Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока по истории России "Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва" ( 7 класс)

разработка урока по истории России "Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва" ( 7 класс)

Скачать материал

Тема урока: «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва».

 

Не приведи бог

увидеть русский бунт,

бессмысленный и беспощадный

(А.С.Пушкин)

Цели:

1.      Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостной зависимости крестьян.

2.       Проследить взаимосвязь между усилением крепостного гнета и активизацией народного движения.

3.       Охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.

4.       Продолжить развитие умения сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами.

 5. воспитывать патриотизм, гуманизм,  человеколюбие 

 

Основные понятия:  крестьянская война, самоуправление, самозванец.

 

Оборудование:  карта « Россия в 1760-1780 гг.», карта « Россия во второй половине XVIII в.», учебник с. 185, портрет Емельяна Пугачёва, презентация, текст документов, видеофрагмент

 

Основные даты и события:

 1773-1775гг.- восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

1773г.- провозглашение Е. Пугачёва себя императором Петром III.

 

Изучение нового материала (презентация)

План:

1.     Причины крестьянской войны.

2.     Емельян Пугачёв.

3.     Этапы крестьянской войны.

4.     Особенности и значение крестьянской войны.

 

1.     Причины крестьянской войны.

 

Учитель. Обратите внимание на эпиграф. Вы случайно не знаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Да, правильно сегодня мы с вами будем говорить о последней крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война».

Запись темы в тетрадь:

 

Давайте мы вспомним обо  всех крестьянских войнах в истории России.

(восстания Болотникова, С.Разина, К.Булавина)

---Скажите а что, такое крестьянская война? (это  крупное выступление крестьянства и других низших слоев населения, охватывающее значительную территорию, приводящее фактически к расколу страны на часть, контролируемую правительством, и часть, контролируемую повстанцами, угрожающее самому существованию феодально-крепостнического строя. В ходе Крестьянской войны создаются повстанческие армии, ведущие длительную борьбу с правительственными войсками. )

-----Ребята а давайте определим признаки крестьянской войны.

(длительный период,  массовый характер, большая территория,)

Ребята когда мы с вами проходили мы их сравнивали. Общее и различное. По схеме:

 1.Причины

 2.Участники

 3.Цели

 4.Причины поражения.

Давайте вспомним , что у них было общего и различного?( уч-ки …….)

Молодцы. Мы вспомнили прошлые крестьянские войны

 А теперь задание на урок. Сравнить крестьянскую войну Пугачева с предыдущими войнами .(той же схеме)

По схеме:…..

А в конце урока вы сами придете к ответу.

2.      Давайте рассмотрим Причины крестьянской войны.

В конце 18 века происходит усиление произвола помещиков.  Символом произвола стала жестокая и беспощадная помещица Дарья Салтыкова. В народе ее называли САЛТЫЧИХА.

Запрет крестьянам жаловаться на помещика, помещики ссылали крепостных в Сибирь и отправляли на каторжные работы — окончательно низвели крестьян на положение рабов. Крепостных продавали, обменивали на скот, проигрывали в карты. Истязания, которым их подвергали, были безмерны по жестокости. Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведенное до отчаяния, оказывало сопротивление, которое в большинстве случаев носило стихийный характер.

 

Одной из самых ярких страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева.

 

 Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II (указывает на портрет Пугачева, написанный на портрете Екатерины II); другие видели умного, проницательного человека (портрет Пугачева неизвестного художника).


Сообщение ученика. Донской казак Емельян Пугачев — тот, чье имя присутствует в истории России XVIII в., — был участником Семилетней, а затем Русско-турецкой войн.» Смелый и предприимчивый, не склонный к оседлой жизни и земледельческой работе, он с ранних лет обнаружил черты лидера, стремление выделиться среди прочих казаков. Так, он хвастался саблей, якобы подаренной ему Петром I. Он выдавал себя за богатого купца, несколько раз бежал из-под стражи и, наконец, весной 1773 г. на Яике объявил себя чудом спасшимся императором Петром III. Умный, находчивый, смелый, Пугачев воплощал в себе типичнейшие черты русского казака. Он обратился к яицким казакам, и те потребовали доказательств избранности Пугачева. Источник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: “Ты-де называешь себя государем, а у государей-де бывают на теле царские знаки”, то Емелька ... разодрав у рубашки ворот, сказал: “На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите”. Оные казаки, посмотря те знаки, сказали: “Ну теперь верим и за государя тебя признаем”.

       Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к пониманию причин крестьянской войны, то есть знакомит с социальной ситуацией в стране.

1)      Усиление крепостной зависимости, рост повинностей и налогов вызывали сопротивление крестьян. Одной из форм крестьянского сопротивления было бегство. Например, с 1727 по 1742 гг. бежали от произвола помещиков более 400 тыс. крестьян. Крестьяне бежали в основном на окраины Российской империи: на Урал, в Сибирь, на север, в казачьи области, в степные районы, на Украину и даже за границу.

                               В 1730-1750 гг. стали организовываться разбойные шайки из беглых крестьян. Именно они грабили торговые караваны на дорогах, нападали на усадьбы помещиков.

                2) 1730-1750 гг. – происходят открытые вооруженные крестьянские выступления. Примерно 37 восстаний против помещиков в 32 уездах. Стали восставать и монастырские крестьяне – 57 восстаний.

                   1760 г. Крестьянские волнения активизируются, и только в Московской губернии погибло 27 помещиков.

                    Активность приобрели восстания крестьян и работных людей на заводах Урала и Карелии.

                 3) В 1771 г. В Москву с фронта русско-турецкой войны пришла чума. Ежедневно умирало до тысячи человек. Многие богатые люди бежали из Москвы, закрывались фабрики, лавки. Огромные толпы людей, оставшихся без средств к существованию, с большим риском быть зараженными чумой, но в надежде на спасение стали собираться у Варварских ворот у иконы Божьей Матери. Но по приказу московского архиепископа Амвросия икона была убрана. Народная толпа учинила страшный погром в Кремле. Амвросий был убит. Эти события вошли в историю, как «Чумный бунт». Через три дня мятеж был подавлен. Для подавления бунта и принятия прочих мер против распространения чумы в Москву был прислан  Г. Орлов с гвардейскими полками. Было убито более 100 тыс. человек. К концу 1771 г. Эпидемия чумы закончилась.

2. Начало Крестьянской войны

В 1773 г. очередной "Петр III" объявился в Яицком (Уральском) казачьем войске. Им объявил себя донской казак Емельян Иванович Пугачев.

Крупное антиправительственное выступление можно было поднять, лишь опираясь на умеющих обращаться с оружием и привыкших к "воле" казаков. Дон опорой мятежа стать не мог, поскольку уже полностью утратил самостоятельность, а казачья старшина превратилась в дворянство. На Яике же условия для бунта были благоприятны. Правительство вело наступление на казачьи привилегии: объявило казенной монополией лов рыбы и добычу соли, стало назначать войскового атамана (прежде выборного), подчинило Яицкое войско Военной коллегии. Казаки были недовольны и произволом старшин.

В 1772 г. на Яике произошло возмущение с целью смещения атамана и ряда старшин. Казаки оказали сопротивление карательным войскам. После подавления мятежа зачинщиков сослали в Сибирь, а войсковой круг уничтожили. Обстановка на Яике накалилась до предела.

Поэтому казаки восторженно встретили "императора", обещавшего жаловать их "реками, морями и травами, денежным жалованьем, свинцом и порохом и всею вольностью". 18 сентября 1773 г. с отрядом в 200 казаков Пугачев выступил к столице войска - Яицкому городку. Направленные против него воинские команды почти в полном составе перешли на сторону повстанцев. И все же, имея около 500 человек, Пугачев не решился на штурм укрепленной крепости с гарнизоном в 1000 человек. Обойдя ее, он двинулся вверх по Яику, захватывая лежавшие на пути небольшие крепости, гарнизоны которых вливались в его войско. Над дворянами и офицерами устраивались кровавые расправы.

В самом начале войны Пугачев раздавал «прелестные грамоты»

Работа с документами по вариантам. Ознакомившись,  ученики отвечают на вопрос: Почему, крестьяне и казаки  прочитав  прелестные грамоты, сразу вливались в армию Пугачева. К чему призывал Пугачев?

3. Осада Оренбурга

5 октября 1773 г. Пугачев подошел к Оренбургу - хорошо укрепленному губернскому городу с гарнизоном в 3,5 тыс. человек при 70 пушках. У повстанцев было 3 тыс. человек и 20 пушек. Штурм города оказался неудачным, пугачевцы приступили к осаде. Губернатор И.А. Рейнсдорп не рискнул атаковать мятежников, не надеясь на своих солдат.

На помощь Оренбургу были направлены отряд генерала В.А. Кара численностью в 1,5 тыс. человек и 1200 башкир во главе с Салаватом Юлаевым. Однако повстанцы разгромили Кара, а С. Юлаев перешел на сторону самозванца. Присоединились к Пугачеву и 1200 солдат, казаков и калмыков из отряда полковника Чернышева (сам полковник попал в плен и был повешен). Лишь бригадиру Корфу удалось благополучно провести в Оренбург 2,5 тыс. солдат.

К Пугачеву, устроившему свою ставку в Берде в пяти верстах от Оренбурга, непрерывно шли подкрепления: калмыки, башкиры, горнозаводские рабочие Урала, приписные крестьяне. Численность его войск превысила 20 тыс. человек. Правда, большинство их было вооружено лишь холодным оружием, а то и рогатинами. Уровень боевой подготовки этой разнородной толпы также был низок. Однако Пугачев стремился придать своей армии подобие организации. Он учредил "Военную коллегию", окружил себя гвардией. Своим сподвижникам он присваивал чины и титулы. Уральские мастеровые Иван Белобородов и Афанасий Соколов (Хлопуша) стали полковниками, а казак Чика-Зарубин превратился в "графа Чернышева".

Расширение восстания серьезно обеспокоило правительство. Командующим войсками, направляемыми против Пугачева, назначается генерал-аншеф А.И. Бибиков. Под его началом было 16 тысяч солдат и 40 пушек. В начале 1774 г. войска Бибикова начали наступление. В марте Пугачев потерпел поражение под Татищевой крепостью, а подполковник Михельсон разгромил войска Чики-Зарубина под Уфой. Главная армия Пугачева была практически уничтожена: около 2 тыс. повстанцев были убиты, свыше 4 тыс. ранены или взяты в плен. Правительство объявило о подавлении мятежа.

5.      Второй этап Крестьянской войны

Этот этап войны интересен тем, что связан с историей Татарстана

Однако Пугачев, у которого осталось не более 400 человек, не сложил оружия, а ушел в Башкирию. Теперь основной опорой движения стали башкиры и горнозаводские рабочие. В то же время многие казаки отошли от Пугачева по мере его удаления от их родных мест.

Несмотря на неудачи в столкновениях с правительственными войсками, ряды повстанцев росли. В июле Пугачев привел под Казань 20-тысячное войско. После взятия Казани Пугачев намеревался двинуться на Москву. 12 июля восставшим удалось занять город, но овладеть казанским кремлем они не сумели. Вечером на помощь осажденным пришли преследовавшие Пугачева войска Михельсона. В ожесточенном сражении Пугачев вновь был разгромлен.  Из 20 тыс. его сторонников 2 тыс. были убиты, 10 тыс. попали в плен, около 6 тыс. разбежались. С уцелевшими двумя тысячами Пугачев переправился на правый берег Волги и повернул на юг, надеясь взбунтовать Дон.

6. Третий этап войны

а) Выступление учащихся ;

б) работа с документом «Манифест Пугачёва от 31 июля 1774г.»

в) просмотр видеофрагмента.

 

7. Поражение Крестьянской войны

 В столице начиналась паника. В Московской губернии объявили сбор ополчения против самозванца. Императрица заявила, что намерена сама встать во главе войск, направляющихся против Пугачева. На смену умершему Бибикову назначили генерал-аншефа П.И. Панина, предоставив ему самые широкие полномочия. Из армии был вызван А.В. Суворов.

 

Между тем, повстанческие войска далеко уже не обладали такой мощью, как год назад. Они состояли теперь из не знающих военного дела крестьян. К тому же отряды их действовали все более разрозненно. Разделавшись с барином, мужик считал задачу выполненной и торопился хозяйничать на земле. Поэтому состав армии Пугачева все время менялся. По ее следам неотступно шли правительственные войска. В августе Пугачев осадил Царицын, но был настигнут и разбит Михельсоном, потеряв 2 тыс. человек убитыми и 6 тыс. пленными. С остатками своих приверженцев Пугачев переправился за Волгу, решив вернуться на Яик. Однако, сопровождавшие его яицкие казаки, понимая неизбежность разгрома, выдали его властям.

Препровожденный Суворовым в Москву, Пугачев течение двух месяцев подвергался допросам и пыткам, а 10 января 1775 г. был казнен вместе с четырьмя соратниками на Болотной площади в Москве. Восстание было подавлено.

8. Как  связана история Пугачёвского восстания с Симбирским краем?

(Выступления учащихся)

 

9. Особенности крестьянской войны.

У этой войны есть свои особенности. Самостоятельная работа с учебником с.182. Называют.

Работаем по таблице. (причины, участники, цели, причины поражения)

А теперь вернемся к поставленной проблеме в начале урока: Сравнить предыдущие крестьянские войны с крестьянской войной Е.Пугачева.

                                                                                                                      

10. Значение Крестьянской войны

Крестьянская война, в принципе, могла победить, но не могла создать новый справедливый строй, о котором мечтали ее участники. Ведь иначе, чем в виде невозможной в масштабе страны казачьей вольницы, повстанцы его не представляли.

Победа Пугачева означала бы истребление единственного образованного слоя - дворянства. Это нанесло бы непоправимый урон культуре, подорвало бы государственную систему России, создало бы угрозу ее территориальной целостности.

С другой стороны, Крестьянская война вынудила помещиков и правительство, расправившись с повстанцами, умерить степень эксплуатации. Так, на уральских заводах была значительно повышена оплата труда. А ведь безудержный рост повинностей мог бы привести к массовому разорению крестьянского хозяйства, а следом за ним - к всеобщему краху экономики страны. Ожесточенность и массовость восстания ясно показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием крестьянской войны стали новые реформы. Так, народное возмущение привело к укреплению того строя, против которого направлялось.

 

III. Подведение итогов.

А) Тестовые задания

Б) Блиц-опрос

 

 

IV. Домашнее задание: Параграф 25, написать эссе «Что было бы, если бы победил Е. Пугачев?»

 

 

Особенности крестьянской войны

 

Работаем по таблице

 

Причины крестьянской войны

участники

цели

Причины поражения

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по истории России "Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва" ( 7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме "Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва в 1773-1775 годах" проводится по истории России в 7 классе.

Основными целями урока являются выявление  причин крестьянского восстания, основных этапов и причин поражения. Особое внимание уделяется краеведческому материалу, связанному с восстанием Пугачёва, так как эти события связаны с историей нашего родного  края.Данный урок проводится с привлечением вещественных и письменных источников из краеведческого музея школы

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 688
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шакурова Элфидя Махмутовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шакурова Элфидя Махмутовна
    Шакурова Элфидя Махмутовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15559
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 725 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек