План-конспект урока географии
Класс:
6-й Дата______________
Тема
раздела: Строение Земли. Земные оболочки.
Тема
урока: Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.
Цели
урока:
-
формирование представлений о вулканах, горячих источниках, гейзерах как
характерных явлениях природы.
-
продолжить развивать умения работать с таблицами, схемами,
к/картами
-
воспитание интереса к предмету.
Средства
обучения: Физическая карта полушарий , атласы и контурные карты, таблицы,
видеофрагмент «Вулканы» и «Гейзеры», слайды по
теме «Вулканы, гейзеры, горячие
источники», учебник , проектор, экран, инструктивные карточки..
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего
задания. Тестовый опрос по вариантам.
1 вариант.
1. Как называется прибор для
изучения землетрясений?
А) хронограф; Б) сейсмограф
; В) сейсмометр.
2) Что такое эпицентр
землетрясений?
А) место на глубине, где
образуется смещение пород;
Б) место на поверхности Земли
на очагом;
В) место в Земной коре на
глубине нескольких километров.
3. По берегам Тихого океана
расположен сейсмический пояс:
А) Океанский;
Б)Тихоокеанский; В) неокеанский.
4.Силу землетрясений оценивают
в баллах:
А) по 10-балльной шкале; Б)по
11-бальной шкале; В) по 12-балльной шкале .
2 вариант.
1.Как называется наука о
землетрясениях?
А) геология; Б)сейсмология;
В) гидрология.
2.Что такое очаг
землетрясения?
А)место на глубине, где
образуется разрыв и смещение горных пород;
Б) место в земной коре на
глубине нескольких километров.
В) место на поверхности земли
над очагом.
3. Что такое землетрясение ?
А) грозное природное
явление; Б) грозная Земля; В) грозная трясина.
4. Горст это –
А) участок земной коры,
который поднимается, образуя выступ;
Б) Участок земной коры ,который
опускается, образуя впадину.
Взаимопроверка тестов и
озвучивание оценок, затем листочки сдаются учителю.
III. Изучение нового материала.
Называется параграф, тема и цели урока.
(слайд №1). Записывается в
тетрадь.
План
1.
Вулканы.
2.Горячии
источники, гейзеры.
1.
Вулканы.
А. Просмотр картины Карла
Брюллова «Последний день Помпеи». (слайд №2)
- Посмотрите на картину и
скажите какое событие изображено на картине?
( извержение вулкана)
- Как показана стихия? На
картине мы видим сам вулкан?
-Нет. Самого вулкана мы не видим.
- Что мы видим? (отблески
огня, молнию, тучи, пепел, дым). Мы видим что рушатся здания.
Событии которое показано на этой
картине посвящено извержению вулкана Везувий . В результате этого грозного
природного явления город Помпеи был погребен под многометровым слоем
раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.
Б. Образование, строение и
виды вулкана. (слайд №3)
На земном шаре – есть необычные
огнедышащие горы, их называют вулканами.
Познакомимся с определением
вулкана. Определение вулкана дано в инструктивной карточке. Прочтите это
определение и запишите в тетрадь.
- Знакомство с образованием
вулкана (видеофрагмент).
Вопросы: 1. Какую температуру
имеет мантия?
2.Что происходит в результате
образования трещин?
В.
Знакомимся со строением вулкана.
Учащиеся
работают с рисунком 31 на стр. 49 и с инструктивным материалом, где даны
понятия. Понятия: очаг магмы, лава, жерло вулкана, кратер.
Г)
Виды вулканов: действующие, потухшие, уснувшие.. ( Просмотр презентации, №
слайда 4,5) . Схему в тетрадь, записать примеры. Учитель показывает
на карте местонахождение вулканов а ученики в своих атласах на стр. 14.
Д).Работа
с физической и контурной картой. Учащиеся заполняют таблицу.
Название вулкана
|
На каком материке находится
|
Абсолютная высота
|
Действующий или потухший
|
Ключевская Сопка
|
Евразия
|
4688
|
дейст
|
Орисаба
|
Север. Амер
|
5610
|
дейст
|
Килиманджаро
|
Африка
|
5895
|
потух
|
На
контурной карте обозначают действующие вулканы красной звездочкой, потухшие -
синей. (Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро.
Затем учащиеся показывают на
карте отмеченные вулканы.
Е.
Рассказ учителя о Тихоокеанском огненном кольце.
Современные
действующие вулканы располагаются в районах горообразования, но особенно их
много в вулканическом Тихоокеанском огненном кольце, примерно совпадающей с
Тихоокеанской зоной землетрясений. В настоящее время известно более 1000 действующих
вулканов, среди них вулканы Камчатки и Курильских островов. Показать на карте.
1.Вулканы,
горячи источники.
5.
Гейзеры. Вопрос: Что вы знаете о горячих источниках и гейзерах.
Рядом
с действующими и потухшими вулканами часто встречаются горячие источники и гейзеры
это одно из интересных вулканических проявлений.
Подземные воды
нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников. (Просмотр слайда № ). Некоторые
из них через определенные промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей
воды и пара. Видеофрагмент. Вопрос: Почему гейзеры фонтанируют через определенные
промежутки времени?
А)
Работа с учебником: найти понятие и прочитать
стр52. Б) Работа с картой: найти
районы распространения гейзеров. ( США, Новая Зеландия, Исландия и Россия на
полуострове Камчатка.
Горячи
источники используются человеком для обогрева теплиц, оранжерей, домов,
тепловых станций.
6.
Закрепление изученного материала
1.
Проводится в виде игры. Класс делится на 4 команды (по вариантам).
Игра:
Обозначь часть вулкана. На доске прикреплены 4 листа с одинаковым
изображением схемы вулканов. Необходимо подписать все части вулкана (запись
сделать по одному слову на ученика). Кто быстрее и правильно подпишет все
части вулкана.
IV.
Итог урока. Что мы сегодня изучили? Подведем итог, что нового вы узнали о
вулканах, горячих источниках и гейзерах?
Выставление
оценок.
V.
Домашнее задание: §19.Вопросы 3,4 на стр. 52, из
инструктивной карточки выписать определения в тетрадь, зарисовать схему
строения вулкана в тетрадь рис 31.
Учитель:
Дюжикова Л.А.
Использованная
литература
1. Герасимова
Т.П., Неклюкова, Н.П. Начальный курс географии. 6 класс, Дрофа, М., 2011;
2. Долгорукова
С.В., Елисеева Л.И. и др., Уроки географии 6-9 классы, Планета, М., 2011;
3. Никитина
Н.А., Поурочные разработки по географии 6 класс, ВАКО, М., 2007;
4. Перепечева
Н.Н., Нестандартные уроки географии 8 класс, Учитель «АСТ», Волгоград, 2004.
5. Стандарты
второго поколения. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа, Просвещение, М., 2011;
6. Стандарты
второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География 6-9
классы, Просвещение, М., 2010.
7. Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс.
1 вариант.
1. Как называется прибор для
изучения землетрясений?
А) хронограф; Б) сейсмограф
; В) сейсмометр.
2) Что такое эпицентр
землетрясений?
А) место на глубине, где
образуется смещение пород;
Б) место на поверхности Земли
на очагом;
В) место в Земной коре на
глубине нескольких километров.
3. По берегам Тихого океана
расположен сейсмический пояс:
А) Океанский;
Б)Тихоокеанский; В) неокеанский.
4.Силу землетрясений оценивают
в баллах:
А) по 10-балльной шкале; Б)по
11-бальной шкале; В) по 12-балльной шкале .
2 вариант.
1.Как называется наука о
землетрясениях?
А) геология; Б)сейсмология;
В) гидрология.
2.Что такое очаг
землетрясения?
А)место на глубине, где
образуется разрыв и смещение горных пород;
Б) место в земной коре на
глубине нескольких километров.
В) место на поверхности земли
над очагом.
3. Что такое землетрясение ?
А) грозное природное
явление; Б) грозная Земля; В) грозная трясина.
4. Горст это –
А) участок земной коры,
который поднимается, образуя выступ;
Б) Участок земной коры
,который опускается, образуя впадину.
1 вариант.
1. Как называется прибор для
изучения землетрясений?
А) хронограф; Б) сейсмограф
; В) сейсмометр.
2) Что такое эпицентр
землетрясений?
А) место на глубине, где
образуется смещение пород;
Б) место на поверхности Земли
на очагом;
В) место в Земной коре на глубине
нескольких километров.
3. По берегам Тихого океана
расположен сейсмический пояс:
А) Океанский;
Б)Тихоокеанский; В) неокеанский.
4.Силу землетрясений оценивают
в баллах:
А) по 10-балльной шкале; Б)по
11-бальной шкале; В) по 12-балльной шкале .
2 вариант.
1.Как называется наука о
землетрясениях?
А) геология; Б)сейсмология;
В) гидрология.
2.Что такое очаг
землетрясения?
А)место на глубине, где
образуется разрыв и смещение горных пород;
Б) место в земной коре на
глубине нескольких километров.
В) место на поверхности земли
над очагом.
3. Что такое землетрясение ?
А) грозное природное
явление; Б) грозная Земля; В) грозная трясина.
4. Горст это –
А) участок земной коры,
который поднимается, образуя выступ;
Б) Участок земной коры
,который опускается, образуя впадину.
Инструктивная карточка
ПОНЯТИЯ.
Вулкан
это геологическое образование на поверхности земной коры,
извергающее на поверхность лаву, вулканические газы, камни.
Очаг
магмы- место в земной коре, где давление вещеста мантии меньше и оно
начинает плавиться.
Лава
– излившаяся на земную поверхность магма.
Жерло
вулкана - это канал соединяющий очаг вулкана с земной поверхностью.
Кратер
вулкана – это чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине
канала.
Таблица
Название вулкана
|
На каком материке находится
|
Абсолютная высота
|
Действующий или потухший
|
Ключевская Сопка
|
|
|
дейст
|
Орисаба
|
|
|
дейст
|
Килиманджаро
|
|
|
потух
|
На контурной карте обозначают действующие вулканы красной
звездочкой, потухшие - синей. (Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро.
Инструктивная карточка
ПОНЯТИЯ.
Вулкан
это геологическое образование на поверхности земной коры,
извергающее на поверхность лаву, вулканические газы, камни.
Очаг
магмы- место в земной коре, где давление вещеста мантии меньше и оно начинает
плавиться.
Лава
– излившаяся на земную поверхность магма.
Жерло
вулкана - это канал соединяющий очаг вулкана с земной поверхностью.
Кратер
вулкана – это чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине
канала.
Таблица
Название вулкана
|
На каком материке находится
|
Абсолютная высота
|
Действующий или потухший
|
Ключевская Сопка
|
|
|
дейст
|
Орисаба
|
|
|
дейст
|
Килиманджаро
|
|
|
потух
|
На
контурной карте обозначают действующие вулканы красной звездочкой, потухшие -
синей. (Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.