Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока по истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов"

Разработка урока по истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Урок  по истории средних веков в 6 классе

по теме

«Формирование средневековых городов»

(открытый урок для учителей школы, в рамках  аттестации)

 

 

Подготовила и провела

Шабанова Людмила Геннадьевна

учитель истории и обществознания

первой категории

 

 

 

 

20 октября 2014 г

 

Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в Средние века,  к пониманию причин борьбы городов с сеньорами;

Задачи урока: формировать умения анализировать исторические факты; продолжить формирование умений составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, развить умение работы с картой.

Оборудование: атлас по истории средних веков, карточки – задания, картина «В мастерской ремесленника», «Средневековый город»

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята представьте, что существует машина времени. И мы с вами сейчас отправимся в путешествие во времени. В 10 век в Западную Европу. Отправимся в средневековый город.  Какие цели вы можете поставить перед собой как путешественники и как ученики на уроке истории? Заполните первый вопрос в карточке, которая  лежит у вас на парте.

Рефлексия.

1. Мне хотелось бы узнать __________________________

2. Сегодня на уроке мне понравилось _____________________

3. Мне сегодня удалось на уроке_________________________

4. Мне не понравилось________________________________

5. Настроение в ходе урока у меня_________________________

II. Изучение нового материала.

1) Причины возникновения городов.

Рассказ учителя.   Ребята по ходу моего рассказа определите,  какие причины,  способствовали появлению новых городов    в средневековой Европе? Внимательно слушайте меня и отмечайте правильные ответы в карточке-схеме урока.

Причины появления средневековых городов

Отметьте «+» правильное

1. Господство натурального хозяйства

 

2. Завоевание новых земель

 

3. Успехи в развитии хозяйства

 

4. Рост церковного землевладения

 

5. Отделение ремесла от сельского хозяйства

 

Изучая историю Древнего мира, мы с вами «путешествовали» по самым древнейшим городам, которые создавали искусные мастера.  Названия каких городов вы помните? (Афины, Рим, Александрия, Мемфис, Библ, Сидон, Константинополь, Спарта...)

В период Средневековья многие из ранее созданных городов продолжали развиваться. К Х-Х1 вв. в Европе появилось много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди  хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например, тяжелый колесный плуг. Он  глубже вспахивать почву, качественнее ее обрабатывать. Это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда  было больше металла. Поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных, орудий труда требуются специалисты этого дела. Среди крестьян выделяются мастера. Такие изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить, заниматься только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться  изделиями. Где? Это мы узнаем, изучив документы. А пока ответьте на вопрос, который был задан в начале рассказа. (В таблице  ученики должны выделить главные причины появления городов: а) успехи в развитии хозяйства в X в.; б) отделение ремесла от сельского хозяйства.)

Ответы учащихся на вопрос: «Какие причины способствовали появлению новых средневековых городов?»

2) Места возникновения городов.

Учитель: Внимательно рассмотрите карту «Развитие ремесла и торговли в Европе», определите какие места, выбирали жители Европы для создания города? По ходу изучения карты заполняем карточку – схему.

Места расположения городов

Отметьте «+» правильное

1. Около речных переправ

 

2. На опушке леса

 

3. На перекрестках дорог

 

4. У стен замков и монастырей

 

5. В горах

 

6. Вблизи удобных морских гаваней

 

Вопросы по карте:

1. Места расположения новых городов.

2. Каким знаком обозначались крупные торгово-ремесленные города? (Кружочком)

3. Назовите крупные торгово-ремесленные города? (Прага, Париж, Кёльн и др.)

Физкультминутка. Сейчас мы побудем в роли средневековых рыцарей. А чем занимались рыцари? (войной).

Представим, что мы вооружённые рыцари на конях скачем к своему противнику, замахиваемся копьём, бросаем и… мимо. Тогда быстро выхватываем меч и рубим им попеременно то правой рукой, то левой. Поводья из рук не выпускаем. Вот враг, наконец побеждён. Рыцари принесли долгожданную победу своему королю. А вот и король. Рыцарь слезает с коня и выказывает ему своё почтение (голову вниз – поклон). За мужество, отвагу и стойкость король даст рыцарям ещё вот сто-о-олько земли (руки потянуть вперёд).

3) Работа в группах с текстом учебника – каждая группа в течение 5 мин выполняет задание.

1 ряд. Прочитайте п. 3 «Борьба городов с сеньорами» и ответьте на вопросы карточки:

1. На чьих землях появлялись города? (На землях феодалов)

2. Как феодалы привлекали новых жителей? (Они в первые годы не брали платеже)

3. Чем были недовольны жители города? (Феодалы требовали заплатить различные пошлины, налоги, изделия ремесла)

4. Каковы были результаты борьбы городов с сеньорами? (Некоторые города добились самоуправления, освобождение горожан от сеньориальной зависимости – крестьяне прожившие в городе один год и один день становились свободными людьми)

2 ряд. Прочитайте п. 4 «Мастерская ремесленника» и ответьте на вопросы карточки:

1. Кто был хозяином мастерской? (Ремесленник – мастер)

2. Кто помогал ремесленнику выполнять  работу в мастерской? (Подмастерье и ученик ремесленника)

3. Сколько лет нужно было учиться ремеслу? (От двух до восьми лет)

4. Могли подмастерье стать хозяином мастерской? (Да. Накопить  деньги или жениться на дочери мастера. Он должен был выдержать трудный экзамен – изготовить шедевр – лучший образец изделия)

3 ряд. Прочитайте п.7 «Что с возу упало, то пропало» и ответьте на вопросы карточки:

1. Что обозначает средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»? (Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец)

2. Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники и пираты)

3. Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. приходилось отбиваться от разбойников, платить налоги за пыль, за проезд по мосту и другое)

4. Что такое Гильдия? (Это союз купцов, который  был организован для защиты их интересов)

Ответы участников групп.     

III. Закрепление изученного материала и выставление оценок.

1. Назовите причины возникновения новых средневековых городов?

2. Назовите места возникновения новых городов.

IV. Рефлексия. В начале урока вы определили, что сегодня будем изучать на уроке. Продолжите заполнение карточки.

V.  Домашнее задание: Всем – пар.13, п.1-7; выписать новые термины в тетрадь. Творческое задание (по желанию) – стр.115, вопрос 8.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Формирование средневековых городов.pptx

Скачать материал "Разработка урока по истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • Формирование средневековых городов

    2 слайд

    Формирование средневековых городов

  • Закончите одно из предложений.1. Мне хотелось бы узнать …..
2. Сегодня на уро...

    3 слайд

    Закончите одно из предложений.
    1. Мне хотелось бы узнать …..
    2. Сегодня на уроке мне понравилось ….
    3. Мне сегодня удалось на уроке….
    4. Мне не понравилось ….
    5. Настроение в ходе урока у меня ….

  • Причины возникновения городовПричины возникновения городов.

    4 слайд

    Причины возникновения городов
    Причины возникновения городов.

  • Причины возникновения городовПричины возникновения городов.

    5 слайд

    Причины возникновения городов
    Причины возникновения городов.

  • Места возникновения городов

    6 слайд

    Места возникновения городов

  • 7 слайд

  • Места возникновения городов

    8 слайд

    Места возникновения городов

  • 9 слайд

  • 1 группа. «Борьба городов с сеньорами»

    10 слайд

    1 группа. «Борьба городов с сеньорами»

  • 1 группа. «Борьба городов с сеньорами»

    11 слайд

    1 группа. «Борьба городов с сеньорами»

  • 2группа. «Мастерская ремесленника»

    12 слайд

    2группа. «Мастерская ремесленника»

  • 2группа. «Мастерская ремесленника»

    13 слайд

    2группа. «Мастерская ремесленника»

  • 3 группа. «Что с возу упало, то пропало»

    14 слайд

    3 группа. «Что с возу упало, то пропало»

  • 3 группа. «Что с возу упало, то пропало»

    15 слайд

    3 группа. «Что с возу упало, то пропало»

  • 1. Назовите причины возникновения городов.2. Назовите места возникновения го...

    16 слайд

    1. Назовите причины возникновения городов.
    2. Назовите места возникновения городов.

  • Закончите одно из предложений.1. Мне хотелось бы узнать …..
2. Сегодня на уро...

    17 слайд

    Закончите одно из предложений.
    1. Мне хотелось бы узнать …..
    2. Сегодня на уроке мне понравилось ….
    3. Мне сегодня удалось на уроке….
    4. Мне не понравилось ….
    5. Настроение в ходе урока у меня ….

  • Домашнее задание.Параграф 13, пункты 1-7;
 Выписать новые термины и их опреде...

    18 слайд

    Домашнее задание.
    Параграф 13, пункты 1-7;
    Выписать новые термины и их определения;
    Творческое задание – стр.115, вопрос 8

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока содержит: план-конспект урока и презентацию к уроку.

Учебная аудитория - учащиеся 6 класса. Оборудование на уроке: учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской "История средних веков", карточки, проектор, компьютер. Рабочее время - 45 минут. 

Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в Средние века, к пониманию причин борьбы городов с сеньорами.

Задачи урока: - формировать умения анализировать исторические факты; - продолжить формирование умений составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана; - развивать умение работы с картой.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 116 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 612
    • RAR 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шабанова Людмила Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шабанова Людмила Геннадьевна
    Шабанова Людмила Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4340
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе