Главная / Химия / Разработка урока по химии "Непредельные углеводороды.Алкадиены"

Разработка урока по химии "Непредельные углеводороды.Алкадиены"

"Непредельные углеводороды. Алкадиены"

(урок химии в 10 классе, учитель химии Артамонова О.А. МБОУ СОШ №12 г.Камышин, Волгоградской обл.)

Цель урока: формирование теоретического и практического обучения учащихся основам исследовательской деятельности по теме «Алкадиены».через изучение строения алкадиенов, выявления их отличия от алкенов и алканов; прогнозирование химических свойств алкадиенов, основываясь на особенностях строения их молекул.

Задачи урока:

1. знать строение, виды изомерии, химические свойства и применение алкадиенов (предметный результат);

2. продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе (метапредметный результат);

3. продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ (личностный результат).

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний и способов деятельности..

Оборудование: коллекция «Каучук», учебник О.С.Габриеляна. химия 10 класс. Базовый уровень.- М:Дрофа 2013, тексты тестов, презентация «Алкадиены».

Организация класса

На перемене учитель проверяет готовность класса к уроку: чистоту, наличие мела и тряпки. Делает записи на доске, готовит необходимое для урока оборудование.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент


Приветствует класс, настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

  1. Мотивация и целеполагание

(вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения)

Какие классы непредельных углеводородов вы знаете?

Каковы их общие формулы?

Какие виды изомерии характерны для непредельных углеводородов?

Какие еще связи могут быть у непредельных УВ?

Для определения темы урока учитель напоминает о том, что углерод – это единственный элемент, который способен сохранять в цепях одновременно одинарные и кратные связи. Молекулы органических соединений могут содержать разное число кратных связей. Формирует понятие полиенов.

Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?














Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока.


  1. Актуализация знаний

(сформировать способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения –формула гомологического ряда и определение алкинов)

Предлагает посмотреть химические формулы веществ и сформулировать определение класса алкадиенов.

А)СН2=С=СН2

Б)СН2=СН-СН=СН2

В)СН2=СН-СН2-СН=СН2

Г)СН3-СН=СН=СН2

Д)СН2=С=СН-СН3

Е)СН2=СН-СН=СН-СН3( цис –форма)

Ж)СН2=СН-СН=СН-СН3 (Транс-форма)

З)СН2=СН-С=СН2



Какие вещества называют алкадиенами?

На сколько атомов водорода у них меньше, чем у алкенов?

Предположите общую формулу алкадиенов.

Как будут отличаться эти вещества по расположению двойных связей?

Учитель предлагает, используя учебник дополнить таблицу (таблица прилагается).

Учащиеся рассматривают формулы веществ, дают определение класса алкадиенов, определяют общую формулу алкадиенов











Учащиеся заполняют таблицу.

4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации

( совершенствование у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками для получения знаний, совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии).

Цель: формировать такие способы познавательной деятельности как анализ, моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя язык химии.













Цель: формировать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений.






I. Формирует у учащихся знания о изомерии и номенклатуре алкадиенов. Учитель предлагает среди предложенных формул алкадиенов, найти изомеры, дать им название. Номенклатура диенов аналогична номенклатуре алкенов с той лишь разницей, что при образовании названия соединения указывают номера двух двойных связей.

Какие виды изомерии характерны для алкадиенов?

С какими классами углеводородов они схожи?


Учащиеся выписывают изомеры различных видов (положения связей, углеродного скелета, цис-, транс-изомеры)

II. Формирует у учащихся знания о получении и физических свойствах алкадиенов.

Учитель, опережая материал, сообщает что, такие алкадиены, как бутадиен-1,3 и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен) имеют огромное промышленное значение, т.к. они служат исходным сырьем для получения для получения синтетических полимеров.

Поэтому, учитель рассматривает промышленные способы их получения.



При формировании знаний о физических свойствах обращает внимание учащихся, что для алкадиенов характерны наиболее общие закономерности, свойственные гомологам этилена. Предлагает предположить свойства диеновых.

Учащиеся воспринимают информацию, записывают уравнения реакций, определяют тип реакций.



















Учащиеся на основании сравнения свойств с алкенами, предполагают физические свойства диеновых, записывают их в тетрадь.


III. Формирует знания учащихся о химических свойствах алкадиенов.

Учитель напоминает, что кумулированные алкадиены не стабильны, а свойства алкадиенов с изолированными двойными связями подобны свойствам алкенов.

Какие реакции будут для них характерны?

Предлагает учащимся записать уравнения реакции присоединения и полимеризации.


Учащиеся записывают уравнения реакций на доске и в тетради.

IV. Формирует представление учащихся о натуральном и синтетическом каучуке, работая с учебником и ответить на вопросы:

Что такое каучук?

Осуществить схему получения синтетического каучука

природный газ (бутадиен) →бутадиен-1,3→СК

Что такое вулканизация?

Что такое эбонит?

Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.

Отвечают на вопросы

  1. Закрепление

Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке

Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы.


Индивидуально выполняют задание.

Взаимопроверка, взаимооценивание.

6. Подведение итогов, рефлексия.

Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.

- с чем вы познакомились сегодня на уроке?

- какие способы вы использовали при выполнении различных заданий?

- насколько сложно было работать?

- что вызвало наибольшее затруднение?

- что нужно сделать?

- как организовать домашнюю работу?

Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его.

§ 6, упр.5, творческое задание «История каучука»

Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.

Литература



  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. М.Дрофа, 2010.

  2. Чертков И. Н. Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.

  3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М., “Дрофа”, 2003.

  4. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономорев, А.А.Карцова. Органическая химия. Задачи и упражнения. М., “Просвещение”, 2006.





Приложение.

Таблица

Виды алкадиенов

Примеры


Особый признак


Тип гибридизации атома углерода


Геометрия молекул


Кумулированные
1, 2-диены аллены



Обе двойные связи С-С находятся при одном атоме С




=С= sp
гибридизация.















Сопряженные.
1, 3 диены.

СН3 – СН = СН – СН = СН2




 


С при двойной связи sp гибридизация, остальные sp3 гибридизация.




Атомы С лежат в одной плоскости,
С = С 0,137 нм,
С – С 0,146 нм
С – Н 0,109нм =
 |_НСН 11 9°30
|_ССС = 122°54


Изолированные
1, 4 диены и 1, 5 диены



Между атомами С при = связи находится атом С с одинарными связями.






С = sp2 гибридизация
С –
 sp3 гибридизация.




Строение алкенов.




Тест «Алкадиены»

Вариант 1

Диеновые углеводороды имеют формулу:

а) СnН2n + 2; б) СnС2n; в) СnНn; г) СnН2n – 2



2. Кратные связи в углеводороде:

СН2 = СН – СН = СН – СН3 называются

а) кумулированные. б) сопряженные. в) изолированные.



3. Укажите тип гибридизации атомов углерода в веществе:

СН2 = С = СН – СН3



4. Исходным веществом для синтеза бутадиена 1, 3 по методу Лебедева является

а) бутиловый спирт б) бутен-1. в) этиловый спирт.



5. Диеновые углеводороды являются межклассовыми изомерами:

а) алканов б) алкенов в) алкинов.



6. Алкадиены способны присоединять:

а) водород б) галогеноводороды. в) галогены .г) все ответы верны.

7. Продукт реакции полного бромирования

2-метилбутадиена-1,3:

А) 1,4-Дибром-2-метилбутен -2; б) 1,2,3,4 – тетрабром -2-метилбутан; в) 1,3 – дибром-2-метилбутен -2 г) 1,2,3,4-тетрабромбутан.















Тест «Алкадиены»

Вариант 2

  1. Вещества, соответствующие общей формуле СnH2n-2 относятся:

А) алканов б) алкенов в) алкадиенов г) аренов

2.Гомологами называется пара веществ:

А) Этан и этен б) Этанол и Этиловый спирт

В) Бутадиен -1,3 и гексадиен -1,3

Г) Бутадиен -1,3 и бутадиен -1,2

3. Название вещества, формула которого

Н2С = С – СН = СН - СН3

\

СН3

А) Гексен -1 б) 2-метилпентадиен- 1,3 в) 2-метилпентен-1

г) Гексадиен- 1,3

4. Вещество, для которого характерна реакция полимеризации:

А) Бутан б) Бутадиен-1,3 в) Бензол г) Циклогексан

5. Формулы веществ, вступающих в реакцию гидрирования

А) С2Н4 и СН4 б) С4Н6 и С2Н4 в) С4Н10 и НС1

г) С6Н14 и Н2О

6. Реактив, при помощи которого можно распознать бутадиен- 1,3:

А) Оксид серебра б) Хлорид алюминия в) Бромная вода

г) Гидроксид меди (П)

7. Вещество, продукт полимеризации бутадиена -1,3:

А) Изопреновый каучук б) Хлорпреновый каучук

в) Бутадиеновый каучук г) Эбонит



Разработка урока по химии "Непредельные углеводороды.Алкадиены"
  • Химия
Описание:

Тема «Непредельные углеводороды» является важнейшей темой в курсе изучения органической химии. Тема необычайно актуальна, так как изучение последующих тем органической химии базируется на ней.Актуальность проблемы заключается и в развитии познавательного интереса учащихся по химии.

Методическая разработка предназначено для учителей химии, работающим  по программе «Химия 10» (базовый уровень»), по учебнику Габриелян О.С., особенно для молодых начинающих специалистов и неспециалистов-учителей, преподающих химию.

 

Урок построен в соответствии с требованиями развивающего обучения, системно-деятельностного  подхода и включают следующие этапы: мотивация и целеполагание, актуализация знаний, формирование представлений о новых знаниях. Для проверки знаний предлагаю учащимся выполнить тестовые задания, с дальнейшей взаимопроверкой и взаимооцениванием. В завершении урока обязательное подведение итогов и рефлексия.

Автор Артамонова Оксана Анатольевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1831
Номер материала 3313
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓