Главная / Математика / Разработка урока по математике "Круг.Окружность."

Разработка урока по математике "Круг.Окружность."

Тема урока: «Круг. Окружность.»



Тип урока: урок усвоения новых знаний; интегрированный урок.


 Задачи урока:

1. Сформировать понятия: круг, окружность, центр окружности (круга), радиус окружности (круга); научить применять для построения окружности циркуль; совершенствовать навыки счета;
2. Способствовать развитию логического и дивергентного мышления, памяти, воображения, творческих способностей;
3. Способствовать воспитанию аккуратности, культуры общения и поведения в учебном классе.


Методы обучения: элементы исследовательской деятельности, наглядный, словесный, практический (прием предметных действий через тактильные ощущения).

 Средства обучения:  интерактивная доска, геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат), шаблоны кругов разной величины, цветные полоски из бумаги, циркуль, линейка, ножницы, клей.

 Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.


Время


Содержание


Действия учителя


Действия ученика


Методы


Формы


Средства


Прогнозируемый результаты


1 мин.


1. Орг. момент

- Садитесь, ребята


Прошу открыть тетради


Открывают тетради, записывают число, классную работу


-


-


-


-


1 мин.


 2.Минутка чистописания
(Слайд 3.)

А теперь идет плясать

По тетради цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.


Пропишите цифру пять одну строчку.

Начинаем писать чуть левее верхнего правого угла клетки. Ведем на середину, не доводя до правой боковой стороны клетки, закругляем.


Говорю о цифре пять, сопровождая показом презентации: великий древний ученый математик Пифагор считал число пять самым счастливым из чисел.

Показываю образец записи цифры пять на интерактивной доске.

Открывают цифру на инт.доске.
Прописывают цифру пять


Объяснительно-иллюстративный

(приём-закрытие, шторка)


Запись в тетрадь


Тетрадь, слово учителя, интерактивная доска


Аккуратно записываю цифру пять


1 мин.


 3. Мотивация учащихся(Слайд4)


Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все – что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята…


Читаю, стихотворение

(на слайде презентации), подготавливаю к счету 


Слушают и готовятся к устному счету


Словесный, наглядный


Устное сообщение


Интерактивная доска, слайд презентации, стихотворение

(приём-закрытие)


Настроятся на устный счет


5 мин.


 4. Устный счет(Слайд 5)


Предлагаю несколько заданий к устному счету


Считают, вставляют правильные ответы


Словесный, наглядный


_


(приём соответствие)


Стараются считать, не допуская ошибок, находят правильный ответ


26 мин.


5. Работа над новым материалом(Слайд6)
Сегодня мы познакомимся с определением круга и окружности, научимся различать круг и окружность.

Также познакомимся с некоторыми геометрическими понятиями, связанными с кругом и окружностью.


В значениях выражений шифруем тему урока


Открывают два геометрических термина: круг, окружность


Вычисляют выражения, написанные на интерактивной доске и узнают тему урока


Частично-поисковый, репродуктивный


Сам. работа


Сообщение


Числовые выражения, 
(расположение вне страницы)
Геометрические понятия


Круг


Окружность


Запоминают термины




Посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите ряд.
(Слайд 7)



Где в нашей жизни можно встретить круг?

На ваших столах лежат шаблоны геометрической фигуры круга. Возьмите их. 

Погладьте поверхность круга ладошкой.

Как сказать по-другому, что мы гладим?

Обведите круг в тетради, заштрихуйте площадь круга.

Подпишите под фигурой «круг». (Слайд 8)

Теперь возьмите круги еще раз и обведите в тетради рядом с первым кругом, но не штрихуйте.


_

Иду по классу, смотрю и спрашиваю, - где будешь штриховать?


Рассматривают данный ряд геометрических фигур, изображенных на интерактивной доске, находят закономерность и продолжают ряд.


Узнают фигуру и называют ее.


Обводят круг, штрихуют, подписывают


Анализ

Синтез

Демонстрационный

Словесный

Исследовательский


Совместная работа

Совместная работа


Индивид. работа


Геометрические фигуры

Геометрическая фигура (круг)


Тетрадь, шаблон круга













Приём-упорядочивание, сортировка…


Выделяют по величине, по цвету, 

по форме

Называют «круг»


Запоминают круг




Посмотрите на линию, которую вы получили.

Это окружность – граница круга.

Подпишите «окружность».

Что в нашей жизни может являться прообразом окружности?

Могут ли круг и окружность «жить» вместе?

Да. Потому что круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.


Возьмите цветные полоски.


Соедините концы полоски, поднимите и покажите.

Какая фигура получилась?


Теперь разверните окружность, кладите на тетрадь. Скажите, что напоминает эта линия?

Что имеет любой отрезок?

Так чем же отличается круг от окружности? (окружность - замкнутая линия).


Возьмите цветные круги и покажите пальчиком окружность, круг погладьте.


С помощью какого инструмента можно начертить окружность?(Слайд 9)


Связываю с жизнью

(повторяю действия учеников, черчу круг на интерактивной доске, показывая где граница окружности)


Предлагаю взять цветные полоски и соединить концы, потом развернуть в прежнее положение


Прошу показать круг и окружность


Прошу помочь начертить окружность


Обводят круг, получают окружность, подписывают


Работаю с цветными полосками


Различают круг и окружность


Рассказывают этапы вычерчивания окружности


Практический,

Словесный


Объяснительно-демонстрационный


Практический

Прием предметных действий

Практический

Частично-поисковый, демонстрационный


Инд. работа

Совместная работа

Инд. работа

Сов. работа


Тетрадь, шаблон круга, интерактивная доска


Шаблон круга


Цветные 

полоски

Круг

Демонстрация циркуля


Запоминают окружность


Разводят два понятия: круг и окружность

Должны усвоить, что является кругом, окружностью


Выводят алгоритм вычерчивания окружности




Зная алгоритм, начертите в тетради произвольную небольшую окружность.

Точка, в которой находилось острие циркуля, называется центром окружности (круга).(Слайд 10)

Обычно обозначается заглавной буквой  О.


Обозначьте центр окружности.


На линии окружности выберем и обозначим точку К.

С помощью линейки соединим точку окружности с центром окружности.

Получим отрезок   ОК – это радиус окружности.

Теперь выберем и обозначим еще одну точку окружности С.


Прошу начертить окружность, 

При этом повторяю действия учеников на интерактивной доске, открываю термин «центр окружности».

Показываю центр окружности «О»


Демонстрирую на интерактивной доске


Открываю термин «радиус окружности», обозначается «r»


Вычерчиваю окружность по алгоритму

Обозначают центр окружности


Проводят несколько радиусов


Практический, репродуктивный


Инд. работа


Циркуль, интерактивная доска

Приём-пометки.


Чертят окружность с центром


Проводят радиус окружности




Проведем еще один радиус.


Возьмем точку М и проведем третий радиус.

Сколько таких радиусов можно провести?

Возьмите линейку и измерьте радиусы окружности.


Что можно сказать о радиусах этой окружности? (радиусы одной окружности равны).


Окружность можно начертить по заданному радиусу.


Начертите рядом с произвольной окружностью окружность с радиусом два сантиметра.

Для этого, с помощью линейки, отмеряется 2 см между острием циркуля и его ножкой. Игла становится на нуль, ножка на отметке 2 см.

Дальше работаем по алгоритму.

Какова последовательность ваших действий при вычерчивании окружности?


Проведите радиус этой окружности.

Какова длина радиуса этой окружности?


Прошу провести три радиуса

Говорю вывод

(слайд презентации)

Прошу начертить окружность с радиусом 2 см.

(сопровождаю объяснение показом на интерактивной доске).


Прошу провести два радиуса




Записывают

ОК = ОС = ОМ

Чертят окружность по алгоритму


Проводят радиусы окружности 

ОА = ОN = 2 см




Исследовательский

Практический


Объяснительно-демонстрационный, практический




Инд. работа


Инд. работа


Инд. работа




Интерактивная доска (для учителя), линейка (для учеников),


Циркуль, линейка

Линейка




Приходят к выводу, что радиусы одной окружности равны.

Могут по алгоритму начертить окружность радиусом 2 см.


10 мин.


6. Закрепление(Слайд 11)


Выполним небольшую практическую работу.

У вас листы желтой бумаги.

Начертите на ней две окружности радиусом 2 см и 3 см.

Вырежьте круги.

Воспользуйтесь красными кружками.

В тетради выполните аппликацию утенка.


Покажите друг другу в парах, где окружность, где круг.

Какие геометрические фигуры вы использовали?

Что является границей круга?

Что такое радиус?




Прошу выполнить аппликацию


Прошу в парах рассказать изученный материал




Закрепляют изученный материал

Показывают круг, окружность, центр окружности, радиус.




Элементы творческой работы, репродуктивный


Практический




Инд. работа

Работа в парах




Цветная бумага.

Два круга диаметром 1см.

Клей

Ножницы

Циркуль




Получают аппликацию утенка из кругов разного диаметра


Повторяют изученный материал.

Проводится выставка работ


1 мин.


 7. Домашнее задание
Выполните утенка из окружностей (полосок бумаги).

На стр. 82, выучите определения






практический


Инд. работа




Получают аппликацию утенка из полосок бумаги (окружностей)






Разработка урока по математике "Круг.Окружность."
  • Математика
Описание:

Цель:

1.Способствовать развитию логического и дивергентного мышления, памяти, воображения, творческих способностей; 

2. Сформировать понятия: круг, окружность, центр окружности (круга), радиус окружности (круга); научить применять для построения окружности циркуль; совершенствовать навыки счета;
3. Способствовать воспитанию аккуратности, культуры общения и поведения .


 

Методы обучения: элементы исследовательской деятельности, наглядный, словесный, практический (прием предметных действий через тактильные ощущения).

 Средства обучения:  интерактивная доска,  геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат),  шаблоны кругов разной величины,  цветные полоски из бумаги,  циркуль,  линейка,  ножницы,  клей.

 Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.

Автор Архипова Ольга Николаевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 502
Номер материала 9118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓