ и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Избирательное право – это политическое право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

III. Самостоятельная работа (составление схем с использованием учебника).

1.Формы участия граждан в политической жизни:

участие в обращение в

политических, парламент и

голосование общественных местные участие в

движениях законодательные собраниях и

органы митингах

Формы участия граждан в

политической жизни страны







агитация за работа в членство в денежные

партию качестве политическом пожертвования

партийного клубе или в пользу

деятеля организации партии

  1. Основные правила проведения голосования.

Задание для учащихся: Представьте – вы избиратель, вам предстоит голосование. Как правильно реализовать своё избирательное право?

(затем учащиеся знакомятся с информационным материалом – см.

Приложение №2)

  1. Стадии избирательного процесса.

Задание для учащихся:

Расставьте в логической последовательности стадии избирательного процесса:

а) Голосование, подведение итогов, их опубликование.

б) Выдвижение кандидатов и их регистрация.

в) Назначение выборов.

г) Составление списков избирателей. Образование избирательных участков и округов.

д) Предвыборная агитация.

Ответ: в, г, б, д, а.

4.Избирательное право: (Слайд 9)



Избирательное право



Активное Пассивное

(право избирать) (право быть избранным)

выбирать и отзывать депутатов, допускает, что гражданин может участвовать в референдумах быть выбран депутатом

или главой гос-ва


5.Принципы избирательного права, т. е. требования при соблюдении которых выборы признаются законными. (Слайд 10 )


Принципы избирательного права


всеобщее равное прямое свободное тайное


а) Принцип всеобщего избирательного права – заключается в том, что граждане могут избирать и быть избранными при достижении определённого возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и убеждений.

б) Принцип равного избирательного права – заключается в том, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях: каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению, либо один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесён в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень.

в) Принцип прямого избирательного права – это право граждан непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

г) Тайное голосование – при голосовании исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина. Достигается это как усилиями самого гражданина (он должен голосовать лично и не передоверять это другим лицам), так и организаторами выборов (бюллетени для голосования они должны отдавать только в руки самих избирателей при предъявлении паспорта, для их заполнения предоставляются специально оборудованные кабинки, после заполнения бюллетени опускаются в опечатанные ящики).

д) Принцип добровольного и свободного участия граждан в выборах – означает, что если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. За неучастие в выборах на него не возлагается никакой юридической ответственности.

6. Что такое электорат. Факторы, определяющие активность избирателей.

Словарная работа с записью в тетрадях:

Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах .

- Какими качествами должен обладать гражданин, чтобы эффективно участвовать в политической жизни страны и по каким критериям мы будем оценивать кандидатов вы депутаты, президенты?

- Подумайте от каких причин может зависеть разница в поведении различных социальных групп на выборах. Приведите конкретные примеры поведения ваших знакомых.

Дайте анализ избирательной активности граждан Ставропольского края, их политических предпочтений на выборах в Государственную Думу 2011 г.

(Слайд 11,12 ,Приложение №3)


Самостоятельная работа в группах по таблице (см. Приложение№1, таблица 5)


IV. Повествование. Роль референдумов в политической жизни.

Словарная работа с записью в тетрадях:

Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Дискуссия.

- Нужно ли идти на выборы? Референдум? Что это право или обязанность? (выскажите своё мнение, аргументируйте). Попытайтесь сформулировать причины необходимости участия граждан в политической жизни страны.

V. Обобщающие задания для учащихся. Рефлексия.

1. Работа в группах: каждой группе необходимо составить синквейн на тему: «Выборы», тем самым высказав своё отношение к проблеме, действию).


Выборы

Прямые, равные

Решают, устанавливают, назначают

Выборы – свобода человека

Борьба


Выборы

Справедливые, честные

Выбирают, голосуют, участвуют

Соблюдение конституционных норм

Избрание

Выборы

Добровольные, всенародные

Выдвигают, избирают, направляют

Выборы определяют будущее страны.

Демократия

2. Закрепление пройденного материала – работа по тестам:

Слайды 13-16

VI. Итог урока.

- Почему, на ваш взгляд, выборы считают величайшим изобретением человечества?

- В чём состоит их назначение?

- К чему может привести отсутствие гражданской активности и ответственности?

? Проблема. Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодёжи в нашей стране?



Основной вывод:

Выборы – это величайшее изобретение человечества. Ведь выборы являются реальной возможностью реализации гражданской позиции, механизмом реализации принципов демократии в обществе.

Сущность и значение выборов проявляются во множестве аспектов: они являются конституционно-закреплённым институтом непосредственного народовластия, определяют формирование органов народного представительства, выступают средством активизации населения, устанавливают опосредованную обратную связь между гражданами и выборными должностными лицами в РФ. «Социальная функция выборов состоит и в том, что они являются эффективным инструментом политической самоорганизации граждан. Массовость, регулярность избирательных кампаний, актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают их возможности как каналов косвенного влияния граждан на политический процесс в государстве.» (Из кн. Красинского В.В.) Выборы имеют важное значение и для обеспечения стабильности существующей политической системы РФ и, с учетом этого, влияют на обеспечение национальной безопасности.

Ребята, вы познакомились с избирательной системой РФ, партиями. Я очень надеюсь, что этот урок не прошел даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для общества и государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции. Вы граждане своей страны. Какой будет ваша жизнь и судьба Родины, зависит не только от того, научитесь ли вы жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и от того, будете ли вы активно участвовать в их создании. Будущее начинается сегодня.












Список используемой литературы:

Абрамова С.В., Дмитренко Г.В. Система гражданского образования школьников. М., «Глобус», 2006 г.

Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания. В., «Учитель», 2009 г.

Гукова В.В., Кравченко А.А. Технологии современного урока. В., «Учитель», 2009 г.

Конституция Российской Федерации.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. М., «Русское слово», 2012 г.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9класс». М., «Русское слово», 2010 г.

Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль. М., Интеллект-Центр, 2005 г.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».





















Приложение №1

Таблица 1.

ПОПС-формула:

П – позиция (я считаю, что…)

О – объяснение (потому что…)

П – пример ( я могу это доказать на примере…)

С – следствие ( исходя из этого, я делаю вывод о том, что…)

Таблица 2.

Формы участия граждан в политической жизни:

участие в обращение в

политических, парламент и

голосование общественных местные участие в

движениях законодательные собраниях и

органы митингах

Формы участия граждан в

политической жизни страны







агитация за работа в членство в денежные

партию качестве политическом пожертвования

партийного клубе или в пользу

деятеля организации партии



Таблица 3



Избирательное право



Активное Пассивное

(право избирать) (право быть избранным)

выбирать и отзывать депутатов, допускает, что гражданин может участвовать в референдумах быть выбран депутатом

или главой гос-ва

Таблица 4

Принципы избирательного права


всеобщее равное прямое свободное тайное





Таблица 5

Избирать

Быть избранным?

Неучастие в выборах граждан

приводит к проблемам страны , тем что…




Как избиратель я бы предложил кандидату на должность -_________________ принять решения о: ______________

Если бы я избирался, я бы хотел стать -_________________,потому что: ______________ ________________

Как избиратель, я бы голосовал за человека, который…




Чтобы за меня проголосовали избиратели, я бы…

Когда наступит день

я скажу своим

---------------------- -----------


выборов, то

родителям…



--------------------------------------------------------






Разработка урока по обществознанию на тему «Голосование,выборы,референдум» (9 класс)
  • Обществознание
Описание:

- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны;

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать:

- что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;

- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения;

- объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

- роль референдума в политической жизни. 

- проявлять свою гражданскую позицию в различных ситуациях.,

Автор Григорьева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1486
Номер материала 48988
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓