Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока по истории на тему "Урок Память" в 9 классе

разработка урока по истории на тему "Урок Память" в 9 классе

Скачать материал

Урок-память

по теме "Великая Отечественная война"

(обобщающий урок в 9-м классе)

Цели урока

1. Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.

2. Формирование хронологических и картографических умений обучающихся.

3. Формирование у школьников интереса в военному прошлому Отечества, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, его историю.

Оформление доски

·        Название темы.

·        Карта “Великая Отечественная война Советского Союза”.

·        Цитата: “Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”.

                                  У.Черчилль, премьер-министр Англии

 

Вступление учителя: Война. Ничего нет страшнее на Земле. 7 век – на войне убито 3 млн. 300 т.; 18 век – 5 млн. 200 т.; 19 век – 5 млн. 500 т.; 20 век – самый кровавый из всех. Две мировых войны унесли 64 млн. человеческих жизней. Ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн. детей.

После 2 мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными, более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.

Самая кровопролитная – II мировая война.

– Когда началась II мировая война?

Частью этой войны стала Великая Отечественная Война.

– Когда началась Великая Отечественная Война?

                                           (Видеозапись)

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики – где не знаем сами,
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу в сорок первом, Шпрее в сорок пятом
Показали мальчики за 4 года,
Что такое мальчики нашего народа!

- А сейчас по пройденному материалу вы должны будете выполнить тестовую работу. На выполнение отводится 7-10 мин.

    (Выполнение тестовой работы.)

 О разбойничьем нападении фашистов куряне узнали в 12 часов, когда по радио было передано заявление Советского правительства. Весь народ поднялся на защиту своей Родины.

          (Звучит песня «До свидания, мальчики.»

 

Это звучало как заклинание. Но не всем было дано вернуться.

  - Расскажите, как жители Курской области отнеслись к началу войны?

 

Жители Курской области добровольцами уходили на фронт, формировали истребительные батальоны и отряды народного ополчения для борьбы с вражескими диверсантами и парашютистами. В народное ополчение записывались мужчины и женщины, люди разных возрастов.

В конце сентября – начале октября враг пошёл на Москву. Началась битва за Москву. Ареной этих боёв стала территория Курской области. К концу октября 1941 года линия фронта приблизилась к Курску. В течении нескольких дней велись бои на подступах к Курску. 1 ноября развернулось ожесточённое сражение непосредственно за Курск. Оно длилось два дня. Враг овладел городом лишь после упорных уличных боёв к вечеру 2 октября.

В боях за Курск куряне проявили бесстрашие и героизм. Умение руководить боем и образцы мужества проявили командир и комиссар батальона ополченцев А.С. Марышев и Т.М.К. Котов. Отважно действовали медицинские сёстры и сандружинницы  Вера Панова, студентка мединститута Тамара Кондратьева, Аня Букреева, Катя Артепьева. Под ураганным пулемётным и миномётным огнём противника они оказывали медицинскую помощь раненым бойцам и отправляли их в тыл.

После захвата фашистами Курской области куряне продолжали борьбу. партизанские отряды и диверсионные группы наносили фашистам большой урон.

В рядах народных мстителей действовали и дети. Ученик железнодорожной школы станция Коренево Валентин Крохин был свидетелем дикой расправы его отца, партизана Ивана Крохина. Зимой 14-летний подросток вступил в партизанский отряд. Вместе с другими взрывал вражеские эшелоны с боеприпасами, а весной вернулся домой. Предатель выдал Валентина фашистам. Как и его отец, он был повешен фашистским офицером. Сейчас один из переулков села Коренево носит имя Валентина Крохина.

Бесстрашной разведчицей партизанских отрядов была Вера Терещенко. Восемнадцатилетняя девушка ходила на разведку и приносила много полезных сведений в отряд. Не один вражеский объект бомбили наши самолёты по разведданным  Верой данным. Погибла она 6 октября в городе Дмитриеве. Её повесили фашисты. Последними словами юной патриотки были: «Товарищи! Не плачьте, не бойтесь! Всех не перевешают, за меня крепко отомстят мои товарищи! Бейте фашистов, уничтожайте их, гадов!»

В феврале-марте 1943 года курские партизаны приняли непосредственное участие в боях за освобождение области от немецко-фашистских захватчиков.

Разгром вражеских войск под Сталинградом положил начало большому зимнему наступлению Красной Армии.

В ходе этого наступления, во второй половине января 1943 года началось освобождение Курской области. В ночь на 7 февраля командующий 60-й армией Воронежского фронта генерал-майор И.Д.Черняховский отдал приказ о проведении курской операции и овладении г. Курском. Операция началась утром 7 февраля. Прорвав курский оборонительный обвод, наши войска к исходу дня вышли непосредственно к городу, а в ночь на 8 февраля ворвались в него. в уличных боях основная тяжесть легла на бойцов и командиров 322 стрелковой дивизии (командир полковник С.Н.Перекальский), 121 стрелковой дивизии (командир полковник М.А.Бушин) и 248 отдельной стрелковой бригады (командир полковник И.А.Гусев). к вечеру 8 февраля 1943 г. областной центр был полностью освобождён.

В ходе операции отличился полковник С.Н.Перекальский. дважды раненый он не покинул поле боя, умело командовал полками дивизии, своим личным примером воодушевлял бойцов. Днём 8 февраля, находясь в расположении своих частей, он был смертельно ранен и в тот же день скончался.

Есть в голосе моём звучание металла.

Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

Не всё умрёт.

Не всё войдёт в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

     (слайд 7)

Указом Президиума  Верховного Совета СССР в апреле 1943 г. С.Н.Перекальскому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В память о нём куряне назвали его именем площадь и улицу в центральной части г. Курска. На его могиле установлен памятник.

И горжусь я, и веселюсь,

Пусть я в сердце

         старостью ранен,

Что сильна моя новая Русь

И что я её сын – курянин!

- Когда в ходе войны наступил переломный момент, который изменил дальнейшие события?

- Какие события закрепили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

- Когда началось сражение на Курской дуге? (5 августа 1943 года)

- Где и когда проходило великое танковое сражение? (Прохоровка. 12 июля 1943)

                                                          (Видеозапись)

Когда впервые в Москве был дан первый салют? В честь каких городов?

                               (слайд 9)

Страшная страница войны – блокада Ленинграда

                   (показ слайдов об осаждённом Ленинграде)

Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей. Лица, с неподвижными скорбными глазами. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью. 485 траншей с покойниками протянулись на 147 км. В них было захоронено 1 млн. 343 тыс. человек, а с апреля 1942 г. В городе заработал и крематорий.

Полководец, руководитель 2 фронта Эйзенхауэр сказал сыну: “Том, если бы это случилось у нас, ни один город не выдержал бы…”

- Сколько времени длилась блокада Ленинграда?

- Когда она была снята?

                           (слайд 36)

27 января 1944 год.

“Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало.
Казалось. Что все небо грохотало, приветствуя великое начало.
Весны, уже не знающей преград! Гремел неумолкаемо салют.
Из боевых прославленных орудий. Смеялись, пели, обнимались люди…”

-  Но не только героической борьбой наших прославленных воинов была выиграна эта война. Непосильную тяжесть военных невзгод несли труженики тыла. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших детей, стариков, женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями, сыновьями, братьями и сестрами героические труженики тыла.

(Воспоминания о работе в тылу. Выступление обучающихся.)

                              (слайд 39)

“Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим”.

Так писал поэт Михаил Исаковский о величии трудового подвига женщин, среди которых были и ваши родные.

Справка.

Самого высокого звания – Герой Советского Союза были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Хочу отметить еще двух Героев Советского Союза – русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Климов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.

Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка – пионера, которым было по 14 лет.

Справка.

За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По два тарана совершили 25 летчиков, а Герои Советского Союза – Хлобыстов и Корзун – три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского Союза – 94 человекам.

На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!

- Кто из наших земляков совершил подобный героический поступок? расскажите о нём.

Всему миру известен подвиг Александра Матросова.

Справка.

Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 человекам было присвоено звание Героя Советского Союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17-летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.

 

Великая Отечественная Война длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу. 4 года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну общую задачу – остановить врага, уничтожить врага, очистить от него свою землю. Долго, целых 4 года шел советский солдат к Берлину.

 

- Ребята, назовите дату окончания Великой отечественной Войны?

- Какую годовщину победы в войне будет отмечать наш народ 9 мая?

 

С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

 

Заключительное слово учителя.

Скоро в России праздник. Горьким вином помянут старики горькую молодость свою. Отцов помянут и матерей, сыновей и дочерей, братьев и сестер, двоюродных и троюродных, кумовьев и соседей. Помянут всех, кого помнят. Убитых бомбами, расстрелянных пулями, изорванных осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и еще – без счета умиравших от голода, холода, от ран, от мук, от страданий, от горя. Всех помянут за празднично – поминальными столами.

Помяните Неизвестного Солдата. Его прах разбросан по всей Европе – от Сталинграда до Берлина. И он не знает о торжественном венке, который несколько раз в году возлагают на мраморные плиты у Кремлевской стены, и только наши слезы и слёзы потомков, пролитые в бесконечных дождях 1941-2011 гг., делают его косточки все белее и белее.

Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой историей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.

 Минута молчания.

                (звучит песня «День Победы»)


 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по истории на тему "Урок Память" в 9 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-память по теме "Великая Отечественная война" (обобщающий урок в 9-м классе)

Цели урока

1. Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.

2. Формирование хронологических и картографических умений обучающихся.

3. Формирование у школьников интереса в военному прошлому Отечества, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, его историю.

Оформление доски

·        Название темы.

·        Карта “Великая Отечественная война Советского Союза”.

·        Цитата: “Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”.

                                  У.Черчилль, премьер-министр Англии

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 409
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Булгакова Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Булгакова Елена Петровна
    Булгакова Елена Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95795
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 39 регионов

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и крьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов