Главная / Химия / разработка урока по химии на тему"Гидролиз неорганических и органических соединений" 11 класс

разработка урока по химии на тему"Гидролиз неорганических и органических соединений" 11 класс

Урок химии в 11 классе по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ».

Подготовила и провела учитель химии МБОУ «Новотроицкая СОШ»

Носова Наталья Александровна



Цели урока:

Образовательные: сформировать представление о гидролизе, его сущности, химизме процесса; научить составлять уравнения реакции гидролиза в молекулярном и сокращенном ионном виде, определять реакцию среды и окраску индикатора в растворе данной соли.

Развивающие: продолжить формирование знаний о диссоциации веществ, о реакциях ионного обмена.

Воспитательные: воспитывать навыки коллективного труда; чувство ответственности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый;

Формы обучения: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Оборудование: презентация «Гидролиз солей», проектор, реактивы- NaCl , Na2CO3, AlCl3, CuCl2,

H2O ,индикаторы-фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый; штатив с пробирками.



Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний по пройденному материалу

Тестовая работа по «Сборнику задач и упражнений по химии 11 класс к учебнику Ф.Г.Рудзитиса»

Упр 4.171-4.185

3.Изучение нового материала

Учитель: На столах среди реактивов находятся индикаторы. Каково их назначение в химии?

Ученики: Они позволяют по изменению окраски определить кислоты, щелочи.

Учитель: Правильно. Только сегодня мы с помощью индикаторов будем определять среду раствора. Какую среду будет иметь раствор в котором преобладают ионы водорода?, гидроксид –ионы?, когда их количество одинаково?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Для начала мы с вами проведем лабораторные опыты, а затем дадим определение «гидролиза».

Учащиеся проводят опыты с реактивами, находящимися на столах, проверяют полученные растворы индикаторами.

Учитель: Что , кроме солей мы использовали для реакции гидролиза?

Учащиеся: Воду.

Учитель: Значит, вторым реагирующим веществом в реакциях гидролиза является вода. Попробуем дать определение реакции гидролиза.

После нескольких ответов предлагаю прочитать определение, данное в учебнике.

Учитель: Почему окраска индикаторов не везде одинакова , как это связано со средой данного раствор?

Учащиеся: Среда полученных растворов не одинакова.

Учитель: Посмотрите на формулы солей, подвергшихся гидролизу. Все они изменили окраску индикатора? Чем они отличаются?

Учащиеся: У солей разный состав.

Учитель: На самом деле соли состоят из катионов металла и анионов-кислотных остатков. Но мы с вами на прошлом уроке делили электролиты на сильные и слабые. В реакциях гидролиза это имеет важное значение. Раствор какой соли не изменил окраску индикатора?

Учащиеся: NaCl.

Учитель: Почему мы не наблюдаем здесь никаких изменений?

Учащиеся: NaCl не реагирует с водой.

Учитель: Правильно. Эта соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Распадаясь на ионы, соль не реагирует с водой, ее ионы вновь притягиваются друг к другу. Вода не распадается на ионы и среда остается нейтральной. Соль, состоящая из сильных ионов, гидролизу не подвергается.

Учитель: Какие выводы можно сделать по Na2CO3? Какой индикатор изменил свою окраску?

Учащиеся: Лакмус в растворе этой соли изменил окраску на розовую. Он становится красным в кислотах.

Учитель: Эта соль подвергается гидролизу. В ней слабая часть – катион алюминия. Запишем реакцию гидролиза.

AlCl3+HOH-> Al3++3Cl-+H+OH- ->Al(OH)2++H+ кислая среда, гидролиз по катиону

Это сокращенное ионное уравнение гидролиза.

AlCl3+ HOHAl(OH)Cl2 +HCl

Это молекулярное уравнение гидролиза.

Учитель: Рассмотрим реакцию гидролиза Na2CO3, какую среду имеет раствор? Запишем уравнение и определим по какому иону идет гидролиз. ( Предлагаю сделать это учащимся. Если будут ошибки, исправляем их с помощью других учеников)

Na2CO3+HOH2Na++CO32-+H+OH-HCO3- + OH- щелочная среда, гидролиз по аниону.

Na2CO3 +HOH NaHCO3 +NaOH

Учитель: Есть третий случай гидролиза, когда оба иона соли слабые. Рассмотрим его на примере Al2S3

Al2S3+6HOH= 2Al(OH)3 +3H2S нейтральная среда т.к. оба иона воды задействованы в образовании веществ, гидролиз по катионы и по аниону.

Учитель: В неорганической химии есть и другого рода соли, запишем их уравнения гидролиза

А) нитриды Ca3N2+3H2O=3Ca(OH)2+ 2NH3

Б) карбиды CaC2+2H2O= Ca(OH)2+ C2H2

Al4C3 +6 H2O =4Al(OH)3+ 3CH4

В) фосфиды Ca3P2 + 6H2O= 3Ca(OH)2 + 2PH3

Учитель: для закрепления выполним устно упражнение №6,8 стр.74 учебника.

Учитель: Возможен ли гидролиз органических соединений? И какие органические вещества могут подвергаться гидролизу? Чтобы правильно ответить на этот вопрос вспомним, что вода разлагает вещество и вступает с ним в реакцию обмена. Значит среди органических веществ, в первую очередь подвергаются гидролизу сложные вещества: сложные сахара, сложные эфиры, белки.

CH3COOC2H5 + H2OCH3COOH +C2H5OH

Гидролиз органических соединений используют для смещения равновесия в обратимых реакциях. Посмотрите на уравнение и определите как можно сместить равновесие в сторону образования продуктов реакции?

Учащиеся: Можно отводить полученные вещества, увеличить температуру, концентрацию воды.

Учитель: А еще можно связывать образующиеся продукты реакции с помощью щелочи. Щелочь будет реагировать с уксусной кислотой и обратная реакция не пойдет. Реакция гидролиза в присутствии щелочи называется омыление.

Учитель: мы познакомились с гидролизом как одним из обратимых процессов. Какие же факторы будут усиливать гидролиз?

1 . Гидролиз усиливается при разбавлении раствора т. к. расстояние между ионами увеличивается.

2. Гидролиз усиливается при повышении температуры т . к. является эндотермическим процессом.

3.Зависит от природы соли. Чем слабее кислота или основание, образующие соль, тем степень гидролиза выше..

4.Закрепление: Какую среду будет иметь раствор соли СН3СООNa? По какому иону проходит гидролиз? Какую окраску в данном растворе приобретет лакмус?.Ответ подтвердите уравнением реакции .

5.Домашнее задание :§18, упр.4-8



















разработка урока по химии на тему"Гидролиз неорганических и органических соединений" 11 класс
  • Химия
Описание:

Урок химии в 11 классе по учебнику Г.Е.Рудзитиса "Гидролиз органических и неорганических соединений". Тема  в 11 классе, по сравнению с 9,  изучается с дополнением и углублением в виде органических соединений.Материал по гидролизу часто встречается в заданиях ЕГЭ. Тема не трудная , но к окончанию школы подзабывается, поэтому нужно разобрать ее в полном объеме и с точки зрения получающихся сред, и по ионам , вступившим в гидролиз и по изменению окраски индикаторов.В конспекте отражены не только реакции гидролиза солей, но и карбидов,фосфидов,нитридов, т.к.в заданиях части С есть задачи на знание этого материала. 

Автор Носова Наталья Александровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1363
Номер материала 10470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓