Главная / Физика / Разработка урока по физике на тему «Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока»

Разработка урока по физике на тему «Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока»

Урок физики по теме: «Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока»

в 8 классе.

Цели урока:

Образовательная: Выяснить физическую природу электрического тока. Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока. Познакомить учащихся с основными видами источников электрического тока. Показать практическое значение источников тока. Экспериментальным путем изучить действие электрического тока.

Воспитательная: Развивать навыки работы на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.

Развивающая: Продолжить работу по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.


Оборудование и ТСО: проекционный экран, мультимедиапроектор, л/набор «Электричество», компьютер.


Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, плакаты, источники тока, провода, ключ, лампочка.


Ход урока

  1. Организационный этап урока.

Дидактическая задача:

подготовить учащихся к работе на уроке.

 

Содержание:

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

 

  1. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.

Дидактическая задача

организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.

 

Содержание этапа.


Физический диктант (1 слайд)

  • Какого знака заряд электрона? (- отрицательный)

  • «Ядро находится в центре атома и заряжено положительно…» Верно ли утверждение? (верно)

  • Вокруг ядра движутся …. (электроны)

  • Какие частицы входят в состав ядра атома? (протоны и нейтроны)

  • Какой знак имеет протон? (+ положительный)

  • Назовите обозначения электрона, нейтрона и протона? (е,n,р).

Учитель: Обменялись тетрадями и оценили работу соседа.

  1. Этап изучения нового материала.

Дидактическая задача этапа:

сформировать знания об электрическом токе током, правилах техники безопасности при работе с электрическим током, действием электрического тока, Показать практическое значение источников тока.

 

Содержание этапа:


Учитель: Вспомните, как часто вы смотрите телевизор, включаете свет и пользуетесь телефоном. Во всех этих случаях, как и во множестве других, используется электричество. Без электричества наш мир выглядел бы иначе. Электрический ток находит широкое применение в промышленности, на транспорте, в быту и различных учреждениях.

Представьте себе, на мгновения в домах гаснут электрические лампы, отключаются телевизоры, прекращается движения электропоездов, троллейбусов, то говорят, что в проводах исчез ток.

Что такое ток и что необходимо для его возникновения и существования в течение определенного времени.

Слово «ток» означает – движение или течение чего-то. А что может перемещаться в проводах? А это заряженные частицы, которые создают вокруг себя электрическое поле.

Определение: Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. (слайд 2)

Для того чтобы электроток возник и существовал длительное время, необходимы условия

  1. наличие свободных электронов в проводниках,

  2. наличие внешнего электрического поля,

  3. источники тока.

Источники тока бывают разные, но во всех из них совершается работа по разделению + и – заряженных частиц, разделенные частицы накапливаются на полюсах, к которым подсоединены проводники. Самыми распространенными являются гальванический элемент (батарейки, крона, сухой элемент) и аккумуляторы (щелочные, кислотные)

Источники тока бывают различными, но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Работа эта совершается так называемыми сторонними силами. Такие силы не могут иметь электрическое происхождение. В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую. (слайд 3, 4)

В электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая энергия. (слайд 5)

Демонстрации.

Принцип действия: электрофорной машины.

Исторически первую электростатическую машину построил в 1660г. магдебургский бургомистр Отто фон Герике. Машина представляла собой шар из серы, вращающийся вокруг железного стержня. Для получения электричества О. Герике вращал шар, натирая его рукой.

Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть, место спая, то в проволоках возникнет электрический ток. Такой источник тока называется термоэлементом. (слайд 6)

При освещении некоторых веществ световая энергия непосредственно превращается в электрическую энергию - это явление фотоэффекта. На нем основано устройство и действие фотоэлементов. (слайд 7)

В источниках тока за счет сил неэлектрического происхождения происходит разделение заряженных частиц, в результате чего полюса источника оказываются заряженными разноименно.

Принцип действия химического источника тока:

Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796 г. в честь ученого Гальвани.

Возьмите стеклянную кювету и поместите в неё цинковую пластину и угольный электрод, налейте раствор поваренной соли в воде, соедините электроды с электрической лампочкой на напряжение 1В. (слайд 9-19)

Демонстрационный эксперимент. Цель: Экспериментальным путем изучить действие электрического тока. (слайд 20)


А.Тепловое действие тока. Возьмите никелиновую или нихро-мовую проволоку (можно использовать часть спирали для электроплитки), натяните ее между штативами на демонст­рационном столе и подсоедините к источнику тока. Увеличи­вая напряжение, нагрейте проволоку до свечения.


В.Химическое действие. Возьмите два угольных электрода, опустите их в раствор медного купороса и подсоедините к ис­точнику тока. Замкните цепь на длительный промежуток вре­мени, через который на отрицательно заряженном электроде образуется заметный слой меди.

Расскажите об использовании наблюдаемого явления при хромировании, никелировании металлических изделий.


С.Магнитное действие тока. Возьмите железный гвоздь, намо­тайте на него несколько десятков витков провода и присоеди­ните к источнику постоянного тока, прикоснитесь гвоздем к железным опилкам, металлическим скрепкам. Обратите внимание, что при отключении источника тока на­магниченность гвоздя сохраняется.



Проверка понимания и закрепление знаний – эксперимент


Эксперимент 2. (Инструкция по ТБ при работе с электроприборами)

К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите исследуемый провод или гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину - стрелка гальванометра отклонится. Почему?

(Ответ: раствор минеральных солей, содержащихся, в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент)

Возьмите любой фрукт из цитрусовых, вставьте в мякоть фрукта на небольшом расстоянии медную монету и оцинкованный гвоздь.

Этот элемент не сможет обеспечить горение лампочки, но с помощью гальванометра можно обнаружить небольшой электрический ток (собственный язык может тоже служить индикатором тока и не причинит вреда).

Приготовьте и испытайте действие гальванического элемента, изготовленного из соленого огурца, медного и цинкового электрода, в качестве электрода.


  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача этапа:

Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала.

 

Содержание этапа.

С целью закрепления материала опрос-беседа по изученной теме:

  1. Как можно получить электрический ток в металлическом проводнике?

  2. Что происходит в источниках тока?

  3. Что является положительным и отрицательным полюсами источника тока?

  4. Какие источники тока вы знаете?

  5. Возникает ли электрический ток при заземлении заряженного металлического шарика?

  6. Движутся ли заряженные частицы в проводнике, когда по нему идет ток?

  7. Если к шарам разноименно заряженных электроскопов одновременно прикоснуться металлическим стержнем, то в них возникает электрический ток. Чем эта установка принципиально отличается от устройств, которые принято называть источниками тока?

  8. Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением необходимо иметь обувь на резиновой подошве?

  9. Отгадайте загадку. Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит.

  10. Гроза опасное явление природы. Оно приносит немало бедствий, но с другой стороны молния является одним из наиболее величественных и красивейших явлений природы. Не случайно многие авторы посвятили грозе свои поэтические строки. Послушайте и назовите авторов произведений.

«Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.

Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний».

(Горький А.М. Песня о Буревестнике.)

  1. Вокруг стало темно, пошел дождь, и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глаза больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, и играло солнышко. Большой дуб сломался и из пня шел дым…. Платье на мне все было мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

(Л.Н. Толстой «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».)

О каких физических явлениях и закономерностях не знал мальчик, пострадавший от молнии?

 


  1. Этап подведения итогов урока.

Дидактическая задача этапа:

Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

 

Содержание этапа:

Дать общую характеристику работы класса, показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки и показать пути их преодоления.

 

  1. Этап информации о домашнем задании.
    Дидактическая задача этапа:

Дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний.

Домашнее задание. §32, 35; доклады в виде презентации «Электрофорная машина», «Термо- и фотоэлементы».


Использованные ресурсы и литература:

  1. А.В.Пёрышкин. Физика 8. Дрофа, М., 2007г.

  2. Томилин А.Н. Рассказы об электричестве.

  3. http://ru.wikipedia.org

  4. http:// www.disel.ru

  5. http:// www.fizika.ru

  6. http:// www.edu.doal.ru

  7. http:// schools.mari-el.ru

  8. http:// www.iro.yar.ru

4


Разработка урока по физике на тему «Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока»
  • Физика
Описание:

Урок физики по теме: «Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока»

в 8 классе.

Цели урока:

Образовательная:  Выяснить физическую природу электрического тока. Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока. Познакомить учащихся с основными видами источников электрического тока. Показать практическое значение источников тока. Экспериментальным путем изучить действие электрического тока.

Воспитательная: Развивать навыки работы на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.

Развивающая: Продолжить работу по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.

 

Оборудование и ТСО: проекционный экран, мультимедиапроектор, л/набор «Электричество», компьютер.

 

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

 

Оборудование: компьютер, плакаты, источники тока, провода, ключ, лампочка.

Автор Маслова Алена Викторовна
Дата добавления 17.12.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1474
Номер материала 7321
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓