Главная / ИЗО, МХК / Разработка урока по ИЗО "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла." 5 класс

Разработка урока по ИЗО "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла." 5 класс

Урок ИЗО в 5-м классе по программе Б.М. Неменского "Сказочная Гжель"

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Цели:

Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.

Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками.

Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре.

Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.

Материалы: акварель, кисти, заготовки стаканчиков, бумага для эскизов.

Оборудование: мультимедийная аппаратура.

Зрительный ряд:

Стенд “Сказочная Гжель”.

Изделия гжельской керамики.

Работы учащихся предыдущих лет.

Презентация “Сказочная Гжель”.

Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.



Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?

2. Сообщение темы и цели урока.

Что ж давайте по порядку:

Загадаю вам загадку,

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым тему нашего урока назовёт.



Сине–голубые

розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).



Слайд №1.

Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Сказочная Гжель”: послушаем ваши сообщения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.

3. Проверка домашнего задания

На дом вам было задано подготовить сообщения, подобрать стихи о гжельской керамике. Давайте послушаем ваши сообщения и рассмотрим материал, который вы подготовили. Ребята, будьте внимательны, слушая сообщения одноклассников, чтобы затем дать ответ на вопрос: “Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?”

Сообщение 1 (Слайд №2)

Гжель - это известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”.

Сообщение 2 (Слайд №3)

Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история. В начале 18 века по приказу Петра I купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству “табачных трубок и майоликовой посуды”. Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и популярности.

Сообщение 3 (Слайд№4)

Я расскажу, что такое майоликовая керамика. Майолика изготавливается из белой глины, а рисунок на посуду наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. Роспись майолики выполняется красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой.

Сообщение 4 (Слайд №5)

Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. Особой пластической формой поражают квасники и кумганы. Они имеют цилиндрическое тулово, изящный носик и горлышко. Дырочка в центре тулова квасника предназначена для льда, чтобы квас всегда был холодным.

Сообщение 5

(Ученица выставляет из корзины игрушки).

А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки. Они добры, веселы и полны народного юмора.

Ответы учащихся на вопрос: Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?

4. Повторение

А теперь давайте обобщим материал, который изучили за 2 урока, отгадав кроссворд.

Слайд №6

А сейчас, а сейчас

Время физкультминутки для вас!

(учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой.

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

5. Практическая работа

Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.

(Учитель напоминает правила работы с красками, кистью).

Учитель: Какой прием работы используют гжельские мастера?

Учащиеся: “мазок с тенями”.

Учитель: В чем его особенность?

Учащиеся: Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик

Учитель: Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть. Как вы это будете делать? Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.

Слайд №7

(Учитель выполняет рисунок на доске).

Учитель: А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование?

Ответы учащихся.

Учитель: Положите второй лист бумаги перед собой. На нем вы выполните эскиз рисунка, который затем перенесете на объемную форму – стаканчик.

Учитель: Как будет расположен ваш узор?

Учащиеся: В центре изделия.

Учитель: с чего вы начнете писать узор?

Учащиеся: с крупных деталей, например, розы.

Учитель: узор может состоять из одного цветка?

Учащиеся: нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья.

Учитель: А зачем нужны бордюры?

Учащиеся: чтобы оформить горлышко, низ изделия, сделать его красочным и выразительным.

Приступайте к работе.

Звучит музыка

(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью)

6. Итог урока

а) Экспресс- выставка выполненных работ

Дети выставляют свои работы и рассказывают приготовленные ими стихи.

1 уч. Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.



2 уч. На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.



3 уч. У каждого художника есть свой узор любимый.

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий.

Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров?

А какое практическое применение можно найти вашему стаканчику?

Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?

б) Выставление оценок.

При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить следующими строчками: (Слайд № 8) Спасибо за урок!

Разработка урока по ИЗО "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла." 5 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.

Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками.

Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре.

Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.

Гжель - это известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”.

Автор Мирошкина Светлана Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 667
Номер материала 23068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓