Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
«Аллакская
средняя общеобразовательная школа»
Урок по
истории средних веков в 6 классе
по теме
«Формирование
средневековых городов»
(открытый
урок для учителей школы, в рамках аттестации)
Подготовила
и провела
Шабанова
Людмила Геннадьевна
учитель
истории и обществознания
первой
категории
20
октября 2014 г
Цели
урока: подвести учащихся к
пониманию причин возникновения городов в Средние века, к пониманию причин
борьбы городов с сеньорами;
Задачи
урока: формировать умения анализировать
исторические факты; продолжить формирование умений составлять связный и четкий
рассказ по тексту учебника на основе простого плана, развить умение работы с
картой.
Оборудование:
атлас по истории средних
веков, карточки – задания, картина «В мастерской ремесленника», «Средневековый
город»
Тип
урока: изучение нового
материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята представьте, что
существует машина времени. И мы с вами сейчас отправимся в путешествие во
времени. В 10 век в Западную Европу. Отправимся в средневековый город. Какие
цели вы можете поставить перед собой как путешественники и как ученики на уроке
истории? Заполните первый вопрос в карточке, которая лежит у вас на парте.
Рефлексия.
1. Мне хотелось бы узнать
__________________________
2. Сегодня на уроке мне понравилось
_____________________
3. Мне сегодня удалось на
уроке_________________________
4. Мне не
понравилось________________________________
5. Настроение в ходе урока у меня_________________________
II. Изучение нового материала.
1) Причины возникновения городов.
Рассказ учителя. Ребята по ходу моего рассказа определите,
какие причины, способствовали появлению новых городов в средневековой
Европе? Внимательно слушайте меня и отмечайте правильные ответы в
карточке-схеме урока.
Причины появления средневековых
городов
|
Отметьте «+» правильное
|
1. Господство натурального
хозяйства
|
|
2. Завоевание новых земель
|
|
3. Успехи в развитии хозяйства
|
|
4. Рост церковного землевладения
|
|
5. Отделение ремесла от сельского
хозяйства
|
|
Изучая историю Древнего
мира, мы с вами «путешествовали» по самым древнейшим городам, которые создавали
искусные мастера. Названия каких
городов вы помните? (Афины, Рим, Александрия, Мемфис, Библ, Сидон, Константинополь,
Спарта...)
В период Средневековья многие из
ранее созданных городов продолжали развиваться. К Х-Х1 вв. в Европе появилось
много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди хорошо
обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например,
тяжелый колесный плуг. Он глубже вспахивать почву, качественнее ее
обрабатывать. Это способствовало получению большего количества
сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда было
больше металла. Поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно
развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных, орудий труда
требуются специалисты этого дела. Среди крестьян выделяются мастера. Такие
изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить,
заниматься только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания.
Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему
это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться
изделиями. Где? Это мы узнаем, изучив документы. А пока ответьте на вопрос,
который был задан в начале рассказа. (В таблице ученики должны выделить
главные причины появления городов: а) успехи в развитии хозяйства в X в.; б)
отделение ремесла от сельского хозяйства.)
Ответы учащихся на вопрос: «Какие причины способствовали появлению новых
средневековых городов?»
2) Места возникновения городов.
Учитель: Внимательно рассмотрите
карту «Развитие ремесла и торговли в Европе», определите какие места, выбирали
жители Европы для создания города? По ходу изучения карты заполняем карточку –
схему.
Места расположения городов
|
Отметьте «+» правильное
|
1. Около речных переправ
|
|
2. На опушке леса
|
|
3. На перекрестках дорог
|
|
4. У стен замков и монастырей
|
|
5. В горах
|
|
6. Вблизи удобных морских гаваней
|
|
Вопросы по карте:
1. Места
расположения новых городов.
2. Каким знаком
обозначались крупные торгово-ремесленные города? (Кружочком)
3. Назовите
крупные торгово-ремесленные города? (Прага, Париж, Кёльн и др.)
Физкультминутка. Сейчас мы побудем в роли средневековых
рыцарей. А чем занимались рыцари? (войной).
Представим, что мы
вооружённые рыцари на конях скачем к своему противнику, замахиваемся копьём,
бросаем и… мимо. Тогда быстро выхватываем меч и рубим им попеременно то правой
рукой, то левой. Поводья из рук не выпускаем. Вот враг, наконец побеждён.
Рыцари принесли долгожданную победу своему королю. А вот и король. Рыцарь
слезает с коня и выказывает ему своё почтение (голову вниз – поклон). За
мужество, отвагу и стойкость король даст рыцарям ещё вот сто-о-олько земли
(руки потянуть вперёд).
3) Работа в группах с текстом
учебника – каждая группа в течение 5 мин выполняет задание.
1 ряд. Прочитайте п. 3 «Борьба городов
с сеньорами» и ответьте на вопросы карточки:
1. На чьих землях
появлялись города? (На землях феодалов)
2. Как феодалы
привлекали новых жителей? (Они в первые годы не брали платеже)
3. Чем были
недовольны жители города? (Феодалы требовали заплатить различные пошлины,
налоги, изделия ремесла)
4. Каковы были
результаты борьбы городов с сеньорами? (Некоторые города добились
самоуправления, освобождение горожан от сеньориальной зависимости – крестьяне
прожившие в городе один год и один день становились свободными людьми)
2 ряд.
Прочитайте п. 4 «Мастерская ремесленника» и ответьте на вопросы карточки:
1. Кто был
хозяином мастерской? (Ремесленник – мастер)
2. Кто помогал
ремесленнику выполнять работу в мастерской? (Подмастерье и ученик
ремесленника)
3. Сколько лет
нужно было учиться ремеслу? (От двух до восьми лет)
4. Могли
подмастерье стать хозяином мастерской? (Да. Накопить деньги или жениться на
дочери мастера. Он должен был выдержать трудный экзамен – изготовить шедевр –
лучший образец изделия)
3 ряд. Прочитайте
п.7 «Что с возу упало, то пропало» и ответьте на вопросы карточки:
1. Что обозначает
средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»? (Упавшие вещи с повозок
купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец)
2. Кто представлял
настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники и пираты)
3. Легко ли было
купцам торговать? (Конечно, нет. приходилось отбиваться от разбойников, платить
налоги за пыль, за проезд по мосту и другое)
4. Что такое
Гильдия? (Это союз купцов, который был организован для защиты их интересов)
Ответы
участников групп.
III. Закрепление изученного материала и выставление
оценок.
1. Назовите причины возникновения
новых средневековых городов?
2. Назовите места возникновения новых
городов.
IV. Рефлексия. В начале урока вы определили, что сегодня
будем изучать на уроке. Продолжите заполнение карточки.
V. Домашнее задание: Всем – пар.13, п.1-7; выписать новые термины в
тетрадь. Творческое задание (по желанию) – стр.115, вопрос 8.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.