"Приборы
для измерения давления". 7-й класс
Тема
урока: «
Приборы для измерения давления»
Цели: Знакомство с работой и
устройством барометра-анероида и манометра.
Задачи
урока:
Образовательные:
Более
глубокое изучение предмета с опорой на современные технологии и наглядность.
Знакомство
с приборами для измерения давления, устройством, принципом работы этих приборов
и использовании их в жизни.
Закрепление
понимания факта, что атмосферное давление с высотой уменьшается.
Воспитательные: Умение слушать друг друга и
адекватно оценивать ответы.
Развивающие:
Развитие
умений обобщать и делать выводы.
Развитие
навыка самостоятельного поиска знаний и практического их применения.
Оснащение
урока.
Мультимедийный
компьютер с программой PowerPoint. Интерактивная доска
SMART Board. Электронное приложение к учебнику физики 7 класс.
Презентация
«Барометр-анероид и манометры» Приложение.
Приборы: барометр-анероид, жидкостный
и металлический манометры.
Для
создания презентаций использовались материалы учебника и информация, полученную
в Интернете на сайте www.fizika.ru, в частности там были взяты картинки,
вставленные в презентацию.
Ход
урока
1.
Организационный момент.2. Этап: повторение.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Начнем урок необычно.
1.Повторение
пройденного материала.
а) Опыт
Торричелли. б) Рассказать об ученом
2.Восстановить
предложение
3)Повторение
формул(составить )
4)
Решить задачу(ответы записывают на доске)
А
как вы думаете, откуда взялись эти научные сведения и факты в учебниках
физики, в энциклопедиях? Кто их придумал? (…Ученые…)
Правильно,
человечеству потребовалось сотни лет , чтобы ответить на некоторые загадки
природы. Многое мы уже знаем. Некоторые загадки придется разгадать вам,
будущему поколению. А теперь послушайте мои загадки(… Слайды на интерактивной
доске; Повторим формулы. Заполните таблицу.)
Учитель:
Закройте глаза, слушайте меня и представьте то, о чем я буду говорить. Я буду
загадывать вам загадки, тот, кто знает отгадку скажет ответ.
Сначала
– блеск,
За
блеском – треск,
За
треском – плеск.
(Молния,
гром, дождь)
Пушистая
вата
Плывет
куда-то.
Чем
вата ниже,
Тем
дождик ближе.
(Туча)
Цветное
коромысло
Над
лесом повисло.
(Радуга)
Белый
дым тянул за чуб,
Раскачал
на поле дуб.
Застучал
в ворота.
Эй,
откройте! Кто там?
(Ветер)
Летит
– молчит,
Лежит
– молчит.
Когда
умрет, тогда заревет.
(Снег)
Всем
поведает,
Хоть
и без языка,
Когда
будет ясно,
А
когда – облака.
(Барометр)
Учитель:
Чем объединены эти загадки?
Ученик:
Речь идет об атмосферных явления.
Учитель:
Для решения многих практических задач необходимо измерять давление. Для этого используют
различные приборы.
3 этап.Барометры.
А
теперь мы узнаем как устроен барометр-анероид.
Что
же такое барометр-анероид и для чего он предназначен?
Откройте
учебник на странице 92 и прочитайте устройство прибора.
А
теперь рассмотрите вид сбоку и попробуйте назвать части прибора.
Ученик:
металлическая коробочка с волнистой поверхностью. Пружина. Передаточный
механизм .Стрелка-указатель.
Одинаковое
ли давление будет показывать барометр на первом и втором этаже нашей школы?
Ученик
: Давление на первом этаже будет выше, чем на втором этаже.
Учитель:
Как вы думаете, почему?
Ученик:
С высотой давление уменьшается.
Учитель:
При подъеме на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм рт. ст. или на каждые
10 метров - на130 Па . Как называются приборы измеряющие высоту подъёма? (высотомеры).
Учитель:
А какое давление мы считаем нормальным? И чему оно равно?
Ученик:
Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при
температуре 0°С, называется нормальным атмосферным давлением. Нормальное
атмосферное давление равно 101 300 Па=1013 гПа.
Учитель:
Ребята, рассмотрите шкалу барометра-анероида. Назовите пределы измерения
прибора.
Ученик:
720мм.рт.ст. – 780мм.рт.ст.
Учитель:
Чему равна цена деления прибора?
Ученик:
1мм.рт.ст.
4.
Этап: Манометры.
Учитель:
Переходим ко второй части урока. Манометры.
Учитель:
Откройте учебник на странице 92 и прочитайте устройство металлического
манометра. И расскажите принцип его работы.
Ученик:
При увеличении давления трубка выпрямляется.
При
уменьшении давления трубка благодаря своей упругости возвращается в прежнее
положение, а стрелка - к нулевому делению шкалы.
5.
Этап – Закрепление.
Учитель:
А теперь проверим, как вы усвоили тему. (Тест в конце параграфа с
самопроверкой)
1.
Металлический барометр, в переводе с греческого – безжидкостный – называется
….… анероид
Цифрой
2 на рисунке обозначена …гофрированная коробочка
Цифрой
4 на рисунке обозначена …шкала
Атмосферное
давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, называется
…нормальным
Давление
атмосферы уменьшается на 1 мм при подъеме на каждые …12 м
Прибор
для измерения давлений больше или меньше атмосферного называется …манометр
В
сосуде на рисунке « В» давление … атмосферного меньше
Манометр
на рисунке называется …металлическим
Цифрой
1 на рисунке обозначена …Металлическая трубка
Цифрой
3 на рисунке обозначена …стрелка
В
конце урока проводится самопроверка по готовым ответам на экране и листочки
собираются. Кто ответил на 5? На 4?
6.
Этап – Итог урока.
Учитель:
Итак, ребята, мы познакомились с приборами для измерения давления. Назовите эти
приборы?
Ученик:
Барометр и манометр.
Учитель:
Выберите из 4 предложенных слов два, которые относятся к барометрам.
Ученик:
Анероид и Торричелли
Учитель:
. Как вы думаете, какой из них удобнее в использовании? Почему?
Ученик:
Барометр- анероид.
Учитель:
Какие вы знаете манометры?
Ученик:
Жидкостный и металлический.
Учитель:
Какой барометр более практичный в использовании? Почему? Где в жизни вы
встречали использование манометров?
Ученик:
Измерение давления при наполнении газом баллонов, в прессах.
На
этом урок закончен. Спасибо всем за работу, все кто сегодня на вопросы отвечал
правильно получают оценку - отлично
Закрепление:
заполнение таблицы
7
этап . Домашнее задание ; §36 стр 92-93.,Т-Т стр.62(3),стр 65(6)
Для
желающих доп.задание:Т-Т стр65(6), Мои физические исследования.
Изготовление
«баночного барометра»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.