Главная / Начальные классы / Разработка урока по истории 4 класс

Разработка урока по истории 4 класс

Тема: Россия ХV – ХIХвв. Обобщение. Народные умельцы. Воплощение замысла в искусстве.

Цель: 1.Обобщение знаний по теме;

2. Развитие образно-логическое мышление, использование ранее приобретенных знаний и умений для реализации замысла;

3. Воспитывать патриотические чувства, интерес к предмету, развивать творческие способности.

Оборудование: учебники, тетради, атрибуты для игры «Цветик- семицветик» (лепестки), альбом, краски, шаблоны, слайдовая презентация, инструкционные карты

Форма проведения: урок-путешествие.


Ход урока



  1. Актуализация.

- Здравствуйте. Посмотрите на доску и назовите промежуток времени, о котором мы говорили на предыдущих уроках.

(На доске изображена «река времени» с указанным промежутком времени)

- Это время больших перемен. Сегодня мы попытаемся обобщить наши знания по этой теме. А девизом нашего урока будут следующие слова: «Радуйся малому, тогда и большое придет.»

(Показ слайда с высказыванием)

-Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)


II. Повторение и обобщение изученного.

-Давайте вспомним самых ярких личностей того времени с помощью игры «Вопрос-ответ». Вопросы написаны на лепестках. Нужно прочитать вопрос и адресовать его кому-то из ребят. Тот, кто отвечает, тянет следующий лепесток. А на доске вывешиваются все лепестки. И так, начинаем.


  1. Кто был первым русским императором? (Петр I)

(показ слайда с изображением Петра I)

  1. Кто основал в Москве первый в России университет? (М.В.Ломоносов)

(показ слайда с изображением М.В.Ломоносова)

  1. Кто был знаменитым изобретателем ХVIII-начала ХIХ века? (И.П Кулибин)

(показ слайда с изображением И.П. Кулибина)

  1. Кого можно назвать продолжательницей дел Петра I. При ней Россия становилась процветающей и богатой страной. (Екатерина II)

(показ слайда с изображением Екатерины II)

  1. Кто, начиная от солдата, прошел военную школу и стал генералиссимусом? (А.В.Суворов)

(показ слайда с изображением А.В.Суворова)

  1. Главнокомандующий, полководец, прославленный во многих сражениях и походах, сражавшийся с армией Наполеона. (М.И. Кутузова)

(показ слайда с изображением М.И.Кутузова)

  1. Кто описывал исторические события того времени в своих стихах и рассказах? Его имя известно и детям, и взрослым. (А.С.Пушкин)

(показ слайда с изображением А.С.Пушкина)

На доске появляется модель Цветика-семицветика из лепестков с вопросами.


  1. Постановка проблемы

- Подведем итог, как эти люди способствовали развитию России? Какие ключевые понятия можно выделить?

Наука

Медицина

Кораблестроение

Военное дело

Образование

?

-Почему возник вопрос? Может мы забыли еще о каком-либо важном моменте в истории России?

Наш урок поможет в этом разобраться.


  1. Работа по основной теме урока.

- Для того, чтобы разобраться, необходимо вернуться в далекое прошлое. В этом нам поможет получившийся Цветик-семицветик.


IV. Физминутка. (Дети выполняют различные движения со словами)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по- моему вели….

Чтобы мы очутились в прошлом…

(Появляется слайд с изображением картины природы России ХVIIIв)


V.Заочная экскурсия в мастерскую народных умельцев.

Чем была богата земля русская? Отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

-Действительно, лес!

1. Рассказ учителя.

Лес был кормильцем людей, защитником от врагов. Он обогревал и одевал. Все нужное простому человеку- крестьянину и горожанину- дом, мельница, баня, сани, соха, ложка и многое другое- делалось из дерева. Оно во все времена было прекрасным строительным материалом: прочное, легкое, удобное в обработке.. Это целое поле деятельности для умелых рук.

-Кто знает, как называли людей, умеющих выполнять работу искусно и красиво? (умельцы, мастера)

Действительно, из дерева эти мастера и избы рубили, и крепости, наводили мосты, ладили сани баркасы, всевозможные орудия труда, гнули дуги, колеса, резали миски, ложки, детские игрушки.

(Показ выставки деревянных изделий, приготовленной детьми: миски, ложки, матрешки, дощечки, свистульки)

-А уж как это все украшалось!!!


2. Групповая практическая работа.

-Вот и мы с вами попадаем в мастерскую народных умельцев. Уж тут кипит работа.

(Слайд с изображение мастерской народных умельцев ХVIIIв.)

Поучимся и мы творить чудеса своими руками. Для этого нужно разбиться на группы, и, вспомнив материал уроков синтеза искусств « Воплощение образа в искусстве», используя инструкционные карты украсить приготовленное изделие (шаблон).

Итак, вы подмастерья в мастерской народных умельцев. У каждой группы своя работа:

1 группа: занята плотничным делом, им нужно дом украсить резными наличниками у окна.

(показ слайда с изображением избы с резными наличниками, у ребят на партах образцы и шаблоны из картона)

2 группа: занята росписью домашней утвари. Ложки, миски, туески необходимо красиво украсить элементами хохломской, гжельской и Городецкой росписи.

(показ слайда с изображением домашней утвари, с различными элементами росписи, у ребят на партах образцы росписи и шаблоны)

3 группа: занята созданием жостовского подноса. Им необходимо отобрать из открыток изображение цветов, вырезать и украсить готовый поднос.

По ходу работы каждая группа делает сообщение о своем виде искусства.

1.группа: Правила выбора места для строительства дома, о главном строительном инструменте- топоре.

2 группа: о возникновении росписи, украшении изделий.

3 группа: об истории создания подносов и их росписи., пословицы о труде.


3. Выставка изделий.

VI. Итог урока.

-Вернемся к началу нашего урока. Попробуем теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Так чем же еще прославилась Россия ХVIII - Х IХ века? Как можно назвать то. что создавалось руками народных умельцев? (искусство)

Вот мы и нашли недостающее слово в нашей цепочке. Теперь получилась яркая картина того времени. Почему мы не назвали ни одну выдающуюся личность в этой деятельности? (Потому что это народный промысел, народное искусство, народные умельцы.)

Среди них, ребята, конечно, были выдающиеся и прославленные личности, но это уже совсем другая история. О них вы узнаете, изучая историю и дополнительную литературу. А сейчас нам пора возвращаться. Спасибо всем за увлекательное путешествие.


Разработка урока по истории 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

ТемТема: Россия ХV – ХIХвв. Обобщение. Народные умельцы. Воплощение замысла в искусстве.

Цель: 1.Обобщение знаний по теме;

           2. Развитие образно-логическое мышление, использование ранее            приобретенных знаний и  умений для реализации замысла;

           3. Воспитывать патриотические чувства, интерес к предмету, развивать творческие способности.

 

Оборудование: учебники, тетради, атрибуты для игры «Цветик- семицветик» (лепестки),  альбом, краски, шаблоны, слайдовая презентация, инструкционные карты

 Форма проведения: урок-путешествие.

Конспек урока также может быть использован для внеурочной деятельности.

 

 

      

Автор Ипатенкова Жанна Геннадьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 332
Номер материала 44893
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓