Главная / ИЗО, МХК / разработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)

разработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)

Название документа 5 класс народный костюм Урок 7.doc


5 класс Урок 7.

Народная праздничная одежда

Цель: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах русского национального костюма.

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний.

Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поко­лениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конеч­но, в одежде.

Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали зако­ны представлений о мире.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основа­ны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

- Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?

Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точ­ками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно- подводный мир.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Рубаха - основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляно­го полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались во­рот, оплечья, грудь, подол.

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи - «сенокосицы». Ее

носили без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее

ее владелица. Счита­лось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жиз­ненные силы, а вышивки с сим­воликой плодородия давали зем­ле плодородные силы.

Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узор­ной полосой, тесьмой, серебря­ным кружевом, узорными пуго­вицами.

Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Голову в будни украшала лента-подвязка, а в праздники - коруна. На конце

длинной косы - косник из бисера.

На юге России вместо сарафана носили поневу - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды - ромбы, волнистые линии, древо жизни, птицы, Берегини. Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.



По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани, украшенный вышивкой.

Свадебный костюм - самый нарядный и торжественный.

Свадьба - это священный обряд. Древние крестьяне свято вери­ли, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе должны быть соблюдены все ритуалы и приметы, имеющие большое значение.

Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил и напастей и символами, утверждающими сча­стье, долголетие, здоровое потомство.

- Подумайте, какие это должны быть символы?

Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была руба­ха-косоворотка. Ее шили из белой, синей или красной ткани - и укра­шали вышивкой. Порты завязывались на шнурке вокруг талии. Бога­тые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты,

а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а

на голову шапку из сукна или войлока.

III. Закрепление Знаний.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимне­го или летнего), обговорить заранее величину фигур. Жела­тельно изобразить несколько фигур в различных ракурсах (для последующей коллективной работы).

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображениями народного костюма.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии.

V. Анализ работ.



Урок 8.

Народная праздничная одежда (продолжение)

Цель: закрепление знаний учащихся об особенностях русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве

мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах русского национального костюма.


I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

III. Сообщение новых знаний.

Головной убор - очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный

слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник

от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока.

Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц.

Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх



кокошника набрасывали фату из тон­кой узорчатой ткани.

IV. Актуализация опорных знаний.

- О чем может рассказать нам русский народный кос­тюм?

- Как перекликаются украшения женского русского кос­тюма и фронтона крестьянской избы?

Фронтон избы и верхняя часть женского костюма имеют много общего. Они

образно связаны с небом и светом. Имеют символы солнца и воды.

Подол женского сарафана или рубахи украшен узорами с символами земли, а

пояс - символами подземного мира.

Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.

V. Практическая работа.

Задание: завершение эскиза праздничного народного костюма.

VI. Анализ работ.

VII. Домашнее задание.

1) Подготовиться к обобщающему уроку «Народные гуля­нья». Детям раздаются слова частушек и народной за­певки «Селезенька утку любил».

2) Подобрать и записать старинные русские поговорки и пословицы.


























hello_html_7b36631f.png

hello_html_509bc337.png



hello_html_1f21eebd.jpg









hello_html_1adc0c20.jpg













hello_html_31b4f8b5.png


РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА



Женская праздничная одежда


hello_html_m42d0fde4.pnghello_html_6af282d8.png



Севера России Юга России











МУЖСКОЙ КОСТЮМ




hello_html_m363a4483.png











Костюм южных губерний



hello_html_maf3764.png



1 - понева


2 - рубаха


3 – передник


4 – «сорока» с платком



Женский головной убор


hello_html_80e79ac.pnghello_html_m69af8d81.png

hello_html_79fe6868.pnghello_html_m5e29b7cf.pnghello_html_m70aeac29.png

hello_html_m6401974c.pnghello_html_m3d31cc44.pnghello_html_3a7acc01.png

hello_html_39215a0a.png

разработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Народная праздничная одежда

Цель: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах  русского национального костюма.

Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поко­лениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конеч­но, в одежде.

Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали зако­ны представлений о мире.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основа­ны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

- Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?

Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точ­ками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно- подводный мир.

Автор Тищенко Ольга Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1625
Номер материала 31200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓