Главная / Начальные классы / Разработка урока по литературному чтению, 4 класс на тему:

Разработка урока по литературному чтению, 4 класс на тему:

Класс: 4 класс. 11.09.2014г

Учебный предмет: Литературное чтение.

Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина

Тема урока: Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Цели и задачи:

Обучающие обобщение знаний о легендах, героических песнях, форми­рование представлений о былинном сказе, особенностях его постро­ения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, их подвигах перед землей русской; совершенствование на­выков чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

Развивающие:- развивать образное мышление, -расширять словарный запас учащихся, развитие связной речи, памяти, творческого воображения уча­щихся средствами художественной литературы;

Воспитывающие: -прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа, воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внима­тельности, любви к поэтическому слову.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»4класс, рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»4класс, иллюстрации, презентация (приложение 1),

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сравнивать жанры устного народного творчества; иметь представление о героической песне, формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать героические песни, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации и интонации при чтении былин. РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных героических песен; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.



Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

Прозвенел опять звонок.

Ты готов начать урок?


РУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

Актуализация субъектного опыта учащихся




Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

Упражнение в тренировке дыхания

Скороговорка: Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Речевая разминка( показ слайда)

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Учитель. – Читаем медленно, выговариваем каждое слово.

- О чём скороговорка?

Учащиеся: - Скороговорка о том, как правильно говорить.

Учитель. - Прочитайте скороговорку в ускоренном темпе.

- Кем мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами)

- У чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос и дыхание) Тренировка дыхания (стоя)

  • Проверка домашнего задания: Выразительное чтение отрывка из былины.

  • Выставка рисунков.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).





Постановка проблемы

Отгадайте загадку:

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? ...

(Соловей)

  • Что это за птица? Соловей отличается не только красивым опе­рением, но и прекрасным голосом. Он может выводить замечательные трели.

  • Кто такие разбойники? Они являются положительными персо­нажами или отрицательными? Приведите примеры.

  • А что получится, если соединить два слова: соловей и разбой-

hello_html_m531b6192.png

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Определение темы и целей урока

- Какая тема нашего урока?

Тема: Былинные герои. Былина

«Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Вывод: Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР –это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.

Шаги деятельности на уроке

Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!”

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала


- Как вы думаете, почему его так назвали?

«Свободное письмо».

Детям даются 2-3 минуты, чтобы они записали свои предположения.

Выслушиваются ответы нескольких учеников. Можно обменяться тетрадями.

- У вас будет возможность проверить свои предположения во вре­мя чтения произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

  1. Подготовка к восприятию.

Что такое былины? О чем рассказывается в былинах? Кого на Руси называли богатырями?

Где исполнялись былины? Кто исполнял былины и как?

С какой былиной мы с вами познакомились на предыдущем уроке? (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».)

Вводится понятие «былинный сказ».

Былинный сказ - это изложение былины в прозе.

Словарная работа: зыбучие, гать, ремни сыромятные, тын, кафтан, дружина.

Целевая установка перед чтением.

  • Сравните образ Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Святогор» и в былинном сказе «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

  • Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Подготовка к выполнению заданий

Работа над произведением.

1.Первичное чтение.

2.Проверка восприятия.

- Что понравилось и запомнилось? Чем былинный сказ отличается от былины?

- Кто главные герои? Кто из них положительный, а кто - отрицательный?

- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

(Храбрый, сильный, серьезный, мудрый, сдержанный, прямодушный)

Уметь проводить сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Физминутка



Изучение нового произведения.

    1. Повторное чтение.

    2. Анализ произведения.

- Зачем Илья Муромец отправился за реку?

- Прочитайте слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.

(Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.)

- Прочитайте слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.

(Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди добрые ездят.)

- Как Илью Муромца встретил Соловей-разбойник?

- Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья- разбойника.

(Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, заши­пит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.)

- Объясните смысл выражения: «.. .русые кудри на голове не дрог­нули».

- Что удивило Соловья-разбойника?

- На что он использовал свою силу?

- Найдите в тексте гиперболы. Для чего использовали этот прием?

- Найдите архаизмы (устаревшие слова). Употребляем ли мы их сегодня в речи?


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Выполнение заданий

Работа в паре.

Подготовка к пересказу. Выделение опорных слов и словосоче­таний.


болота

зыбучие

настилы

дубовые

речка

широкая

лес

темный

голос

страшный и т.д.


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Информация о домашнем задании

Стр. 50 - 57 - прочитать былинный сказ, приготовить краткий пересказ былины.


Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия.

- Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке.

- Кто автор?

- Какие открытия сделали на уроке?

- О чем урок заставил задуматься?

- Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Разработка урока по литературному чтению, 4 класс на тему:
  • Начальные классы
Описание:

Урок по литературному чтению в 4 классе «Особенности героической песни как жанра фольклора. «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»» построен с учётом образовательных и воспитательных технологий. Данный урок является завершающим в разделе «Произведения фольклора». На уроке дети учатся полноценно воспринимать художественный текст, осознавать и прославлять подвиги настоящих невымышленных людей. С помощью воображения входят в нарисованную художником жизнь, переживают её как реальную, отзываются душой на переживания героев и соотносят со своей жизнью и своими переживаниями.

Автор Чарыева Татьяна Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3372
Номер материала 23213
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓