Класс: 4 класс. 11.09.2014г
Учебный предмет: Литературное чтение.
Автор
учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина
Тема
урока: Особенности героической песни как жанра
фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
|
Цели и задачи:
Обучающие обобщение знаний о легендах, героических песнях, формирование
представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение
представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, их подвигах
перед землей русской; совершенствование навыков чтения; учить сравнивать,
обобщать, делать выводы;
Развивающие:- развивать образное мышление, -расширять словарный
запас учащихся, развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся
средствами художественной литературы;
Воспитывающие: -прививать детям любовь к литературе, фольклору;
приобщать к народным традициям русского народа, воспитание любви к родине,
уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому слову.
Тип
урока: урок получения новых знаний.
Оборудование урока: учебник Л.А.
Ефросинина «Литературное чтение»4класс, рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой
«Литературное чтение»4класс, иллюстрации, презентация (приложение 1),
Планируемые
результаты:
Предметные: научатся сравнивать жанры устного народного творчества; иметь представление о героической песне, формирование необходимого уровня читательской
компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и
прослушанного; научатся выразительно читать героические песни, решать учебные и
практические задачи; формирование необходимого уровня читательской
компетентности;
Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами
основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений; освоение приёмов поиска нужной информации и интонации при чтении былин.
РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою
деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и
интерпретации прослушанных героических песен; КУУД излагать мысли точно, ясно и
просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной
деятельности.
Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно
воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию
нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных
произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения
уважение мнения собеседника.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Планируемые результаты
УУД
|
Организация
начала занятия
|
Психологическая
подготовка учащихся к общению.
Прозвенел опять
звонок.
Ты готов начать
урок?
|
РУУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме,
договариваться с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
|
Актуализация субъектного
опыта учащихся
|
Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала.
Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах
деятельности.
Упражнение
в тренировке дыхания
Скороговорка: Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Речевая разминка( показ слайда)
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Учитель. – Читаем медленно, выговариваем каждое
слово.
-
О чём скороговорка?
Учащиеся: - Скороговорка о том, как правильно говорить.
Учитель. - Прочитайте скороговорку в ускоренном
темпе.
- Кем
мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами)
- У
чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос
и дыхание) Тренировка дыхания (стоя)
• Проверка домашнего задания: Выразительное чтение отрывка из былины.
• Выставка рисунков.
|
Уметь
оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
|
Постановка проблемы
|
Отгадайте загадку:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
(Соловей)
- Что это за птица? Соловей отличается не
только красивым оперением, но и прекрасным голосом. Он может выводить
замечательные трели.
- Кто такие разбойники? Они являются
положительными персонажами или отрицательными? Приведите примеры.
- А что получится, если соединить два слова:
соловей и разбой-
|
Уметь
преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
|
Определение темы
и целей урока
|
- Какая тема нашего урока?
Тема: Былинные герои. Былина
«Илья Муромец и
Соловей- разбойник»
Вывод: Мы с вами
знаем, что ФОЛЬКЛОР –это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые
очень разнообразны: от малых до крупных.
Шаги деятельности
на уроке
Девиз урока: “Кто много читает – тот много
знает!”
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя (Регулятивные УУД).
|
Объяснение нового
материала
|
- Как вы думаете, почему его
так назвали?
«Свободное письмо».
Детям даются 2-3
минуты, чтобы они записали свои предположения.
Выслушиваются ответы
нескольких учеников. Можно обменяться тетрадями.
- У вас будет возможность проверить свои
предположения во время чтения произведения «Илья Муромец и
Соловей-разбойник».
2.
Подготовка
к восприятию.
• Что такое былины? О чем рассказывается в
былинах? Кого на Руси называли богатырями?
•
Где исполнялись былины?
Кто исполнял былины и как?
• С какой былиной мы с вами познакомились на
предыдущем уроке? (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».)
Вводится понятие «былинный сказ».
Былинный сказ - это изложение былины в прозе.
Словарная работа: зыбучие, гать, ремни сыромятные, тын, кафтан,
дружина.
Целевая установка перед чтением.
• Сравните образ Ильи Муромца в былине «Илья
Муромец и Святогор» и в былинном сказе «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
• Какие характерные черты Ильи Муромца
заметили?
|
Уметь
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
|
Подготовка к выполнению заданий
|
Работа
над произведением.
1.Первичное
чтение.
2.Проверка
восприятия.
- Что понравилось и запомнилось? Чем
былинный сказ отличается от былины?
- Кто главные герои? Кто из них положительный, а кто - отрицательный?
- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?
(Храбрый, сильный, серьезный, мудрый, сдержанный, прямодушный)
|
Уметь проводить
сравнение по заданным критериям
(Познавательные
УУД)
|
Физминутка
|
|
|
Изучение нового произведения.
|
1)
Повторное чтение.
2)
Анализ произведения.
- Зачем Илья Муромец отправился за реку?
- Прочитайте слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
(Скачет Илья Муромец во всю
конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера
перепрыгивает, холмы перелетает.)
- Прочитайте слова, которые говорят о
богатырской силе Ильи Муромца.
(Соскочил Илья с коня. Он
левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает
через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил - до сих пор
по ней люди добрые ездят.)
- Как Илью Муромца встретил
Соловей-разбойник?
- Прочитайте абзац, в котором говорится о
силе Соловья- разбойника.
(Да как засвищет он по-соловьиному,
зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние
дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на
колени упал.)
- Объясните смысл выражения: «.. .русые
кудри на голове не дрогнули».
- Что удивило Соловья-разбойника?
- На что он использовал свою силу?
- Найдите в тексте гиперболы. Для чего
использовали этот прием?
- Найдите архаизмы (устаревшие слова).
Употребляем ли мы их сегодня в речи?
|
Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД).
|
Выполнение заданий
|
Работа в паре.
Подготовка к пересказу.
Выделение опорных слов и словосочетаний.
болота
|
зыбучие
|
настилы
|
дубовые
|
речка
|
широкая
|
лес
|
темный
|
голос
|
страшный и т.д.
|
|
Уметь вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
|
Информация о
домашнем задании
|
Стр. 50 - 57 - прочитать
былинный сказ, приготовить краткий пересказ былины.
|
|
Подведение итогов учебного занятия,
рефлексия.
|
-
Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке.
- Кто
автор?
- Какие
открытия сделали на уроке?
- О чем
урок заставил задуматься?
- Кто
доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие,
досада, удивление).
|
Уметь
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.