Разработка урока
По истории России
на
тему»Император Александр 1 и его молодые друзья »
Цели: -познакомить учащихся с
личностью нового императора России –Александром 1
-на
примере начала его правления показать двойственность его политики ,его первых
преобразований
-давать
оценку преобразованиям Александра 1
-развивать
и усложнять исторический словарный запас учащихся
Оборудование
:учебник по
истории России 19 века ,разработка видео урока от «инфоурока»
Новые
понятия и даты :»негласный комитет »,вольные хлебопашцы ,Государственный совет
-1810,комитет министров ,1803-указ о вольных
хлебопашцах,1801-1811-преобразования органов центрального управления
План урока :
-проверка
домашнего задания
-император
Александр 1
-«негласный
комитет ».начало преобразований
-закрепление
материала
Ход урока
1
Проверка домашнего задания
Вопрос
к классу- показать границы Российской империи к началу 19 века и назовите
территории которые входили в ее состав
-докажите
что Россия начала 19 века была аграрной страной (а-90% населения России были
крестьяне у которых главным занятием было –сельское хозяйство и животноводство
б- наличие крепостного права в России и как следствие слабое развитие
промышленности в- Россия экспортировала по преимуществу хлеб ,лен ,сало
,пеньку, лес -т.е не промышленные товары )
-назвать
факторы способствовавшие развитию российской экономики(районная специализация
,отходничество крестьян ,развитие товарно-денежных отношений ,появление
«капиталистых» крестьян )
2
Обьяснение нового материала
Александр
1 его воспитание черты характера .Из за стремления Александра 1
преобразовать самодержавие в России на манер Просвещения 18 века он
принимает участие в заговоре 11 марта 1801 года против своего отца -Павла 1 .В
отличии от Павла воспитанного в духе самодержавия и считавшего что самодержавие
–самая лучшая форма правления для России Александр 1 воспитанный своей
бабкой –Екатериной 2 и лучшими преподавателями в числе которых были
швейцарец Лагарп Ф Ц –приверженец идей Просвещения и республиканец по своим
взглядам считал в начале своего правления что необходимо для России дать
Конституцию а ему самому отправиться на берег Рейна поселиться в небольшом
домике и ловить рыбу .Вяземский П А называл Александра 1 –«Сфинксом не
разгаданным до гроба »,Герцен А И называл его –«коронованным Гамлетом
которого всю жизнь преследовала тень убитого отца».Несмотря на обещание
верности данное отцу накануне заговора Александр 1 боясь за свою жизнь
соглашается на участие в заговоре точнее на то что если отец откажется от
престола он согласен на то чтобы стать во главе государства.(хотя изначально
знал что отец ставший императором в 42 года никогда добровольно не откажется
от престола ).Ключевский В О писал что самой действенной школой воспитания
которую прошел Александр 1 это еще с детства «привычка жить на 2 ума
держать 2 парадные физиономии » которые развивали в нем скрытность
недоверчивость к людям и осторожность .Наполеон Бонапарт уже будучи на о
Святой Елены так писал об Александре «Царь умен образован изящен .он
легко может очаровать но этого надо опасаться .он не искренен. это
настоящий византиец времен упадка Империи .он может далеко пойти .если
я умру здесь он станет моим настоящим наследником в Европе » Когда
ночью к дрожавшему от страха Александру пришел граф Пален –руководитель
заговора и сказал что Павел 1 умер наследник престола заплакал на что Пален
ответил «хватит ребячиться идите на балкон и покажитесь гвардии»
Сразу
после заговора Александр обьявляет о том что больше в России не будет
потрясений которые происходили в правление его отца –Павла 1 и будет править
как его бабка –Екатерина 2 тем самым он ведет двойную политику :
- с
одной стороны успокаивает сановников и знать не желавшую никаких
перемен
-с
другой стороны окружает себя единомышленниками –Негласный комитет создает в
1801 году (Строганов АС Чарторыйский АА Новосильцев НН Кочубей ВП) но со
временем стал обременяться комитетом и с 1803 прекратил заседания
назначив своих приближенных на должности в государстве. Таким образом из
реформаторов они становились исполнителями.
Мероприятия
Александра 1 :
Учреждение
министерств вместо коллегий
До 1802 года
|
После 1802 года
|
царь
|
царь
|
Синод Сенат Е И В собственная канцелярия
коллегии
|
Сенат Синод ЕИВ собственная канцелярия
министерства (8 штук Военная морская фи нансов коммерц юстиц
иностранных дел МВД народного просвещения )
|
Губернии (губернатор)
|
Губернии (губернатор )
|
Уезды (капитан исправник )
|
Уезды (капитан исправник )
|
|
|
|
|
Крестьянский
вопрос
(хотел
отменить крепостное право с другой стороны понимал о том что это может
вызвать недовольство дворян )
Поэтому
- 1801 год указ о покупке земель в частную собственность для не дворян
(указ не посягал на основы дворянского землевладения сохраняя их
монопольное право на владение населенными землями .землю по указу можно
было получить только без крестьян .но теперь собственниками земли
могли стать купцы мещане государственные крестьяне крестьяне отпущенные
помещиком на волю все кроме помещичьих крестьян )
-1803
указ о вольных хлебопашцах (право дворян освобождать крестьян с землей )
-запрет
публиковать обьявления о продаже дворян .
Народное
просвещение
1803
-1804 гг Александр 1 проводит ряд законов
-
страна поделена на 6 учебных округов с университетами
-устав
1804 г для университетов по которому они получали широкую автономию
(право выбирать самим ректора и деканов )
Университет
(окончивший его получал дворянское сословие )
Гимназии
(для дворян преподавались все предметы )
Уездные
училища (для детей мелких торговцев ремесленников чиновников
преподавались арифметика грамматика история география физика )
Приходские
училища ( крепостные дети преподавали читать писать считать закон Божий )
Закрепление
материала
-Перечислить
основные направления первых преобразований Александра 1 .Каковы были
практические последствия и результаты данных преобразований
Домашнее
задание :параграф 2
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.