Проверка вычитания.
Урок математики во 2-м классе
Цель урока:
Формирование умения проверять вычисления, выполненные при вычитании.
Задачи:
- Познакомить со способом
проверки вычитания сложением и вычитанием.
- Совершенствовать
вычислительные навыки и умение решать задачи.
- Воспитывать коллективные
отношения.
Оборудование: письмо
от Кузи, изображение тролля Кузи, учебник “Математика, 2-й класс.” (М.И. Моро),
карточки для решения примеров «Снежинки”, м/м презентация.
ХОД УРОКА
1. 1.
Организационный момент.
Урок математики у нас с вами
необычный. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы уже научились, что
умеете делать, как отвечаете. Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите
улыбку друг другу.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Ребята, вы ждете подарков?
Зажмурьте глаза и представьте, что под новогодней елкой стоят ваши подарки.
Какое у вас настроение? По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке, и
можно начинать урок.
2 . Минутка
чистописания.
Запишите в тетради число.
Какой сейчас месяц?(декабрь). Как пишется слово декабрь? Какое
это слово?(словарное) Какие пословицы, приметы знаете о декабре?
Из каких цифр состоит число?
Что можете рассказать о числе 15?
Запишите в тетради: 15 1 5
3. Введение в тему
урока. Постановка цели рока.
- Сегодня к нам в класс пришло
письмо…Прислал его тролль Кузя – персонаж интерактивных компьютерных игр. (СЛАЙД
2)
- Вы любите играть в компьютер?
- Кузя прислал нам письмо на урок
математики не случайно. Дело в том, что в одном из файлов его компьютерной игры
поселился вирус, и она не загружается. Кузя выяснил, что вирусом заражены
некоторые выражения на вычитание. Он просит помочь найти способы
проверки вычитания. Поможем Кузе?
Это и будет темой нашего урока – запишем:“Проверка
вычитания”. На уроке мы найдем способы проверки действия вычитания.( СЛАЙД 3)
4. Устный счет. (1 уровень
игры).
- Начинаем игру. Игра состоит из
трех уровней.
Задание первого
уровня:
решить цепочку примеров . (СЛАЙД 4)
34+6-20+3-10+5= (18)
-- Среди
данных выражений Кузя просит выбрать уравнение и решить его.(СЛАЙД 5)
-- Что такое уравнение?
—Что значит решить уравнение?.
- 16+у=30
- 40-х
- 99+R<101
- 55+5=60
Кузя очень любит играть в
компьютерный футбол. Но коварная волшебница расставила ловушки! В ворота может
попасть только мяч с правильным ответом! ( СЛАЙД 6)
23+6= 29 67- 4= 63 46 - 22=24
67- 24 =43 ( СЛАЙДЫ 7,8,9,10)
- Какое выражение отличается от
остальных? Почему? (23 + 6=29, его значение находится сложением)( СЛАЙД 11)
- Как называются числа при
сложении? (1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы)
- Каким действием находятся
значение остальных выражений? (Вычитанием)
- Как называются числа при вычитании?
(уменьшаемое, вычитаемое, значение разности)
- Я поздравляю вас, вы прошли
первый уровень компьютерной игры. Знание названий чисел при вычитании помогут
нам также успешно пройти 2 уровень. ( СЛАЙД 12)
4.ФИЗМИНУТКА ( СЛАЙД
13)
7-5—столько
раз ногою топнем
10 – 6 – столько
раз руками хлопнем
14 – 11 – мы
присядем столько раз
11 – 9 –мы
подпрыгнем ровно столько
Ай да счёт! Игра да только!
5. Работа над
новой темой (2
уровень игры).
1. Знакомство со
способом проверки сложения вычитанием.
- Задание 2 уровня игры: найти
неверно решенное выражение и доказать это.
На слайде записаны 2 выражения на
вычитание: 8- 2 = 6, 10 - 3 = 8.
- Можете ли вы найти выражение,
значение которого неверное?
- Попробуем в этом убедиться.
- Назовите действие,
противоположное вычитанию. (Сложение)
- Действие сложение используется
для проверки вычитания.
Учитель открывает
запись под первым выражением( СЛАЙД 14)
На доске:
8 – 2 = 6
6 + 2 = 8
- Видим, что если к разности
прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.( СЛАЙД 15)
На доске запись:
значение разности +вычитаемое = уменьшаемое.
- Рассмотрим 2 выражение на вычитание.
Попробуем к значению разности прибавить вычитаемое.( СЛАЙД 16)
10- 3 = 8
8 + 3 =11
- Итак, при проверке первого
выражения получено верное равенство, а при проверке второго выражения получено
неверное равенство.
Мы доказали, что значение второго
выражения найдено неверно.
Исправим ошибку.( СЛАЙД 17)
Запись решения
выражения с проверкой
--Итак,
какой сделаем вывод? Как можно проверить вычитание?( СЛАЙД 18)
7. Закрепление
1. Работа с
учебником
- Выполним задание, данное в
учебнике на с. 86, № 2 и проверим правильность вычислений.(3 примера у доски с
комментированием—по цепочке; 1 пример самостоятельно с проверкой (СЛАЙД 19)
2. Проверка
выполненной работы.
6. Физминутка
- Кузя хочет нас предупредить о
том, что при работе с компьютером нужно соблюдать определенные правила для
сохранения здоровья. Детям вашего возраста желательно находиться за компьютером
не более 1 часа в день, сидеть у экрана монитора на расстоянии вытянутой руки,
кроме того, через 30 минут работы необходим перерыв.
Гимнастика для глаз (СЛАЙД 20)
7.Продолжение
работы по теме урока.
( СЛАЙД 21) -- Мы разобрали
один способ проверки вычитания, а существует ли ещё способ проверки? Как вы
думаете?
--Давайте посмотрим как выполнено
вычисление и проверка следующего выражения:
12-5=7
12-7=5
-- Что заметили? ( СЛАЙД 22)
Если из
уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.
-- Значит вычитание можно проверить
и действием вычитанием.( СЛАЙД 23)
1. Работа
с учебником
- Выполним задание, данное в
учебнике на с. 87, № 5 и проверим правильность вычислений.( 2 примера у доски,
3-й самостоятельно).
2. Проверка
выполненной работы. ( СЛАЙД 24)
- Поздравляю вас, 2 уровень игры нами
успешно пройден, остался последний, 3 уровень.
8. Решение задач.
(3 уровень игры).
1.Работа с учебником. Стр.87
№6.Какие главные слова выделим для краткой записи?
Было—? груш
Взяли – 6 груш
Осталось –5 груш
-- Как узнать
сколько груш было? (5+6=11 г.) ( СЛАЙД 25)
-- Составьте обратные задачи.
Было—11 груш
Взяли – 6 груш
Осталось –? груш
-- Как узнать
сколько груш осталось? (11- 6=5 г.) ( СЛАЙД 26)
Было—11 груш
Взяли – ? груш
Осталось –5 груш
-- Как узнать
сколько груш взяли? (11- 5=6 г.) ( СЛАЙД 27)
-- Сравните решения задач. Что
заметили? (взаимосвязь компонентов).
- Поздравляю вас, и 3 уровень игры
вами с блеском пройден! ( СЛАЙД 28)
9. Итог урока.
- Сколько уровней игры было предложено
для прохождения?
- Сколько уровней пройдено?
– Давайте вспомним, через какие же
испытания нам пришлось пройти.
Что мы делали, чтобы
выручить Кузю? (Решали числовые выражения,
уравнения, решали задачи.)
- Как вы помогли Кузе найти способ
проверки вычитания?
- Как проверить вычитание?
10. Рефлексия: Покажите
своё отношение к уроку. Всё ли вы усвоили? Всё ли у вас получилось?( смайлики) (
СЛАЙД 30)
Домашнее задание:
с 87, № 7 (?).( СЛАЙД 29)
Дополнительно: решение примеров на снежинках.
Белые:лёгкий уровень; голубые: уровень
повышенной сложности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.