Главная / История / разработка урока по истории на тему "Ассирийская держава" (5 класс)

разработка урока по истории на тему "Ассирийская держава" (5 класс)

Ассирийская держава

План.

1. Местоположение и природа Ассирии.

2. Ассирийская армия и завоевания Ассирии.

3. Столица державы Ниневия.

4. Глиняная библиотека.

Учитель: Здравствуйте, проверьте всё ли вы приготовили к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карандаши, дневник). Садитесь.

Слово учителя: Ребята знания можно получить двумя способами:

- выслушать рассказ учителя и попробовать его запомнить, так больше узнаешь, но мудрее не станешь;

- а можно постараться добыть знания самостоятельно, работая с разными историческими источниками.

В результате и узнаешь новое и научишься сам добывать знания.

Давайте представим, что мы с вами агенты туристического бюро.

Наше бюро сегодня посетили гости.

- Уважаемые гости нашего туристического бюро, мы приглашаем вас совершить бесплатное путешествие по Ассирийской державе. Вашими гидами будут работники нашего туристического бюро – ребята 5 «а» класса. Надеюсь, что путешествие будет интересным и вы многое узнаете об удивительной стране – Ассирия.


(Слайд – План урока)

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать Древний Восток, познакомимся с историей образования и гибели такого государства как Ассирия. Узнаем, почему в древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких завоевателей.

(Слайд Тема)

Запись в тетрадях: Тема урока «Ассирийская держава».

Мы будем работать с исторической картой и историческими документами, решать исторические задачи.

Работа с картой. Местоположение и природа Ассирии.

(Слайд карта)

Ассирия – государство, расположенное в верхнем течении реки Тигр. Обратите внимание на карту - большая часть этой страны состоит из гор, предгорьев, богатых залежами железной руды.

? В южном или северном Двуречье находится Ассирия? (Северном).


? Есть ли города на территории Ассирии? Покажите на карте.


Эти земли никогда не были особо плодородными. А если земли неплодородные, тогда что могло быть главным занятием ассирийцев? (скотоводство).

(Слайд). Глядя на эти изображения, можно определить, чем еще занимались ассирийцы?

Запись в тетрадях: Давайте запишем в тетрадях подзаголовок «Занятия ассирийцев»:

  1. скотоводство

  1. охота

  2. торговля

  3. военное дело

Несмотря на это ассирийцы все же кое, что выращивали, а что именно вам подскажет учебник.

Откройте учебник на стр. 88. Начните читать второй пункт со слов «В течение многих веков она входила в состав…».

- Итак, что же выращивали ассирийцы? (виноград, пшеницу, ячмень).

(Слайд)

- Любимым занятием ассирийских царей была охота на львов.

Царь царей побеждал царя зверей – власть над людьми и природой.


2. Ассирийская армия и завоевания Ассирии.


В VII в до н.э. Ассирия превратилась в могущественную державу (Слайд).

Как вы понимаете слово "держава"?

(Слайд) Запись в тетрадь:

- Держава - большое и сильное государство.

Давайте отметим на ленте времени у себя в тетрадях, в каком веке Ассирия превратилась в могущественную державу.

(Кто-то у доски чертит). Проверка правильно ли отметил?


hello_html_237e8e18.png


Что же способствовало превращению Ассирии в сильную державу завоевателей? (Завоевательные походы)

(Слайд). Посмотрите на карту:

В 10 веке Ассирия занимала небольшую территорию. Кто покажет эту территорию? (красный цвет).

А в 7 веке территория намного увеличилась. Кто покажет на карте? (зеленый цвет).

Почему же страна стала такой большой?

- Она вела завоевательные походы, под власть Ассирии попали многие страны.

(Слайд) Работа с картой у доски:

Покажите на карте направления завоевательных походов ассирийских армии. (комментируя: Двуречье, Сирия, Финикия, Палестина. Совершали победоносные походы на юг - в Египет и на север - в горное царство Урарту).

Учитель. Но как такая небольшая страна победила множество стран и народов?

Работа с текстом учебника: п.3,стр.90, первый абзац – Вслух, остальные следят.

Так, в чем же причины военных успехов ассирийской армии? (Слайд ).

(Слайд) Учитель:

- войско вооружено оружием из железа;

- в Ассирии появилась конница;

- использовали тараны;

- ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки.

А что это за сооружение «Таран»? (Слайд).

Запись в тетрадь: Тараны – передвижные колесные машины, с помощью которых пробивались крепостные стены и ворота при осаде городов.

(Слайд) Работа с контурной картой:

У вас на партах лежит контурная карта. Прочитайте внимательно задания и выполните их (Слайд).


Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.


Задание: “Ассирию называли “логовищем львов”, столицу государства Ниневию - “городом крови”.

Прочитайте отрывки из документов, которые находятся у вас на партах и попытайтесь ответить на вопросы, даны в документе (Слайд).

В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.

Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.

Итак :

- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?

- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

Учитель: Давайте попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные страны называли логовищем львов и городом крови?


(Слайд) Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

- Что на ней изображено?

- Как вы думаете откуда возвращаются войны? Докажите.

- Кто с кнутом стоит в колеснице?

- Кто запряжен в нее?

- Что испытывают эти люди в этот момент? (унижение, оскорбление, позор)

- Как вы думаете, почему царь Ассирии так жестоко унизил царей завоеванных стран? (при этом он испытывал свое могущество, величие, тщеславие)

- Какие чувства испытывали эти люди по отношению к ассирийскому владыке? (ненависть).

(Слайд)

(Слайд)

- Как вы думаете, почему мы изучаем историю войн Ассирии, массовых казней, невиданных жестокостей и ненависти к людям других стран? Какой урок мы можем с вами вынести из этого?

- Жестокость порождает жестокость!

- Может ли жестокость долго жить на земле? (Нет)


Учитель. В 612 году до н.э. вавилоняне и мидийцы разрушили и сожгли столицу Ниневию. Город был стерт с лица земли (Слайд).

Запись в тетрадь: 612 год до н.э. – падение Ниневии.

Задание:

- Отметьте на вашей ленте времени дату падения Ниневии (Один ученик на доске – проверка, правильности).

(Слайд)

Учитель: Но не только о могуществе и жестокости могут рассказать наши гиды. Была знаменита Ассирия и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами.

(Слайд) Посмотрите на рисунок на нем виден царский дворец, он был возведен на искусственном холме и напоминал крепость. Вход во дворец, подобно грозным стражам, охраняли огромные крылатые быки с человеческими головами.

Дворцы ассирийских царей были украшены рельефами — целыми картинами, вырезанными в камне.

(Слайд) Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал, который был человеком образованным, именно при нем была создана огромная библиотека (Слайд).

Однако, несмотря на это, Ассирийская держава, основанная на жестокости погибла, а библиотека (как добро) сохранилась!

Обобщение и закрепление знаний. Тест.

(Выполненные тесты вы мне сдадите на перемене и я вам выставлю оценки).

(Слайд) Объявление Д/З. Запишите в дневники Д/З §19 (Ассирийская держава). Заполнить кроссворды, которые лежат у вас на партах.

Рефлексия. Ну вот и подходит к концу наше путешествие.

Вы все были хорошими гидами нашего туристического бюро и я думаю, что вы помогли нашим гостям узнать много нового и интересного в этом путешествии.

Спасибо вам за урок.






























Документ

“В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.

“Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.

Вопросы:

- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?

- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

Документ

“В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.

“Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.

Вопросы:

- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?

- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

Документ

“В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.

“Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.

Вопросы:

- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?

- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?


РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ ПО КАРТЕ «АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА»

Заполните Контурную карту «Ассирия»


752069_html_7bbc43fc



  1. Обведите границы Ассирийской державы в середине 7 века до н.э.

  2. Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

    1. ______________________________

    2. ______________________________

    3. ______________________________

    4. ______________________________

  3. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев.

  4. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

5) ____________________________________

6) ____________________________________

7) ____________________________________

При затруднении обратите внимание на карту, расположенную в учебнике.

Помните, что все записи и рисунки нужно делать четко и аккуратно!














Тест.

Условия:

6 заданий - с выбором ответа (1 ответ правильный);

Выполнение 5-ти заданий с выбором ответа - “4”.

Выполнение всех заданий - “5”.

1. Где впервые стали широко использовать железо?

А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.

2. Кто первым стал широко использовать конницу?

A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.

3. Каким письмом пользовались ассирийцы?

A) иероглифами; Б) алфавитом; B) клинописью.

4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови”:

A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.

5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:

A) Навуходоносор; Б) Ашшурбанипал; B) Синахериб.

6. Почему погибла Ниневия?

А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.




Кроссворд «Ассирийская держава».


1.


2.








3.





4.







5.








6.







7.












8.












9.








10.







1.Река, на которой расположен город Ассирии.

2.Металл, из которого ассирийцы изготавливали оружие.

3. Ассирийцы придумали это приспособления для разрушения стен врага.

4.Это финикийский город, захваченный ассирийцами.

5.На севере этой страны и возникла Ассирия.

6. Ассирийцы использовали этот род войск для своих побед.

7. Ассирийский царь, создатель известной библиотеки.

8. Народ, поднявший восстание против ассирийцев.

9. Главный город Ассирии.

10. Народ, принявший участие в разгроме Ассирии.




















разработка урока по истории на тему "Ассирийская держава" (5 класс)
  • История
Описание:

 Разработка урока основана на УМК: В.И.Уколова, Л.П.Маринович.

Данная разработка урока по истории Древнего мира (5класс) включает в себя - ход урока, работу с документом  (который размещен в разработке), кроссворд, работу с контурной картой, которая также размещена, проверочный тест (для взаимоконтроля).

Данная работа может быть использована как открытый урок с небольшими дополнениями, т.к. в работе не прописаны образовательные, развивающие и воспитательные задачи. 

Данный урок сопровождается презентацией, которая соответствует данному уроку и прикреплена отдельным файлом.

Автор Вохмина Оксана Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1245
Номер материала 35239
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓