Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по литературе на тему "Размышление по повести М.Булгакова "Собачье сердце"

Разработка урока по литературе на тему "Размышление по повести М.Булгакова "Собачье сердце"



Аннотация


В школе особое место должны занимать такие формы обучения, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка на каждом уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ребенка за результаты своего труда. Решить данные задачи можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. К таким технологиям я отношу как личностно-ориентированную, так и технологию сотрудничества.

Данная методическая разработка помогает не только раскрыть проблему, поднятую автором в произведении, но и активизировать учащихся к совместному решению актуальных проблем современного общества. Урок-размышление подразумевает не только знание текста, его осмысление, но и ставит перед обучающимися вопрос об ответственности человека перед природой, о выборе дальнейшего развития человечества.

Цель методической разработки: осуществление связи теории с практикой на уроке литературы; использование современных педагогических технологий и их элементов.















Введение

В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Проблема духовно-нравственного возрождения человека в общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда такие ценные качества личности, как бескорыстие, доброта, милосердие, патриотизм, стали немодными, является приоритетной и во многом определяющей будущее нашей страны.

Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе, окружающему миру.

Отношение и ответственность (и не только) – эти качества формируются в подростковом возрасте, поэтому не случайно этой теме на страницах художественных произведений отводится особое место. Как использовать достижения человечества, какую роль они играют в жизни каждого из нас, какие последствия ожидаются, как остановить процесс, запущенный самим человеком и несет ли человек ответственность за свои открытия - эти и многие другие вопросы волнуют в жизни и поднимаются на страницах книг.

Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются события, темы, проблемы художественного произведения с жизнью, современной действительностью; важно приобщить к сотворчеству, к совместному поиску правильного выхода из сложившейся ситуации; показать в ходе сравнительного анализа преимущества нравственно-здорового человека; учить прогнозировать свое будущее на примере жизни литературных героев и их реальных прототипов, дать возможность каждому школьнику почувствовать важность его участия в процессе урока, что в конечном итоге даст положительные результаты.

Считаю, что технологии личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, используемые на уроках литературы при анализе текстов художественных произведений, способствуют совершенствованию культуры межличностных отношений, социализации подростка, воспитанию духовно-нравственной личности.

Данный урок имеет форму размышления, потому что совместная исследовательская деятельность по проблеме заставляет задуматься и взрослого, и ребенка. На своем уроке пытаюсь научить ребят не только видеть проблему, но и осознавать её актуальность, размышлять и делать собственные выводы, поэтому считаю использовать в обучении проблемный метод, в результате которого у учащихся формируется опыт творческой деятельности и творческие способности.

Урок – завершение изучения творчества М.А. Булгакова в русской литературе по программе В.Я. Коровиной, рассчитанный на 45 минут, предполагает не только формировать мировоззрение учащихся, но и прививать любовь и интерес к литературе.










































Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка

Хвалынского района Саратовской области

 

Методическая разработка урока

литературы

 

«Природа не терпит неточностей

и не прощает ошибок»

для учащихся 9-го класса

Тип урока: урок-размышление

 

Автор разработки
учитель русского языка и литературы
Кирсанова Марина Александровна,

МОУ СОШ п. Алексеевка

Хвалынского района

м.т. 89878388001

 

 









Алексеевка, 2013

Урок литературы в 9 классе


Тема: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» (По повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)

Цель:

Обучающая: продолжить знакомство с творчеством М.А. Булгакова; определить проблемы, которые пытается решить автор в своем произведении; способствовать переосмыслению понятия «Человек-творец-созидатель».

Развивающая: создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию

Воспитательная: воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, ответственным человеком, умеющим видеть проблемы общества и истории; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок- размышление

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста), доклады учащихся. Формы работы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет М.А. Булгакова, тексты повести «Собачье сердце», рабочие тетради по литературе, карточки синего, зеленого и красного цвета, интерактивная доска, компьютер, выход в интернет (по возможности либо загруженная к уроку презентация), фрагменты фильма по повести.

Оформление доски: портрет писателя, тема урока, эпиграф, зарисовки учащихся.


Ход урока

I Организационный момент

II .

1.Вступительное слово учителя:

Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца-созидателя? Этот вопрос мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. (Слайд 1)

- Скажите, имеет ли право человек на проведение научных экспериментов? И кто должен нести ответственность за их результаты? Свое мнение выскажите с помощью карточек, выстроив из них диаграмму: красный цвет – нет, зеленый –да, синий – сомневаюсь!

(Учащиеся голосуют)

Учитель: Спасибо. Обоснуйте свою точку зрения.

(Примерные ответы учащихся)

Учащиеся: Я считаю, человек не должен проводить эксперименты, все в природе произойдет само собой, иначе были бы сейчас чистые реки, воздух и окружающая природа не гибла от деяния человека

Учащиеся: А мне кажется, что имеет. Я не знаю, как бы мы жили без электричества, отопления и даже компьютера. Главное отличие человека от всего живого на земле – его разум, а значит, он должен развиваться и совершенствоваться и разумно использовать открытия.

Учитель: Еще древний комедиограф Теренций сказал: «Высшее право часто есть высшее зло». Да, мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.(СЛАЙД 2)

Сегодня мы продолжим работу над повестью Булгакова «Собачье сердце», в основе которой лежит эксперимент гениального ученого. Наша задача – понять нравственную сущность эксперимента, осмыслить его результаты и актуальность. Для этого обратимся к содержанию произведения. (СЛАЙД 3)

2.Беседа по вопросам:

- Где и когда происходят события, описанные в повести?

Учащиеся: события происходят в Москве в 1924-1925 годах в квартире профессора Преображенского.

- Что характерно для этого исторического периода?

Учащиеся: В 1917 году в России произошла революция, то есть резкий переход, от которого ждали изменения общества в лучшую сторону. К власти приходят большевики. Они формируют свой орган власти, насильственно утверждают новую идеологию: все становится общим, коллективным.

Учащиеся: большевики отрицают Бога и все старое, навязывают свою идеологию, уничтожают тех, кто не согласен.

Учащиеся: меняются экономические отношения, обобществляется буквально всё.

- Какие последствия социальной революции изображены в повести?

Найдите этому подтверждение в тексте.

3.Работа с текстом повести. (СЛАЙД 4)

Учащиеся зачитывают:

1)Об этом говорит профессор: «С 1903..до марта 1917 года не было ни одного случая – подчеркиваю…ни одного, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Здесь, заметьте, двенадцать квартир, у меня прием. В марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши, три палки, пальто и самовар у швейцара…»

2) «Ну какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое… потухало в течение 20 лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет два раза в день»

3) «Что такое разруха?..Да её вовсе не существует? Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, посещая уборную, начну извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза,… получится разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.»

- почему слова профессора звучат так убедительно?

Учащиеся: он выплескивает свои отрицательное отношение в адрес новой власти;

Учащиеся: В его словах звучит позиция автора – революция не сделала лучше ни людей, ни общество.

- Какое событие лежит в основе сюжета?

Учащиеся: (зачитываются фрагменты) В квартире профессора Преображенского путем пересадки гипофиза погибшего Клима Чугункина на мозг собаки получено человекоподобное существо.

- А каковы последствия эксперимента профессора Преображенского?

В результате операции верный и смышленый пес превратился в тупого и неблагодарного мужика. То есть произошла революция в естествознании, в хирургии, в природе: то, на что человечеству понадобилось миллионы лет, чтобы выделиться из животного мира, произошло за считанные часы. Не путем постепенного развития, а в результате резкого скачка, перехода из одного качественного состояния – животного - в другое – человеческое.

-Итак, Шарик превращается в Шарикова.

- Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?

Учащиеся зачитывают отрывки из текста. (с 240, СЛАЙД 6, 241, 242, 255, 267, потом 269)

Учитель: Оказывается, встать на ноги, научиться говорить – еще не значит стать человеком в полном смысле этого слова. Всем своим существом: речью, поведением, манерой общаться, культурным уровнем – Полиграф Полиграфович Шариков немногим отличается от животного и даже не всегда в лучшую сторону. (СЛАЙД 7)

Учащиеся: Полиграф Полиграфович Шариков ничего не вызывает, кроме омерзения. У него нет даже внутренних монологов в отличие от собаки Шарика, который страдал от ожога, давал оценку людям, чем вызывал сострадание.

Учащиеся: Шарикова перевоспитать или что-либо сделать с ним невозможно, так как он унаследовал вместе с гипофизом Клима Чугункина его социальный облик: три судимости, воровство, пьянство, вульгарность и даже умение играть на балалайке.

-Как вы считаете, кто виноват в том, что Шариков стал таким?

- есть ли вина Швондера?(Ответы учащихся)

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора-представителя низовой власти Швондера, который стремится «уплотнить» профессора, отвоевать у него часть комнат – другими словами, указать интеллигенции её место в сегодняшнем мире. Швондер «спускает собаку» - для наступления на профессора использует Шарикова: производит его в «товарищи», внушает ему мысль о его пролетарском происхождении, находит ему службу в соответствии с влечением сердца, «выправляет» ему «бумаги» и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать донос на профессора.

-Можно ли перевоспитать Шарикова?

Учащиеся: Шарикова перевоспитать или что-либо сделать с ним невозможно, так как он унаследовал вместе с гипофизом Клима Чугункина его социальный облик: три судимости, воровство, пьянство, вульгарность и даже умение играть на балалайке.

Учитель: Уж если умному, образованному и интеллигентному профессору не удалось из Шарикова сделать человека – значит, это никому не удастся, никакая советская власть не сможет сделать из люмпенов достойных граждан. Каждый должен быть на своем месте. По словам профессора, кухарка не может управлять государством. (СЛАЙД 8)

- Можно ли, по-вашему, считать эксперимент удачным?

- Найдите в тексте разговор Преображенского и Борменталя перед повторной операцией по «уничтожению» Шарикова. ( стр 264 -265, 266)

Учащиеся: «…зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого! …Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар!» Словами самого профессора Преображенского Булгаков говорит, что все должно происходить естественным путем.

Учащиеся: Добавлю: « народные массы отстали от европейцев лет на двести и до сих пор ещё не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны», это значит, что движение вперед возможно в результате постепенного развития человека, а получилось, что революция только переставила людей в обществе, но не изменила их сознание в лучшую сторону.

- «Я заботился совсем о другом, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался!» - профессор понял свою ошибку на десятый день после операции, а вот швондеры и шариковы не понимают, что нужно не делить всё поровну, а созидать самим, упорно трудиться, и прежде всего, над самим собой.

- К какому выводу приводит Булгаков своего читателя? (СЛАЙД 9)

Учитель: Человек – неповторимая индивидуальность. Никакая форма насилия не может привести к успеху. В контексте произведения скрыта ещё одна немаловажная мысль: революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом. Эксперимент с социализмом очень напоминает попытки профессора Преображенского насильственно улучшить человеческую породу. Создавая этот образ, Булгаков отразил мысль об ответственности интеллигенции перед своей страной.

- Согласны ли вы с мнением автора?

Учащиеся: Я согласен с мнением писателя: за короткий срок невозможно создать сознательного о человека, равно как и совершенное общество.

Учащиеся: Писатель проводит параллель между опытом профессора и революцией. Меня, как и его, волнует роль человека в жизни общества. Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью. Нарушение законов как природных, так и нравственных может привести человечество к катастрофе.

Учитель: То, что происходило в стране в 20-е годы XX века именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам и очень опасный. К попыткам создания нового, совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека, автор относился скептично.

- Можно ли по-вашему, считать повесть Булгакова актуальной в наши дни?(ответы учащихся)

По данной проблеме группа ребят готовила исследование и нашла ответы на вопросы актуальности повести Булгакова.

4.Выступление учащихся с презентацией.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Изобретения человечества»

Вывод к уроку:

Скажите, ребята, имеет ли право человек на проведение научных опытов?

III.Подведение итогов урока:

Сегодня на уроке мы размышляли лишь над одной проблемой повести, разговор можно продолжать бесконечно, потому что проблема достаточно широка и многогранна. Но я не преследовала цели изменить ваше мнение, и поэтому мы не ставим точку, а ставим многоточие.

Завершить наше размышление я предлагаю с помощью рефлексии, попытаемся выяснить, насколько продуктивным и увлекательным был наш урок. Продолжите начатую фразу: (СЛАЙД 10)

  • Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…

  • У меня возникла мысль, что…

  • Разговор заставил меня задуматься над…

Домашнее задание: сочинение-размышление по повести М.А. Булгакова

-совпадает ли ваше мнение с позицией автора?

- какие вопросы хотелось задать М.А. Булгакову?




Разработка урока по литературе на тему "Размышление по повести М.Булгакова "Собачье сердце"
  • Русский язык и литература
Описание:

В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Проблема духовно-нравственного возрождения человека в общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда такие ценные качества личности, как бескорыстие, доброта, милосердие, патриотизм, стали немодными, является приоритетной и во многом определяющей будущее нашей страны.

Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе, окружающему миру.

Отношение и ответственность (и не только) – эти качества формируются в подростковом возрасте, поэтому не случайно этой теме на страницах художественных произведений отводится особое место. Как использовать  достижения человечества, какую роль они играют в жизни каждого из нас, какие последствия ожидаются, как остановить процесс, запущенный самим человеком и несет ли человек ответственность за свои открытия - эти и многие другие вопросы волнуют в жизни и поднимаются на страницах книг.

Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются события, темы, проблемы художественного произведения с жизнью, современной действительностью; важно приобщить к сотворчеству, к совместному поиску правильного выхода из сложившейся ситуации; показать в ходе сравнительного анализа преимущества нравственно-здорового человека; учить прогнозировать свое будущее на примере жизни литературных героев и их реальных прототипов, дать возможность каждому школьнику почувствовать важность его участия в процессе урока, что в конечном итоге даст положительные результаты.

Считаю, что технологии личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, используемые на уроках литературы при анализе текстов художественных произведений, способствуют совершенствованию культуры межличностных отношений, социализации подростка, воспитанию духовно-нравственной личности.

Данный урок имеет форму размышления, потому что совместная исследовательская деятельность по проблеме заставляет задуматься и взрослого, и ребенка. На своем уроке пытаюсь научить ребят не только видеть проблему, но и осознавать её актуальность, размышлять и делать собственные выводы, поэтому считаю использовать в обучении проблемный метод, в результате которого у учащихся формируется опыт творческой деятельности и  творческие способности.

 

 Урок – завершение изучения творчества М.А. Булгакова в русской литературе по программе В.Я. Коровиной, рассчитанный на 45 минут, предполагает не только формировать  мировоззрение учащихся, но и прививать любовь и интерес к литературе.

Автор Кирсанова Марина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 801
Номер материала 34869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓