Главная / Другое / РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика»)

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика»)












РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Светская этика»)




































Конспект урока


Модуль: «Светская этика»

Класс: 4

урока: 14

Тема: Дружба

Цель: формирование у обучающихся представлений о дружбе, нравственных качеств (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др)

Задачи:

  1. Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;

  2. Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;

  3. Активизировать познавательную деятельность в КТД;

  4. Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа в парах, группах, интерактивное упражнение.

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, карточки, маркеры, цветная бумага, ножницы, скотч.

Ход урока


Этап урока

Содержание урока

1. Организация деятельности учащихся

Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка»

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла.


2. Актуализация знаний.

Работа в парах (Приложение 1)

- Расшифруйте слова, которые нам пригодятся на уроке.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (предположения детей)


3. Сообщение темы и цели урока





- Тема нашего сегодняшнего разговора «Дружба». Запишите тему в свой рабочий лист.


4.Словарная работа





Работа в группах.

- Выполните задания, которые помогут понять значение слова «дружба». Ответы записывайте в рабочий лист.

  1. Группа: Используя толковый словарь, объясните значение этого слова.

  2. Группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

  3. Группа: Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.

  4. Группа: Подберите пословицы со словом «дружба»

Афиширование результатов работы в группах.


ВЫВОД: (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).

5.Чтение и анализ учебного текста.


Коллективная деятельность.

- Живя в обществе, человек выстраивает отношения с разными людьми. Может ли он быть одинок?(высказывания детей) Наша задача – прочитать учебный текст, найти подтверждения своим ответам.

Чтение «Разведчик»

- Что такое дружба?

Прочитайте отрывок из учебного текста.

- Кто может стать другом?

Прочитайте отрывок из учебного текста.

- Что объединяет друзей?

- Прочитайте.

Работа на рабочих страничках.

«Проталинки» - вставьте пропущенные слова.

ВЫВОД: Человек выстраивает отношения с разными людьми на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Но, несмотря на это, часто бывает одинок. Отличительными чертами дружбы являются бескорыстие, избирательность, взаимопонимание. Прочная дружба возможна только при определенных правилах.

6. Работа в группах.


- Составьте свои « Правила дружбы».

(Афиширование работ)

7.Физминутка

Танец дружбы под музыку из кинофильма «Золушка».

8. КТД (моделирование дерева дружбы)

- Каждый человек за свою жизнь должен посадить и вырастить дерево. У нас появилась такая возможность. Мы вырастим у себя в классе дерево дружбы. Листочками будут наши ладошки. Возьмите цветной лист бумаги, обведите свою ладонь, вырежьте. В центре ладони напишите свое имя, а на пальчиках – составляющие дружбы. Готовые ладошки прикрепите к нашему дереву.

Смотри электронное приложение «Дерево дружбы»


9. Подведение итогов.

- Так что такое дружба? Продолжите предложение.

Дружба – это…(дети по кругу передают какой- либо предмет)



10. Рефлексия




Работа со смайликами.

- Выберите смайлик своего настроения.

11. Домашнее задание

- Творческая работа на тему «Мой друг»








ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.



Зашифрованные слова






* Р Ж Д А У Б * Р Г У Д

( дружба) (друг)



* С Р Т А Д О Ь * О П О Щ М Ь

(радость) (помощь)



* П Е О Н И М И А Н * Д Е В О Р Е И

(ПОНИМАНИЕ) (ДОВЕРИЕ)



* В А Ж Е Н У И Е * И С Я Т А М П И

(УВАЖЕНИЕ) (СИМПАТИЯ)



* Т О О Н Е Н Ш И Я * Б О С Р К Ы О С И Т Е

(ОТНОШЕНИЯ) (БЕСКОРЫСТИЕ)



* И Б И Р А З Т Е Ь Л Н О С Т * З Т А Б О А

(ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ) (ЗАБОТА)









РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА


УРОК № 14



Тема:___________________________________________________________________



Задание 1. Используя толковый словарь, объясните значение слова «дружба».


________________________________________________________________________________


Задание 2. Подберите однокоренные слова к слову «дружба».


________________________________________________________________________________


Задание 3.Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.


________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Задание 4. Вспомните и запишите пословицы со словом «дружба».


________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Задание 5. Проталинки.


Одна из отличительных черт дружбы - _____________________.Человек _________________

своих соседей или одноклассников, он не обязан с ними ___________, достаточно просто ровных и ______________________ отношений. Друзей же человек ______________________

Еще одна ___________________черта дружбы - _________________________.Это отсутствие

____________________ к личной______________ , ____________ .Друзьям просто _________

во всем _______________________________________________ .


Задание 6. Составьте свои « Правила дружбы»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Домашнее задание: творческая работа на тему «Мой друг».




hello_html_m2a4fd708.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.












hello_html_m2a4fd708.jpg











hello_html_m2a4fd708.jpg





























ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.





















































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Материалы для работы с учащимися


В любом человеке есть всё человеческое: самое лучшее и самое худшее. Л.Лавель


Поступок – совершённое кем-нибудь действие.

Проступок – поступок, нарушающий правила поведения. Провинность.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение //прил. нравственный.

Нрав – характер, совокупность душевных свойств.


Доброта

Доброта живёт на свете тихо,

Незаметна, словно хлеб и соль.

Где болит, возьмет себе всю боль,

Там, где лихо, встанет против лиха.

Чужды ей реклама, суета

И возни придуманные драмы.

Доброта – как будто руки мамы.

Нити жизни держит доброта.

М.Лукин

Поступок или проступок

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.

Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Материалы для работы с родителями

Нравственное развитие

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”).

Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.

По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так ему не надо думать, уступить ли место человеку, нуждающемуся в этом. Для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки.

Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать.

В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Для родительского собрания

ПОСТУПОК

Ребенок совершил Поступок. Во-первых, этому надо радоваться, и не важно, «хороший» это поступок или «плохой». Это прежде всего Поступок. Это самостоятельность, и это уже хорошо.

Подчас одно разбитое стекло для «адекватного» мальчика является большим событием для развития личности, чем все ежедневное соблюдение всех правил приличий, вместе взятых. Не душите самостоятельность — ведь можно «задушить» индивидуальность.

Однажды мой маленький тезка (ему было лет 5), провожая бабушку на рынок, слишком усердно махал ей из окна. Она скрылась из виду, и тут он, совершенно случайно, переусердствовал и выдавил внутреннее стекло в окне. Бабушка отсутствовала часа три, а потом... Недели три мы выводили тезку из того страшного состояния, до которого он сам себя довел.

Судите сами: три часа переживаний в одиночестве. Три часа мучительных, самобичующих страданий. Он наказал себя сам — страхом наказания. И это было сильнее любого наказания, которое могли бы придумать взрослые. Угроза всегда страшнее ее выполнения. Никогда не спешите ее реализовать — «привычное» наказание перестает быть наказанием, утрачивает свою силу.

Тезка страдал не только от страха. Он страдал еще и от чувства своей вины. Дело было зимой. Одно оставшееся стекло плохо защищало от холода. Он страдал и за старенькую бабушку: из-за того, что будет ей холодно. Он боялся и испытывал вину. Он молил всех своих детских богов о чуде. Чудо случилось, но совсем не то, какого он желал. Его никто не наказал. Его потом все жалели. Да и нельзя было иначе поступить с почти обезумевшим мальчиком. Даже сейчас, вспоминая это, не могу рассуждать спокойно: рискну сделать несколько эмоциональных призывов.

Не спешите наказывать. Вообще, всегда лучше немножко перехвалить, чем недохвалить. Конечно, если на то есть хоть какие-то основания. Найдите их — доброе слово, как говорит пословица, и кошке приятно. Похвала — рычаг пробуждения, раскрепощения «Я» ребенка. Не стесняйтесь им пользоваться. Не надо захваливать — но это совсем другое слово. Не надо формировать слишком завышенный уровень притязаний и поощрять излишнее самолюбие. Однако в меру оно необходимо. И не бойтесь отмечать его проявления. Переоценить — лучше, чем недооценить.

Но еще раз: помните о мере. Перехваливание повышает притязания и когда-нибудь обязательно приведет к неадекватному нонконформизму. Недохваливание «приземляет» маленькую личность, и всегда есть риск воспитать «пришибленного» человечка. А это — верный путь к слишком «адекватному» конформизму. В оценке нужна мера, но — с акцентом на похвалу, на одобрение, на принятие ребенка. Ведь вы его любите? Так покажите это, не стесняйтесь своей любви!

Самый лучший способ — показать эту любовь, подтвердить ее реальным вниманием к Поступку ребенка. И самое идеальное — в этом внимании попробовать обойтись без назидательной однозначной словесной оценки. Не пилите его! Не убеждайте в том, какой он плохой и как гадко все то, что он сделал. Такое непривлекательное отражение в вашем «зеркале» запомнится ребенком надолго. И отучит от самостоятельности, отучит от стремления к Поступку.

Пока ребенок мал, ему нужна ваша положительная оценка. Пусть с оговорками, но положительная. Но вот он подрос — и ему нужны уже его собственные оценки. После того как в 8–10–12 лет ребенок совершил Поступок, попробуйте не спешить с оценкой. Пусть он сам оценит свой поступок. Не может еще? Помогите ему. Ваша задача — дать ребенку способы самому осуществлять процесс поиска, понимания мотивов своего поведения. В сложных ситуациях — подсказывать, напоминать. В целом — обучать этому. В диалоге с родителями обнажается смысл действий, становится ясным смысл собственного «Я» для ребенка.

Проанализируйте один из его поступков сами, вслух, для него. Поставьте себя на его место, порассуждайте за него. Потом — за других участников ситуации. Приведите точки зрения «Я» и «других», детей и взрослых. Дайте ему услышать стереофонию взрослого мира, увидеть широкоформатность взрослых оценок и точек зрения. Покажите ему «симфонию зеркал», в каждом из которых по-своему отражается его Поступок. И выделите, подчеркните его «Я», его точку зрения. Такие уроки не забываются. Поверьте, в следующий раз он уже сам будет участвовать в таком диалоге с вами. Сам будет думать, сопоставлять, анализировать. А еще через раз-другой сможет провести этот анализ самостоятельно. Так вы воспитаете привычку к внутреннему диалогу, к сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях.

Помните, как учат детей играть в шахматы? — «Если я пойду сюда, то он пойдет туда, тогда я отвечу так...» И так далее. Вначале взрослый делает это один, но вслух. Затем — вместе с ребенком. Проходит немного времени, и ребенок делает это сам. Еще чуть-чуть — и он делает это не после своего хода, не во время его, а перед ним. Тогда он начинает обыгрывать, «обсчитывать» взрослого.

Психологи — последователи Л.С. Выготского говорят: при обучении и воспитании создавайте у ребенка «зону ближайшего развития». Эта «зона» — разница между тем, что сегодня ребенок может сделать только с вашей помощью, но уже завтра будет делать самостоятельно. Помогайте ребенку иметь эту перспективу — ставьте новые задачки, поддерживайте стремление реализовать себя в их решении, стремление сделать завтра самому то, чего он сегодня сам не может сделать.

Анализ Поступка обычно скоро приводит к тому, что ребенок обучается анализировать его смысл и последствия заранее. Это и есть переход от импульсивных действий к сознательному поведению. Это переход к самовоспитанию личности. Ведь в конечном счете ребенок должен усвоить не столько нашу оценку его Поступка, сколько смысл самого Поступка. Иначе он будет судить о себе и о других только по поступкам, а это не всегда верно. Папа не купил новую игрушку — ту же железную дорогу за тысячу рублей — значит папа плохой? К такому выводу приводит анализ «по поступкам».

И совершенно другие выводы сделает ребенок, если попытается понять смысл папиного поступка. В этом-то и будет «воспитательный эффект» папиных действий. Ведь папа мог не купить железную дорогу, за что-то наказывая ребенка. Дойдет ли смысл наказания при оценке только «по поступкам»? Боюсь, что нет. Вместо «эффекта» это может привести к «воспитательному дефекту».

Бывает так, что по поступку трудно понять, чем руководствовался человек, совершая его. Поэтому важен мотив, важен смысл этого поступка для совершившего его человека. Одни и те же поступки могут совершаться из разных побуждений и таить в себе разный смысл. Ребенок должен знать и понимать это.

Вспомните Юрия Деточкина из известного кинофильма «Берегись автомобиля». Он угонял чужие автомобили. Если судить по поступкам, то все ясно: он вор и нехороший человек. Однако угонял-то он машины у жуликов, у тех, кто приобрел их на явно нетрудовые доходы. Мотив и смысл поступков Деточкина были предельно благородными: он отнимал наворованное и отдавал вырученные деньги детям — переводил их в детские дома. И суд, который судил его, оказался в недоумении — ведь, с одной стороны, он вор, а с другой — благородный человек.

Непросто судить о людях и о себе только по поступкам. Нужно проникновение в их смыслы, в «Я» этих людей. Этому и учит взрослый своего ребенка в процессе воспитания его личности. Если же этого не происходит, то могут возникнуть печальные последствия.

Социолог Д.Б. Дондурей однажды предложил школьникам старших классов сравнить два текста: небольшой рассказ А.П. Чехова и примитивное изложение его сюжета. К сожалению, многие из школьников вообще не увидели значительной разницы. Они утверждали, что «и тут и там говорится об одном и том же», «здесь то же самое» и т.д.

Пятнадцати-шестнадцатилетние подростки «вычитывали» лишь один, наиболее доступный им «слой» произведения — события и поступки героев. Они уверенно отбрасывали все остальное как «несущественное». Даже в тех случаях, когда подлинный текст рассказа оценивался как «более интересный», достоинства Чехова определялись совсем не тем, чем бы нам хотелось. Оказывается, рассказ «был лучше» изложения потому, что он был «подробнее», «длиннее», все «становилось более ясным», было «легче представить себе то, что изображено».

Эпизоды воспринимались как бы «поверх» их смысла. Сам же смысл переделывался и искажался. Дело дошло до анекдотов. Пересказывая гоголевского «Ревизора», многие ученики седьмых и восьмых классов ряда московских школ так и не поняли, почему Хлестаков был принят за ревизора. А на вопрос, что же произойдет в городе, когдаприедет настоящий ревизор, они ответили, что восторжествует правда: «чиновников города ждет возмездие, и мне кажется, что их всех снимут с должности». Другой вариант: «после приезда нового ревизора городничего уволят с работы, а всем другим чиновникам сделают строгий выговор». И т.д.

Подобный «осколочный» способ восприятия мира и жизни порождает предельно поверхностное отношение и к жизни, и к людям. Отсюда и безответственное, поверхностное поведение. Отсюда неумение скоординировать свои притязания и достижения, неумение быть целостной личностью.

Поощряйте в ребенке «смысловой поиск», стремление к самоанализу и к анализу поступков других. Если нельзя без наказания, наказывайте за другое: за упрямый, глупый нонконформизм, за приспособленческий конформизм. Но добейтесь того, чтобы ребенок понял смысл наказания, чтобы он уяснил: наказуем не столько Поступок, сколько отсутствие Поступка. Наказуем Поступок глупый и бессмысленный, совершаемый ради нонконформистского самоутверждения за счет других. Кстати, он и сам быстро поймет нелепость таких поступков — обычно они очень сильно «бумерангом» бьют по совершившему их ребенку. Ведь необдуманный, неосмысленный поступок — это затрата сил без достижения цели, дополняющаяся испорченными отношениями с окружающими.

Всегда помните о главном: решение вопроса о соотношении «преступления» и наказания не должно вредить развитию «Я» ребенка. Наказание — всего лишь еще одно воспитательное средство. Оно лишь дополнение к главному — к доброте, к принятию ребенка, к раскрепощению его «Я» и к стремлению реализовать себя, осуществить себя. Пользуйтесь наказанием пореже, а главное — вкладывайте сами в это наказание по возможности правильный смысл.

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ,
доктор политических наук,
кандидат психологических наук,
директор Центра стратегического анализа и прогноза





РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ф.И. _____________________________________

Тема урока: _________________________________

ЗАДАНИЕ 1.


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика»)
  • Другое
Описание:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Светская этика»)

 

Тема: Дружба

Цель: формирование у обучающихся представлений о дружбе, нравственных качеств  (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др)

Задачи:

  1. Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;
  2. Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;
  3. Активизировать познавательную деятельность в КТД;
  4. Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Виды деятельности:   лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа в парах, группах, интерактивное упражнение.

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

 

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, карточки, маркеры, цветная бумага, ножницы, скотч.

Автор Сафонова Лидия Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 665
Номер материала 2129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓