Главная / Физика / разработка урока по физике

разработка урока по физике

Урок по теме «Механические колебания.

Величины, характеризующие колебательное движение»

(9класс)

Цель урока:

сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;

формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;

вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;

умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;

прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.

Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: демонстрационное: компьютер, экран, мультимидийный проектор, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.

Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала и закрепление.

Закрепление изученного материала.

Итог урока

Домашнее задание.


Ход урока

Организационный момент.

Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

hello_html_mc41a491.gif

Вопросы к кроссворду:

Физическая величина, характеризующая быстроту движения.

Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?

Характеристика взаимодействия тел.

Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.

Как называется падение тел под действием силы тяжести?

В каких единицах измеряют углы?

Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…

Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.

Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.

Назовите мне ключевое слово - КОЛЕБАНИЯ.

Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий,

На ветке паук.

Колеблется воздух

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

Ребята, а как вы думаете, изменится ли смысл стихотворения, если глагол колеблется мы заменим глаголом движется. (Ответы учащихся. Анализ стихотворения)


Оборудование: компьютер, экран, мультимидийный проектор, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.

III. Основная часть. Изучение нового материала

Демонстрации колебаний тела на пружине и на нити. Введем основные характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота и фаза колебаний: (Слайд 6)

Амплитуда – максимальное отклонение относительно положения равновесия (А, м)
Период – время полного колебания (Т, с)
Частота – число колебаний за единицу времени (v, Гц)
Формулы:

Т = 1/v; Т = t/n – период { с }
v = 1/Т; v = n/t – частота { Гц }
А – амплитуда { м }

IV. Закрепление: (Слайд 8)

1. Определить период и частоту материальной точки, совершающей 50полных колебаний за 20 с.
2. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц. 

Перед классом ставится задача: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание:

Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.

Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу:

опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

 

опыта

длина, м

амплитуда, м

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

 


опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

 

0,1

 

2

 

0,1

 

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: период колебаний математического маятника не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит только от  длины математического маятника.

V. Обобщение: (Cлайды 10, 11)

От чего зависит период колебаний математического маятника:

Подвешенный на нити груз совершает малые колебания. Укажите все правильные  утверждения:

А. Чем длиннее нить, тем больше период колебаний.
Б. Частота колебаний зависит  от массы груза.
В. Груз проходит положение равновесия через равные интервалы времени

Подвешенный на нити груз совершает малые незатухающие колебания, укажите все правильные утверждения

А. Чем длиннее нить, тем больше частота  колебаний
Б. При прохождении грузом положения  равновесия скорость груза максимальна
В. Груз совершает периодическое  движение

Характеристики колебательного движения: амплитуда, период и частота. (Слайд 12)

Период колебаний математического маятника не зависит ни от амплитуды, ни от массы груза, а зависит от длины нити и ускорения свободного падения

VI. Домашнее задание: § 24, 25, упр. 21 ( 4). (Слайд 13)


VII. Рефлексия. Подведение итогов урока: 

Ваше настроение на уроке:

1.        Нет впечатлений
2.        Хорошее
3.        Плохое


разработка урока по физике
  • Физика
Описание:

Урок изучения нового материала на тему "Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение". Урок построен по технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Учащиеся познакомятся с характеристиками  колебательного движения: амплитудой, периодом и частотой. Изучат формулы, связывающие данные характеристики. Учащиеся определят различие слов колебание и движение.На этапе осмысления учащиеся в группах проводят исследование зависимости периода  колебаний математического маятника от амплитуды, длины маятника и массы колебающегося тела. 

Автор Ковалькова Ульяна Анатольевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 484
Номер материала 8456
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓