Главная / Начальные классы / Разработка урока по литературному чтению на тему

Разработка урока по литературному чтению на тему

Урок литературного чтения во 2 классе

Босунова Алена Николаевна учитель начальных классов МБОУ «НОШ № 5» 2014/2015 г.

Тема: Дружба животных. Валентин Берестов. «Кошкин щенок».

Цели: познакомить детей с весёлым стихотворением В. Д. Берестова «Кошкин щенок»;

Личностные УУД:

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», бережно относиться к ним, сочувствовать и сопереживать;

  • воспитывать интерес к чтению.

Познавательные УУД:

  • умение строить свои высказывания;

  • находить нужную информацию в тексте;

  • развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в стихотворении;

  • структурировать свои знания.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • прогнозирование сюжета произведения;

  • оценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • умение общаться друг с другом;

  • управлять поведением портнёра.

Предметные:

  • Познакомить с творчеством детского писателя В.Берестова;

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения текста через осознанное прочтение, художественные особенности в тексте;

  • Учить работать над образом литературного героя: передать своё отношение через поступок, речь героя;

  • Учить определять главную мысль произведения.

Методы:

  • Объяснительно – иллюстративный;

  • Частично – поисковый;

  • Наглядный;

  • Словарная работа

Формы: фронтальная, парная

Приёмы: аудиослушание, продолжи фразу, выбери нужную фразу, поиск информации в тексте, встреча с автором, работа в карточках, личный опыт, выборочное чтение, «жужжащее чтение»

Технологии: технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая, информационно-комуникативная.



Ход урока:

hello_html_m2939857f.gif

I. Организационный момент (слайд 1)

В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят надо встать,
Чётко, громко отвечать.

hello_html_m789694a1.gif

II. Самоопределение к действию (слайд 2)

1) - Начинаем урок ПОЭЗИИ.

hello_html_424523ed.gif

- Произведения какого жанра будем читать? (стихи)

- Что такое стихотворение? (см. словарь «Умных слов»)

- Чем отличается стихотворение от прозы? (рифмой, ритмом)

- Чем может быть полезен для Вас урок ПОЭЗИИ? (слайд 3) Для меня урок ПОЭЗИИ – это ….

- новое открытие; - встреча с новыми героями; - работа над выразительным чтением; - радость общения; - встреча с поэтом; - интерес к чтению; - эмоции, переживания; - отношение к герою.

III. Актуализация знаний.

- Как люди называют животных? Наши меньшие братья

- Почему животных называем нашими меньшими братьями? (Животные пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь. Они наши соседи и земляки. Нас связывает с ними общее – жизнь. Животные доставляют человеку радость общения)

- Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке? Я думаю, что будем говорить о животных;…. (слайд 4)

- Верно, мы продолжаем изучать раздел «О братьях наших меньших».

hello_html_3b6d7e11.gif

- Какие произведения читали о животных?

Вывод: что объединяет все произведения? (дружба людей и животных; проблема: люди не всегда обращаются к животным, как к меньшим братьям)

IV. Постановка темы урока и задач.

  1. - Послушайте отрывки из стихотворений (читают дети) – Что объединяет стихи? - Чьи это стихи?

1. «Котёнок хочет в школу

Я — котик умный и весёлый,

Но никогда не видел школы.

Возьми меня с собою в класс:

Я помяукаю для вас!


2. «Гуси»

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнёт подойти босиком.

4. В добрых глазах приручённого зверя

Каждый ребёнок прочтёт без труда:

"Я полюбил тебя! Я тебе верю!

Ты ведь не бросишь меня никогда?"


3. «КОТ У ВОРОТ»

Дрожа от лютой стужи,

Кот просит: - Отопри!

Как холодно снаружи!

Как голодно внутри!

Впустите,

Накормите

Несчастного кота,

Согрейте, пожалейте,

И будет красота!


5. «КОШКА И МЫШКА» Мышка кошку угостила. Кошка мышь не проглотила.

Почему не проглотила?

Угощения хватило.

Вывод: это отрывки из стихотворений В. Берестова о животных (слайд 5 - 6)

hello_html_m14eede74.gif

Валентин Берестов стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей. Позже – для детей школьного возраста и взрослых.

hello_html_m45a07d19.gif

Первая книга вышла для детей и называлась "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад».

Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича говорила ему: "Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет".

Вывод: у нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством поэта на страницах учебника.

2) – Могут ли дружить животные? О дружбе животных расскажет нам В. Берестов в произведении «Кошкин Щенок» (слайд 7)

hello_html_m1bbaa5f6.gif

Тема. Дружба животных. В. Берестов «Кошкин Щенок»

Физкультминутка (слайд 8)

hello_html_m1fdcc448.gif

V. Знакомство со стихотворением «Кошкин щенок» hello_html_m17ffc8b7.gif

1) Прогнозирование содержания по названию. - Прочитайте название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. - Как вы думаете, о чём это стихотворение? - Кто главные герои? - Слушайте внимательно, будем делиться своими впечатлениями.

2) Прослушивание стихотворения «Кошкин щенок» через электронный носитель (слайд 10 – 113)

- Понравилось вам стихотворение? - Какие чувства вы испытывали при прослушивании? - Что показалось смешным, забавным?

VI. Анализ произведения.

1) «Жужжащее чтение» - самостоятельно дети читают стихотворение и подчёркивают непонятные слова.


2) Словарная работа (знак «Работа в парах»). Соедините стрелкой понятие и его значение (слайд 14)

Приёмный сын

содержащее себя в чистоте, опрятный;

Чистоплотное животное

усыновлённый сын;

Верзила

колыхаться, производить всплеск;

Плескайся

полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Дремлет

высокий и нескладный человек;


hello_html_3ba49571.gif

Самопроверка:

  • Приёмный сын – усыновлённый сын;

  • Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;

  • Верзила – высокий и нескладный человек;

  • Плескайся – колыхаться, производить всплеск;

  • Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.


Вывод: для чего нужна была словарная работа? (чтобы понятен был текст)


2) Выборочное чтение (знак «Работа в паре»)

- Каждая пара получает карточку с вопросом, на который постарайтесь найти ответ из стихотворения и прочитать эти строки (слайд 15)

hello_html_3aa94e69.gif

1 группа: Каким был щенок?

Дети: Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.


2 группа: Как кошка ухаживала за ним?

Дети: Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Язычком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

шею, спинку и бочок.


3 группа: Какой была кошка – мать?

Дети: Кошка-мать - животное

Очень чистоплотное.


4 группа: Каким стал сынок?

Дети: Но подрос

Сынок приёмный,

И теперь он пёс огромный.


5 группа: С какими трудностями встретилась кошка – мать?

Дети: Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.

- Ох, - вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!


6 группа: Какой выход нашла кошка – мать?

Дети: Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся.


- Чем закончилось стихотворение?

Дети: Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.


Вывод: для чего нам необходима эта информация? (для составления характеристики главных героев)

2) Составление характеристики героя (знак «Работа в паре») - Каким был щенок? Какой была кошка – мать? (слайд 16)

hello_html_m1bb369fb.gif

На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: закрасьте каждую группу цветным карандашом.

ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок

Самостоятельная работа со словами.

- Проверяем: Щенок: ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

Кошка – мать: заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

Проверь работу (слайд 17)

hello_html_m2eb99511.gif

Кошка - мать

Щенок

заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный) - Какие отношения между кошкой и щенком? (доброжелательные, ласковые, нежные)

- Кто наши герои по отношению друг к другу? (кошка-мама, щенок-сын)

Вывод: Такие отношения бывают между близкими, родными людьми, даже если дети приёмные.


VII. Итог.

1) - Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…) Докажите.

- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? - Какова идея автора? (показать, что…)

- Придумайте своё название («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок»)

- Вырази своё отношение к этой истории?

Вывод: Щенок и кошка могут дружить, заботиться друг о друге и даже жить вместе.

2) Выразительное чтение стихотворения.

- Что показалось смешным, забавным в стихотворении? (у кошки щенок)

- Определите характер стихотворения? (шуточное, веселое…) - Прочитайте так, чтобы удалось передать все чувства, и характер стихотворения


VIII. Рефлексия (слайд 18 - 19)

- Какую цель перед собой ставили?

- Дай оценку своей деятельности на уроке:

  • На уроке я узнал(а)...

  • На уроке я похвалил(а) бы себя за...

  • После урока мне захотелось...

  • Сегодня я сумел(а)...


IX. Д/З (слайд 20)

- Дети, я знаю, что не только кошка может дружить с собакой, но и другие животные. А вы об этом что-то знаете? - Вспомни или придумай историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей. Расскажи на следующем уроке.













Кот и овчарка

hello_html_20099060.png



Мать котёнка попала под колеса автомобиля, овчарка, которую звали Коттон, удочерила маленького котёнка. Собака и кошка везде играют вместе, также едят из одной тарелки, а когда наступают холода, Коттон разрешает кошке залезть к нему на спину, чтобы подремать. Пёс настолько предан кошке, что даже не позволяет подходить к коту своему хозяину.







Ворон и котёнок

hello_html_79067ba.png



Как-то во дворе у нас появился котёнок. Мы с удивлением наблюдали, как к этому котенку начал проявлять заботу ворон, он кормил малыша червячками и жуками, кроме того он уберегал его от опасной улицы. После того как кошка начала спать ночью в доме, ворон всё равно не покидал её и каждое утро ждал её у двери дома, и кошка каждое утро выбегала к ворону на улицу, для того, чтобы поиграть и побороться со своим другом.







Дружба цыплёнка и собаки

hello_html_m21556a1b.png

Я очень любила цыплят. И однажды на ярмарке мама купила мне три жёлтых комочка. Первые дни они жили в кроличьей клетке в углу на кухне под дежурством нашей собаки Бонни. Собака часами сидела перед клеткой, следила за каждым их движением. Цыплята тоже были неравнодушны к Бонни. Они были уверенны, что собака - их мать. Когда цыплята подросли, мы их выпустили на улицу, во двор. Каждое утро они подходили к двери и кудахтали до тех пор, пока не выпустим собаку. Они вместе кушали, бегали по двору и даже спали вместе в конуре. Куры несли яйца в конуре у Бонни. Наблюдая за такой дружбой мы шутили, что было бы неплохо если бы наша собака тоже начала нестись. Бонни отгоняла соседских собак и кошек, сорок и других птиц.






























9



Разработка урока по литературному чтению на тему
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Дружба животных. Валентин Берестов.  «Кошкин щенок».

 

Цели: познакомить детей с весёлым стихотворением В. Д. Берестова «Кошкин щенок»;

Личностные УУД:

  • эмоционально  «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • воспитывать любовь к  «братьям нашим меньшим», бережно относиться к ним, сочувствовать и сопереживать;
  • воспитывать интерес к чтению.

Познавательные УУД:

  • умение строить свои высказывания;
  • находить нужную информацию в тексте;
  • развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в стихотворении;
  • структурировать свои знания.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • прогнозирование сюжета произведения;
  • оценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД:  

  • умение выражать свои мысли;
  • умение общаться друг с другом;
  • управлять поведением портнёра.

Предметные:

  • Познакомить с творчеством детского писателя В.Берестова;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения текста через осознанное прочтение,  художественные особенности в тексте;
  • Учить работать над образом литературного героя: передать своё отношение через поступок, речь героя;
  • Учить определять главную мысль произведения.

Технологии: технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая,  информационно-комуникативная.

Автор Босунова Алёна Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1408
Номер материала 41012
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓