Цели урока: познакомить детей
с понятием «духовный мир человека»
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю.
Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею
произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки
выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким,
животным, природе.
1.
Организационный момент.
2.
Постановка темы и цели
урока.
- Начинаем урок литературного чтения.
Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением автора, который мне очень
нравится. А кто он, вы узнаете, выполнив задание.
Выделите фамилию автора из данного ряда по нескольким признакам одновременно.
Обоснуйте свой ответ.
Слайд 1
Ответы учащихся:
- Познакомимся с произведением В. Ю. Драгунского, так как это фамилия прозаика,
а остальные – фамилии поэтов, В. Ю. Драгунский жил и творил в XX в., а Ф. И.
Тютчев и А. С. Пушкин – в XIX в., фамилия Драгунский начинается со звонкого
согласного звука, а остальные – с глухих, фамилия Драгунский состоит из трех
слогов, остальные – из двух.
Слайд 2
- Да, это Виктор Юзефович Драгунский.
Какие его произведения читали?
- А знаете, какие еще веселые и загадочные названия умел придумывать своим
рассказам этот писатель? «Зеленчатые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Он живой и
светится», «Арбузный переулок». Правда, интересно, и сразу хочется прочитать?
- И сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В. Драгунского.
- В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» - это и будет темой нашего урока.
Слайд 3
- Сформулируйте цели урока,
используя глаголы:
Слайд 4
- Ребята, а что вы знаете
о В. Драгунском?
Слайд 5
Рассказ ученика об авторе:
- Когда читаешь рассказы В.
Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и
токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке…
клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал
писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые,
и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих
героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над
своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- И сегодня мы с вами в этом убедимся.
3. Первичное восприятие.
Учитель читает отрывок из произведения.
- Назовите главных героев произведения.
Слайд 6
|
|
|
- Что вы о них
узнали из этого отрывка? (одноклассники, приятели, друзья)
- Вы услышали, что любит Дениска. Как вы думаете, а что же любит Мишка? (ответы
детей)
- Дочитайте текст до конца самостоятельно и проверьте, насколько точны ваши
предположения.
|
|
|
|
|
|
|
|
- Посмотрите на слова.
Они вам встретятся в тексте. При чтении обратите на них внимание и подчеркните.
(Прием «Молния!»)
Слайд 7 (Учитель читает слова, слайд закрывается)
Дети читают текст до конца
4. Проверка первичного
восприятия.
- Подтвердились ли ваши
предположения?
- Как все, что любит Мишка, можно назвать одним словом?
- Какие слова вы подчеркнули?
Учитель открывает слова. Слайд 7
- Почему назвали не все слова?
- Объясните лексическое значение этих слов.
3 ученика работают со словарем, зачитывают статьи из словаря.
Слушание ответов.
- Вы назвали главных героев
произведения: Дениска и Мишка.
- А кто они друг другу? (Приятели, одноклассники, ровесники, друзья.)
- Одинаковые ли у них интересы?
- Перечитаем произведение еще раз, дадим характеристику каждому герою, чтобы
понять, почему же у них разные интересы.
ФИЗМИНУТКА
5. Чтение произведения и его
анализ.
1). Чтение I абзаца цепочкой.
- Какие вопросы можно составить к этому абзацу? (Дети составляют вопросы и
отвечают на них.)
2). Чтение по ролям.
- Прочитайте диалог учителя и Дениски и подготовьтесь к чтению по ролям. Для
этого исключите слова автора, оставьте только слова героев.
- Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Ф. Шопена.)
- Что узнали о Шопене из слов учителя?
- Фридрих Шопен – великий польский композитор и пианист. Послушайте его музыку
и подумайте, почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого
композитора.
Слайд 8 (звучит музыка)
- Почему Борис Сергеевич очень любит
музыку Ф. Шопена? (Она красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.)
- Найдите в тексте, как он сам ответил на этот вопрос.
- Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
- Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
- Как вы это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремесла, и история, и
космос.)
- Как это характеризует Дениску? Докажите.
Дети, используя опорные
слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
3).Выборочное чтение.
- А сейчас прочитаем, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.
- Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся)
- Подберите синонимы к слову «надулся».
- Почему Мишка надулся?
- Дениска любит целый мир, а что любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об
этом говорит двумя словами. (Разные разности)
- Уточним, какие же
разные разности любит Мишка. Подтвердите текстом.
- Как вы это назвали одним словом? (Продукты)
- Что можно сказать о Мишке? (обжора, сластена)
- Чего ждал Мишка? (похвалы)
- Найдите в тексте, как отреагировал учитель на речь Мишки? (Посмотрел
недовольно и строго.)
- Почему? Чего он ждал от Мишки?
4). Дети перечитывают последние два абзаца. Два
ученика готовятся к выразительному чтению по ролям данного отрывка.
- В какой момент изменилось настроение Мишки?
- На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.)
Почему? (Это духовная, главная любовь, благодаря которой живет человек.)
Чтение отрывка.
- Удалось ли ребятам показать, что Борис Сергеевич не одобряет, не хвалит Мишку
за его разные разности и как Мишка на это реагирует?
- Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова
учителя. (Встрепенулся, покраснел.)
- А когда люди краснеют?
- Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверно. Только пока
не выделяет это как главное.
- Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к
нему отношение Бориса Сергеевича?
- Выберите слова, которые характеризуют Мишку. Докажите.
Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
- А как же к героям относится автор? (К Дениске - с уважением, к Мишке
- с юмором, но учит.)
- Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Что любит Мишка»?
- Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа?
- Почему Дениска и Мишка так по-разному ответили на вопрос «что ты любишь?»
- Да, ребята, как в жизни нет двух одинаковых людей, так и в литературе нет
двух одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это первая идея
произведения. Но есть еще одна.
- Как вы думаете, может ли Мишка измениться в лучшую сторону? Какая вторая
идея? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону)
- И автор тоже в это верит.
- Какой совет вы могли бы дать Мишке? (любить свою семью)
- Любите своих близких и почаще им об этом говорите. «На свете все сыщешь,
кроме отца с матерью», - гласит народная мудрость. Не забывайте об этом.
Слайд 11
6. Итог урока.
- Ребята, а как вы думаете,
что для человека самое главное?
- Когда человек по-настоящему
счастлив? Посмотрите на эти фотографии, на свои счастливые лица. Слайды 12-14
- Только в
семье, рядом со своими близкими и родными людьми мы чувствуем себя счастливыми.
7. Домашнее задание.
Слайд 15
• Прочитайте рассказ и нарисуйте
рисунок к понравившемуся отрывку.
• Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события дальше.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.