Главная / Химия / Разработка урока по химии на тему "Фосфор и его соединения" (9 класс)

Разработка урока по химии на тему "Фосфор и его соединения" (9 класс)

Учитель: Пикуль В.Е.

Класс: 9Б, 9В 2.12.2014

Тема: Фосфор и его соединения

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить уч-ся с историей открытия фосфора, его  аллотропными модификациями и  химическими свойствами, рассмотреть соединения фосфора, значение фосфора для здоровья человека.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес к химии.

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  раствор фосфорной кислоты, нитрат серебра, чистые пробирки, презентация, компьютер.

Учащиеся должны знать:

- Общую характеристику элемента фосфора;

- физические и химические свойства элемента;

- Значение фосфора в природе и жизни человека.

Время

Стратегии

Содержание урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


5 мин

Актуализация опорных знаний


Орг. Момент. Приветствие

Активизировать деятельность учащихся.

«Чудовище лежало перед нами…
Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
– Фосфор, – сказал я.»

Итак, тема урока – «Фосфор и его соединения».

Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению основных вопросов темы нашего урока, давайте сыграем в игру «Верите ли вы, что…»

химический знак фосфора Р (да) 
– фосфор самый распространённый неметалл в земной коре 
(нет) 
– фосфор имеет 5 электронов на внешнем электронном уровне 
(да) 
– название «фосфор» переводится как «светоносный» 
(да) 
– фосфор – необходимый элемент в питании растений 
(да)
– собака Баскервилей действительно была намазана фосфором (
нет)

Учащиеся внимательно слушают учителя и определяют тему сегодняшнего урока.


Проверка домашнего задания

Химический диктант

Химический диктант по теме «Азот и его соединения. Азотная кислота»

1.На внешнем энергетическом уровне азот имеет ___ электронов. 2.Азот при температуре _____ превращается в жидкость. 3.В промышленности азот получают _________________. 4. Соединение азота с водородом называется ____________. 5. __________ проявляет щелочные свойства и поэтому взаимодействует с ____________. 6. Бурый газ - ______. 7.Веселящий газ - ________. 8.__________ - безцветная жидкость с резким запахом (сильная кислота). 9. Соли кислоты используются в качестве удобрений и называются ___________. 10. Азотная кислота реагирует со всеми металлами кроме ______ и ____________.

Записывают ответы на листочках

Затем вместе проверяем.


Получение новых знаний

Просмотр презентации

Открытие фосфора приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так, совершенно случайно, в 1669 году был открыт белый фосфор – вещество, вызывавшее свечение. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «философский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р.Бойль в 1680 году.

б) Химические свойства

Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)

2Р + 3Са = Са3Р2  (фосфид кальция)    

P + 3Na = Na3P  (фосфид натрия)

Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора (V): (восстановитель)         4Р + 5О2 = 2 Р2О5

Соединения фосфора

РН3 – фосфин. Бесцветный ядовитый газ с запахом гнилой рыбы, легко самовоспламеняется на воздухе. Образуется  при гидролизе фосфидов.

Mg3P2 + 6H2O = 3Mg(OH)2 http://festival.1september.ru/articles/590215/img2.jpg + 2PH3  http://festival.1september.ru/articles/590215/img1.jpg

Р2О5 – оксид фосфора(V). Белый гигроскопичный порошок, хорошо растворяется в воде, является кислотным оксидом, образует несколько кислот.

      Р2О5 + 3Н2О (гор) = 2Н2РО4

Н3РО4 – ортофосфорная кислота. Твердое кристаллическое вещество белого или прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворим в воде. Реагирует со щелочами, основными оксидами, солями.  Реагирует ли фосфорная кислота с металлами? Почему?

 Качественная реакция на фосфат-ион РО43–  + 3Ag+ = Ag3PO4 http://festival.1september.ru/articles/590215/img2.jpg
                                                                                            желтый

Содержание фосфора в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 780 г. Суточная доза для взрослых 1 г.

Биологическая роль:

  • Входит в состав скелета в виде ортофосфата Са3(РO4)2.

  • Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита Са3(РO4)2 • CaF2.

  • Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии.

  • Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности. Академик Ферсман назвал его «элементом мысли».

Слушают учителя, делают записи в тетрадях






15

мин

Работа на закрепление знаний.

Химический диктант

Цель: установить уровень осмысления содержания новых понятий, применять новые понятия

Закрепление

Даны следующие утверждения, выберите те, которые характеризуют

I  вариант – красный фосфор,  II вариант – белый фосфор

  • атомы фосфора связаны друг с другом в слои

  • молекула  имеет форму тетраэдра

  • молекула имеет формулу Р4

  • молекула имеет формулу (Р4)n

  • атомная кристаллическая решетка

  • молекулярная кристаллическая решетка

  • воскообразное вещество бледно-желтого цвета

  • темно-малиновый порошок

  • черный порошок, жирный на ощупь

  • не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде

  • не растворяется в воде, растворяется в сероуглероде

  • ядовитый

  • применяется в осветительных бомбах и снарядах

  • неядовитый

  • гигроскопичный

Ребята работают индивидуально по вариантам


4

мин




Оценивание

Рефлексия







Комментирование вывода.

Корректировка и комментарии к ответам учащихся учителем.

Экран успеха за урок, где учащиеся вывешивают стикеры разного цвета.

Оранжевый цвет-хорошо и активно работал весь урок

Зеленый цвет- работал не совсем активно, но хорошо

Желтый цвет- недоволен своей работой.

Рефлексия.

1.Как вы считаете, достигли мы целей урока?

2. Какой этап урока был наиболее интересным?

3. На каком этапе вы почувствовали затруднение?

4. Что вам особенно понравилось?

5. Над чем нам предстоит работать на следующем уроке?

Домашнее задание

2 мин


Домашнее задание.

§ 27 упр. 1-3.  Выполнить творческое задание: написать сказку, составить кроссворд по теме урока. Заполнить таблицу.

Сравнительная характеристика аллотропных модификаций фосфора:

Признаки сравнения

Белый

Красный

Черный

Химический знак




Относительная атомная масса




Химическая формула




Относительная молекулярная масса




Молярная масса




Цвет




Запах




Агрегатное состояние




Растворимость в воде




Растворимость в органических соединениях




Свечение




Действие на организм







Записывают дз в дневники.


Свойства аллотропных модификаций фосфора

Свойства

Белый

Красный

Черный

Кристаллическая решетка

Молекулы Р4

Атомная
Слоистое строение

Металлическая

Физическое состояние

Воскообразное вещество

Порошок

Твердое вещество

Цвет

От белого до светло-желтого

От красного до фиолетового

Черно-серый

Запах

Чесночный

Не имеет

Не имеет

Растворимость в воде

Не растворяется

Не растворяется

Не растворяется

Растворимость в орг. растворителях

В спирте

Не растворим

Не растворим

Температура воспламенения

Самовоспламеняется при 50о С

250о С

Свечение

В темноте светится

Не светится

Действие на организм

Очень ядовит! 0,1 г
вызывает сильные ожоги при попадании на кожу.

Не ядовит

Не ядовит


Разработка урока по химии на тему "Фосфор и его соединения" (9 класс)
  • Химия
Описание:

Тема: Фосфор и его соединения

Цели урока:

·         Обучающие: познакомить уч-ся с историей открытия фосфора, его  аллотропными модификациями и  химическими свойствами, рассмотреть соединения фосфора, значение фосфора для здоровья человека.

·         Развивающие: развивать познавательный интерес к химии.

·         Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  раствор фосфорной кислоты, нитрат серебра, чистые пробирки, презентация, компьютер.

Учащиеся должны знать:

- Общую характеристику элемента фосфора;

- физические и химические свойства элемента;

 

- Значение фосфора в природе и жизни человека.

Автор Пикуль Виктория Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 903
Номер материала 42361
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓