Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазработка урока по химии на тему"Гидролиз неорганических и органических соединений" 11 класс

разработка урока по химии на тему"Гидролиз неорганических и органических соединений" 11 класс

Скачать материал

Урок химии в 11 классе по теме «Гидролиз  неорганических и органических веществ».

Подготовила и провела учитель химии МБОУ «Новотроицкая СОШ»

 Носова Наталья Александровна

 

Цели урока:

Образовательные: сформировать представление о гидролизе, его сущности, химизме процесса; научить составлять уравнения реакции  гидролиза в молекулярном и сокращенном ионном виде, определять реакцию среды и окраску индикатора  в растворе данной соли.

Развивающие: продолжить формирование знаний о диссоциации веществ, о реакциях ионного обмена.

Воспитательные:    воспитывать навыки коллективного труда;  чувство ответственности.

Методы обучения:     объяснительно-иллюстративный;     частично-поисковый;

Формы обучения:     фронтальная;    групповая;       индивидуальная.

Оборудование: презентация «Гидролиз солей», проектор, реактивы- NaCl , Na2CO3, AlCl3, CuCl2,

 H2O ,индикаторы-фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый; штатив с пробирками.

 

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний по пройденному материалу

Тестовая работа по «Сборнику задач и упражнений по химии 11 класс  к учебнику Ф.Г.Рудзитиса»

Упр 4.171-4.185

3.Изучение нового материала

Учитель: На столах среди реактивов находятся индикаторы. Каково их назначение в химии?

Ученики: Они позволяют по изменению окраски определить кислоты, щелочи.

Учитель: Правильно. Только сегодня мы с помощью индикаторов будем определять среду  раствора.   Какую среду будет иметь раствор в котором преобладают ионы  водорода?, гидроксид –ионы?, когда их количество одинаково?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Для начала мы с вами  проведем лабораторные опыты, а затем дадим определение  «гидролиза».

Учащиеся проводят опыты с реактивами, находящимися на столах, проверяют полученные растворы индикаторами.

Учитель: Что , кроме солей мы использовали для реакции гидролиза?

Учащиеся: Воду.

Учитель: Значит, вторым реагирующим веществом в реакциях гидролиза является вода. Попробуем дать определение реакции гидролиза.

После нескольких ответов предлагаю прочитать определение, данное в учебнике.

Учитель: Почему окраска индикаторов не везде  одинакова ,  как это связано со средой данного раствор?

Учащиеся: Среда полученных растворов не одинакова.

Учитель: Посмотрите на формулы солей, подвергшихся гидролизу. Все они изменили окраску индикатора? Чем они отличаются?

Учащиеся: У солей разный состав.

Учитель: На самом деле соли состоят из катионов металла и анионов-кислотных остатков. Но мы с вами на прошлом уроке делили электролиты на сильные и слабые.  В реакциях гидролиза это имеет важное значение.  Раствор какой соли не изменил окраску индикатора?

Учащиеся: NaCl.

Учитель: Почему мы не наблюдаем здесь никаких изменений?

Учащиеся: NaCl не реагирует с водой.

Учитель: Правильно. Эта соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Распадаясь на ионы, соль не реагирует с водой, ее ионы вновь притягиваются друг к другу. Вода не распадается  на ионы и среда остается нейтральной. Соль, состоящая из сильных ионов, гидролизу  не подвергается.

Учитель: Какие выводы можно сделать по Na2CO3? Какой индикатор изменил свою окраску?

Учащиеся: Лакмус в растворе этой соли изменил окраску на розовую. Он становится красным в кислотах.

Учитель: Эта соль подвергается гидролизу. В ней слабая часть – катион алюминия. Запишем реакцию гидролиза.

AlCl3+HOH-> Al3++3Cl-+H+OH- ->Al(OH)2++H+   кислая    среда, гидролиз по катиону

Это сокращенное ионное уравнение гидролиза.

AlCl3+  HOHàAl(OH)Cl2 +HCl

Это молекулярное уравнение гидролиза.

Учитель: Рассмотрим реакцию гидролиза Na2CO3,  какую среду имеет раствор? Запишем уравнение  и определим по какому иону идет гидролиз. ( Предлагаю сделать это учащимся. Если будут ошибки, исправляем их с помощью других учеников)

Na2CO3+HOHà2Na++CO32-+H+OH-àHCO3+ OH-  щелочная среда, гидролиз по аниону.

Na2CO3 +HOH àNaHCO3 +NaOH

Учитель: Есть третий случай гидролиза, когда оба иона соли слабые. Рассмотрим его на примере Al2S3

Al2S3+6HOH= 2Al(OH)3 +3H2S    нейтральная среда т.к. оба иона воды задействованы в образовании веществ, гидролиз по катионы и по  аниону.

Учитель: В неорганической химии есть и другого рода  соли, запишем  их уравнения гидролиза

А) нитриды           Ca3N2+3H2O=3Ca(OH)2+ 2NH3

Б) карбиды           CaC2+2H2O= Ca(OH)2+ C2H2

                                Al4C3 +6 H2O =4Al(OH)3+ 3CH4

В) фосфиды          Ca3P2 + 6H2O= 3Ca(OH)2 + 2PH3

Учитель: для закрепления выполним устно упражнение №6,8 стр.74  учебника.

Учитель: Возможен ли гидролиз органических соединений? И какие органические вещества могут подвергаться гидролизу? Чтобы правильно ответить на этот вопрос вспомним, что вода разлагает вещество  и вступает с ним  в реакцию обмена. Значит среди органических веществ, в первую очередь подвергаются гидролизу   сложные вещества: сложные   сахара, сложные эфиры, белки.

CH3COOC2H5 + H2O    ↔ CH3COOH +C2H5OH

Гидролиз органических соединений используют для смещения равновесия  в обратимых реакциях. Посмотрите на  уравнение и определите как можно сместить равновесие в сторону образования продуктов реакции?

Учащиеся: Можно отводить полученные вещества, увеличить температуру, концентрацию воды.

Учитель: А  еще можно связывать образующиеся продукты реакции с помощью щелочи. Щелочь будет реагировать с уксусной кислотой и обратная реакция не пойдет. Реакция   гидролиза  в присутствии щелочи называется омыление.

Учитель: мы познакомились с гидролизом как одним из обратимых процессов. Какие же факторы будут усиливать гидролиз?

1 . Гидролиз усиливается при разбавлении раствора т. к. расстояние между ионами увеличивается.

2. Гидролиз усиливается при повышении температуры т . к. является эндотермическим процессом.

3.Зависит от природы соли. Чем слабее кислота или основание, образующие соль, тем степень гидролиза выше..

4.Закрепление: Какую среду будет иметь раствор соли СН3СООNa? По какому иону проходит гидролиз? Какую окраску в данном растворе приобретет лакмус?.Ответ подтвердите уравнением реакции .

5.Домашнее задание :§18, упр.4-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по химии на тему"Гидролиз неорганических и органических соединений" 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок химии в 11 классе по учебнику Г.Е.Рудзитиса "Гидролиз органических и неорганических соединений". Тема  в 11 классе, по сравнению с 9,  изучается с дополнением и углублением в виде органических соединений.Материал по гидролизу часто встречается в заданиях ЕГЭ. Тема не трудная , но к окончанию школы подзабывается, поэтому нужно разобрать ее в полном объеме и с точки зрения получающихся сред, и по ионам , вступившим в гидролиз и по изменению окраски индикаторов.В конспекте отражены не только реакции гидролиза солей, но и карбидов,фосфидов,нитридов, т.к.в заданиях части С есть задачи на знание этого материала. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 953 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 576
    • DOCX 23.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Носова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Носова Наталья Александровна
    Носова Наталья Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11476
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции