"Непредельные углеводороды. Алкадиены"
(урок химии в 10 классе, учитель химии Артамонова О.А. МБОУ СОШ
№12 г.Камышин, Волгоградской обл.)
Цель
урока: формирование теоретического и практического обучения учащихся
основам исследовательской деятельности по теме «Алкадиены».через изучение
строения алкадиенов, выявления их отличия от алкенов и алканов;
прогнозирование химических свойств алкадиенов, основываясь на особенностях
строения их молекул.
Задачи
урока:
1. знать
строение, виды изомерии, химические свойства и применение алкадиенов (предметный
результат);
2. продолжить
формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации
учебной деятельности, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные
связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе (метапредметный
результат);
3. продолжить
развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать,
анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ (личностный
результат).
Тип
урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
знаний и способов деятельности..
Оборудование:
коллекция «Каучук», учебник О.С.Габриеляна. химия 10 класс.
Базовый уровень.- М:Дрофа 2013, тексты тестов, презентация «Алкадиены».
Организация
класса
На перемене учитель
проверяет готовность класса к уроку: чистоту, наличие мела и тряпки. Делает
записи на доске, готовит необходимое для урока оборудование.
Ход
урока
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1. Организационный
момент
|
Приветствует класс, настраивает
учащихся на работу.
|
Приветствуют учителя,
настраиваются на работу.
|
2.
Мотивация
и целеполагание
(вызвать
у учащихся состояние интеллектуального затруднения)
|
Какие классы непредельных углеводородов
вы знаете?
Каковы их общие формулы?
Какие виды изомерии характерны для непредельных
углеводородов?
Какие еще связи могут быть у
непредельных УВ?
Для определения темы
урока учитель напоминает о том, что углерод – это единственный элемент,
который способен сохранять в цепях одновременно одинарные и кратные связи.
Молекулы органических соединений могут содержать разное число кратных связей.
Формирует понятие полиенов.
Сформулируйте цель нашего сегодняшнего
урока?
|
Слушают и воспринимают тему
урока, формулируют цель урока.
|
3.
Актуализация
знаний
(сформировать
способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения –формула гомологического ряда и
определение алкинов)
|
Предлагает посмотреть
химические формулы веществ и сформулировать определение класса алкадиенов.
А)СН2=С=СН2
Б)СН2=СН-СН=СН2
В)СН2=СН-СН2-СН=СН2
Г)СН3-СН=СН=СН2
Д)СН2=С=СН-СН3
Е)СН2=СН-СН=СН-СН3(
цис –форма)
Ж)СН2=СН-СН=СН-СН3
(Транс-форма)
З)СН2=СН-С=СН2
Какие вещества называют
алкадиенами?
На сколько атомов водорода у них
меньше, чем у алкенов?
Предположите общую формулу
алкадиенов.
Как будут отличаться эти вещества
по расположению двойных связей?
Учитель предлагает, используя
учебник дополнить таблицу (таблица прилагается).
|
Учащиеся рассматривают формулы
веществ, дают определение класса алкадиенов, определяют общую формулу
алкадиенов
Учащиеся заполняют таблицу.
|
4. Формирование
преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной
информации
( совершенствование
у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение,
умение работать с различными источниками для получения знаний,
совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии).
Цель:
формировать такие способы познавательной деятельности как анализ,
моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя
язык химии.
Цель:
формировать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение
предположений.
|
I. Формирует у учащихся знания о
изомерии и номенклатуре алкадиенов. Учитель предлагает среди предложенных
формул алкадиенов, найти изомеры, дать им название. Номенклатура диенов
аналогична номенклатуре алкенов с той лишь разницей, что при образовании
названия соединения указывают номера двух двойных связей.
Какие виды изомерии характерны
для алкадиенов?
С какими классами углеводородов
они схожи?
|
Учащиеся выписывают изомеры
различных видов (положения связей, углеродного скелета, цис-, транс-изомеры)
|
II. Формирует у учащихся знания о
получении и физических свойствах алкадиенов.
Учитель, опережая материал,
сообщает что, такие алкадиены, как бутадиен-1,3 и 2-метилбутадиен-1,3
(изопрен) имеют огромное промышленное значение, т.к. они служат исходным
сырьем для получения для получения синтетических полимеров.
Поэтому, учитель рассматривает
промышленные способы их получения.
При формировании знаний о
физических свойствах обращает внимание учащихся, что для алкадиенов
характерны наиболее общие закономерности, свойственные гомологам этилена.
Предлагает предположить свойства диеновых.
|
Учащиеся воспринимают информацию,
записывают уравнения реакций, определяют тип реакций.
Учащиеся на основании сравнения
свойств с алкенами, предполагают физические свойства диеновых, записывают их
в тетрадь.
|
III. Формирует знания учащихся о
химических свойствах алкадиенов.
Учитель напоминает, что
кумулированные алкадиены не стабильны, а свойства алкадиенов с изолированными
двойными связями подобны свойствам алкенов.
Какие реакции будут для них
характерны?
Предлагает учащимся записать
уравнения реакции присоединения и полимеризации.
|
Учащиеся записывают уравнения
реакций на доске и в тетради.
|
IV. Формирует представление
учащихся о натуральном и синтетическом каучуке, работая с учебником и
ответить на вопросы:
Что такое каучук?
Осуществить схему получения
синтетического каучука
природный газ
(бутадиен) →бутадиен-1,3→СК
Что такое вулканизация?
Что такое эбонит?
|
Воспринимают рассказ учителя,
делают записи в тетради.
Отвечают на вопросы
|
1. Закрепление
Цель: проверить
умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать
способность к самооценке
|
Предлагает учащимся проверить
свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы.
|
Индивидуально выполняют задание.
Взаимопроверка, взаимооценивание.
|
6. Подведение
итогов, рефлексия.
|
Предлагает учащимся сделать
выводы о результативности их работы на уроке.
- с чем вы познакомились сегодня
на уроке?
- какие способы вы использовали
при выполнении различных заданий?
- насколько сложно было работать?
- что вызвало наибольшее
затруднение?
- что нужно сделать?
- как организовать домашнюю
работу?
Предлагает учащимся записать
домашнее задание, разъясняет его.
§ 6, упр.5, творческое задание
«История каучука»
|
Учащиеся оценивают результаты
учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.
|
Литература
- Габриелян
О.С. Химия 10 класс. М.Дрофа, 2010.
- Чертков И. Н.
Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для
учителей. М.: Просвещение, 1972.
3.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов,
Е.Е.Остроумова. Органическая химия в тестах, задачах,
упражнениях. М., “Дрофа”, 2003.
4. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономорев, А.А.Карцова. Органическая химия. Задачи и упражнения. М., “Просвещение”, 2006.
Приложение.
Таблица
|
|
Виды алкадиенов
|
Примеры
|
|
Особый признак
|
|
Тип гибридизации атома углерода
|
|
Геометрия молекул
|
|
Кумулированные
1, 2-диены аллены
|
|
|
Обе двойные связи С-С находятся при одном атоме С
|
|
=С= sp
гибридизация.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопряженные.
1, 3 диены.
|
СН3 – СН = СН – СН = СН2
|
|
|
|
С при двойной связи sp гибридизация, остальные sp3 гибридизация.
|
|
Атомы С лежат в одной плоскости,
С = С 0,137 нм,
С – С 0,146 нм
С – Н 0,109нм = |_НСН 11 9°30
|_ССС = 122°54
|
|
Изолированные
1, 4 диены и 1, 5 диены
|
|
|
Между атомами С при = связи находится атом С с одинарными
связями.
|
|
С = sp2 гибридизация
С – sp3 гибридизация.
|
|
Строение алкенов.
|
|
Тест
«Алкадиены»
Вариант
1
Диеновые углеводороды имеют формулу:
а) СnН2n + 2; б)
СnС2n; в)
СnНn; г)
СnН2n – 2
2. Кратные связи в углеводороде:
СН2 = СН – СН = СН – СН3 называются
а) кумулированные.
б) сопряженные.
в) изолированные.
3. Укажите тип гибридизации атомов углерода в веществе:
СН2 = С = СН – СН3
4. Исходным веществом для синтеза бутадиена 1, 3 по
методу Лебедева является
а) бутиловый
спирт б) бутен-1. в) этиловый спирт.
5. Диеновые
углеводороды являются межклассовыми изомерами:
а) алканов б) алкенов в) алкинов.
6. Алкадиены
способны присоединять:
а) водород б) галогеноводороды. в) галогены .г) все ответы верны.
7. Продукт реакции полного
бромирования
2-метилбутадиена-1,3:
А)
1,4-Дибром-2-метилбутен -2; б) 1,2,3,4 – тетрабром -2-метилбутан; в) 1,3
– дибром-2-метилбутен -2 г) 1,2,3,4-тетрабромбутан.
Тест
«Алкадиены»
Вариант
2
- Вещества, соответствующие общей формуле СnH2n-2 относятся:
А)
алканов б) алкенов в) алкадиенов г) аренов
2.Гомологами
называется пара веществ:
А)
Этан и этен б) Этанол и Этиловый спирт
В)
Бутадиен -1,3 и гексадиен -1,3
Г)
Бутадиен -1,3 и бутадиен -1,2
3.
Название вещества, формула которого
Н2С
= С – СН = СН - СН3
\
СН3
А)
Гексен -1 б) 2-метилпентадиен- 1,3 в) 2-метилпентен-1
г) Гексадиен- 1,3
4.
Вещество, для которого характерна реакция полимеризации:
А)
Бутан б) Бутадиен-1,3 в) Бензол г) Циклогексан
5.
Формулы веществ, вступающих в реакцию гидрирования
А)
С2Н4 и СН4 б) С4Н6 и
С2Н4 в) С4Н10 и НС1
г)
С6Н14 и Н2О
6.
Реактив, при помощи которого можно распознать бутадиен- 1,3:
А)
Оксид серебра б) Хлорид алюминия в) Бромная вода
г)
Гидроксид меди (П)
7.
Вещество, продукт полимеризации бутадиена -1,3:
А)
Изопреновый каучук б) Хлорпреновый каучук
в)
Бутадиеновый каучук г) Эбонит
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.