Инфоурок Всеобщая история КонспектыРазработка урока по истории на тему:"Отечественная война 1812 года" (9кл).

Разработка урока по истории на тему:"Отечественная война 1812 года" (9кл).

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Методическая разработка урока истории для 8 кл.

                    Тема: «Отечественная война 1812 года».

 

                                   Шкабара Анна Владимировна

учителя истории МОУ ООШ с. Рюхов Унечского района Брянской области.                                              

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Отечественная война 1812 года».

 

Тип урока: урок изучения нового материла.

Цель урока: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых героических страниц отечественной истории;

Задачи урока:

Образовательные:

-создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 г

-способствовать изучению основных событий войны

-формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г.

Развивающие:

- развивать навыки работы с историческими документами, с картой,

- умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы,

Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к своему народу, к Родине

 

 

Оборудование урока:

 

Экран

Мультимедиапрезентация.

Карта «Отечественная война 1812 года»

Исторические документы

Новые термины и даты: 1812год, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

 

 

                                            Ход урока.

 

  1. Оргмомент.   Постановка задач перед учащимися.

- Начинается  наш урок.

- Давайте поприветствуем наших гостей (встали).

- Садитесь. Они наши помощники.

- А теперь,  закройте глаза,  пожелайте рядом сидящим,   всего хорошего.

- Откройте глаза.

- Возьмите  ручки, запишите тему урока в тетрадь.

- Отечественная война 1812 года.

(слайд 1).

- В истории есть такие события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о них.

 

- Два года назад  исполнилось 200 лет Отечественной войне с французами, в которой решающим было Бородинское сражение,  вошедшее  в историю как битва гигантов. До 19 века мир не знал столь грандиозного противостояния двух вражеских сил.

(слайд 2).

И сегодня мы будем говорить об этой войне.

 

В течение урока рассмотрим следующие вопросы:

-Причины войны, характер и соотношение сил воюющих сторон.

- Ход войны и планы сторон.

- Бородинское сражение.

 

Послушаем ваши сообщения. А в конце урока назовем причины поражения наполеоновской армии, и   выполним задания.

 

  1. Опрос домашнего задания.

 

- А сейчас мы с вами пронесемся сквозь века и окажемся в роковом 1812 году.

-  Вспомните и назовите, какое направление внешней политики было наиболее актуальным в начале 19 века и почему?  (Настя)

                        Ответ учащейся:

   В  начале  XIX века,  в Европе,  между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить,  чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битве в 1805 г. под Аустерлицем были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду.

 (слайд 3)

 

- Что такое континентальная блокада?

   (прекращение торговых отношений с Англией)

 

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

   ( сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России, Россия оказалась в изоляции, авторитет Александра резко упал)

(слайд 4).

 

- Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, это  не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

 

- А каковы могли быть причины войны между Францией и Россией?.

- Назовите их.

 

- Посмотрите на экран, зачитай Коля причины войны. 

(Работа со слайдом 5).

Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;

 

- Отметьте причины войны в тетрадь.

 

Война между Россией и Францией была неизбежной и стала  делом времени.

Обе стороны готовились к войне, но Франция напала первой.

 

3. Объяснение нового материала.

 

Начало войны. Планы и силы сторон.

 

      Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, насчитывавшую 600 тыс. человек. «Великая армия», как ее называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французов в ней было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы и т.д. Это была армия «двунадесяти языков».

      В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек вторглись в пределы России.

(слайд 6).

    - Запишите дату с доски в тетрадь. 12 июня 1812 г – вторжение армии Наполеона в пределы России.

 

 Их возглавлял сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

      Нашей армией командовали генералы Барклай де Толли, Багратион, Тормасов.

(слайд 7).

(слайд 8).

(слайд 9).

      Русская армия состояла лишь из 210 тысяч солдат и офицеров. К тому же она разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла  1-ая армия под командованием военного министра  Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман.

 Показываю по карте.

(слайд 10).

   Южнее ее в Белоруссии, располагалась 2- ая армия Багратиона.  Еще южнее -3 –я армия Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

 

   Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому существовал план генерального  (решающего) сражения вблизи границы силами  1- ой армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам Наполеона, поскольку такое сражение могло привести к гибели основной части русской армии.

 

   Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр 1- человек, далекий от военного дела.  Вскоре его убедили уехать из армии.

 

Наполеон тем временем начал осуществление своего замысла. Он состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра в зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи.

 

Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии.

 

Смоленское сражение.

(слайд 11)

Откройте с. 23 учебника. Этот вопрос будем читать вслух.  Затем ответим на вопросы. Читает Дима.

 

Когда произошло сражение под Смоленском? (в начале августа 1812 года).

 

Какие потери понесли французы? (20 тыс. убитыми).

Что такое фураж? Найдите этот термин в конце параграфа. Прочитай Вова.

 

Назначение Кутузова главнокомандующим.

(слайд 12).

  Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили при дворе  и в обществе в целом не просто уныние, но и разговоры об измене. Главной фигурой критики стал Барклай де Толли, которого с учетом его шотландского происхождения обвиняли в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующего русской армией чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции светлейшего князя Кутузова. Он никогда не был любимцем царя. Александр не мог простить ему поражение под Аустерлицем, самостоятельности, популярности в народе.  Тем не менее,  царь подписал указ о назначении Кутузова главнокомандующим.

 

Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что, что действия Барклая де Толли были верными и отступил еще дальше к Москве.

 

Сообщение о Кутузове учащегося.

С именем Михаила Илларионовича Кутузова связаны слава и величие  русского оружия, победы России в русско - турецких войнах 18 века и в борьбе с наполеоновской агрессией. Великий полководец и дипломат своего времени, родился в 1745 году. Был единственным сыном генерал-порутчика и сенатора Иллариона Матвеевича Голенищева- Кутузова. С семи лет обучался дома, затем в дворянской Артиллерийской школе, где преподавал его отец. В 1762 году был командиром роты Астраханского пехотного полка, которым  в то время командовал Суворов. Большое значение в формировании  Кутузова как военночальника  имел боевой опыт, накопленный им в период русско- турецких войн  2- ой половины 18 века под руководством Румянцева и Суворова. Принимал участие в сражениях при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле.  В 1774 году был ранен пулей, пробивший левый висок и вышедшей у правого глаза. Летом 1788 г вторично ранен в голову. На этот раз пуля пробила щеку и вышла у основания черепа.  Кутузов выжил.

В 1790 г отличился при штурме Измаила.

В 1973 году направлен послом в Турцию, где разрешал в пользу России ряд острых вопросов и улучшил взаимоотношения с ней.

Кутузов многое сделал для подготовки офицерских кадров. Преподавал  тактику, военную историю.

Екатерина 2 ежедневно приглашала его в свое общество. Кутузов занимал должности и при Павле 1.

В 1802 году попал в опалу к императору Александру 1, был снят с занимаемой должности и жил в своем поместье.

В 1811 году назначен главнокомандующим молдавской армии, где успешно громил турок.

16 мая 1812 года в Бухаресте  Кутузов заключает мир с Турцией.

Кавалер многих орденов. В Отечественной войне дает генеральное сражение  Наполеону у села Бородино.   

 

А сейчас мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны1812 года.

-О каком сражении будет идти речь?

- Правильно, о Бородинском.

(слайд 13).

 

Бородино.

Сообщение о Бородино (Анжелика).

 

    Вечером 3 августа 1812 года русская армия остановилась возле деревни Бородино. Все здесь было обычным, русским: деревянные господские дома и два десятка крестьянских дворов, каменная церковь, окрестные деревни и поля с перелесками, холмами, болотами.  Разве что название рек и ручьев- Колоча,  Война, Стонец, Огник, напоминали о том, что по Старой Смоленской дороге хаживали на Москву не только купцы. Но и незваные гости.

   Село Бородино находилось с 110 км от Москвы. Его и выбрал для генерального сражения Михаил Илларионович. Когда Кутузова спрашивали, неужели он надеяться победить гениального Наполеона, Михаил Илларионович отвечал: «Победить не рассчитываю, а обмануть,  думаю смогу».

   На Бородинском поле русская армия преграждала две дороги, идущие на Москву.

   Пересеченная местность, реки, ручьи и овраги могли затруднить маневры противника и облегчить оборону русским войскам, занявшим господствующие высоты.

    Деревня Горки, оттуда местность была видна, как на ладони. Кутузов принял решение расположить  русскую армию  между Новой и Старой  Смоленскими дорогами. Правый фланг его армии был прикрыт реками Колоча  и Москва. На левом фланге  окружению препятствовала лесистая местность.  Наполеону навязывалось фронтальное сражение на 3- километровом пространстве между деревнями  Горки и Утица.

     Наполеон, жаждавший генерального сражения, был готов к любым вариантам. Он планировал фронтальной атакой прорвать оборону русских и прижав их к Москве- реке – уничтожить.

 

Бородино.

Слова учителя.

Силы сторон были примерно равны. Русская армия насчитывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Наполеон имел 135 тыс. человек и 587 орудий.

 

Отметьте силы сторон в тетрадь.

 

   Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года  в половине шестого утра.

  - Запишите эту дату в тетрадь.

 Французы стремились прорваться через центр русских войск, обоити их левый фланг  и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.

   Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона.  Сражение на Багратионовых флешах (земляных укреплениях) длилось более 6 часов, при непрерывном огне артиллерии. Флеши были захвачены противником лишь в середине дня. Багратион погиб в этом сражении.

    Барклай де Толли командовал  1- ой армией. После упорных боев с армией Багратиона  французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де  Толли. Все время, пока шло сражение он был на передовой, в непосредственной близости к врагу.   

   

   Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.

      Корпус генерала Николая Алексеевича Тучкова прикрывал левый фланг русской позиции.

За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана.

 

 

А теперь послушаем воспоминания участников сражения. Прочитай  Коля.

Ожесточение обеих сторон во время боя было необычайным:  «Многие из сражающихся солдат побросали оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого и вместе падали мёртвыми. Артиллерия скакала по трупам как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, упитанную кровью…    Крики командиров и вопли отчаяния на 10 языках заглушались пальбой  и барабанным боем. Ужасное зрелище представляло тогда поле битвы. Над левым крылом нашей армии висело густое чёрное облако от дыма, смешавшегося с парами крови… В одно и то же время взорам представлялись день, вечер и ночь», - вспоминал  участник той битвы Н. С. Пестриков.

 

«Ужасной была картина той части Бородинского поля около деревни Семёновское, где сражение кипело, как в котле, вспоминал участник битвы офицер Ф. И. Глинка. – Густой дым и пар кровавый затмили  солнце. Какие-то тусклые, неверные сумерки лежали  над полем ужасов, над нивой смерти. В этих сумерках ничего не было видно, кроме грозных колон, наступающих и разбитых».

 

Завершение сражения Лев Николаевич Толстой так описывает в своей эпопее: «Над всем полем, прежде столь весёло - красивым, с его блесками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изнурённых, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь! Что вы делаете?»

 

Слово учителя.

 

   Вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходящие позиции.  И Кутузов отдал приказ отступить к Москве.

 

 - Прочитай Вова  с экрана.

(слайд 14)

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и  ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

1.      В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

2.      Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

3.      Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода;

4.      Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

 

 Количество потерь было велико как никогда.  У французов пало 60 тыс. человек.  Россия потеряла 44 тыс. 

   Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений  - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми». 

    Несмотря на требование царя дать новое сражение, Кутузов на военном совете  в деревне Фили принял решение  оставить Москву без боя с целью сохранения армии. Так как  в случае неудачного исхода сражения русская армия не сможет быстро отойти по узким улицам Москвы, а с потерей армии будет потеряна и Россия.  С  сохранением армии можно еще достойно закончить войну.

Это оказалось единственно верным шагом, спасшим Россию.

(слайд 15)

 

Тарутинский маневр.

 

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней двинулось население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своей армии. В соборах Кремся были устроены конюшни и скотобойни. Грабежи и насилие над остатками населения носили невиданный характер. Разворованы были даже захоронения русских царей в Архангельском соборе Кремля.  

 

Откройте учебник на с. 28. Прочитай Настя  воспоминания современника о бесчинствах французов в Москве.

 

 Какие последствия для Москвы имело вторжение Наполеона?

 

(Город  сожжен, жилища людей уничтожены, кругом  пепелища. Страх,  ведь в городе враги, они грабят, убивают).

 

         В Москве начался пожар, опустошивший весь город.

(слайд 16).

- Прочитай Анжелика  с экрана стихи Пушкина.

 

Пока Наполеон ждал письма от Алексанра 1 с согласием на мирные переговоры, русская армия отступив по Рязанской дороге на восток, внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино.

 

  - По карте в учебнике – Нашествие Наполеона  найдите  местечко Тарутино.

 

 Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля  к Туле с ее оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия.  Французы потеряли нашу армию из вида.  Это обескуражило Наполеона: он начал всерьез сомневаться в успехе своего похода в Россию.

 

 Партизанское движение.

С первых же дней война носила всенародный, отечественный характер.  В городах шло формирование ополчения  и сбор средств для нужд армии. Только  в Петербурге вступило в ряды ополчения 13 тысяч человек. По всей России шел сбор материальных ценностей для армии.

   Народный характер войны наиболее ярко проявлялся в действиях крестьян.  Они не только оказывали помощь русской армии продовольствием, но и сами боролись с противником. Крестьяне решительно отказывались продавать продовольствие и фураж , а при приближении неприятеля жгли хлеб, угоняли скот и сами уходили в леса. Еще до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку  сотен солдат, которые гибли от рук крестьян.

   

Сообщение о крестьянских и армейских  партизанских отрядах.

(слайд 17).

 Суровые испытания выпали на долю жителей Сычёвки Смоленской губернии в 1812 г. За отказ выдать французам требуемое, многие жители деревни поплатились жизнью. Удар сабли решил судьбу и непокорного  старосты. Французы его убили на глазах у жены. Так Василиса Кожина 15 августа 1812 г. стала вдовой. Односельчане избрали её старостихой, сопроводив избрание словами: «Будь ты на место мужа».

 

На вид ей было лет 35. Богатырского роста и огромной физической силы. Лицом красива, характером мужественна и решительна…» Черед девять дней после похорон Дмитрия Кожина, как было принято в то время, всей деревней справляли поминки по убиенному

В самый разгар поминок в избу  вбежал мальчишка и с порога закричал, что в село идут французы. Крестьяне сразу посмотрели на старосту: ждали, что скажет Василиса.

 

Старостиха велела всем оставаться за столом, сама взяв рушник и положив на него хлеб с солью, пошла навстречу французскому отряду. Встретила их как желанных гостей, пригласила к накрытому столу.

 

 Когда они захмелели, крестьяне по приказу Василисы заперли окна и двери и подожгли избу. Французы погибли все до единого солдата.  На всю Россию прославилась Василиса Кожина, создавшая отряд преимущественно из женщин и подростков, вооружённых вилами и косами, который заманивал вражеских солдат в засаду и брал в плен.

В народе о храброй крестьянке Василисе сочиняли легенды. За свои подвиги Кожина была награждена медалью «В память Отечественной войны» и денежной премией.

     Большую известность приобрел  крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным  Герасимом Куриным под Москвой.  Этот отряд включал  5,5 тысяч человек и нападал на отдельные отряды французской армии.

Особенно много крестьянских партизанских отрядов возникло в Московской губернии после занятия французами Москвы. Это отряды  Потапова, Стулова, Четвертакова и других. Численность самых больших отрядов была от3 до 5,5 тысяч человек.

 

    После Бородинского сражения по инициативе Д. В. Давыдова было решено партизанскому движению придать организованный характер.  Стали создаваться армейские партизанские отряды. Отряды организовали Давыдов, Винценгероде, Фигнер. Отлично владея французским языком, Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе и в захваченной Москве.

 

Гибель «Великой армии».

(слайд 18). 

Пребывая в Москве в течение месяца, уже понимая свою обреченность,  Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире, но ответы на свои письма так и не получил.

      Тогда Наполеон в преддверии зимы решил выйти из Москвы и двинуть свою армию на не разоренный юг России. Перед выходом из города он приказал взорвать Кремль, храм Василия Блаженного и  другие национальные святыни. Лишь благодаря самоотверженности русских людей удалось сорвать эти планы.

        6 октября французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия.  Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим разоренную Смоленскую дорогу.

(слайд 19).

         Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стала еще одним бедствием для французов.  «Великая армия» превратилась в неуправляемую огромную голодную и обмерзшую толпу.

   При переправе через реку Березину (показываю по карте) Наполеон потерял еще 30 тысяч своих солдат. Границу сумели перейти лишь остатки Наполеоновской армии.  Сам император еще раньше, бросив войска, бежал в Париж.  Встретившим его придворным на вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить: «Армии больше нет». Бывает иногда, что от великого до смешного один шаг.

   В конце декабря 1812 года генерал – фельдмаршал Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».  Царь издает манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

(слайд 20).

3. Закрепление.

 

А сейчас давайте назовем  причины поражения  наполеоновской армии в России

- Полководческое искусство  Кутузова и его генералов   

  -  Массовый патриотизм русских людей, желание избавиться от врага.

         - Обстановка, среди которой могли развиваться действия партизанских армейских и крестьянских отрядов

-и конечно же вклад русского крестьянства, который  уничтожил великолепную, первую в мире кавалерию Мюрата, заморив голодом ее лошадей, сжигая сено и овес.

- Наполеон  подсчитал количество своих войск и войск Александра, а не учел то, что в России ему пришлось сражаться с целым народом. Этот народ и нанес Наполеону смертельный удар.

(слайд 21).

 Выполнение тестов.

 

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а)    Багратион,

б)    Наполеон,

в)      Барклай- де- Толли.

 

2.Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года,

б)    14 ноября 1812 года,

в)      12 июня 1812 года.

 

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов,

б)    А. В. Суворов,

в)      Ф. Ф. Ушаков.

 

4.Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года,

б)    26 ноября 1812 года,

в)      26 августа 1812 года.

 

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву,

б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.

 

6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что

а)    главное сражение произошло под Москвой,

б)    на войну поднялся весь народ,

в)      вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

 

7.Кому принадлежат строки:

              Недаром помнит вся Россия

              Про день Бородина…

а)    А. С. Пушкину,

б)    М.Ю.Лермонтову.

в)      Д. В. Давыдову.

 

8.  В честь победы над  Наполеоном был построен:        

    А)  Спасопреображенский собор,

     Б)    Петропавловский собор,                                 

     В)Храм Христа Спасителя.

(слайд 21).

 4. Вывод:

      Итак, наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены города и села. В борьбе с врагом сплотилось население всей России. Сформированное ополчение являлось резервом русской армии, высвобождая армию от различных работ.

      В тылу врага разворачивается партизанское движение, которое нанесло существенный урон противнику.

      Не только губернии, непосредственно пострадавшие от нашествия, но и примыкавшие к ним земли, принимали беженцев и раненых, отправляли ратников, собирали продовольствие и вооружение, жили в те дни одной жизнью, одним делом.

   В этой войне Россия продемонстрировала беспримерный духовный подъем народа, его жертвенность во имя Родины.

     Без усилий, героизма и долга всего русского народа, без самого государства история страны, континента и мира могла быть иной. 

   Почти полумиллионная армия Наполеона прекратила свое существование.

 

5. Итоги урока.

Сегодня мы говорили с вами об Отечественной войне. Выполнили все запланированные задания. Послушали ваши сообщения.

 

6. Оценки за урок.

 

 

7. Домашнее задание - параграф 4 учить. Документы и вопросы к ним после параграфа прочитать, тесты закончить.

 

Урок наш подошел к концу. Можете быть свободными.

 

 

                                                Доска.

 

 

Дом.  задание                                                                                                                                

Параграф 4 учить, даты, термины.

 

Тема урока  

Отечественная война 1812 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 июня - 1812 г – вторжение армии Наполеона в Россию.

 

Силы сторон

Рус. Армия- 132 тыс. чел, 640 орудий

Фр. Армия-135 тыс. чел, 587 орудий.

 

26 августа 1812 года – Бородинское сражение.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по истории на тему:"Отечественная война 1812 года" (9кл)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 827 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Война за независимость. Создание США
  • Учебник: «Всеобщая история. История Нового времени», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А.
  • Тема: § 24. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки
  • 29.12.2020
  • 685
  • 12
«Всеобщая история. История Нового времени», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А.
Война за независимость. Создание США
  • Учебник: «Всеобщая история. История Нового времени», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А.
  • Тема: § 24. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки
  • 29.12.2020
  • 1327
  • 25
«Всеобщая история. История Нового времени», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.02.2020 743
    • DOCX 117 кбайт
    • 42 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васина Елена Вячеславовна
    Васина Елена Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 64846
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе