Главная / ИЗО, МХК / Разработка урока по ИЗО "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика. Герб семьи."

Разработка урока по ИЗО "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика. Герб семьи."

Открытый урок по теме:

«Геральдика. Герб семьи.»

(Обобщающий урок – презентация)

hello_html_m682dcb9.jpg

Учитель ИЗО МБОУ сош №4

Мирошкина Светлана Александровна









Цели:

  1. Познакомить учащихся со Средневековой геральдикой (символикой) и применить свои знания в создании герба семьи.

  2. Осознать ценность семьи.

  3. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

  4. Развивать творческую фантазию, интерес к искусству, к истории своей семьи.

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстративный материал с изображением замков и костюмов эпохи Средневековья.

  2. Манекен в костюме рыцаря.

  3. Книги из серии «Мифы народов мира»: «Песнь о Роланде» и «Легенда о Нибелунгах».

  4. Музыка средневековых композиторов.

  5. Художественные материалы.

  6. Раздаточный материал.

  7. Компьютер, проектор, экран.

План урока:

  • 1. Приветствие. Вспоминаем и обобщаем пройденное на предыдущих уроках о эпохе средневековья. (1слайд)

  • 2. Объявление темы урока. (2 слайд)

  • 3. Просмотр презентации . (с 3 – 8 слайд)

  • 4. Вопросы к уроку. (9 слайд)

  • 5. Просмотр «Галереи работ». ( с 10 – 18 слайд)

  • 6. Работа над гербом своей семьи.

  • 7. Подведение итогов. Обсуждение творческого задания.

  • 8. Выставка. Оценки. (слайд 19)



Ход урока:

Дети входят в класс под звуки средневековой музыки.

  • 1 Слайд: Здравствуйте, ребята!

Все вы любите волшебные сказки о принцессах и принцах, сказочных замках, прекрасных дамах и благородных рыцарях. Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: - эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое другое. Но ничего не знаем о том, что изображалось на гербах рыцарей и зачем они были нужны. А вот вопрос на который вы ответите в конце урока: Является ли вывеска с изображением бублика над лавкой булочника – гербом?

  • 2 Слайд: Итак, тема сегодняшнего урока: Геральдика и герб моей семьи.

Что же это за наука? Геральдика – это наука о гербах, а герб – это эмблема, символ.

  • 3 Слайд: Символический язык гербов.

Рыцарские гербы были символами, которые на языке рисунков показывали, кем являются их владельцы.

Чтобы не было двух одинаковых гербов, были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Эти правила пришли из Франции.

Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами. Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам. Гербы располагались на плащах, рубахах, на шлемах, щитах и знаменах.

  • 4 Слайд: Геральдические цвета. (их значение - распечатка)

Червлень / красная

Чернь / чёрная

Зелень / зелёная

Лазурь / голубая

Пурпур / фиолетовая

Также в геральдике используются цвета 2-х металлов – золота и серебра.

  • 5 Слайд: От отца к сыну.

Герб одобренный герольдом, рыцарь мог передать своему сыну. К этому гербу сын добавлял ещё несколько символов. Постепенно гербы усложнялись. Первые гербы были очень простыми. Крест показывал, что рыцарь был крестоносцем. Лев подчёркивал смелость рыцаря. Эти символы хотели носить многие, поэтому герольды придумали много видов крестов. А львы изображались в разных позах: лежащие, идущие, вставшие на дыбы. Каждой части герба дали своё название. Так было легче составлять описание герба. Главный знак - поле, разделённое на части.

Каждой части герба дали своё название.

  • 6 Слайд: Язык геральдики.

Герольды разработали собственный язык для описания гербов.

Композиция, например, способ разделения поля, названа «делением», основные рисунки «ординариями». Изобразительные символы на щите герба названы «загрузкой».

Рассмотреть гербы, изображения, цвета.

  • 7 Слайд: Рыцари-воины-монахи.

Эмблема рыцаря «герб» изображалась на плаще, щите, флажке, шлеме и попоне лошади.

Существовали различные рыцарские «ордена», у которых были определённые цели и задачи. У первых рыцарей на рубахе «сюркот», щите и флажке изображён «крест», это - крестоносцы.

Монахи – воины, госпитальеры (ухаживали за больными), хромовники (защищали паломников на Святую землю).

  • 8 Слайд: Рыцарский турнир.

«Повелитель дон Родриго,

Чтобы трон прославить свой,

Объявил турнир в Толедо,

Небывалый будет бой».

«Песнь о Роланде».

На турнир рыцарь собирался особенно тщательно. Его доспехи были украшены с особой пышностью. Вес доспехов достигал 60 кг и бывало один удар решал исход поединка.

Конец копья коленный

Сквозь щит прошёл звеня,

И грянул прочный панцирь,

Исторгнув сноп огня…

Так в эпосе о Нибелунгах описывается удар копья героини Брунхильды.

На турнирах благородный рыцарь обычно сражался за землю, за честь и достоинство своего рода, а также, за честь и руку прекрасной дамы.



  • 9 Слайд: Вопросы к уроку.

1.Что изучает геральдика и кто такие герольды?

2.Для чего нужны гербы?

3.Какие основные цвета гербов?

4.Что изображалось на гербах?

5.Что вы знаете о рыцарских турнирах?

6.Гербы каких государств, стран, городов вы знаете?

7.Хотели бы вы составить герб и придумать девиз своей семьи?

  • 10 – 18 Слайд: Наша галерея.

Ребята! Сейчас мы посмотрим галерею работ предыдущих лет. Затем вам предстоит создать «герб своей семьи», а на следующем уроке композицию на тему «Рыцарская легенда». Я надеюсь, что ваши работы займут достойное место в нашей галерее. Смотрим…

Кратко о родовых гербах. (распечатка)

Друзья! Прежде, чем вы приступите к работе, я хочу, чтобы вы задумались, какие ценности являются главными в вашей семье (любовь, взаимопонимание, теплота, забота или жадность, злость, лень), увлечения вашей семьи, её традиции. В соответствии с этим и с изученным сегодня материалом создайте свой герб.

  • Работа над заданием. (звучит средневековая музыка)

  • Подведение итогов. Обсуждение творческого задания.

Учащиеся выходят к доске, вешают рисунок и объясняют, как они создавали герб, объясняют смысл выбранных символов. На доске организуется выставка.

Остальные ученики задают вопросы, обсуждают работу.



hello_html_4525808b.jpg

Правильно ребята! Семья – это главное в жизни человека. Герб представляет существующие, тесные связи между членами семьи, он является связующим звеном между прошедшими, нынешними и будущими поколениями. Более того, с течением времени герб только увеличивает свое значение и ценность, присоединяя к себе достоинства и заслуги последующих поколений. Поэтому, каким будет ваш семейный герб в дальнейшем, зависит от вас.

Друзья, а как же быть с бубликом на вывеске у булочника?

Ученики с удовольствием и без труда отвечают на вопрос, обосновывают его.

Молодцы! Оценки за урок.

  • 19 Слайд: Урок окончен! Спасибо за внимание!









Используемая литература:

  1. Энциклопедия «Искусство», М., изд-во «Росмэн», 2006 г.

  2. «Рыцарские войны», М., изд-во «Росмэн», 1995 г.

  3. «Герои средних веков», М., изд-во «Дом», 1994 г.

  4. Н.А.Горяева, О.В.Островская, «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 кл., М., изд-во «Просвещение», 2008 г.

  5. Средневековый героический эпос «Песнь о нибелунгах», М., изд-во «Белый город», 2006 г.

  6. Средневековый героический эпос «Песнь о Роланде», М., изд-во «Белый город», 2006 г.

  7. «История костюма» от древности до Нового времени, М., изд-во «Эксмо-пресс», 1999 г.









Разработка урока по ИЗО "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика. Герб семьи."
  • ИЗО, МХК
Описание:

задачи: Сформулировать понятие о декоративности, орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики, подчеркнув социальную значимость гербов и эмблем в Средние века. Научить выполнять выразительные, лаконичные композиции гербов.

Развивать умение выполнять вариации на тему гербов и эмблем на основе классического герба и современных символов.

Воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности.

1.     Познакомить учащихся со Средневековой геральдикой  (символикой)  и применить свои знания в создании герба  семьи.

2.     Осознать ценность семьи.

3.     Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

4.     Развивать творческую фантазию, интерес к искусству, к истории своей семьи.

Автор Мирошкина Светлана Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1382
Номер материала 23002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓