Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыРазработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)

разработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 5 класс народный костюм Урок 7.doc

 

5 класс                                            Урок 7.

Народная праздничная одежда

Цель: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах  русского национального костюма.

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний.

Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поко­лениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конеч­но, в одежде.

Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали зако­ны представлений о мире.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основа­ны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

- Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?

Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точ­ками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно- подводный мир.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Рубаха - основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляно­го полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались во­рот, оплечья, грудь, подол.

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи - «сенокосицы». Ее

носили без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее

ее владелица. Счита­лось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жиз­ненные силы, а вышивки с сим­воликой плодородия давали зем­ле плодородные силы.

Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узор­ной полосой, тесьмой, серебря­ным кружевом, узорными пуго­вицами.

Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Голову в будни украшала лента-подвязка, а в праздники - коруна. На конце

длинной косы - косник из бисера.

На юге России вместо сарафана носили поневу - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды - ромбы, волнистые линии, древо жизни, птицы, Берегини. Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.

 

 

По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани, украшенный вышивкой.

Свадебный костюм - самый нарядный и торжественный.

Свадьба - это священный обряд. Древние крестьяне свято вери­ли, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе должны быть соблюдены все ритуалы и приметы, имеющие большое значение.

Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил и напастей и символами, утверждающими сча­стье, долголетие, здоровое потомство.

- Подумайте, какие это должны быть символы?

Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была руба­ха-косоворотка. Ее шили из белой, синей или красной ткани - и укра­шали вышивкой. Порты завязывались на шнурке вокруг талии. Бога­тые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты,

а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а

на голову шапку из сукна или войлока.

III. Закрепление Знаний.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимне­го или летнего), обговорить заранее величину фигур. Жела­тельно изобразить несколько фигур в различных ракурсах (для последующей коллективной работы).

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображениями народного костюма.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии.

V.   Анализ  работ.

 

 

Урок 8.

Народная праздничная одежда (продолжение)

Цель: закрепление знаний учащихся об особенностях русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве

мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах  русского национального костюма.

 

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

III. Сообщение новых знаний.

Головной убор - очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный

слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник

от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока.

Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц.

Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх

 

 

кокошника набрасывали фату из тон­кой узорчатой ткани.

IV.   Актуализация опорных знаний.

-   О чем может рассказать нам русский народный кос­тюм?

-   Как перекликаются украшения женского русского кос­тюма и фронтона крестьянской избы?

Фронтон избы и верхняя часть женского костюма имеют много общего. Они

образно связаны с небом и светом. Имеют символы солнца и воды.

Подол женского сарафана или рубахи украшен узорами с символами земли, а

пояс - символами подземного мира.

Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.

V.   Практическая работа.

Задание: завершение эскиза праздничного народного костюма.

VI.   Анализ работ.

VII.   Домашнее   задание.

1) Подготовиться к обобщающему уроку «Народные гуля­нья». Детям раздаются слова частушек и народной за­певки «Селезенька утку любил».

2)  Подобрать и записать старинные русские поговорки и пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

 

 

Женская праздничная одежда

 

 

 

                    Севера России                                                         Юга России

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костюм южных губерний

 

 

 

 

  1 - понева

 

  2 - рубаха

 

  3 – передник

 

  4 – «сорока» с платком

 

 

Женский головной убор

 


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Народная праздничная одежда

Цель: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах  русского национального костюма.

Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поко­лениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конеч­но, в одежде.

Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали зако­ны представлений о мире.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основа­ны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

- Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?

Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точ­ками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно- подводный мир.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 168 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1195
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1036
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 563
    • RAR 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тищенко Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тищенко Ольга Ивановна
    Тищенко Ольга Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19439
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 390 человек

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе