Главная / Обществознание / Разработка урока по обществознанию

Разработка урока по обществознанию

РАЗРАБОТКА УРОКА

учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории

МБОУ «ПСОШ № 1 Пограничного МР», 1 отделения

Артамонова Надежда Викторовна.

Предмет: обществознание.

Класс: 9

Тема: «Семейные правоотношения».

Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока: лекция с элементами беседы, проблемно-поисковыми заданиями и практической работой учащихся.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический, работа с текстами, письменно-графический (составление схем).

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, Семейный кодекс РФ, компьютер, брачный договор, задачи по теме «Семейное право», вальс Мендельсона, презентация по теме: «Семейное право», iPad, репродукция «Неравный брак», видеоролик из фильма «Кавказская пленница», раздаточный материал с заданиями на закрепление.

Оформление кабинета: на доске тема урока, план урока, мысли о семье:

  1. «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». (Конфуций)

  2. Родительский дом – начало начал.

  3. «Жить в семье – значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга» (Б. Зигель).

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся с основами семейного права, сформировать представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, конкретизировать имеющиеся представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового понимания семьи, и значимость правового регулирования семейных отношений.

  • Развивающие: продолжить формирование умений учащихся при работе с источниками, формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, коммуникативные навыки общения при работе в группе, умение анализировать, делать выводы, работать со схемами.

  • Воспитательные: воспитывать определенную позицию по отношению к семейной жизни, семейным отношениям, нравственное воспитание, уважительное отношение к нормам семейного права, формирование ответственного отношения к ценностям семьи, к роли и значению семьи в современном обществе.

Учащиеся должны знать:

  • Основные аспекты семейной жизни с точки зрения права, ее регулирование Семейным кодексом РФ,

  • Разбираться в основах правового регулирования семейных отношений,

  • Понимать что такое семья, брак, брачный договор, условия вступления в брак, права и обязанности супругов, договорной режим имущества супругов.

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять назначение семьи,

  • Аргументировать свои ответы,

  • Разрешать ситуации в семейных отношениях,

  • Работать с источниками, схемами,

  • Раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала по плану:

  1. Понятие семьи, правовая связь членов семьи,

  2. Условия вступления в брак, процедура регистрации брака,

  3. Права и обязанности супругов, брачный договор,

  4. Права и обязанности родителей и детей.

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. (1-2 минуты). Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку: наличие принадлежностей, организация внимания и внутренней готовности.

  2. Изучение нового материала в соответствии с планом.

Учитель: Тема, которую мы сегодня будем изучать, касается каждого из нас, а потому она важна и актуальна, никогда не устареет и не потеряет своего значения.

Записывают тему урока в тетради.

Учитель: ребята, давайте вместе сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Чем мы будем заниматься? Какие рассматривать вопросы? (Ответы и предположения детей).

Учитель подводит итог: мы познакомимся с Семейным кодексом РФ, который регулирует вопросы семьи и брака, вы действительно узнаете о порядке и условиях вступления в брак, изучите личные и имущественные права и обязанности супругов, родителей и детей. (2 минуты)

Учитель: итак, цели определены, они вам понятны? (ответ детей) Тогда начинаем.

Учитель: давайте произнесем вслух слово «СЕМЬЯ». Какие ассоциации оно у вас вызывает? (ответы детей, беседа). На чем основана семья? Для чего она человеку необходима? (2 минуты)

Учитель: человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни хорошая работа, ни друзья не смогут дать того, что дает семья. Где, как не в семье получает человек ощущение нужности близким, веру в то, что семья – это место, где тебя ждут и любят. Работа с мыслями мудрых, написанными на доске. (2 минуты).

Учитель: итак, что же такое семья с юридической точки зрения? Давайте поработаем в группах. 1-й ряд формулирует определение на основе проведенной только что беседы, 2-й ряд ищет определение в интернете с помощью iPad, 3-й ряд находит определение в тексте учебника. (1 минута). Затем идет выслушивание представителя каждого ряда. Учитель и дети формулируют одно более доступное определение. (2 минуты)

Идет работа с термином - дети проговаривают про себя определение, рассказывают соседу по парте, озвучивают в классе (2-3человека) (1 минута). Слайд из презентации в помощь учащимся.

Учитель: если существует семья и семейные отношения, значит, они должны регулироваться государством. Этим занимается такая отрасль права, как семейное право. Мы с вами учились давать определение разным отраслям. Сформулируйте его самостоятельно. (Ответы детей). (1 минута).

Учитель: что будет являться источником семейного права?

Ответ детей: Семейный кодекс РФ.

Учитель: Одним из главных понятий семейного права, является понятие «брак». Найдите используя iPad, что такое брак, что означает это слово. (1 минута) (Находят, брак, от слова «братичи» - выбирать лучшее).

Учитель: в соответствии с Семейным кодексом РФ существует определенный порядок и условия заключения брака. Давайте их разберем. Идет работа над составлением схемы: учитель у доски, дети в тетрадях. (5 минут)

Учитель: чтобы определить первое условие, давайте посмотрим ролик из фильма «Кавказская пленница» - похищение невесты. В чем суть ролика? Ответ – нарушена добровольность.

Учитель: Первое условие – добровольность. Далее идет демонстрация репродукции «Неравный брак».

Учитель: почему картина имеет такое название? Ответ – разница в возрасте.

Учитель: второе условие достижение определенного возраста. А три других условия вы определите самостоятельно, работая со статьями Семейного кодекса РФ 3 12, 13, 14. (Приложение 1)

Учитель: давайте обсудим как же происходит процедура регистрации брака. По ходу беседы дети заканчивают схему. Слайд



hello_html_189bcb2c.gifhello_html_m103a1f2c.gifБРАК







УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРА РЕГИСТРАЦИИ


-добровольность, - поход в ЗАГС,

-возраст, - подача заявления,

-отсутствие другого зарегистрированного брака, - срок 1 месяц,

-отсутствие кровного родства, - регистрация,

-отсутствие психического расстройства. – получение 1 док.

на семью.

Учитель: а сейчас давайте решим одну задачу. (2 минуты)

Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?"

Как вы объясните Артёму эту норму? (Ответы ребят).

Учитель: ребята, у вас есть вопросы по материалу, который мы разобрали? Тогда, я вас проверю. Предлагаю поиграть в игру «Хлопалка» (2 минуты). Мы с вами разыграем сценку «Регистрация брака, вы будете следить за речью работника ЗАГСа, которого буду изображать я. Если вы услышите ошибки, то будете хлопать в ладоши.

Звучит марш Мендельсона, заходит пара (два ученика-добровольца из класса).

ТЕКСТ: Дорогие, Дмитрий и Анастасия, мы собрались с вами, в этом торжественном зале, чтобы зарегистрировать ваш брак. Гости, посмотрите, какая у нас красивая невеста, она выглядит очень взрослой в свои 17 лет (ХЛОПОК). Я очень рада, что сегодня создается новая семья. И пускай, у вас Дмитрий это второй брак, а первый вы еще не расторгли (ХЛОПОК), я верю, вы найдете сове счастье. И тот факт, что вы только на прошлой неделе подали заявление (ХЛОПОК) подтверждает ваши сильные чувства. Вы очень красивая пара. Объявляю вас мужем и женой. Позвольте вручить каждому из вас свидетельство о браке (ХЛОПОК).

Учитель: Молодцы, ребята, и мы продолжаем. Итак, брак – это ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности супругов.

Идет беседа с заполнением схемы. (3 минуты). Учитель у доски, дети в тетрадях. Слайд.




Пhello_html_3308dc4f.gifhello_html_m7a70a3d.gifРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ







ЛИЧНЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ

hello_html_m87c8444.gifhello_html_m703fd434.gifhello_html_57699301.gif


-Фамилия, -Законные

-Место жительства, - Договорные

-Профессия.

Учитель: перед вами на столах лежит образец брачного договора. Просмотрите его. (Приложение 2). Обратите внимание, он касается ТОЛЬКО имущества супругов. (2 минуты) Как вы считаете, нужен ли брачный договор? Зачем? Беседа. (1 минута).

Учитель: я предлагаю вам поиграть в игру: «Моё и наше» (Работа по рядам) (2 минуты).

Карточки с заданиями:
1. Счет в банке, открытый одним из супругов в браке.
2. Квартира, купленная после заключения брака.
3. Дача, полученная супругой по наследству.
4. Мебель, купленная в квартиру во время брака.
5. Автомобиль, принадлежавший супругу до вступления в брак.
6. Одежда, обувь супругов.
(итоги комментируются и обобщаются)


Учитель: обращается к высказыванию Конфуция. Давайте устроим небольшую дискуссию. На первую парту каждого ряда я ставлю карточку, с соответствующей проблемой. Пусть на каждый ряд сядет тот, кто согласен с надписью на карточке. Даю вам 2 минуты на подготовку спикера от группы. По истечении времени вы должны отстоять свою позицию. (3 минуты).

учащиеся, выступающие за главенство в семье мужчин,
– учащиеся, выступающие за главенство в семье женщин,

- учащиеся, выступающие за равноправие в семье.

Учитель: Мы с вами говорили, что главная цель семьи – рождение детей. Семейный кодекс регулирует права и обязанности родителей и детей. Работа с учебником. Мальчики ищут права, девочки обязанности. (1 минута). Обсуждение.

Учитель: к сожалению не всегда семья сохраняется. Бывают случаи, когда семьи распадаются, в силу разных жизненных обстоятельств. Как вы думаете, каковы причины этого?. Кто больше всего страдает от этого?. В каких органах расторгается брак. Беседа с детьми. (1 минута).

Ролевая сценка. Беседа по сценке. (1 минута)

1-я ученица Что случилось? На тебе лица нет!

2-я ученица Мне опротивело все в этом доме! Родители с их вечными моралями и причитаниями, обеды по воскресеньям, их знакомые со своими детьми, горы посуды вечером. Они за меня все уже решили - куда поступать, с кем дружить, что носить . Папина сестра тетя Ира, лучше меня знает, как мне жить.. Какой ей вообще дело ? Маме почему то не нравится никто из моих друзей. Я прекрасно понимаю ее намеки насчет Кирилла! Каждого своего знакомого я должна приводить к ним на «комиссию». Если бы ты знала, как мне надоели их допросы! У меня ведь своя жизнь.

1-я ученица: Родителей не выбирают.

2-я ученица: Брось! Твои предки тебе слова поперек не скажут. Делай, что хочешь- никто тебе не указ. Когда, кстати ты вчера вернулась?

1-я ученица Кому какое дело, когда я вернулась? Приходишь домой, будто и нет никого дома. Никто даже «привет» не скажет! Мама вся в своих проблемах, отец от газеты не оторвется. Я с твоей мамой больше, чем со своей разговариваю.


  1. Закрепление. Рефлексия.

Учитель: в качестве закрепления предлагаю вам заполнить листочки, лежащие у вас на столах. (2 минуты)

Продолжите фразы:


  • Было трудно…


  • Я понял, что…


  • Меня удивило…

Разгадайте кроссворд:

hello_html_8f0ccb1.png

По горизонтали: 1. Принцип семейного права, обеспечивающий одинаковое положение супругов в семье. 3.Чувство супругов, способствующее созданию счастливой семьи. 5. Близкий родственник.
По вертикали: 2. Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил и направленный на создание семьи. 4. Вещи и другие объекты, приобретённые супругами в законном браке. 6. Брачный договор, заключённый супругами на добровольной основе.
(Ответы: 1. Равенство. 2.Брак. 3. Любовь. 4. Имущество. 5. Дедушка. 6. Соглашение.)


  1. Подведение итогов урока. Оценки за работу на уроке. (1 минута).

Ребята, перед вами дерево. Вы видите, что оно сухое, безжизненное. На ваших столах вы видите по 2 листочка разного цвета. Коричневый выберут те, кто считает, что семья человеку не нужна, а зеленый, те, кто считает, что семья необходима. Давайте попробуем оживить наше дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему усмотрению. (прохожу по рядам, дети вешают листья)
Я очень рада, что на нашем дереве нет ни одного коричневого увядшего листка. Оно зазеленело, ожило, и это вселяет в меня уверенность, что вы создадите здоровые, полноценные семьи на благо нашего государства. (1 минута).

И закончить урок мне хотелось бы стихотворением (1 минута).

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!















Приложение 1

Статьи Семейного кодекса РФ

Статья 12. Условия заключения брака

 1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

 Статья 13. Брачный возраст

 1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

 Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

 














Приложение 2

Брачный договор

Место подписания договора: Дата подписания договора:

Мы, нижеподписавшиеся, гр-н ____, проживающий по адресу: _____ и гр-ка _____ проживающая по адресу: _____намеревающиеся вступить в брак (состоящие в зарегистрированном браке – кем, когда зарегистрирован брак, № свидетельства о регистрации брака), именуемые в дальнейшем «супруги», заключили настоящий договор о следующем.

1. Общие положения.

    1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, принадлежащего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре.

    2. В случае расторжения брака супругами по взаимному согласию на всё нажитое во время брака имущество сохраняется режим (общей совместной собственности или собственности одного из супругов), действующий в отношении соответствующего имущества в период брака, если настоящим договором не предусмотрено иное.

    3. В случае расторжения брака по инициативе гражданина ___ либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий...), имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр-ну ___ принадлежит ¼ доля названного имущества, а гр-ке ____ принадлежит ¾ доли названного имущества.

    4. В случае расторжения брака по инициативе гр-ки ____ либо в в результате её недостойного поведения, имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр-ке ___принадлежит ¼ доля названного имущества, а гр-ну___принадлежит ¾ доли названного имущества.

  1. Особенности правового положения отдельных видов имущества.

    1. Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, а так же проценты по ним являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны.

    2. Акции и другие ценные бумаги, приобретённые во время брака, а также дивиденды по ним принадлежат во время брака и в случае его расторжения тому из супругов, на имя которого оформлено приобретение акций и других ценных бумаг.

    3. Ювелирные изделия, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, который ими пользовался.

    4. Свадебные подарки, а так же ценные подарки, полученные супругами во время брака и предназначенные для пользования обоих супругов – автомобиль, мебель и бытовая техника- в период брака являются общей собственностью, а в случае расторжения брака – собственностью того супруга, чьими родственниками (сослуживцами) эти подарки были сделаны. Подарки, полученные во время брака от общих друзей и предназначенные для пользования обоих супругов, являются, как в период брака, так и в случае его расторжения, общей совместной собственностью супругов.

    5. Приобретённые во время брака посуда, кухонная утварь, кухонная бытовая техника являются в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака – собственностью гр-ки _________.

    6. Приобретённый во время брака автомобиль является в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака – собственностью гр-на _________.

3. Дополнительные условия.

3.1. Гр-ка __ предоставляет гр-ну __ в период брака пользование (право проживания с правом регистрации постоянного места жительства – прописки) принадлежащем гр-ке ___на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: _____________.

В случае расторжения брака право пользования названным жильём у гр-на ___ прекращается. При этом гр-н ___ обязуется в __срок после расторжения брака освободить указанное жильё, прекратив в установленном порядке регистрацию по указанному адресу своего постоянного места проживания.

4. Заключительные положения.

4.1. Супруги ознакомлены нотариусом с правовыми последствиями избранного ими правового режима имущества, в том числе с изменениями порядка определения наследственной массы.

4.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его нотариального удостоверения (с момента его регистрации брака).

4.3. Расходы, связанные с составлением и удостоверением настоящего договора, супруги оплачивают поровну.

4.4. Настоящий договор составлен в трёх экземплярах, один из которых хранится у нотариуса ____ и по одному выдаётся гр-ке ___ и гр-ну _____.


Подписи:




Разработка урока по обществознанию
  • Обществознание
Описание:

Разработка урока обществознания по теме: "Семейные правоотношения", 9 класс.

По типу урок является уроком порлучения нового знания.

Форма урока: лекция с элементами беседы, проблемно-поисковыми заданиями и практической работой учащихся.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический, работа с текстами, письменно-графический (составление схем).

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, Семейный кодекс РФ, компьютер, брачный договор, задачи по теме «Семейное право», вальс Мендельсона, презентация по теме: «Семейное право», iPad, репродукция «Неравный брак», видеоролик из фильма «Кавказская пленница», раздаточный материал с заданиями на закрепление.

Оформление кабинета: на доске тема урока, план урока, мысли о семье:

1.     «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». (Конфуций)

2.     Родительский дом – начало начал.

3.     «Жить в семье – значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга» (Б. Зигель).

 

Продолжительность урока: 45 минут.

Автор Артамонова Надежда Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1168
Номер материала 31448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓