Главная / География / Разработка урока по географии "Традиции и обряды алтайцев"

Разработка урока по географии "Традиции и обряды алтайцев"

Документы в архиве:

1.22 МБ Черепанова Т.М. музыка к слайду № 21 горловое пение.mp3
622.73 КБ Черепанова Т.М. учитель географии, музыка к слайду № 19 комус.mp3
859.65 КБ Черепанова Т.М. учитель географии, музыка к слайду № 2 комус-начало.mp3
604.67 КБ Черепанова Т.М. учитель географии, музыка к слайду № 20 тапшур.mp3
5.52 МБ Черепанова Т.М. учитель географии, презентация к уроку.ppt
111 КБ Черепанова Т.М. учитель географии, урок.doc

Название документа Черепанова Т.М. учитель географии, презентация к уроку.ppt

Традиции и обряды алтайцев (урок с презентацией) Составила: Черепанова Татья...
«Если хотите найти самое красивое место, ищите самое древнее». (Николай Рерих)
Алтай - всё это части обширной горной системы в центре Азиатского континента...
Алтай (от монгольского алтан - золотой ) - горная страна Азии. «...Алтай не ...
Лев Гумилёв «… Алтай самое благоприятное место для сохранения культуры, даже...
Подумайте и скажите… 1. Какие народы проживают в степной части Алтайского кр...
Традиции и обряды алтайцев
План урока История переселения народов на Алтай. Кто такие алтайцы? Язык алт...
 Лист контроля
1.История переселения народов на Алтай. Первые сведения о поселенцах Алтая в...
2.Кто такие алтайцы? Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья г...
3. Язык алтайцев Принято считать, что язык народа - это история народа. Алта...
 Как называется жилище алтайцев?
В чём сходство и различие построек? Объясните причины данного факта. Аил Шес...
Национальные праздники У алтайских язычников самый важный праздник называется...
 Национальный костюм мужской женский
Элементы костюма Чегедек – халат; Каратбирюк – шапка; Чамча – рубаха
Музыкальные инструменты топшур бубен комус
Комус – алтайский варган На Алтае есть легенда: охотник, идя однажды по лесу...
Топшур Топшур - алтайский щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными стр...
Горловое пение (кай) Горловое пение (Гортанное пение ) - уникальный вид иску...
Культ огня У всех алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего оча...
5. Обряды алтайцев: Шаманство Людей, обладающих тайными силами и знаниями в С...
Костюм шамана Одевали во время проведения ритуалов. Шаманский плащ (кафтан) ...
Шаманский бубен Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел ...
Г. Гуркин «Могила шамана» Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шам...
Камлание Проводится с целью упросить божество быть к нему снисходительным, и...
Последовательность обряда Мужчины сооружают таилгу (лестница в небо из двух ...
Г. Гуркин «Той». После чего жертву поджаривают на костре и быстро съедают.
Тест 1.Как назывался деревянный обод бубна шамана а) колокольчик б) обечайка...
Блиц-опрос Сколько бубнов могло быть у шамана? Уникальный вид искусства. Нац...
Самопроверка Ключ к тесту: 1 – б 2 – а 3 – в 4 – б 5 - б
Рефлексия Что узнали нового? Чему научились? О чём хотели бы узнать ещё? Что...
Домашнее задание (на выбор): Подготовить сообщение о других традициях алтайц...
Оцените свою работу на уроке: Посчитайте общее количество баллов, заработанн...
Оцените работу группы на уроке (по 10 бальной шкале) Как работала группа на ...
Г. Гуркин «Озеро горных духов» «Любимое место горных духов, куда редко может ...
1 из 37

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Традиции и обряды алтайцев (урок с презентацией) Составила: Черепанова Татьяна
Описание слайда:

Традиции и обряды алтайцев (урок с презентацией) Составила: Черепанова Татьяна Михайловна, учитель географии высшей категории

№ слайда 2 «Если хотите найти самое красивое место, ищите самое древнее». (Николай Рерих)
Описание слайда:

«Если хотите найти самое красивое место, ищите самое древнее». (Николай Рерих)

№ слайда 3 Алтай - всё это части обширной горной системы в центре Азиатского континента. Д
Описание слайда:

Алтай - всё это части обширной горной системы в центре Азиатского континента. Длина горной системы – 2000 км.

№ слайда 4 Алтай (от монгольского алтан - золотой ) - горная страна Азии. «...Алтай не про
Описание слайда:

Алтай (от монгольского алтан - золотой ) - горная страна Азии. «...Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин-великан». Г. И. Чорос-Гуркин

№ слайда 5 Лев Гумилёв «… Алтай самое благоприятное место для сохранения культуры, даже за
Описание слайда:

Лев Гумилёв «… Алтай самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся в совсем других местах. … обитатели Алтая мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи».

№ слайда 6 Подумайте и скажите… 1. Какие народы проживают в степной части Алтайского края?
Описание слайда:

Подумайте и скажите… 1. Какие народы проживают в степной части Алтайского края? 2. С какими традициями и обычаями этих народов вы знакомы? 3. Какие народы проживают на территории Горного Алтая? 4.Что вы знаете о традициях и обрядах алтайских народов?

№ слайда 7 Традиции и обряды алтайцев
Описание слайда:

Традиции и обряды алтайцев

№ слайда 8 План урока История переселения народов на Алтай. Кто такие алтайцы? Язык алтайц
Описание слайда:

План урока История переселения народов на Алтай. Кто такие алтайцы? Язык алтайцев. Традиции алтайцев: юрта - аил; Национальные праздники; национальная одежда; музыкальные инструменты; горловое пение; культ огня; 5. Обряды алтайцев: шаманизм; бубен; обряд камлания (той);

№ слайда 9  Лист контроля
Описание слайда:

Лист контроля

№ слайда 10 1.История переселения народов на Алтай. Первые сведения о поселенцах Алтая восх
Описание слайда:

1.История переселения народов на Алтай. Первые сведения о поселенцах Алтая восходят к глубокой древности. Их история связана с историей Центральной Азии. У алтайцев своей грамоты не было. Её появление на Алтае связано с переселением грамотных предков живших в 17-начале 18 века в Джунгарии.

№ слайда 11 2.Кто такие алтайцы? Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья геог
Описание слайда:

2.Кто такие алтайцы? Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

№ слайда 12 3. Язык алтайцев Принято считать, что язык народа - это история народа. Алтайск
Описание слайда:

3. Язык алтайцев Принято считать, что язык народа - это история народа. Алтайский язык зародился в глубочайшей древности. Он является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира.

№ слайда 13  Как называется жилище алтайцев?
Описание слайда:

Как называется жилище алтайцев?

№ слайда 14 В чём сходство и различие построек? Объясните причины данного факта. Аил Шестиу
Описание слайда:

В чём сходство и различие построек? Объясните причины данного факта. Аил Шестиугольная постройка из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Юрта Круглая постройка из деревянных реек, покрытых шкурами животных с отверстием для дыма.

№ слайда 15 Национальные праздники У алтайских язычников самый важный праздник называется тя
Описание слайда:

Национальные праздники У алтайских язычников самый важный праздник называется тяжыл-дыр - зелёные листья , это праздник начала лета. Осенью отмечают праздник саарыл-дыр - жёлтые листья . Во время этого праздника алтайцы просят хорошей зимы. Один раз в два года в Горном Алтае проводится национальный праздник народных игр Эл-Ойын . На празднике устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, конкурс национального костюма.

№ слайда 16  Национальный костюм мужской женский
Описание слайда:

Национальный костюм мужской женский

№ слайда 17 Элементы костюма Чегедек – халат; Каратбирюк – шапка; Чамча – рубаха
Описание слайда:

Элементы костюма Чегедек – халат; Каратбирюк – шапка; Чамча – рубаха

№ слайда 18 Музыкальные инструменты топшур бубен комус
Описание слайда:

Музыкальные инструменты топшур бубен комус

№ слайда 19 Комус – алтайский варган На Алтае есть легенда: охотник, идя однажды по лесу, у
Описание слайда:

Комус – алтайский варган На Алтае есть легенда: охотник, идя однажды по лесу, услышал странные мелодичные звуки. Это медведь забрался на сухую лиственницу, дергал щепу и играл. Охотнику понравилось, и он сделал музыкальный инструмент, который издавал точно такие же звуки. Варган разных форм и под разными именами встречается у всех народов мира и по праву считается древнейшим музыкальным инструментом.

№ слайда 20 Топшур Топшур - алтайский щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струна
Описание слайда:

Топшур Топшур - алтайский щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струнами. Способ игры - бряцание. Название инструмента происходит от "топ" - удар, бряцать и "хур" - обобщенное название музыкальных инструментов в тюркских языках шорской группы. имеет форму балалайки, но далеко не звучный, так как струны на нем употребляются из конского волоса, свитого в тоненькую верёвочку... Играют на нём так же, как и на балалайке...

№ слайда 21 Горловое пение (кай) Горловое пение (Гортанное пение ) - уникальный вид искусст
Описание слайда:

Горловое пение (кай) Горловое пение (Гортанное пение ) - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. этнограф Е.К. Яковлев сказал: «Своеобразное впечатление, производимое « пением без слов», не передается словами …и слагается «из целой гаммы хрипов».

№ слайда 22 Культ огня У всех алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего очага
Описание слайда:

Культ огня У всех алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего очага олицетворяет божество От-Ана (Огонь-Мать). Он хранитель родового и семейного счастья. Огонь в очаге стараются поддерживать с самого момента зарождения семьи. Угасание огня считается плохой приметой, ибо он равноправный член семьи. Люди чтят свой очаг, а когда умирает последний представитель какого-либо сеока (рода) в очаге его юрты гасят огонь в знак того, что жизнь в этом роду угасла.

№ слайда 23 5. Обряды алтайцев: Шаманство Людей, обладающих тайными силами и знаниями в Сиби
Описание слайда:

5. Обряды алтайцев: Шаманство Людей, обладающих тайными силами и знаниями в Сибири называли шаманами. Шаман на одном из древних сибирских языков означает "одержимый, неистовый".

№ слайда 24 Костюм шамана Одевали во время проведения ритуалов. Шаманский плащ (кафтан) рас
Описание слайда:

Костюм шамана Одевали во время проведения ритуалов. Шаманский плащ (кафтан) расшит множеством всевозможных лент и подвесок. На голову надевали повязку с лентами и перьями. На повязке вышивали глаза и рот.

№ слайда 25 Шаманский бубен Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел ова
Описание слайда:

Шаманский бубен Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. .

№ слайда 26 Г. Гуркин «Могила шамана» Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана
Описание слайда:

Г. Гуркин «Могила шамана» Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни могло быть не более 9 бубнов. Когда рвался последний бубен заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

№ слайда 27 Камлание Проводится с целью упросить божество быть к нему снисходительным, изба
Описание слайда:

Камлание Проводится с целью упросить божество быть к нему снисходительным, избавить от болезни, падежа скота, от несчастий, встречающихся на его жизненном пути.

№ слайда 28 Последовательность обряда Мужчины сооружают таилгу (лестница в небо из двух бер
Описание слайда:

Последовательность обряда Мужчины сооружают таилгу (лестница в небо из двух берёзовых жердей). К одной жерди привязана лошадь, обречённая на жертву, к другой – пучок вереска для окуривания. Снятую шкуру животного продевают до самой головы острым концом жерди и поднимают на таилгу. Г. Гуркин «Приготовление к тою».

№ слайда 29 Г. Гуркин «Той». После чего жертву поджаривают на костре и быстро съедают.
Описание слайда:

Г. Гуркин «Той». После чего жертву поджаривают на костре и быстро съедают.

№ слайда 30 Тест 1.Как назывался деревянный обод бубна шамана а) колокольчик б) обечайка в)
Описание слайда:

Тест 1.Как назывался деревянный обод бубна шамана а) колокольчик б) обечайка в) варган 2. Струнный музыкальный инструмент а) топшур б) комус в)бубен 3. Накидка, которую носят замужние женщины поверх шубы. а) каратбирюк б) чамча в) чегедек 4. Известный алтайский художник а) Н. Рерих б) Г. Гуркин в) Л. Гумилёв 5. Перья какой птицы прикрепляются к повязке шамана а) совы б) лебедя в) сокола

№ слайда 31 Блиц-опрос Сколько бубнов могло быть у шамана? Уникальный вид искусства. Национ
Описание слайда:

Блиц-опрос Сколько бубнов могло быть у шамана? Уникальный вид искусства. Национальная алтайская изба. Как назывался обряд, который проводил шаман? Какой образ жизни вели алтайские народы?

№ слайда 32 Самопроверка Ключ к тесту: 1 – б 2 – а 3 – в 4 – б 5 - б
Описание слайда:

Самопроверка Ключ к тесту: 1 – б 2 – а 3 – в 4 – б 5 - б

№ слайда 33 Рефлексия Что узнали нового? Чему научились? О чём хотели бы узнать ещё? Что ва
Описание слайда:

Рефлексия Что узнали нового? Чему научились? О чём хотели бы узнать ещё? Что вам понравилось на уроке, а что нет? Почему?

№ слайда 34 Домашнее задание (на выбор): Подготовить сообщение о других традициях алтайцев
Описание слайда:

Домашнее задание (на выбор): Подготовить сообщение о других традициях алтайцев и рассказать его на уроке – 5 балла. Составить туристический маршрут по Горному Алтаю с описанием того, что хотите показать туристам – 10 баллов. Составить кроссворд из 10 слов по материалу сегодняшнего урока– 3 балла. Составить ребус – 2 балла. Нарисовать пейзаж Горного Алтая – 5 балла. Сделать макет жилища алтайцев – 10 баллов. Составить компьютерную презентацию «Рекреационные зоны на Алтае» – 15 баллов. 15 б. – «5» 10 б. – «4»

№ слайда 35 Оцените свою работу на уроке: Посчитайте общее количество баллов, заработанных
Описание слайда:

Оцените свою работу на уроке: Посчитайте общее количество баллов, заработанных на уроке (лист контроля). Если вы набрали: 18-20 баллов – «5» 14-17 баллов – «4» 7-13 баллов – «3»

№ слайда 36 Оцените работу группы на уроке (по 10 бальной шкале) Как работала группа на уро
Описание слайда:

Оцените работу группы на уроке (по 10 бальной шкале) Как работала группа на уроке? Как группа усвоила материал урока? Какое настроение группы по окончании урока? Удовлетворена ли группа уроком?

№ слайда 37 Г. Гуркин «Озеро горных духов» «Любимое место горных духов, куда редко может про
Описание слайда:

Г. Гуркин «Озеро горных духов» «Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озёра…» Спасибо за урок!

Название документа Черепанова Т.М. учитель географии, урок.doc




Тема: «Традиции и обряды алтайцев»




Урок с презентацией


Класс: 8


Черепанова Татьяна Михайловна



География Алтая



МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Шелаболихинский район



ИКТ

ЛОО












Цель: Расширение кругозора учащихся о географической области –

Горный Алтай.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с традициями и обрядами алтайцев.

  2. Развивать умение выступать с сообщением.

  3. Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения.

  4. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к людям другой национальности.

Оборудование:

  • интерактивная доска или компьютер и мультимедийный проектор, презентация урока.

  • Физическая карта России, административная карта Алтайского края.

  • Дидактический материал (карточки с вопросами, схемы),музыкальный инструмент – комус.

  • На столах – тетради, атласы Алтайского края, сообщения.


Ход урока:

Этап урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмо-мент





-






Приветствует класс, настраивает его на

успешную работу. Предлагает учащимся

посмотреть друг на друга, улыбнуться, мысленно пожелать добра.

Отвечают на приветствие.

Участвуют в психологической

разгрузке.

2.Мотива-ционная беседа

2


3


4,5

Зачитывает эпиграф под музыку комус-начало.

Вопросы для беседы:

  1. С чем связывают Алтай?

  2. Каково значение слова «Алтай»?

Для Григория Чарос-Гуркина и Льва Гумилёва Алтай – это…(зачитывает).

  1. Что для вас - Алтай?

  2. Кого из знаменитых людей выходцев с Алтая вы можете назвать?






Принимают участие в беседе






3. Входной контроль








6

Вопросы:

  1. Какие народы проживают в Алтайском крае?

  2. С какими традициями, обычаями и обрядами этих народов вы знакомы?

  3. Какие народы проживают на территории Горного Алтая?

  4. Что вы знаете о традициях и обрядах алтайских народов?

  5. Почему у каждого народа традиции и обряды различны?

Принимают участие в беседе.


7





Объявляет тему урока. Обращает внимание на картины известного алтайского художника Г. Гуркина

( на слайде).

Вопрос: Какие из традиций он запечатлел на своих полотнах?

Записывают тему урока. Участвуют в беседе.

4. Целепола-гание













5. Актуализация знаний


8


Вопрос: Что вы хотели бы узнать на уроке?

Предлагает план урока.

Высказывают своё мнение.


Знакомятся с планом урока.

9







10




11

12




Оценка будет выставляться за следующие виды работ (знакомит учащихся с листом контроля)

Известно, что существует массовое поселение казахов в Горном Алтае, алтайцев в Монголии и Китае? С чем это связано?

Предлагает выступить с сообщением ученику в роли «историка» и рассказать о переселении народов на Алтай.

Вопросы:

Кто такие алтайцы? Для каких народов алтайский язык является определяющим? Ученику предлагает выступить с сообщением в роли этнографа.



Знакомятся с листом контроля.



Высказывают гипотезы.



Слушают сообщение, задают интересующие вопросы.



Слушают сообщение о языке алтайцев, задают вопросы.







13


14














Вопрос:

Кто знает, как называется жилище алтайцев?

В чём сходство и различие построек?


Где алтайцы выбирали места для стоянок? Почему? Предлагает ученику выступить в роли этнографа (сообщение).


Предлагает найти ответы на вопросы:

  1. Какие материалы использовали при строительстве аила и юрты? Почему?

  2. Как использовалось пространство внутри жилища?







Слушают сообщение о том где селились люди.




Принимают участие в беседе






6. Промежу-точный контроль



-

Возвращается к вопросам. Ответ на 1 вопрос оценивается в 2 балла.

Задание: составить схему размещения членов семьи, добра, животных внутри жилища, используя условные знаки (цена вопроса-3 балла).

Отвечают на вопрос и составляют схему (работа в группах). Этнограф проверяет и выставляет оценку.







7. Разминка
















15









16


17





18




19




С важными алтайскими праздниками нас познакомит очевидец.





Игра алтайцев «Хромой журавль».



Об особенностях национального костюма вам расскажет этнолог.

Задание: по сообщению каждая группа составляет вопрос другой группе.



Из всех алтайских музыкальных инструментов речь пойдёт только о самых распространённых – это комус, бубен, тапшур. Предоставляет слово музыканту, играющему на комусе.

Рассказ очевидцев о важных праздниках и необычных спортивных состязаниях.




Знакомятся с правилами игры.


Слушают сообщение о национальном костюме и составляют вопрос другой группе, затем задают и оценивают (цена вопроса – 3 балла).


Сообщение на фоне слайда и музыкального фрагмента со звучанием комуса. Показывает сам комус.


20

Предоставляет слово музыканту, играющему на топшуре.

Сообщение на фоне музыкального фрагмента с горловым пением.


21

Обращает внимание на пение.

Вопрос: Чем оно отличается от обычного пения?

О горловом (свободном) пении вам расскажет исполнитель (кайчи).

Сообщение ученика о горловом пении.


22















23







24









Почитание огня – это тоже традиция.

Предоставляет слово этнологу, изучающему эту традицию.

Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.











Говорит, что у алтайских народов есть ещё и религиозные обряды, которые дошли до нас из глубокой древности. Они связаны с человеком, наделённым особыми способностями – это шаманы. Предоставляет слово шаману.

Предоставляет слово этнологу, который может поделиться знаниями о шаманском наряде.

Опережающее задание:

  1. Для чего ленты и подвески на костюме шамана?

  2. Зачем на голову надевали повязку с лентами и перьями лебедя?



Сообщение ученика о культе огня. После рассказа предлагает группам взять карточки с вопросами и ответить на них.

Вопросы: 1) Почему алтайцы почитают огонь?

2) Как появляется огонь в очаге молодожёнов?

3) Какие запреты существуют в обращении с огнём?

4) О чём можно узнать по пламени костра?


Сообщение ученика о шаманстве.






Сообщение ученика об облачении шамана. Повторяет и оценивает ответы (2 балла за правильный ответ).








25, 26

Предлагает слово востоковеду.

Задание: Возьмите одну из карточек (на выбор) и ответьте на поставленные вопросы (цена вопроса – 2 балла).

Вопросы: 1) С какой целью используется бубен?

2) Какой материал идёт на изготовление бубна?

3) Какой обряд совершает шаман после изготовления бубна?

4) Что делают с бубном после смерти шамана?

Сообщение ученика о шаманском бубне и обряде его оживления.



Группы обсуждают и выбирают выступающего.













27


28,29







Говорит о том, что шаман (кам) совершает обряд – камлание. Предлагает группам выбрать карточку с вопросом и в рассказе выступающего найти ответ на поставленный вопрос.

Предоставляет слово очевидцу.







Предлагает каждой группе ответить на вопрос (цена вопроса – 2 балла).

Выбирают вопросы:

1) С какой целью устраивались камлания?

2) Почему появился обряд камлание?

3) В какой последовательности совершается обряд жертвоприношения?

4) Какова роль шамана (кама) во время обряда?

Сообщение ученика об обряде камлание. После выступления каждая группа даёт ответ на вопрос.

8. Завершающий контроль




30

Открывает слайд с тестовым заданием:

1. Как называется деревянный обод бубна шамана?

А) колокольчик

Б) обечайка

В) варган

2. Струнный музыкальный инструмент.

А) топшур

Б) комус

В) бубен

3. Накидка, которую носят замужние женщины поверх шубы.

А) каратбирюк

Б) чамча

В)чегедек

4. Известный алтайский художник, писавший природу, обряды.

А) Н. Рерих

Б) Г. Гуркин

В) Л. Гумилёв

5) Перья какой птицы прикреплялись к повязке шамана?

А) совы

Б) лебедя

В) сокола

Каждый индивидуально в тетрадях выполняет задание.



31

Проводит устный блиц-опрос из 5 вопросов (за каждый правильный вопрос – 1 балл).

Вопросы:

  1. Сколько бубнов может быть у шамана? (9)

  2. Как назывался обряд шамана? (камлание)

  3. Национальная алтайская изба (юрта-аил)

  4. Уникальный вид искусства (горловое пение)

  5. Какой образ жизни вели алтайские народы? (кочевой)

Отвечают на вопросы блиц-опроса индивидуально (кто быстрее).

12. Смопро-верка

32

Открывает слайд с ответами теста.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Проверяют свои работы.

Количество правильных ответов ставят в таблицу.

13. Рефлексия








14. Домашнее задание




















15. Само-оценка






16. Оценка работы группы на уроке.



17. Окончание урока






33










34





















35







36






37

Вопросы:

  1. Что узнали нового?

  2. Чему научились?

  3. О чём хотели бы узнать ещё?

  4. Что вам понравилось на уроке, а что нет? Почему?

Предлагает оценить урок, высказать своё мнение.


1) Подготовить сообщение о других традициях алтайцев и рассказать на уроке – 5 баллов.

2) Составить туристический маршрут по Горному Алтаю с описанием того, что хотите показать туристам - 15 баллов.

3) Составить кроссворд из 10 слов по материалу урока– 3 балла.

4) Составить ребус – 2 балла.

5) Нарисовать пейзаж Горного Алтая – 5 баллов.

6) Сделать макет жилища алтайцев – 10 баллов.

7) Составить компьютерную презентацию «Рекреационные зоны на Алтае» - 15 баллов.

Предлагает учащимся выбрать задание на желаемую оценку

(На «5» - 15 баллов;

На «4» - 10 баллов).


Открывает слайд и предлагает посчитать количество набранных баллов.

Комментирует оценки:

20-25 баллов – «5»;

15-19 балла – «4»;

10-14 баллов – «3».

Предлагает оценить работу группы на уроке по 10 бальной шкале.






Дарит в подарок картину Г. Гуркина «Озеро горных духов» и поясняет почему, зачитывая комментарий.







Устно отвечают на вопросы.









Выбирают задания на желаемую оценку, записывают в тетрадь.




















Подсчитывают и

выставляют себе оценки.






По каждому из предложенных вопросов выставляют оценку (работа в группах). Подводят итог.





О поселенцах Алтая

Первое сведения о поселенцах Алтая восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, её государственных образований. С рубежа III и II вв. до н.э. и до конца I в. н.э. они находились в сфере политического господства гуннов, образовавших в степях Северной Монголии мощный союз орд и племён. Со II по IV в. Алтай жил под влиянием сяньбийцев. С конца IV и до середины VI в. алтайские племена были подчинены жужанами, населявшими Восточную Монголию и Западную Маньчжурию.
С падением в 552г. господства жужаней в Центральной Азии возникает - Тюркский каганат - с центром на Алтае. В начале Х в. оно переходит к кытаям. В середине ХI в. их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Когда их влияние ослабело и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично - в отрогах Алтая. Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены традиционной данью.
Конец найманскому господству положили монголы. Алтайские племена оказываются в составе Белой Орды, а спустя 100 лет (к началу ХV в.) после её распада-в составе Сибирского ханства. Потом население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов (джунгаров ). Под их господством оно находилось до момента в хождения южных алтайцев в состав России. Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных посягательств, спасло их от физического уничтожения, создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития на качественно новой основе.

Кто такие алтайцы?
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины XIX века, в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости, алтайцы делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Язык алтайцев.
Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определённое влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения одного языка с другим.
Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.
Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.
В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых ещё можно увидеть во всём многоцветии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.
Тысячелетиями, находясь на стыке многих культур и языков, племён и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

Где селились алтайцы?

В долинах, горных ущельях, по берегам рек, в одиночку разбросаны юрты-аилы кочевников ойротов. Передвижение за своим стадом не позволяет ойроту заботиться о прочном устройстве жилья. Его дом в любое время может быть перевезён в другое место или брошен совсем и построен новый. Для этого не нужно иметь сложных инструментов, не надо учиться строительному делу, ибо нет ничего проще, как поставить несколько жердей, скрепить их конусообразно вверху, закрыть берёзовой или лиственной корой, привалить жердями – и жилище готово.

Посреди юрты раскладывается костёр, беспрерывно поддерживаемый в летнее и зимнее время. Юрта условно делится на две половины. Справа от входа располагаются женщины, дети, а в зимнюю стужу и весь приплод овечьего стада, слева - хозяин, а впереди – накопленное добро.

Алтайский национальный костюм.

У алтайцев традиционной одеждой как мужчин, так и женщин в прошлом была овчинная

шуба с длинными, сужающимися к кисти рукавами. Богатые скотоводы в старину

делали себе шубы, крытые шелком, подбитые дорогими мехами.

Женский костюм южных алтайцев представляет значительно больший интерес, чем

мужской. Декоративное начало в нем развито гораздо сильней. Прежде всего,

женщина надевала короткую широкую рубашку «чамча» с косым воротом, длинными

рукавами и большим воротником, имевшим чаще всего квадратную и реже круглую

форму. Воротник украшался по краю двойными, тройными рядами прошивных белых и

цветных пуговок, а к краю воротника свободно пришивались крупные цветные круглые

пуговицы, бусы и бисер, образующие как бы бахрому. Поверх рубахи надевалась

шуба. Она интересна своим покроем: рукава вшиты под прямым углом, ворот косой,

застежка на груди слева направо, левая верхняя пола имела широкий квадратный

выступ.

Поверх шубы замужние женщины носили особую одежду «чегедек». Это был как бы

долгополый кафтан без рукавов с широкими твердыми плечами, со сборками

в талию, распахивающийся спереди. Чегедек был всегда черного цвета, шили его из

плотной, нередко дорогой ткани, чаще всего из хорошего сукна

Среди головных уборов алтайцев характерны шапки из мерлушки или другого меха,

называемые пирогообразными и конусообразные матерчатые шапки с кистями на

макушке – «каратбирюк».

Культ огня

У всех алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего очага олицетворяет божество От-Ана (Огонь-Мать). Он хранитель родового и семейного счастья. Огонь в очаге стараются поддерживать с самого момента зарождения семьи. Угасание огня считается плохой приметой, ибо он равноправный член семьи. Когда люди собираются за трапезой, то кусочек её бросают в очаг и лишь после этого приступают к еде сами.

Люди чтят свой очаг, а когда умирает последний представитель какого-либо сеока (рода) в очаге его юрты гасят огонь в знак того, что жизнь в этом роду угасла.

Огонь выносят из жилища лишь в исключительных случаях: когда надо поделиться им с сородичем или когда огонь нужен для жертвоприношения. Время выноса огня из жилища строго регламентируется. После заката солнца выносить огонь из юрты нельзя.

Когда члены рода перекочёвывают в другое место, то вместе с необходимым имуществом берут с собой и головёшки родного очага. Их раздувают в очаге на новой стоянке. При этом соблюдается ритуал перенесения огня в новый очаг. Для молодожёнов огонь берётся из отцовского очага. Когда сын женится и оставляет отцовский дом, то, уходя, он берёт горящую головёшку из отцовского очага. Этот огонь считается своим семейным огнём. При свадебном обряде девушка прощается с родным очагом, соблюдая ритуал. Огонь имеет и очистительную силу. Он не впускает в жилище злых духов, отпугивает покойников. Огонь посылает детей, даёт приплод скоту, излечивает болезни. По пламени костра можно судить о своей судьбе, узнать о скором возвращении человека к своему очагу. Если в пути с ним что-то случается, то костёр начинает гореть с треском и шумом, а таган-очок стучать, как будто по нему кто-то ударяет. Огонь предсказывает гостей. Гость должен высказать хозяевам пожелание, чтобы у них в очаге всегда горел огонь. В поверьях и обрядах существуют запреты при обращении с огнём: нельзя шутить, перешагивать через очаг, плевать в костёр, сыпать мусор и грязь, отступать от ежедневного кормления, касаться остриём ножа, втыкать в огонь острые предметы. Дрова кладут осторожно, чтобы не причинить боли От-Ана и не рассердить её. Золу из домашнего очага выносят в укромное место, где не ходят ни люди, ни животные. Человек, оскверняющий огонь сам становится поганым (божество наказывает его болезнями).

Шаманство

Шаманы били в бубен, собирая вокруг себя духов, и в танце общались с ними. Делали они это столь яростно, что доводили себя до полуобморочного состояния. Шаманы не были обманщиками, они верили в свой особенный дар. Да и действительно они многое умели. Они были искусными лекарями, знали полезные свойства растений, готовили лечебные отвары. Некоторые шаманы владели гипнозом и внушали людям веру в собственные силы, исцеляя несчастных. Шаманский танец был целым спектаклем. Шаманы играли в древнем обществе исключительно важную роль. Ни одно большое дело не начиналось без их одобрения. Они предсказывали погоду, указывали лучшее место для охоты, помогали при родах, устраивали похороны, были во главе праздников и жертвоприношений духам. Шаманство - одна из древнейших религиозных систем.


Шаманский бубен

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира. Для изготовления кожи берут шкуру марала или лося, косули или коня (жеребёнка), и только самцов. Когда шаман ударяет в бубен, духи устремляются к нему. Но самое главное - бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Изготовив бубен шаман должен был показать его верховным духам, для этого устраивалось специальное камлание – «оживление бубна». Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть 9 бубнов. Когда рвался последний бубен, значит, заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выпуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

Камлание

В загробной жизни ойрот не знает рая, душа умершего (по преданию) попадает в подземное царство Эрлика. Поэтому он стремится упросить божество, пока он жив, быть к нему снисходительным, избавить от болезни, падежа скота, от несчастий, встречающихся на его жизненном пути. С этой целью устраиваются общественные камлания. В юрту съезжаются гости, каждый привозит приношение каму. Вечером шаман начинает стучать в бубен, петь и танцевать, а затем говорит хозяину, какой жертвой можно умилостивить разгневанное божество и как избавиться от подстерегающих несчастий. После чего измученный кам падает на отведённое ему место. Утром начинается приношение жертвы. Мужчины сооружают таилгу (лестница в небо из двух берёзовых жердей). К одной жерди привязана лошадь, обречённая на жертву, к другой – пучок вереска для окуривания. Появляется кам в окружении толпы, звучит голос шамана. Из толпы выделяется несколько человек, они набрасывают петлю на ноги лошади и под общий гам раздёргивают их в стороны. Затем его умерщвляет шаман. После чего жертву поджаривают на костре и съедают. Снятую шкуру животного продевают до самой головы острым концом жерди и поднимают на таилгу. В таком состоянии она остаётся до тех пор, пока не истлеет, пугая путника жутким оскалом лошадиных зубов.

Спортивные состязания Силачи поднимают камни на пни. У камня нет удобной ручки. Обычно для соревнования берутся камни весом 80, 90,100, 120 килограммов. Их надо поднять на высоту 110 см. Даётся три попытки. Последний раз спортсмен из Кош Агача поднял камень весом 140 кг.

























Разработка урока по географии "Традиции и обряды алтайцев"
  • География
Описание:

Урок сопровождается слайдовой презентацией с иллюстрациями, некоторые слайды  с музыкальным сопровождением - это усиливает эмоциональный подъём, знакомит с культурой народа. Слайдовая презентация позволяет сделать урок наглядным. Иллюстрации и текстовой материал, выведенные на большой экран видны каждому учащемуся, что активизирует зрительную память и запоминание.  Текстовой материал (тесты, блиц-опрос, новые слова) хорошо прочитывается и включает в работу каждого ученика. Сообщения учащихся сопровождаются иллюстрациями, некоторые звуком музыкальных инструментов, горловым пением. Данный урок содержит объёмный материал и рассчитан на сдвоенный урок. Форма урока позволяет в достаточно  доходчивой форме рассмотреть традиции и обряды алтайцев. Вопросы, которые рассматриваются в данной теме, вызывают неподдельный интерес учащихся.

 

Автор Черепанова Татьяна Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 877
Номер материала 33551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓