Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока по истории древнего мира

Разработка урока по истории древнего мира

Скачать материал

Тарасова Елена Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

Учебник: «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2012 год, авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.

Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.

Использование Интернета:  презентация на сайте, ссылка http://www.myshared.ru/slide/97441

Использование информационно-коммуникативных технологий: работа с мультимедийной презентацией.

Организационный момент (1-2 мин.)

Повторение пройденного, актуализация опорных знаний (подготовка к восприятию нового материала) - (8 – 10  мин.)

- мотивация учащихся к учебному труду и познавательной деятельности, выполнение словарной работы по пройденным темам и постановка перед учащимися проблемы: можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока;

Изучение новой темы (20 - 25 мин.)

- рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов, сочетается с выполнением учащимися задания (поиск информации, нахождение ошибок) по теме урока, направленных не только на воспроизводство и обобщение имеющихся знаний, но и подводящих ребят к получению новых;

- запись учащимися в тетради основных понятий темы, раскрываемых в ходе урока.

Первичное закрепление (проверка выполнения задания самостоятельной работы) (2-3 мин.)

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал, рефлексия (2-3 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Методы обучения, применяемые на уроке определены целями урока, возрастными особенностями школьников, уровнем подготовленности учащихся к изучению данной темы, спецификой содержания изучаемого материала, необходимостью активизации познавательной деятельности школьников и осуществления над ней и её результатами эффективного, и в то же время ненавязчивого контроля.

1. Проблемно-поисковые методы обучения (цель - развитие самостоятельности мышления, познавательной активности и исследовательских умений учащихся, творческого подхода к делу): в начале урока учитель создает (ставит задачу, предлагает вопрос) проблемную ситуацию, к решению которой готовы учащиеся данного класса; организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемы; подтверждает правильность выводов. Учащиеся, основываясь на имеющихся знаниях и опыте, высказывают предположения, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают наиболее рациональный путь решения проблемы.

2. Словесные методы обучения (цель - формирование учащимися теоретических фактов и знаний, а также умения самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы):

1.      рассказ учителя, состоящий из нескольких частей в соответствии с планом изложения нового материала;

2.      беседа учителя с учениками, подводящая учащихся к обобщению и усвоению фактов, новых понятий, закономерностей, а также к формулированию выводов из беседы.

3. Наглядные методы обучения в совокупности со словесными (цель – развитие наблюдательности, повышение внимания к изучаемым вопросам): метод иллюстраций и демонстраций – показ ученикам как отдельных слайдов с пояснением, так и нескольких связанных между собой слайдов.

4. Методы самостоятельной работы (цель – развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда): самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме урока (представленные задания облегчают запоминание основных понятий и терминов, учат анализировать и синтезировать, определять главное от второстепенного, развивают образное мышление).

5. Методы стимулирования учебной деятельности школьников (цель – оживление процесса обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, повышение качества учебно-познавательного процесса): нестандартная форма подачи учебного материала, познавательное задание.

Активные формы обучения: проблемное изложение, беседа, решение исторических задач, игровые моменты (их использование в процессе обучения повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение), а также коллективное выполнение отдельных заданий.

Работа детей на уроке: активное участие в беседе; коллективное решение учебных проблем, обозначенных учителем; выработка новых знаний собственным мышлением; творческое выполнение заданий и обсуждение результатов их выполнения.

Результаты урока: активизация познавательной деятельности учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; повышение качества учебно-познавательного процесса; психологическая удовлетворенность ребят уроком; сформированное у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний; систематизация и расширение знаний школьников об измерении времени в истории; формирование у учащихся практических умений и навыков оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

 

Урок «Жизнь египетского вельможи»

Педагогические цели

Содействовать ознакомлению с образом и службой вельмож, назначением гробниц; создать условия для развития умений работать с учебником, извлекать из него необходимую информацию.

Тип и вид урока

Усвоение знаний, навыков и умений \ учебный практикум.

Планируемые результаты (предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Личностные результаты

Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение умением работать с учебной информацией.

Основное содержание темы, понятия, термины

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Древнеегипетская повесть о Синухете. Вельможа, гробница.

Образовательные ресурсы

Учебник. Презентация «Жизнь египетского вельможи» (режим доступа – http://www.myshared.ru/slide/97441 )

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Формы контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1.                  Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

      - Отдых наш кончается,

        Работа начинается

       Усердно будем мы    трудиться,

      Чтобы чему-то научиться.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Повторение пройденного

Словарный диктант. Словесный, практический. Работа с историческими понятиями.

Индивидуальная.

На доске выписаны исторические понятия

1.      Шадуф

2.      Вельможи

3.      Налоги

4.      Фараон

5.      Дельта

6.      Амулет

7.      Государство

8.      Каналы

Зачитывает определения:

1.      Правитель Египта

2.      Специальное приспособление для поднятия воды, полива садов и огородов

3.      Организация власти с войсками, стражниками, территорией и т.д.

4.      Место впадения реки Нил в море, когда он разветвляется на несколько рукавов

5.      Знатные  люди, советники, военачальники

6.      Мелкие предметы, защищающие от злых духов и несчастий

7.      Специальные канавы, по которым вода поступает на поля

8.      Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

Организует самопроверку по шаблону

1.Записывают ответ в виде цепочки цифр:

4,1,7,5,2,6,8,3

2. После выполнения проверяют работы по шаблону, оценивают свою работу

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Словарная работа

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя.

- На прошлом уроке мы узнали о нелегком труде египетских земледельцев и ремесленников, узнали о службе писцов. Сегодня мы продолжаем знакомство с древнеегипетским обществом. О ком мы будем   говорить? Сформулируйте тему урока.

- Докажите, что вельможи играли особую роль в жизни Древнеегипетского государства.

Слушают учителя.

Называют тему урока.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

 

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.                  Жизнь египетского вельможи.

2.                  Служба египетского вельможи.

3.                  Взаимоотношения фараона и вельможи.

1.                   Самостоятельная. Работа с текстом, коллективная проверка

2.                  Самостоятельная. Чтение текста. Коллективный опрос.

3.      - Как жили вельможи в Древнем Египте?

Раздает карточки с текстом с пропущенными словами.

Организует проверку.

«Для вельможи еще при жизни строили (каменную гробницу), стены которой украшали (росписи и рельефы). Египтяне верили, что все нарисованные и высеченные из камня чудесным образом может ожить. Поэтому (вельможа) приказывал изобразить в (гробнице) себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить как прежде. У вельможи был красивый дом. Рядом с домом росли (цветы и прекрасный сад), был (пруд). Одежда вельможи из тонких льняных тканей. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений: (золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах вельможи была вкусная еда: (хлеба и печенья, фрукты, мясо, разные сорта пива). Развлекали вельможу (музыканты, красивые танцовщицы). Носили вельможу в (специальном кресле).

После окончания работы учитель показывает на слайде текст правильного варианта.

4.      Организует чтение п.3,4 § 8, поиск информации на вопрос

- Какую службу нес вельможа?

- Как относился вельможа к фараону?

1.  Читают п.1,2 § 8, вставляют в текст нужные слова. Выполняют самопроверку по шаблону.

2. Читают текст учебника, отвечают на поставленный учителем вопрос, делают вывод о роли египетских вельмож в государстве.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации с использованием текста учебника

 

Коммуникативные: умеют работать в паре; используют средства устного общения для решения коммуникативных задач

Работа с карточками и текстом учебника

Физминутка

 

- Напишите глазами слова «Вельможа».

 

 

 

V. Подведение итогов.

Фронтальная. Словесный, проблемный, беседа.

 1. - Сегодня вы узнали о жизни египетских вельмож. Сейчас я проверю, что вы запомнили на уроке. Проведем игру «Да» или «Нет». Я утверждаю, что …

1. Вельмож хоронили в гробницах. (Да).

2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы, вяленой рыбы (Нет).

3. Фараон мог приказать побить вельможу палками (Да).

4. Вельможа пахал землю на своем участке (Нет).

5. Вельможа не работал (Нет).

6. Вельможа носил много украшений (Да).

7. Фараон считал вельмож своими слугами (Да).

- Какую же роль выполняли вельможи в Древнем Египте?

1.При утвердительном ответе («Да») учащиеся поднимают руку.

 

2.                  Раскрывают роль вельможи в защите, управлении, поддержании порядка, управлении хозяйством.

Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Проверка усвоения знаний посредством игры. Беседа по вопросам

VI. Домашнее задание.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

1 уровень: Читать § 8, повторить термины и даты.

2 уровень: Составить рассказ о жизни египетского вельможи от первого лица.

3 уровень: Составить кроссворд на тему «Древнеегипетское общество»

Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Термины, хроноло-

гия

VII. Рефлексия

Фронтальная. Словесный.

Закончите предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его

Личностные: осознают успешность своей деятельности

 

Отвечают, выражают своё отношение к данному уроку

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по истории древнего мира"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по истории древнего мира в 5 классе на тему "Жизнь египетского вельможи"по учебнику «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2012 год, авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.Форма разработки: технологическая карта. Тип урока: урок изучения нового. Методы обучения, применяемые на уроке: проблемно - поисковые, словесные, наглядные, методы стимулирования учебной деятельности. Интернет - ресрусы: презентация на сайте, ссылка http://www.myshared.ru/slide/97441.Активные формы обучения: проблемное изложение, беседа, решение исторических задач, игровые моменты (их использование в процессе обучения повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение), а также коллективное выполнение отдельных заданий. Работа детей на уроке: активное участие в беседе; коллективное решение учебных проблем, обозначенных учителем; выработка новых знаний собственным мышлением; творческое выполнение заданий и обсуждение результатов их выполнения.

Результаты урока: активизация познавательной деятельности учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; повышение качества учебно-познавательного процесса; психологическая удовлетворенность ребят уроком; сформированное у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний; систематизация и расширение знаний школьников об измерении времени в истории; формирование у учащихся практических умений и навыков оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 439
    • DOCX 30.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петрова Елена Сергеевна
    Петрова Елена Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31111
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 151 человек из 51 региона

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе