Главная / История / Разработка урока по истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов"

Разработка урока по истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов"

Название документа Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»















Урок по истории средних веков в 6 классе

по теме

«Формирование средневековых городов»

(открытый урок для учителей школы, в рамках аттестации)





Подготовила и провела

Шабанова Людмила Геннадьевна

учитель истории и обществознания

первой категории









20 октября 2014 г



Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в Средние века, к пониманию причин борьбы городов с сеньорами;

Задачи урока: формировать умения анализировать исторические факты; продолжить формирование умений составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, развить умение работы с картой.

Оборудование: атлас по истории средних веков, карточки – задания, картина «В мастерской ремесленника», «Средневековый город»

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята представьте, что существует машина времени. И мы с вами сейчас отправимся в путешествие во времени. В 10 век в Западную Европу. Отправимся в средневековый город. Какие цели вы можете поставить перед собой как путешественники и как ученики на уроке истории? Заполните первый вопрос в карточке, которая лежит у вас на парте.

Рефлексия.

1. Мне хотелось бы узнать __________________________

2. Сегодня на уроке мне понравилось _____________________

3. Мне сегодня удалось на уроке_________________________

4. Мне не понравилось________________________________

5. Настроение в ходе урока у меня_________________________

II. Изучение нового материала.

1) Причины возникновения городов.

Рассказ учителя. Ребята по ходу моего рассказа определите, какие причины, способствовали появлению новых городов в средневековой Европе? Внимательно слушайте меня и отмечайте правильные ответы в карточке-схеме урока.

Причины появления средневековых городов

Отметьте «+» правильное

1. Господство натурального хозяйства


2. Завоевание новых земель


3. Успехи в развитии хозяйства


4. Рост церковного землевладения


5. Отделение ремесла от сельского хозяйства


Изучая историю Древнего мира, мы с вами «путешествовали» по самым древнейшим городам, которые создавали искусные мастера. Названия каких городов вы помните? (Афины, Рим, Александрия, Мемфис, Библ, Сидон, Константинополь, Спарта...)

В период Средневековья многие из ранее созданных городов продолжали развиваться. К Х-Х1 вв. в Европе появилось много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например, тяжелый колесный плуг. Он глубже вспахивать почву, качественнее ее обрабатывать. Это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда было больше металла. Поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных, орудий труда требуются специалисты этого дела. Среди крестьян выделяются мастера. Такие изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить, заниматься только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться изделиями. Где? Это мы узнаем, изучив документы. А пока ответьте на вопрос, который был задан в начале рассказа. (В таблице ученики должны выделить главные причины появления городов: а) успехи в развитии хозяйства в X в.; б) отделение ремесла от сельского хозяйства.)

Ответы учащихся на вопрос: «Какие причины способствовали появлению новых средневековых городов?»

2) Места возникновения городов.

Учитель: Внимательно рассмотрите карту «Развитие ремесла и торговли в Европе», определите какие места, выбирали жители Европы для создания города? По ходу изучения карты заполняем карточку – схему.

Места расположения городов

Отметьте «+» правильное

1. Около речных переправ


2. На опушке леса


3. На перекрестках дорог


4. У стен замков и монастырей


5. В горах


6. Вблизи удобных морских гаваней


Вопросы по карте:

1. Места расположения новых городов.

2. Каким знаком обозначались крупные торгово-ремесленные города? (Кружочком)

3. Назовите крупные торгово-ремесленные города? (Прага, Париж, Кёльн и др.)

Физкультминутка. Сейчас мы побудем в роли средневековых рыцарей. А чем занимались рыцари? (войной).

Представим, что мы вооружённые рыцари на конях скачем к своему противнику, замахиваемся копьём, бросаем и… мимо. Тогда быстро выхватываем меч и рубим им попеременно то правой рукой, то левой. Поводья из рук не выпускаем. Вот враг, наконец побеждён. Рыцари принесли долгожданную победу своему королю. А вот и король. Рыцарь слезает с коня и выказывает ему своё почтение (голову вниз – поклон). За мужество, отвагу и стойкость король даст рыцарям ещё вот сто-о-олько земли (руки потянуть вперёд).

3) Работа в группах с текстом учебника – каждая группа в течение 5 мин выполняет задание.

1 ряд. Прочитайте п. 3 «Борьба городов с сеньорами» и ответьте на вопросы карточки:

1. На чьих землях появлялись города? (На землях феодалов)

2. Как феодалы привлекали новых жителей? (Они в первые годы не брали платеже)

3. Чем были недовольны жители города? (Феодалы требовали заплатить различные пошлины, налоги, изделия ремесла)

4. Каковы были результаты борьбы городов с сеньорами? (Некоторые города добились самоуправления, освобождение горожан от сеньориальной зависимости – крестьяне прожившие в городе один год и один день становились свободными людьми)

2 ряд. Прочитайте п. 4 «Мастерская ремесленника» и ответьте на вопросы карточки:

1. Кто был хозяином мастерской? (Ремесленник – мастер)

2. Кто помогал ремесленнику выполнять работу в мастерской? (Подмастерье и ученик ремесленника)

3. Сколько лет нужно было учиться ремеслу? (От двух до восьми лет)

4. Могли подмастерье стать хозяином мастерской? (Да. Накопить деньги или жениться на дочери мастера. Он должен был выдержать трудный экзамен – изготовить шедевр – лучший образец изделия)

3 ряд. Прочитайте п.7 «Что с возу упало, то пропало» и ответьте на вопросы карточки:

1. Что обозначает средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»? (Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец)

2. Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники и пираты)

3. Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. приходилось отбиваться от разбойников, платить налоги за пыль, за проезд по мосту и другое)

4. Что такое Гильдия? (Это союз купцов, который был организован для защиты их интересов)

Ответы участников групп.

III. Закрепление изученного материала и выставление оценок.

1. Назовите причины возникновения новых средневековых городов?

2. Назовите места возникновения новых городов.

IV. Рефлексия. В начале урока вы определили, что сегодня будем изучать на уроке. Продолжите заполнение карточки.

V. Домашнее задание: Всем – пар.13, п.1-7; выписать новые термины в тетрадь. Творческое задание (по желанию) – стр.115, вопрос 8.

Название документа Формирование средневековых городов.pptx

Формирование средневековых городов
1. Мне хотелось бы узнать ….. 2. Сегодня на уроке мне понравилось …. 3. Мне ...
Причины возникновения городов Причины возникновения городов. Причины появлени...
Причины возникновения городов Причины возникновения городов. Причины появлени...
Места возникновения городов Места расположения городов Отметьте «+» правильно...
Места возникновения городов Места расположения городов Отметьте «+» правильно...
1 группа. «Борьба городов с сеньорами» 1. На чьих землях появлялисьгорода? 2....
1 группа. «Борьба городов с сеньорами» 1. На чьих землях появлялисьгорода? На...
2группа. «Мастерская ремесленника» 1. Кто был хозяином мастерской? 2. Кто пом...
2группа. «Мастерская ремесленника» 1. Кто был хозяином мастерской? Ремесленни...
3 группа. «Что с возу упало, то пропало» 1. Что означала средневековая погово...
3 группа. «Что с возу упало, то пропало» 1. Что означала средневековая погово...
1. Назовите причины возникновения городов. 2. Назовите места возникновения го...
1. Мне хотелось бы узнать ….. 2. Сегодня на уроке мне понравилось …. 3. Мне ...
Домашнее задание. Параграф 13, пункты 1-7; Выписать новые термины и их опреде...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Формирование средневековых городов
Описание слайда:

Формирование средневековых городов

№ слайда 3 1. Мне хотелось бы узнать ….. 2. Сегодня на уроке мне понравилось …. 3. Мне сег
Описание слайда:

1. Мне хотелось бы узнать ….. 2. Сегодня на уроке мне понравилось …. 3. Мне сегодня удалось на уроке…. 4. Мне не понравилось …. 5. Настроение в ходе урока у меня …. Закончите одно из предложений.

№ слайда 4 Причины возникновения городов Причины возникновения городов. Причины появления с
Описание слайда:

Причины возникновения городов Причины возникновения городов. Причины появления средневековых городов Отметьте «+» правильное 1. Господство натурального хозяйства 2. Завоевание новых земель 3. Успехи в развитии хозяйства 4. Рост церковного землевладения 5. Отделение ремесла от сельского хозяйства

№ слайда 5 Причины возникновения городов Причины возникновения городов. Причины появления с
Описание слайда:

Причины возникновения городов Причины возникновения городов. Причины появления средневековых городов Отметьте «+» правильное 1. Господство натурального хозяйства 2. Завоевание новых земель 3. Успехи в развитии хозяйства + 4. Рост церковного землевладения 5. Отделение ремесла от сельского хозяйства +

№ слайда 6 Места возникновения городов Места расположения городов Отметьте «+» правильное 1
Описание слайда:

Места возникновения городов Места расположения городов Отметьте «+» правильное 1. Около речных переправ 2. На опушке леса 3. На перекрестках дорог 4. У стен замков и монастырей 5. В горах 6. Вблизи удобных морских гаваней

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Места возникновения городов Места расположения городов Отметьте «+» правильное 1
Описание слайда:

Места возникновения городов Места расположения городов Отметьте «+» правильное 1. Около речных переправ + 2. На опушке леса 3. На перекрестках дорог + 4. У стен замков и монастырей + 5. В горах 6. Вблизи удобных морских гаваней +

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 1 группа. «Борьба городов с сеньорами» 1. На чьих землях появлялисьгорода? 2. Ка
Описание слайда:

1 группа. «Борьба городов с сеньорами» 1. На чьих землях появлялисьгорода? 2. Как феодалы привлекали новых жителей в город? 3. Чем были недовольны жители города? 4. Каковы были результаты борьбы городов с сеньорами?

№ слайда 11 1 группа. «Борьба городов с сеньорами» 1. На чьих землях появлялисьгорода? На зе
Описание слайда:

1 группа. «Борьба городов с сеньорами» 1. На чьих землях появлялисьгорода? На землях феодалов 2. Как феодалы привлекали новых жителей в город? Они в первые годы не брали платежей 3. Чем были недовольны жители города? Феодалы требовали заплатить различные пошлины, налогии отдать изделия ремесла 4. Каковы были результаты борьбы городов с сеньорами? Некоторые города добились самоуправления, освобождение горожан от сеньориальной зависимости – крестьяне прожившие в городе «один годи один день» становились свободными

№ слайда 12 2группа. «Мастерская ремесленника» 1. Кто был хозяином мастерской? 2. Кто помога
Описание слайда:

2группа. «Мастерская ремесленника» 1. Кто был хозяином мастерской? 2. Кто помогал ремесленнику выполнять работу в мастерской? 3. Сколько лет нужно было учиться ремеслу? 4. Могли подмастерье стать хозяином мастерской?

№ слайда 13 2группа. «Мастерская ремесленника» 1. Кто был хозяином мастерской? Ремесленник -
Описание слайда:

2группа. «Мастерская ремесленника» 1. Кто был хозяином мастерской? Ремесленник - мастер 2. Кто помогал ремесленнику выполнять работу в мастерской? Подмастерья и ученики 3. Сколько лет нужно было учиться ремеслу? От двух до восьми лет 4. Могли подмастерье стать хозяином мастерской? Да. Накопить денег или жениться на дочери мастера. Он должен был сдать трудный экзамен – изготовить шедевр.

№ слайда 14 3 группа. «Что с возу упало, то пропало» 1. Что означала средневековая поговорка
Описание слайда:

3 группа. «Что с возу упало, то пропало» 1. Что означала средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»? 2. Кто представлял настоящуюугрозу для купцов? 3. Легко ли было купцам торговать? 4. Что такое гильдия?

№ слайда 15 3 группа. «Что с возу упало, то пропало» 1. Что означала средневековая поговорка
Описание слайда:

3 группа. «Что с возу упало, то пропало» 1. Что означала средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»? Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец 2. Кто представлял настоящуюугрозу для купцов? Это были разбойники и пираты 3. Легко ли было купцам торговать? Конечно нет. Приходилось отбиваться от разбойников, платить налоги запыль, за проезд по мосту и другое. 4. Что такое гильдия? Это союз купцов, который былорганизован для защиты их интересов.

№ слайда 16 1. Назовите причины возникновения городов. 2. Назовите места возникновения город
Описание слайда:

1. Назовите причины возникновения городов. 2. Назовите места возникновения городов.

№ слайда 17 1. Мне хотелось бы узнать ….. 2. Сегодня на уроке мне понравилось …. 3. Мне сег
Описание слайда:

1. Мне хотелось бы узнать ….. 2. Сегодня на уроке мне понравилось …. 3. Мне сегодня удалось на уроке…. 4. Мне не понравилось …. 5. Настроение в ходе урока у меня …. Закончите одно из предложений.

№ слайда 18 Домашнее задание. Параграф 13, пункты 1-7; Выписать новые термины и их определен
Описание слайда:

Домашнее задание. Параграф 13, пункты 1-7; Выписать новые термины и их определения; Творческое задание – стр.115, вопрос 8

Разработка урока по истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов"
  • История
Описание:

Разработка урока содержит: план-конспект урока и презентацию к уроку.

Учебная аудитория - учащиеся 6 класса. Оборудование на уроке: учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской "История средних веков", карточки, проектор, компьютер. Рабочее время - 45 минут. 

Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в Средние века, к пониманию причин борьбы городов с сеньорами.

Задачи урока: - формировать умения анализировать исторические факты; - продолжить формирование умений составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана; - развивать умение работы с картой.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Автор Шабанова Людмила Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1330
Номер материала 25121
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓