Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по литературе

Разработка урока по литературе

Урок по литературе. 5 класс.

Тема: «И.А. Крылов. Басни»


Оборудование:

  • Интерактивная доска

  • Презентация «Биография И.А. Крылова»


Цели:

  • Обучающие:

    1. Расширить знания о жизни и творчестве И.А.Крылова

    2. Научить определять жанр басни

    3. Ввести литературоведческие термины: басня, аллегория, мораль

  • Развивающие:

    1. Развивать навык осознанного чтения.

    2. Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества И.А. Крылова

  • Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к классической литературе

    2. Воспитывать нравственные качества личности.


ХОД УРОКА


1) Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами сделаем еще одно открытие.

Имя И.А.Крылова уже знакомо вам из начальной школы.

Обратите внимание на эпиграфы.

  1. Как вы их понимаете?

  2. Запишите их в тетрадь.

Вся жизнь И.А. Крылова подтверждает верность высказывания мудрого греческого философа. Пережил он очень много и как это ни парадоксально, ничто не помешало ему быть гением.

Об этом наш рассказ.


  1. Презентация «Биография И.А.Крылова». Комментарии 2 учеников.

? что вы открыли для себя?

О чем бы хотели прочитать?

ОЦЕНКА

  1. Обращаясь к теме, мы знакомимся с новым литературным жанром. Басня – что это?

В помощь вам даны карточки-информаторы, которые вы вклеите в свои тетради. (зачитать определение басни)

Конечно, понятно, что художественная литература – это источник знаний, с помощью которого авторы делятся своими чувствами и опытом.

? Почему иносказательно?

Почему нельзя прямо сказать человеку о его недостатках или выразить свое недовольство существующим государственным порядком?

Для избежания конфликтов с цензурой баснописцы еще с времен Эзопа прибегали к особому литературному приему АЛЛЕГОРИИ. (см. карточку-инфоматор) (зачитать)

Вернемся к понятию БАСНИ. Каждое поучение должно содержать вывод. Как он называется в басне? ( МОРАЛЬ см. карточку.) (зачитать)


  1. Ну а теперь настало время обратиться непосредственно к басням. Сам Крылов был великолепным актером. В доме директора библиотеки Оленина часто устраивались литературные вечера, игры в шарады, и соперничать с Крыловым мог только Н.В. Гоголь, который изумительно играл животных.

  2. Ребята подготовили нам маленький спектакль.

ИНСЦЕНИРОВКА «Ворона и Лисица»

? Узнали ли вы басню?

В чем ошибка Вороны?

Послужила ли ей потеря сыра жизненным опытом?

ОЦЕНКА


  1. Эта басня всем хорошо знакома. А сейчас вы покажете, что прочитали дома.

«Эстафета»- по рядам написать названия басен, не повторяясь.

ИТОГИ.

  1. ? Кто является героями произведений? (звери)

Как называется такой прием? (аллегория)


Каждый из образов животных содержит определенный набор качеств характера.

  1. На доске названия животных, рядом – качества характера. Распределите качества по их обладателям.

Животные: волк, ягненок, лиса, мартышка, осел, лев, змея

Качества: сила, злоба. Беспощадность, слабость, беззащитность, хитрость, лживость, глупость, хвастовство, упрямство, власть, подлость.

? Кем из животных вы хотели бы пополнить список?

Почему?

  1. Попробуем найти один из источников мудрости Крылова, опираясь на его биографию.

Интерес к народу и его творчеству.

Народ всегда обращал внимание на ошибки людей. И свой опыт сохранил в одном из жанров фольклора. Краткий, поучительный, он напоминает МОРАЛЬ.

? Как он называется? (пословица)

  1. Я предлагаю собрать осколки пословиц воедино. Восстановить их и разъяснить, как вы их понимаете.

Пословицы на доске.

? К какой жизненной ситуации они применимы?

  1. Сегодня мы озвучим одну из басен по ролям. «Свинья под Дубом»

ДОСКА: невежа, невежда – ученик пишет толкование слов.

? Почему употреблено слово «невежда»?

  1. Подведем итог нашего урока.

    • Какой жанр литературы вы для себя открыли?

    • Как узнать басню среди других стихотворных произведений?

    • Нужны ли нам басни сегодня?




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Выразительное чтение «Волк на псарне»






Разработка урока по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

1.     Расширить знания о жизни и творчестве И.А.Крылова

2.     Научить определять жанр басни

3.     Ввести литературоведческие термины: басня, аллегория, мораль

·       Развивающие:

1.     Развивать навык осознанного чтения.

2.     Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества И.А. Крылова

·       Воспитательные:

1.     Воспитывать интерес к классической литературе

2.     Воспитывать нравственные качества личности.

данный урок предназначен для  подготовки к уроку молодому специалисту, правильно распределить этапы урока, обратить внимание на структуру урока, цели  и ход урока, думаю , что данный конспект урока по литературе в пятом классе будет методической подсказкой при подготовке к уроку.

 

Автор Калыкова Ултуган Султанбековна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 357
Номер материала 52674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓