Главная / История / Разработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" ( 7 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" ( 7 класс)

Образование Казахского ханства

Цель: Формирование знаний о процессе образования Казахского ханства, развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся.

Задачи:

Образовательная: способствовать получению учащимися знаний о процессе образования Казахского ханства.

Воспитательная: воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.

Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы, умения логического и аналитического мышления, способствовать развитию речи, оценивания ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: наглядный, словесный, интерактивный, творческий.

Эпиграф к уроку:

« Правильно понятая и познанная история – это фундамент прогрессивных преобразований в 21 веке». Н. А. Назарбаев

Ход урока.

I.Организационный момент. Психологический настрой.

- Один никому не известный грек по имени Герострат желал любым способом прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление, поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе.

Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто оставляет менее заметные, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

- Ребята, а как можно еще прославиться?

- Надеюсь, что каждый из вас сегодня прославиться хорошими отметками, знаниями по истории.

Из глубины веков М. Х. Дулати: « Уважаемые соотечественники! Я, Хайдар Дулати, обращаюсь к вам, из прошлых веков с посланием. Уже 2,5 тысячелетия казахский народ стремится к независимости. В то время, в 15 веке, нависшие над народом невзгоды усилили его желание избавиться от господства разных ханов, жить мирно, вольно, образовать свое ханство. Алга!!!»

Сообщение темы и цели урока.

Мы сегодня будем говорить об историческом событии, которое имеет для нас огромное значение и занимает одно из главных мест в истории Казахстана. Это образование Казахского ханства.

Постановка проблемы:

Закономерным ли был процесс образования Казахского ханства?

II. Опрос д/з: класс делится на 2 группы. Игра «Крестики – нолики»


Племена

Личности

Государства

Дата

Гвоздь программы

Этноним

60 секунд

Территория

Черный ящик

  1. Племена – назовите племена, которые составляли население казахских степей.

  2. Личности – какие исторические личности сыграли главную роль в образовании Казахского ханства?

  3. Государства – какие государства образовались на территории Казахстана в 14-15 вв?

  4. Дата – в каком веке большинство племен сплотились вокруг султанов Керея и Жанибека?

  5. Гвоздь программы – образование Казахского ханства связано с историей двух государств. Каких?

  6. Этноним – что означает этноним «казах»?

  7. 60 секунд – за 1 минуту записать как можно больше понятий по данной теме.

  8. Территория – на какой территории проживали казахские племена в 14-15 вв.?

  9. Черный ящик – путем наводящих вопросов определите, что в черном ящике. В ящике то, из-за чего долгое время воевали между собой ханство Абулхаира и Могулистан.

( Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, или закрывшая первой три игровых поля).

III. Изучение новой темы.

В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В то время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингисхана – хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин, быть ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов, земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государства. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена - ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетели на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли люди. Джунгары уводили скот и, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. Видео материал «Наша история. Иллюстрированный тележурнал». Ребята, давайте составим схему «Внутреннее положение ханства Абулхаира».

Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Правители родов и племен, устав от постоянных воин, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жанибек и Керей. Кто же они такие? - опережающее сообщение.

В 40-50 годы объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнищания и гибели, они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. 10 лет более 200 тысяч казахов двигались на юг – в Семиречье. По дороге страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60-х годов 15 века кочевья достигли Семиречья.

Хан Могулистана Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, иметь прочный союз в борьбе за власть.

Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями Керея и Жанибека. Новых жителей Семиречья стали называть «казахами», хотя это были представитель разных племен. Земли, на которых стали жить казахи, средневековые историки называют – Казахское ханство.

Абулхаир слишком поздно понял, к каким последствиям может привести упрямое своеволие мятежных ханов. Осенью 1468 года он двинул свою армию против Жанибека и Керея. Но в походе Абулхаир умер, так и не достигнув цели. Мухаммад Хайдар сообщает, что после смерти Абулхаира «большая часть (его подданных) откачивали к Кирай-хану, так, что число (собравшихся) около них (людей) достигло двухсот тысяч человек. За ним утвердилось название узбек-казахи. Начало правления казахских султанов-с восемьсот семидесятого года (870 год хиджры мусульманского календаря = 1465 - 1466 г.н.э.), а Аллах лучше знает».

В это время на историческую арену выходят казахи, ногайцы, кыргызы, уйгуры, узбеки и другие. Образование народностей сопровождается возникновением новых государств с преобладанием одной этнической группы. Так появилось Казахское, Кыргызское Узбекское государство. Началась новая эпоха в истории Центральной Азии.

IV. Рефлексия. «Шляпа мышления»

Надевая шляпу мышления, принимаем на себя роль, на которую шляпа указывает.

I группа – белая шляпа – оптимисты – выделяют только положительное в истории Казахского ханства,

II группа – синяя шляпа – философы – прогнозируют будущее, предполагают как сложится история нашего государства в 21 веке.

Метод «Древнеримские вопросы»

Еще древнеримские ораторы говорили, чтобы отыскивая сведения о каком-либо событии, необходимо ответить на 7 ключевых вопросов. Кто? Что? Зачем? Как? Чем? Когда? Где? Попробуйте отыскать ответы по теме урока.

V. Решение проблемного задания.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание . Параграф 35, подготовиться к тестированию по теме: «Образование Казахского ханства».


Литература:

  1. «Иллюстрированная история Казахстана» С древнейших времен до наших дней – Алматы, 2004 г.

  2. История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах - №10 2011 г.

  3. История средневекового Казахстана. Т. С. Садыков, С. Жолдасбаев – Алматы «Атамура» 20013 г.

  4. Казахское ханство. II частьТ. Жумаханов, Б. Жуматаев, Т. Шанбай – «Аруна» 2004 г.

  5. Интернет-ресурсы «Наша история. Иллюстрированный тележурнал»

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" ( 7 класс)
  • История
Описание:

  Урок по теме "Образование Казахского ханства" является одним из самых важных в изучении истории Казахстана. Предлагаю провести комбинированный урок, где после опроса домашнего задания в игровой форме, перед ребятами ставится проблемное задание о закономерностях появления нового государства-Казахского ханства. Использованный видео материал показывает роль ханства Абулхаира и султанов Жанибека и Керея в образовании Казахского ханства. Изучение новой темы закрепляется методом ответов на вопросык кто?, что?,  где?,  чем?, как?, когда?, зачем?, ролевой игры "Шляпы мышления". Итогом урока является ответ на проблемное задание - образование Казахского ханства это закономерный процесс, подготовленный всем ходом истории.

Автор Безрукова Наталья Ивановна
Дата добавления 10.03.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1014
Номер материала 57747
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓