Инфоурок География КонспектыРазработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" ( 7 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" ( 7 класс)

Скачать материал

Образование Казахского ханства

Цель: Формирование знаний о процессе образования Казахского ханства, развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся.

Задачи:

Образовательная: способствовать получению учащимися знаний о процессе образования Казахского ханства.

Воспитательная: воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.

Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы, умения логического и аналитического мышления, способствовать развитию речи, оценивания ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: наглядный, словесный, интерактивный, творческий.

Эпиграф к уроку:

 « Правильно понятая и познанная история – это фундамент прогрессивных преобразований в 21 веке». Н. А. Назарбаев

Ход урока.

I.Организационный момент. Психологический настрой.

- Один никому не известный грек по имени Герострат желал любым способом прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление, поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе.

    Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто оставляет менее заметные, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

- Ребята, а как можно еще прославиться?

- Надеюсь, что каждый из вас сегодня прославиться хорошими отметками, знаниями по истории.

Из глубины веков М. Х. Дулати: « Уважаемые соотечественники! Я, Хайдар Дулати, обращаюсь к вам, из прошлых веков с посланием. Уже 2,5 тысячелетия казахский народ  стремится к независимости. В то время, в 15 веке, нависшие над народом невзгоды усилили его желание избавиться от господства разных ханов, жить мирно, вольно, образовать свое ханство. Алга!!!»

Сообщение темы и цели урока.

Мы сегодня будем говорить об историческом  событии, которое имеет для нас огромное значение и занимает одно из главных мест в истории Казахстана. Это образование Казахского ханства.

Постановка проблемы:

 Закономерным ли был процесс образования Казахского ханства?

II. Опрос д/з: класс делится на 2 группы. Игра «Крестики – нолики»

 

Племена

Личности

Государства

Дата

Гвоздь программы

Этноним

60 секунд

Территория

Черный ящик

1.     Племена – назовите племена, которые составляли население казахских степей.

2.     Личности – какие исторические личности сыграли главную роль в образовании Казахского ханства?

3.     Государства – какие государства образовались на территории Казахстана в 14-15 вв?

4.     Дата – в каком веке большинство племен сплотились вокруг султанов  Керея и Жанибека?

5.     Гвоздь программы – образование Казахского ханства связано с историей двух государств. Каких?

6.     Этноним – что означает этноним «казах»?

7.     60 секунд – за 1 минуту записать как можно больше понятий по данной теме.

8.     Территория – на какой территории проживали казахские племена в 14-15 вв.?

9.     Черный ящик – путем наводящих вопросов определите, что в черном ящике. В ящике то, из-за чего долгое время воевали между собой ханство Абулхаира и Могулистан.

( Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, или закрывшая первой три игровых поля).

III. Изучение новой темы.

   В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В то время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингисхана – хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин, быть ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов, земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государства. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена - ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетели на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли люди. Джунгары уводили скот и, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. Видео материал «Наша история. Иллюстрированный тележурнал». Ребята,  давайте составим схему  «Внутреннее положение ханства Абулхаира». 

   Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Правители родов и племен, устав от постоянных воин, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жанибек и Керей. Кто же они такие?  - опережающее сообщение.

  В 40-50 годы объединили  и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнищания и гибели, они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. 10 лет более 200 тысяч казахов двигались на юг – в Семиречье. По дороге страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60-х   годов 15 века кочевья достигли Семиречья.

  Хан Могулистана Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, иметь прочный союз в борьбе за власть.

  Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями Керея и Жанибека. Новых жителей Семиречья стали называть «казахами», хотя это были представитель разных племен. Земли, на которых стали жить казахи, средневековые историки называют – Казахское ханство.

  Абулхаир слишком поздно понял, к каким последствиям может привести упрямое своеволие мятежных ханов. Осенью 1468 года он двинул свою армию против Жанибека и Керея. Но в походе Абулхаир умер, так и не достигнув цели. Мухаммад Хайдар сообщает, что после смерти Абулхаира «большая часть (его подданных) откачивали к Кирай-хану, так, что число (собравшихся) около них (людей) достигло двухсот тысяч человек. За ним утвердилось название узбек-казахи. Начало правления казахских султанов-с восемьсот семидесятого года (870 год хиджры мусульманского календаря = 1465 - 1466 г.н.э.),  а Аллах лучше знает».

В это время на историческую арену выходят казахи, ногайцы, кыргызы, уйгуры, узбеки и другие. Образование народностей сопровождается возникновением новых государств с преобладанием одной этнической группы. Так появилось Казахское, Кыргызское Узбекское государство. Началась новая эпоха в истории Центральной Азии.

IV. Рефлексия. «Шляпа мышления»

Надевая шляпу мышления, принимаем на себя роль, на которую шляпа указывает.

I группа – белая шляпа – оптимисты – выделяют только положительное в истории Казахского ханства,

II группа – синяя шляпа – философы – прогнозируют будущее, предполагают как сложится история нашего государства в 21 веке.

Метод «Древнеримские вопросы»

Еще древнеримские ораторы говорили, чтобы отыскивая сведения о каком-либо событии, необходимо ответить на 7 ключевых вопросов. Кто? Что? Зачем? Как? Чем?  Когда? Где? Попробуйте отыскать ответы  по теме урока.

V. Решение проблемного задания.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Домашнее  задание . Параграф 35, подготовиться к тестированию по теме: «Образование Казахского ханства».

 

Литература:

1.     «Иллюстрированная история Казахстана» С древнейших времен до наших дней – Алматы, 2004 г.

2.     История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах - №10 2011 г.

3.     История средневекового Казахстана. Т. С. Садыков, С. Жолдасбаев – Алматы «Атамура» 20013 г.

4.     Казахское ханство. II частьТ. Жумаханов, Б. Жуматаев, Т. Шанбай – «Аруна» 2004 г.

5.     Интернет-ресурсы «Наша история. Иллюстрированный тележурнал»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" ( 7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Урок по теме "Образование Казахского ханства" является одним из самых важных в изучении истории Казахстана. Предлагаю провести комбинированный урок, где после опроса домашнего задания в игровой форме, перед ребятами ставится проблемное задание о закономерностях появления нового государства-Казахского ханства. Использованный видео материал показывает роль ханства Абулхаира и султанов Жанибека и Керея в образовании Казахского ханства. Изучение новой темы закрепляется методом ответов на вопросык кто?, что?,  где?,  чем?, как?, когда?, зачем?, ролевой игры "Шляпы мышления". Итогом урока является ответ на проблемное задание - образование Казахского ханства это закономерный процесс, подготовленный всем ходом истории.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 359 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.03.2015 495
    • DOCX 23.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Безрукова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Безрукова Наталья Ивановна
    Безрукова Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3982
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек