Образование Казахского ханства
Цель:
Формирование знаний о процессе образования Казахского ханства, развитие умений
и навыков самостоятельной работы учащихся.
Задачи:
Образовательная:
способствовать получению учащимися знаний о процессе образования Казахского
ханства.
Воспитательная:
воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.
Развивающая:
развитие навыков самостоятельной работы, умения логического и аналитического
мышления, способствовать развитию речи, оценивания ситуации.
Тип
урока: комбинированный.
Методы
проведения: наглядный, словесный, интерактивный,
творческий.
Эпиграф
к уроку:
«
Правильно понятая и познанная история – это фундамент прогрессивных
преобразований в 21 веке». Н. А. Назарбаев
Ход
урока.
I.Организационный
момент. Психологический настрой.
-
Один никому не известный грек по имени Герострат желал любым способом
прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление,
поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе.
Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто
оставляет менее заметные, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
-
Ребята, а как можно еще прославиться?
-
Надеюсь, что каждый из вас сегодня прославиться хорошими отметками, знаниями по
истории.
Из
глубины веков М. Х. Дулати: « Уважаемые соотечественники! Я, Хайдар Дулати,
обращаюсь к вам, из прошлых веков с посланием. Уже 2,5 тысячелетия казахский
народ стремится к независимости. В то время, в 15 веке, нависшие над народом
невзгоды усилили его желание избавиться от господства разных ханов, жить мирно,
вольно, образовать свое ханство. Алга!!!»
Сообщение
темы и цели урока.
Мы
сегодня будем говорить об историческом событии, которое имеет для нас огромное
значение и занимает одно из главных мест в истории Казахстана. Это образование
Казахского ханства.
Постановка
проблемы:
Закономерным
ли был процесс образования Казахского ханства?
II.
Опрос д/з: класс делится на 2 группы. Игра «Крестики
– нолики»
Племена
|
Личности
|
Государства
|
Дата
|
Гвоздь
программы
|
Этноним
|
60
секунд
|
Территория
|
Черный
ящик
|
1.
Племена – назовите племена,
которые составляли население казахских степей.
2.
Личности – какие исторические личности
сыграли главную роль в образовании Казахского ханства?
3.
Государства – какие государства
образовались на территории Казахстана в 14-15 вв?
4.
Дата – в каком веке большинство племен
сплотились вокруг султанов Керея и Жанибека?
5.
Гвоздь программы – образование Казахского
ханства связано с историей двух государств. Каких?
6.
Этноним – что означает этноним «казах»?
7.
60 секунд – за 1 минуту записать как можно
больше понятий по данной теме.
8.
Территория – на какой территории проживали
казахские племена в 14-15 вв.?
9.
Черный ящик – путем наводящих вопросов
определите, что в черном ящике. В ящике то, из-за чего долгое время воевали
между собой ханство Абулхаира и Могулистан.
(
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, или закрывшая
первой три игровых поля).
III.
Изучение новой темы.
В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли два государства:
ханство Абулхаира и Могулистан. В то время началась борьба за власть, за
ханский престол. Султаны, потомки Чингисхана – хотели единолично управлять
страной. Каждый считал, что только он достоин, быть ханом. Это привело к
междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь
рядовых скотоводов, земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению
государства. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные
захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские
племена - ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли
оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетели на казахские аулы и
города. Горели юрты и дворцы, гибли люди. Джунгары уводили скот и, вытаптывали
посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил
дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. Видео материал
«Наша история. Иллюстрированный тележурнал». Ребята, давайте составим
схему «Внутреннее положение ханства Абулхаира».
Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры.
Правители родов и племен, устав от постоянных воин, решили вместе с кочевьями
уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жанибек и Керей. Кто
же они такие? - опережающее сообщение.
В 40-50 годы объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих
сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнищания и гибели, они повели их на
юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. 10 лет более 200 тысяч казахов двигались на
юг – в Семиречье. По дороге страдали от холода и жары, их преследовали болезни.
Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в
бой. К началу 60-х годов 15 века кочевья достигли Семиречья.
Хан Могулистана Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их
помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, иметь прочный
союз в борьбе за власть.
Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями Керея и Жанибека.
Новых жителей Семиречья стали называть «казахами», хотя это были представитель
разных племен. Земли, на которых стали жить казахи, средневековые историки
называют – Казахское ханство.
Абулхаир слишком поздно понял, к каким последствиям может привести упрямое
своеволие мятежных ханов. Осенью 1468 года он двинул свою армию против Жанибека
и Керея. Но в походе Абулхаир умер, так и не достигнув цели. Мухаммад Хайдар
сообщает, что после смерти Абулхаира «большая часть (его подданных) откачивали
к Кирай-хану, так, что число (собравшихся) около них (людей) достигло двухсот
тысяч человек. За ним утвердилось название узбек-казахи. Начало правления
казахских султанов-с восемьсот семидесятого года (870 год хиджры мусульманского
календаря = 1465 - 1466 г.н.э.), а Аллах лучше знает».
В
это время на историческую арену выходят казахи, ногайцы, кыргызы, уйгуры,
узбеки и другие. Образование народностей сопровождается возникновением новых
государств с преобладанием одной этнической группы. Так появилось Казахское,
Кыргызское Узбекское государство. Началась новая эпоха в истории Центральной
Азии.
IV.
Рефлексия. «Шляпа мышления»
Надевая
шляпу мышления, принимаем на себя роль, на которую шляпа указывает.
I
группа – белая шляпа – оптимисты – выделяют
только положительное в истории Казахского ханства,
II группа – синяя шляпа – философы –
прогнозируют будущее, предполагают как сложится история нашего государства в 21
веке.
Метод
«Древнеримские вопросы»
Еще
древнеримские ораторы говорили, чтобы отыскивая сведения о каком-либо событии,
необходимо ответить на 7 ключевых вопросов. Кто? Что? Зачем? Как? Чем? Когда?
Где? Попробуйте отыскать ответы по теме урока.
V.
Решение проблемного задания.
VI.
Подведение итогов. Выставление оценок.
VII.
Домашнее задание . Параграф 35, подготовиться к тестированию по теме: «Образование
Казахского ханства».
Литература:
1. «Иллюстрированная
история Казахстана» С древнейших времен до наших дней – Алматы, 2004 г.
2. История
Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах - №10 2011 г.
3. История
средневекового Казахстана. Т. С. Садыков, С. Жолдасбаев – Алматы «Атамура»
20013 г.
4. Казахское
ханство. II частьТ. Жумаханов, Б.
Жуматаев, Т. Шанбай – «Аруна» 2004 г.
5. Интернет-ресурсы
«Наша история. Иллюстрированный тележурнал»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.