Тема: Россия ХV – ХIХвв. Обобщение. Народные умельцы. Воплощение
замысла в искусстве.
Цель: 1.Обобщение знаний по теме;
2. Развитие образно-логическое мышление, использование ранее
приобретенных знаний и умений для реализации замысла;
3. Воспитывать патриотические чувства, интерес к предмету,
развивать творческие способности.
Оборудование: учебники, тетради, атрибуты для игры «Цветик- семицветик»
(лепестки), альбом, краски, шаблоны, слайдовая презентация, инструкционные карты
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока
I.
Актуализация.
- Здравствуйте. Посмотрите на доску и назовите промежуток времени, о
котором мы говорили на предыдущих уроках.
(На доске изображена «река времени» с указанным промежутком
времени)
- Это время больших перемен. Сегодня мы попытаемся обобщить наши
знания по этой теме. А девизом нашего урока будут следующие слова: «Радуйся
малому, тогда и большое придет.»
(Показ слайда с высказыванием)
-Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)
II. Повторение и обобщение изученного.
-Давайте вспомним самых ярких личностей того времени с помощью игры
«Вопрос-ответ». Вопросы написаны на лепестках. Нужно прочитать вопрос и
адресовать его кому-то из ребят. Тот, кто отвечает, тянет следующий лепесток. А
на доске вывешиваются все лепестки. И так, начинаем.
1.
Кто был первым русским
императором? (Петр I)
(показ слайда с изображением Петра I)
2.
Кто основал в Москве
первый в России университет? (М.В.Ломоносов)
(показ слайда с изображением М.В.Ломоносова)
3.
Кто был знаменитым
изобретателем ХVIII-начала ХIХ века? (И.П Кулибин)
(показ слайда с изображением И.П. Кулибина)
4.
Кого можно назвать
продолжательницей дел Петра I. При ней Россия становилась процветающей и
богатой страной. (Екатерина II)
(показ слайда с изображением Екатерины II)
5.
Кто, начиная от солдата,
прошел военную школу и стал генералиссимусом? (А.В.Суворов)
(показ слайда с изображением А.В.Суворова)
6.
Главнокомандующий,
полководец, прославленный во многих сражениях и походах, сражавшийся с
армией Наполеона. (М.И. Кутузова)
(показ слайда с изображением М.И.Кутузова)
7.
Кто описывал исторические
события того времени в своих стихах и рассказах? Его имя известно и детям, и
взрослым. (А.С.Пушкин)
(показ слайда с изображением А.С.Пушкина)
На доске появляется модель Цветика-семицветика из лепестков с
вопросами.
II.
Постановка проблемы
- Подведем итог, как эти люди способствовали развитию России? Какие
ключевые понятия можно выделить?
Наука
Медицина
Кораблестроение
Военное дело
Образование
?
-Почему возник вопрос? Может мы забыли еще о каком-либо важном моменте
в истории России?
Наш урок поможет в этом разобраться.
III.
Работа по основной
теме урока.
- Для того, чтобы разобраться, необходимо вернуться в далекое
прошлое. В этом нам поможет получившийся Цветик-семицветик.
IV. Физминутка. (Дети выполняют различные движения со словами)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по- моему вели….
Чтобы мы очутились в прошлом…
(Появляется слайд с изображением картины
природы России ХVIIIв)
V.Заочная экскурсия в мастерскую народных
умельцев.
Чем была богата земля русская? Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)
-Действительно, лес!
1. Рассказ учителя.
Лес был кормильцем людей, защитником от врагов. Он обогревал и
одевал. Все нужное простому человеку- крестьянину и горожанину- дом, мельница,
баня, сани, соха, ложка и многое другое- делалось из дерева. Оно во все времена
было прекрасным строительным материалом: прочное, легкое, удобное в обработке..
Это целое поле деятельности для умелых рук.
-Кто знает, как называли людей, умеющих выполнять работу искусно и
красиво? (умельцы, мастера)
Действительно, из дерева эти мастера и избы рубили, и крепости,
наводили мосты, ладили сани баркасы, всевозможные орудия труда, гнули дуги,
колеса, резали миски, ложки, детские игрушки.
(Показ выставки деревянных изделий, приготовленной детьми: миски, ложки,
матрешки, дощечки, свистульки)
-А уж как это все украшалось!!!
2. Групповая практическая работа.
-Вот и мы с вами попадаем в мастерскую народных умельцев. Уж тут кипит
работа.
(Слайд с изображение мастерской народных умельцев ХVIIIв.)
Поучимся и мы творить чудеса своими руками. Для этого нужно разбиться
на группы, и, вспомнив материал уроков синтеза искусств « Воплощение образа в
искусстве», используя инструкционные карты украсить приготовленное изделие
(шаблон).
Итак, вы подмастерья в мастерской народных умельцев. У каждой
группы своя работа:
1 группа: занята плотничным делом, им нужно дом украсить резными наличниками у
окна.
(показ слайда с изображением избы с резными наличниками, у ребят на
партах образцы и шаблоны из картона)
2 группа: занята росписью домашней утвари. Ложки, миски, туески необходимо
красиво украсить элементами хохломской, гжельской и Городецкой росписи.
(показ слайда с изображением домашней утвари, с различными элементами
росписи, у ребят на партах образцы росписи и шаблоны)
3 группа: занята созданием жостовского подноса. Им необходимо отобрать из
открыток изображение цветов, вырезать и украсить готовый поднос.
По ходу работы каждая группа делает сообщение о своем виде искусства.
1.группа: Правила выбора места для строительства дома, о главном
строительном инструменте- топоре.
2 группа: о возникновении росписи, украшении изделий.
3 группа: об истории создания подносов и их росписи., пословицы о
труде.
3. Выставка изделий.
VI. Итог урока.
-Вернемся к началу нашего урока. Попробуем теперь ответить на вопрос,
поставленный в начале урока. Так чем же еще прославилась Россия ХVIII -
Х IХ века? Как можно назвать то. что создавалось руками народных умельцев?
(искусство)
Вот мы и нашли недостающее слово в нашей цепочке. Теперь получилась
яркая картина того времени. Почему мы не назвали ни одну выдающуюся личность в
этой деятельности? (Потому что это народный промысел, народное искусство,
народные умельцы.)
Среди них, ребята, конечно, были выдающиеся и прославленные личности,
но это уже совсем другая история. О них вы узнаете, изучая историю и
дополнительную литературу. А сейчас нам пора возвращаться. Спасибо всем за
увлекательное путешествие.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.