Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока по истории на тему «Греки и критяне» (5 класс)

Разработка урока по истории на тему «Греки и критяне» (5 класс)

Скачать материал

Открытый урок:  «Греки и критяне»

 

Учитель: Григорьева Т.А.

 

Цели урока

                             1. Познакомить учащихся с географическими и природными

                                 условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой               

                                  истории

                            2. Продолжить формирование умений  правильно показывать на карте

                                 исторические объекты, работать с текстом учебника и его

                                 иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран,

                                 уметь извлекать информацию из различных видов исторических

                                 источников. 

                             3. Раскрыть Красоту и образность древних мифов в Греции

              

Учебное оборудование : мультимедийное оборудование, современная карта мира.

 

Литература.

1.     Энциклопедия для детей. Том I. Всемирная история. М.,2000;

2.     Мифологический словарь; Г.И. Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира.V класс. М.,1995.;Г.И. Годер

3.     Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М. Просвещение. 2004.

 

Оформление доски (записаны слова): Балканский полуостров, о.Крит, Микены,  Тиринф,  Пилос,  Афины – города, Минотавр, Ариадна,

 

Проблемный вопрос: Как природные и географические условия  Греции отразились на занятиях  и жизни древних греков?

                                                                     ХОД  УРОКА

I.                   Организационный момент.

II.                 Изучение нового материала.

III.              Сегодня мы отправимся в заочное путешествие и познакомимся ещё с одним древним государством. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним

А) Беседа с учащимися

1. Историю каких стран мы с вами уже изучили?

2. Где расположены эти страны и какие природные особенности они имеют?

    - Индия (слайд № 1)

    - Китай (слайд № 2)

    - Египет (слайд № 3)

    - Финикия (слайд № 3)

    - Междуречье (слайд № 3)

(показываются  слайды изученных стран и выслушиваю ответы учеников по    

заданному вопросу).

      Б)   Слово учителя.    ( Мотивация) Слайд № 4

     Ребята с этого урока мы начинаем изучать историю еще одного древнего государства. На его изучение мы потратим очень много уроков.

        А называется эта страна – Греция.

Тема сегодняшнего урока «Греки и критяне»

      В) Записать в тетради число и тему урока. (слайд 5)

 

      Г)  Беседа с учащимися

 

 1. За время путешествия нам надо узнать: (слайд 6)

                                               ПЛАН

1.      Природа и местонахождение Древней Греции и о.Крит.

2.      Миф о Тесее и Минотавре.

3.      На Древнем Крите.

4.      Гибель Критского царства.

 

Но прежде, чем начать наше путешествие у вас будет задание…., вы будете обдумывать его весь урок, а в конце должны дать ответ.

 

Проблемный вопрос: Как природные и географические условия  Греции отразились на занятиях  и жизни древних греков?

 

 

Слайд 5.

         Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, на юге Балканского полуострова, жили греческие племена. Значительную часть Греции –покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят Грецию на изолированные друг от друга области.

Работа по карте учебника с.112

 

- Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселённые греческими племенами к началу 1-го тыс. до н.э.? (коричневой линией)

 

 Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря.

- Какими морями омывается Греция?(с востока – Эгейским, с запада – Ионическим, с юга – Критским)

 

 На морях много островов (о. Эвбея, о. Делос. О. Саламин)

-Назовите самый большой остров, бывший частью Греции?( самый крупный из них – остров Крит.) В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли.

 

- Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины.)

Записать в тетради названия городов - Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины, о. Крит

 - Какой город из перечисленных является современной столицей Греции? (Город Афины)

Слайд 10             2)  Важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, Самая высокая гора – Олимп.

Поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Но есть благоприятные условия для выращивания винограда и оливковых деревьев. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня.

Слайд 11   Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

 Слайд 11 3) третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют.

 

- Как природа влияла на занятия населения?

Какой  вывод мы можем сделать?

 

Вывод: природа Греции иная, нежели природа стран древнего Востока. Греция – страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили  развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды. Морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней. Зато земледельцы собирали богатые урожаи оливок и винограда. 

- Так что же такое Греция?

 

Слайд 4.

- Запишем в тетради определение. (Греция – страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуостров

 Греки называли свою страну на греческом языке (Эллада – название Греции на греческом языке.)

- Таким образом эллины – название греков, происходит от имени царя Эллина , которого греки считали своим родоначальником.

в) работа с картой.

 

 

 

 

     

 

     З) Знакомство с мифом о Тесее и Минотавре.

      Слово учителя: Подобно египтянам и вавилонянам древние греки  верили  в разных богов и придумали много мифов (легенд) о них и о своей истории. Изучая мифы, мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что реальностью, то есть попробуем использовать их как исторический источник. В одном греческом мифе рассказывается, что Афины вынуждены были  платить дань могущественному царю острова Крит.

- Что такое миф?

- Вы сейчас познакомитесь с текстом древнегреческого мифа о Тесее и Минотавре, а затем ответите на вопросы….

- Прочтите внимательно текст, обращая внимание на ключевые слова….

           

                                                                                                         

       И) Беседа с учащимися  по содержанию мифа (Слайд № 11)

1. Что рассказывает нам миф о Тесее и Минотавре?

2. Что сказочного в мифе? (чудовище Минотавр, имеющий голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря)

3. Какая информация из мифа может соответствовать исторической действительности?

(наличие государства, т.к. есть упоминание слов «цари», «дань». Существование дворцов, искусных мастеров,  развитие мореплавания, строительство кораблей).

 

       К) Сообщение учащегося о том, как мы узнаем о жизни древних греков.

            Ученые получили сведения о жизни греков из самых разных исторических источников.  В первую очередь это многочисленные письменные источники. К ним относятся дошедшие до наших дней работы древнегреческих ученых,  знаменитых историков,  произведения писателей и поэтов Древней Греции.

При археологических раскопках ученые находят сохранившиеся развалины древнегреческих городов, крепостных стен, городских зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда и монеты.  Археологи изучают эти предметы и делают выводы о том, где жили древние греки, как были вооружены, какие материалы умели обрабатывать, с кем торговали, каким богам поклонялись и как представляли себе жизнь после смерти.

            Сто лет назад  археологи начали раскопки на острове Крит. Недалеко от города Кносса они раскопали огромный дворец, похожий на сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров. Окон было немного солнечный свет и воздух поступал через отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями.

(Приложение  3)

 

     Л) Слово учителя (слайд № 12-13)

    Остров Крит находился на  пересечении морских путей. Критяне смогли создать сильный  военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море. Но в 15 веке до нашей эры на близ лежащем острове Фера произошло землетрясение и извержение вулкана. Эта катастрофа оказалась на столько сильной, что  была уничтожена жизнь на острове Крит.

       И только после катастрофы на Крит стали переселяться греки. (показываются слайды)

 

 

 

 

 

IV.             Закрепление изученного на уроке.   

      А)  Возвращение    к проблемному вопросу урока. Проблемный вопрос: Как природные и географические условия  Греции отразились на занятиях  и жизни древних греков? (ответы детей)

Таблица: Особенности природно-климатических условий Древней Греции.

Особенности

 

Значение

1. Извилистое морское побережье

 

1. Наличие заливов и бухт, условий для мореплавания

2. Горный рельеф страны.

 

 

 

3. Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур

 

2. Полезные ископаемые( залежи строительного камня, глины и руд различных металлов).

Развитие ремёсел.

3. Благоприятные условия для разведения винограда и оливок

 

 

      Б)  Ребята  а теперь попытайтесь самостоятельно сравнить преимущества  природно –климатических условий двух стран.

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ЕГИПЕТ

ГРЕЦИЯ

Место расположения

 

 

Реки

 

 

Море

 

 

Горы

 

 

Плодородные почвы

 

 

Главные занятия жителей

 

 

       В)  Впишите недостающие  буквы в имена героев мифов. Раздаются карточки – задания № 2

М _ _ _ С  – царь Крита

А _ _ _ _ _ А – дочь критского царя

Э _ _  Й  - царь Афин

Т _ _ _ Й – сын царя Афин

М _ _ _ _ _ _ Р – чудовище, жившее в лабиринте.

Д _ _ _ Л  - знаменитый афинский мастер, живший на  Крите

 

V.                Итог урока.

VI.             Домашнее задание

1.       Прочитать параграф 24

2.      Вспомните древнегреческий миф. Вот его начало: «Смелый юноша прибыл на остров  Крит …» Что произошло дальше? Включите  в свой рассказ описание рисунка. Карточка – задание № 3

3.      Для любознательных

Великая катастрофа стр 127 Книга для чтения по истории Древнего мира    

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по истории на тему «Греки и критяне» (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.Продолжить формирование умений  правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран,уметь извлекать информацию из различных видов исторических источников.Раскрыть Красоту и образность древних мифов в Греции,активизировать знания учащихся из курса истории Древнего мира за 5 класс, развивать навыки работы с документами и картами.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 584 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 470
    • DOCX 28.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9890
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека