Главная / Начальные классы / Разработка урока по литературному чтению:

Разработка урока по литературному чтению:


Автор Николаева Светлана Владимировна

Идентификатор 206-464-284




РАССКАЗЫ О РОДИНЕ.
С. РОМАНОВСКИЙ «МОСКВА»

Цели: познакомить с рассказом С. Романовского «Москва»; учить слушать научно-познавательный текст; воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и культуре России; уважительное отношение к одноклассникам и их работам; учить моделировать обложку; отрабатывать навык чтения.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

У поэта Михаила Матусовского есть хорошие стихи:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.

Работа с книжками-самоделками со стихотворениями о Родине.

hello_html_47c5bb76.gifРассмотрите книжки-самоделки на выставке. Что объединяет произведения в книжках? (В книжках – самоделках стихи о Родине и иллюстрации к ним.) Верно. Вы прочитали разные стихи, но на одну тему – о Родине.

hello_html_263a18dc.gif

hello_html_m523602b2.gifСоставим модель обложки к книжкам-самоделкам. (Учитель составляет модель обложки на доске.)


У каждого стихотворения есть автор. Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.

Каждое стихотворение имеет название. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.

Как с помощью «заместителя» показать, что в книжке стихи? (В середине треугольник.)

Каким цветом закрасим треугольник? Почему? (Красный треугольник – стихи о Родине.)

Чтение наизусть стихотворений о Родине подготовленными детьми.

Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине. Расскажите стихи, которые вы выучили, называя перед прочтением фамилию автора и заголовок.

Работа с выставкой детских рисунков.

Дети показывают рисунки, поясняют, что на них изображено и почему.

Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город).

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём, 

И берёзки, вдоль которых 

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём? 

Поле с тонким колоском, 

Наши праздники и песни, 

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? 

Всё, что в сердце бережём, 

И под небом синим-синим 

Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)

Как называется наша Родина? Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей, это и русские, татары, чуваши, ненцы, якуты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа С. Романовского «Москва». Беседа после чтения.

Послушайте, я буду читать.

На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы - реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был назван город.) Что вы узнали о Москве из рассказа? Кто запомнил, что означает слово "Москва"?

Слайд: Москва, Россия, Родина.

Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?

У русского народа есть такая поговорка: «Москва всем городам мать». Почему так говорят? (Москва - столица нашей Родины. Когда-то, много – много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города, и стала главным городом русской земли.)

Словарная работа.

Уроженец – человек, родившийся в каком-либо месте.

Вековые деревья – живущие, существующие столетия, века, очень долго.

Пригляден для жильяхорошо подходит для житья.

Пригревки – место, согретое освещенное солнцем.

Росчисть – вырубленное и выжженное место в лесу для пашни.

Крепостца – небольшая, незначительная крепость.

Крепость – укреплённый оборонительный пункт. Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон…

Повторное чтение текста. (Если возникнет необходимость.)

Составление модели обложки.

Учитель работает на доске, а ученики — на своих листах.

Положите перед собой лист для моделирования обложки.

Кто написал рассказ, который вы прослушали? Романовский – это фамилия автора. Заменим фамилию красной рамочкой вверху. Вот так.

hello_html_42ef30cc.gifКак называется рассказ Романовского? Это − заголовок. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.

Ведите пальчиком, «прочитайте» заголовок.

hello_html_632f76f2.gif

Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова «рассказ».

О чем этот рассказ? Рассказ о Родине, поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.

Сравните свою работу с образцом на доске.

Сравните модель вашей обложки с моделью к стихотворениям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются «заместителями» жанра.)

Как на модели обложки обозначается стихотворение? Рассказ? Каким цветом замещаем тему произведения? Почему на разных моделях цвет темы одинаковый – красный? (Произведения о Родине.) Какое произведение (Романовского «Москва» или стихи о Родине) дало вам новые сведения о Москве? Какое затронуло ваши чувства?

Физкультминутка

2. Работа по учебнику.

Работа с иллюстрацией.

Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой иллюстрации?

Упражнение в чтении.

Слайд: Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.

Прочитайте слова. Почему слова Москва, Родина написаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.

3. Работа в тетради.

Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)

Кремль

Сердцем Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов.

Да и само слово город в старину означало ограду, стену, а не само поселение.

Спасская башня

Самая главная и самая красивая – Спасская башня. На ней установлены главные часы страны – куранты – они показывают точное московское время.

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Весной 1147 года на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный Москвой в честь реки, около которой он был заложен.

III. Итог урока.

Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто автор рассказа? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) Покажите заголовок и «прочитайте» хором. (Москва.)

Мы познакомились с рассказом о Родине.

Для самостоятельной работы (по желанию): найдите книгу о Москве или книгу с рассказами о Родине, о природе; рассмотрите с родителями иллюстрации в учебнике; раскрасьте рисунок к рассказу в тетради.


Литература

Бескоровайная Л., Перекатьева О., Шин С. Сценарии школьных праздников. 2 класс. (Серия «Школа радости») − Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. − с. 277−294.

Касаткина, Н. А. Уроки знаний, классные часы. − Волгоград: Учитель, 2007.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Кертес О. Д., Шихирина Г. Г. Устный журнал "Символы России". Ресурсный материал: http://festival.1september.ru/articles/587018/

Никулина, М. Ф. Открытый урок. Литературное слушание в 1-м классе (Начальная школа XXI века) Ресурсный материал: http://festival.1september.ru/articles/211961/

Горовая В. И., Дробот Н.И. и др. Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 кл.: пособие для учителя. − М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007 - 207 с.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка)− Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.- 176 с.

Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.

Я познаю мир: детская энциклопедия: Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.




Разработка урока по литературному чтению:
  • Начальные классы
Описание:

Поурочная разработка по курсу «Литературное чтение» для первого класса четырёхлетней начальной школы по программе «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе» (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова).

РАССКАЗЫ О РОДИНЕ.
С. РОМАНОВСКИЙ «МОСКВА»

Цели: познакомить с рассказом С. Романовского «Москва»; учить слушать научно-познавательный текст; воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и культуре России; уважительное отношение к одноклассникам и их работам; учить моделировать обложку; отрабатывать навык чтения.

 

 

Автор Николаева Светлана Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 894
Номер материала 40786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓