План-конспект урока музыки в 6 классе.
Тема: «Ах, этот джаз, звенящий джаз!»
Цели:
1.
Познакомить учащихся с
основными этапами развития джаза и выявить его особенности.
2.
Воспитывать устойчивый
интерес учащихся к разным стилям музыкального искусства.
3.
Раскрыть новые музыкальные
понятия – импровизация, блюз, спиричуэл, симфоджаз…
4.
Развивать ритмические и
дикционные навыки пения.
Оборудование:
·
Компьютер, проектор,
экран;
·
Диски с аудиозаписями
музыкального ряда;
·
Зрительный ряд (презентация)
по теме «Джаз»;
·
Маршрутные листы для
учащихся;
·
Карточки с кроссвордом для
подведения итогов урока;
·
Фильм «Веселые ребята»;
·
Словарные таблички.
ХОД УРОКА
1.Организационный
момент
-----
Вход в класс под
музыку из кинофильма «Мы из джаза»
- музыкальное приветствие;
- определение темы урока:
У. – я думаю, музыка, звучавшая при входе в класс, подсказала вам тему
нашего урока. О каком же виде музыкального искусства пойдет сегодня речь?
( о джазе)
- не показался ли вам знакомым голос певицы? (Лариса Долина)
2. Вводное слово
учителя.
Наш урок посвящается джазу. За что любят джаз на всех континентах
планеты, каковы его корни, средства выразительности, этапы развития – вот лишь
некоторые вопросы, стоящие сегодня перед нами.
Чтобы ответить на них плодотворно, предлагаю вам поделиться на 4
команды, придумать для каждой из них какое-либо музыкальное название и занять
свои места.
На столах вы видите маршрутные листы с заданиями для каждой команды,
которые в процессе урока необходимо выполнить.
Команда «Лира» выясняет и фиксирует в листе историю возникновения
джаза.
«Ритм» выписывает основные особенности джаза.
«Квинта» составит небольшую таблицу разновидностей джаза.
«Ария» назовет нам выдающихся исполнителей джаза, чьи имена прозвучат
на уроке.
Все группы учащихся отмечают в листе пункты маршрута нашего заочного
путешествия. Итак, в добрый путь!
Существует множество ярких высказываний выдающихся людей о
необычности и красоте джазовой музыки, одно из самых точных мы прочитаем в
учебнике на с. 92. Американский композитор Леонард Бернстайн выразился
так:(слайд с портретом Бернстайна, чтение)
3.Об истоках джаза нам расскажут наши «Музыковеды»
М1. Джаз появился на рубеже 19-20 веков в южных штатах США в среде
негритянских рабов…
М2. зачитывает отрывок из книги Владимира Зимянина, посвященной жизни и
творчеству американского певца,
актера, общественного деятеля Поля Робсона
У. – Спасибо музыковедам за содержательный рассказ, а нам пора отметить
первый пункт нашего маршрута и выполнить задание одной из команд.(«ЛИРА» кратко
озвучивает результат, дети называют страну, город рождения джаза – США, Южный
Орлеан)
5. «Спиричуэл» - слушание , определение особенностей интонаций, ритма,
характера звучания жанра.
«Блюз Западной окраины» Луи Армстронга – слушание, анализ в сравнении со спиричуэлом.
У. – предлагаю во время слушания музыки найти в ней ответы на следующие
вопросы:
·
Главную роль в джазе
играет мелодия (как в европейской музыке) или ритм? (ритм)
·
На что похоже звучание
муз. инструментов, поочередно солирующих, иногда как бы перебивающих друг
друга?(на разговор нескольких лиц)
·
Сольное звучание
ограничено рамками одной мелодии или развивается свободно, как фантазия
музыканта? (развивается свободно)
У. Вот мы с вами и определили несколько особенных черт джазовой музыки,
попрошу команду «РИТМ» еще раз их зачитать:
1) главенство ритма;
2) импровизация;
3) разговорные интонации;
4)преобладание медных духовых (трубы, саксофона, тромбона) и ударных
инструментов.
6.Песня Я.Дубравина – В.Суслова «Джаз» - разучивание.
У. – Джаз постепенно привлекает внимание других континентов и стран,
удивляет и завораживает их. Об этом песня Я.Дубравина, которую я предлагаю вам
разучить. (показ песни, ее краткий анализ, степень трудности – острый ритм,
паузы, активное произношение слов…)
-разучивание по фразам;
- отметка маршрута – Страны Европы.
7.Джорж Гершвин. Рапсодия в блюзовых тонах. – слушание
фрагмента.
В 20-е годы 20 века в музыкальном искусстве присходит явление, казалось
бы невозможное: американский композитор Джорж Гершвин использует элементы джаза
в произведениях крупной формы – концертах, симфониях, операх. В результате
этого слияния европейской симфонической музыки и джаза появляется новый стиль -
симфоджаз. Наступила пора отметить новый пункт нашего маршрута – страны Европы.
Слушая музыку, понаблюдайте за своими впечатлениями и ощущениями от
этой музыки. Какие новые черты ее характеризуют? (раскованность интонаций,
смена темпа, ритма, контрастная динамика…)
8. Просмотр видеофрагментов кинофильма Г.Александрова
«Веселые ребята»
У. – Ярким представителем российского (советского) джаза был
И.О.Дунаевский. Он написал музыку к известному кинофильму Веселые ребята»,
фрагмент из которого мы сейчас посмотрим.
- Какой пункт мы обозначим в маршруте? (Россия)
- Обратите внимание на исполнителей главных ролей, что вы о них знаете,
есть ли среди них профессиональные джазовые музыканты? (Любовь Орлова, Леонид
Утесов –актер, певец, руководитель оркестра «ТЕА-ДЖАЗ»)
- команда «КВИНТА» для своей таблицы найдет в энциклопедии определение
быстрого джаза (диксиленд)
9. Итоги урока.
- попрошу представителей команд «КВИНТА» и «АРИЯ»представить нам
результаты своей работы. (Спиричуэл, блюз, симфоджаз, диксиленд, джаз-рок;
Лариса Долина, Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Леонид Утесов, Игорь Бутман,
оркестр Г.Миллера, оркестр «Фонограф» и др. )
- в качестве домашнего задания предлагаю вам кроссворд
на тему «Джаз». Думаю, с заданием вы справитесь легко, так как все понятия и
имена звучали сегодня на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.