Главная / Химия / Разработка урока по химии на тему "Металлы" (9 класс)

Разработка урока по химии на тему "Металлы" (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево

муниципального района Куюргазинский район

Республики Башкортостан»














Конспект урока по химии в 9 классе:

«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»».










Составил:

Лемешкина Наталия Александровна,

учитель химии высшей квалификационной

категории











Ермолаево 2014

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»

Цели:1.Образовательная: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о физических, химических свойствах металлов, нахождении их в природе и способах получения; подготовиться к контрольной работе.

2.Развивающая: умение составлять уравнения реакций и рассматривать их в свете ОВР и ТЭД, решать расчетные задачи.

3.Воспитательная: воспитание экологически грамотных людей, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, карточки с тестами, пробирки, штатив.

Реактивы: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария, фенолфталеин, гидроксид натрия, соляная кислота.

Методы и методические приемы на уроке химии: индивидуальная работа с карточками химических формул, тестирование, самостоятельная работа по составлению уравнений, химический эксперимент, беседа, решение задач.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока, цель. Девиз урока «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества» Д.И.Менделеев. (слайд1)

II.Основная часть.

1. Фронтальная проверка.

  1. Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).

  2. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).

  3. Какой металл самый тугоплавкий?(Вольфрам)

  4. Какой металл самый легкий?(Литий)

  5. Самый тяжелый металл?(Осмий)

  6. Какой металл придает нашей крови красный цвет? (железо)

  7. Какой металл придает крови головоногих моллюсков голубой цвет? (Медь)

  8. Самый твердый металл? (Хром)

  9.  Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (Пирометаллургия).

  10. 12. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (Коррозия).

2.Учитель загадывает загадки о металлах.

1.Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)

2.Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь - его уж нет. (Натрий)

3."Камнем прозван он людьми, но попробуй - ка, возьми. (Литий).

4.Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)

5.Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит. Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний)

6.В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл, И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий).

7. Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент. В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии - а сплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).

8.Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками Алхимик жил мечтой о нем. (Золото).

3.Металлы-простые вещества (слайд2) Схема «Общая характеристика металлов».

Сформулируем понятие о металлах как простых веществах, повторим и закрепим знания о физических свойствах. Чем обусловлены общие свойства металлов?

Учащийся рассказывает о физических свойствах, опираясь на схему. 1.Назовите основные физические свойства металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).

2.Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?


4.Химические свойства металлов (слайд 3)


5.Работа с тестами

Вариант I

1. Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg,Ca,Sr , Bа

а) не изменяются в) усиливаются

б) ослабевают г) изменяются периодически

2. В САМОРОДНОМ СОСТОЯНИИ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ПРИРОДЕ

а) алюминий в) хром

б) медь г) магний

3. Сталь - это сплав

а) марганца с хлором в) фосфора с серой

б) никеля с кремнием г) железа с углеродом

4. РЕАГИРУЕТ С ВОДОЙ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМIIЕРАТУРЕ

а) железо в) мель

б) цинк г) кальций

5. РЕГУЛИРУЮТ БЕЛКОВЫЙ И УГЛЕВОДНЫЙ ОБМЕН, ВЛИЯЮТ НА ПРОЦЕСС

ФОТОСИНТЕЗА И РОСТ РАСТЕНИЙ ИОНЫ

а) железа в) лития

Ф магния г) калия

Вариант II

1. Металлические свойства в ряду элементов Si, А1, Mg, Na

а) не изменяются в) усиливаются

б) ослабевают г) изменяются периодически

2. ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

а) железо в) литий

б) медь г) кальций

3. НЕ РЕАГИРУЕТ С ВОДОЙ ДАЖЕ ПРИ НАГРЕВАНИИ

а) магний в) железо

б) цинк г) медь

4. Бронза - это сплав

а) цинка с оловом в) железа с фосфором

б) алюминия с марганцем г) меди с оловом

5. ПРОЯВЛЯЮТ АНТИСЕПТИЧЕСКОЕ И СОСУДОРАСШИРЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА, ПОНИЖАЮТ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ СОЛИ

а) кальция в) магния

б) стронция г) алюминия

Проводим взаимопроверку (слайд 4)


Вариант I

1

2

3

4

5

в

б

г

г

б

Вариант II

1

2

3

4

5

в

б

г

г

в


Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты……….


6.Проверка на знание формул соединений химических элементов. Учащимся разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Работать будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.

1. Сильвинит - NaCl×KCl

2. Каменная соль- NaCl

3. Известняк, мел, мрамор - CaCO3

4. Гипс - CaSO4 × 2 H2 O

5. Фосфорит, апатит - Ca 3(PO 4) 2

6. Корунд - Al 2O3

7. Боксит - Al 2O3 × nH2O

8.Пирит FeS2

9.Глауберова соль (Мирабилит) Na2SO4×10H2 O


7.Эксперимент. И наконец, «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария (в склянке №1 – хлорид бария, в склянке №2 – гидроксид натрия, в склянке №3 – хлорид алюминия).

Учитель химии. А что же такое рифы?

Ученик: Рифы - это природные образования, состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.

Учитель химии. Давайте, исследуем их.

Опыт №1 . Действие на раковину соляной кислотой, тем самым убеждаются в том, что раковина состоит из известняка.

Учитель химии. Давайте напишем уравнение реакции (на доске).Рассмотреть реакцию в свете ТЭД.

СаСО3+ 2HCl→СаCl2 + СО2↑+H2 O


8.Общие способы получения металлов (слайд 5)

Сообщение ученика.


9. Размещение месторождений руд черных и цветных металлов в Башкортостане (слайд 6)

Сообщение ученика


10. Решить цепочку превращений (слайд 7)

 Осуществить схемы превращений и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс

1.AlAl(OH)3Al2 O3AlCl3Al(OH)3

2.MgMgOMgSO4Mg(OH)2

3.С CuO  CuCl2  Cu(OH)2  CuO  Cu

4. Са→СаО →Са(ОН)2→ Са(NO)3→ СаСО3


11.Учитель химии.

Задача. Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды (оксида железа(III)), содержащей 5% примесей? (слайд 8)


Решение: 1)m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг

16 кг  х кг

2)Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

1 кг/кмоль 2кг/кмоль

3)160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.

Ответ: 5,4 кг.

12.Учитель химии (слайд 9)

Сообщения учащихся на открытом уроке по химии.

1.Почему "святая" вода не портится?

2.Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть? (слайд 10)

III.Рефлексия

IV.Задание на дом (слайд 11)

Повторить §§ 4-14 к контрольной работе.

Стр. 68 №7


Разработка урока по химии на тему "Металлы" (9 класс)
  • Химия
Описание:

   Разработка повторительно-обобщающего урока по химии в 9 классе на тему "Металлы".

Цели:1.Образовательная: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о физических, химических свойствах металлов, нахождении их в природе и способах получения; подготовиться к контрольной работе.

2.Развивающая: умение составлять уравнения реакций и рассматривать их в свете   ОВР и  ТЭД, решать расчетные задачи.

3.Воспитательная: воспитание экологически грамотных людей, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, карточки с тестами, пробирки, штатив.

Реактивы: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария, фенолфталеин, гидроксид натрия, соляная кислота.

Методы и методические приемы на уроке химии: индивидуальная работа с карточками химических формул, тестирование, самостоятельная работа по составлению уравнений, химический эксперимент, беседа, решение задач.

Автор Лемешкина Наталия Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 23657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓