Инфоурок Физика Другие методич. материалыРазработка урока по физике

Разработка урока по физике

Скачать материал

Урок физики в 8 классе по теме: «Смешанное соединение проводников».

Цель: Закрепить умение решать задачи разных типов.

Задачи:

1.     Повторить, закрепить знание соотношений для общего значения силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; применение их на практике.

2.     Развивать графическую культуру, навыки самостоятельности и творческого мышления, умение слушать, проводить самооценку, взаимооценку деятельности.

3.     Воспитывать уверенность в себе при презентации своих знаний, умений, навыков.

Ход урока:

1. Организационный момент.

На уроках физики  вы изучали тему «Последовательное и параллельное соединения проводников». Сегодняшний урок посвящен  повторению ранее изученных знаний и решению задач по изученной теме.

              Цель нашего урока:   - закрепить знания закономерностей последовательного и         параллельного соединения проводников, закрепить умения: читать и составлять электрические схемы, рассчитывать параметры электрических цепей.

             И закреплять ваши знания и умения мы будем через решения задач разных типов.

А для успешного решения задач необходимо хорошее знание теории, немного смекалки и простая арифметика. Домашнее задание вы получите в процессе урока.

В конце урока каждый из вас оценит  собственную деятельность на уроке и выставит оценку за свою работу! Ваши самооценки будут выставлены в журнал и вы докажите ее справедливость при решении заданий контрольной работы.

2. Повторение ранее изученного материала:

А) На интерактивной доске выведены две схемы. Прочтите их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже за шторкой – описание этих схем. Необходимо совместить стрелками законы последовательного и параллельного соединений.

Б) Найдите ошибку и объясните.

 

3. Решим задачу поэтапно:

На интерактивную доску выведена схема. Учащимся предлагается прочесть ее и решить вместе с учителем, поэтапно повторяя законы соединения проводников. Решение задачи спрятано шторкой и постепенно открывается.

4. Самостоятельная работа учащихся:

Задачи выведены по уровням на интерактивной доске. Предлагается учащимся выбрать свой уровень и решить задачу. Затем проверить решение по доске (решение спрятано за шторкой).

5. Итоги урока:

Проведем, используя физический диктант. На интерактивной доске представлены предложения. Учащимся предлагается заполнить пропуски.

6. Домашнее задание:

Повторить формулы последовательного и параллельного соединения проводников. Решить задачи, предварительно учителем подготовленные и распечатанные.

1.  Определите сопротивление участка цепи, при соединении в точках В и Д, если R1=R2=R3=R4=2 Ом

 

Изменится ли сопротивление участка цепи при соединении в точках А и С?

2.     Четыре одинаковые лампы сопротивлением 15 Ом каждая соединены так, как показано на рисунке, и, подключены к источнику постоянного напряжения 20 В. Как изменится накал каждой из ламп, если лампа  4 перегорит?

Дополнительная задача (распечатана отдельно) - выбирается по желанию учащимися:

Сопротивление каждого резистора по 2 Ом. Вопрос сформулируйте сами и решите задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока по физике в 8 классе

Тема: «Последовательное соединение проводников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока:

Урок ознакомления с новым материалом

Форма урока:

Интегрированный урок с элементами исследования и здоровьесбережения.

Цели урока:

1.Образовательная. Ознакомить учащихся с последовательным соединением потребителей тока; ввести закономерности последовательного соединения потребителей тока;

2. Развивающая. Развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение. Формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

3. Воспитательная. Развитие самостоятельности, взаимопомощи.

Задача урока.

Ввести  законы последовательного соединения проводников на основе имеющихся знаний об электрических величинах, научить решать задачи  на данное соединение проводников.

Материально-техническое оснащение.

Компьютер, мультимедийный проектор, карточки –подсказки, карточки с заданиями(на 2 варианта), презентация, источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода.

 

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Актуализация знаний учащихся. Повторение. «Деловая корзина» –6 мин.

III. Изложение нового материала – 16 мин.

IV. Закрепление изученного материала– 20 мин.

V. Домашнее задание. -1 мин.

V. Рефлексия. – 1 мин

 

 

Актуализация знаний

Повторим и вспомним:

- как измерить силу тока на участке цепи;

- как измерить напряжение на участке цепи;

- закон Ома.

Мы узнаем:

- какое соединение называется последовательным;

- какова сила тока в цепи, состоящей из последовательно соединенных проводников;

- каково напряжение в цепи, состоящей из последовательно соединенных проводников;

- как найти общее сопротивление цепи, состоящей из последовательно соединенных проводников.

 

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.       Организационный момент

Настраиваются на урок

II.    Актуализация знаний. «Деловая корзина»

Изучая тему «Электрический ток», мы встречались с целым рядом физических величин. Назовите их, пожалуйста?

 

- Сила тока; обозначается буквой - I; единица измерения - 1А; прибор для определения – амперметр; физический смысл - характеризует электрический ток.

- Напряжение; обозначается буквой - U; единица измерения - 1В; прибор для определения – вольтметр; физический смысл – характеризует электрическое поле.

- Сопротивление; обозначается буквой - R; единица измерения – 1Ом; физический смысл – характеризует проводник.

Физические величины: выражаются числом, их измеряют приборами, связь между ними выражается математическим соотношением. Физические величины сила тока, напряжение и сопротивление – связаны между собой законом. Каким же?

- Закон Ома.

 

Так как сопротивление характеризует проводник, значит, оно зависит от…

- Длины проводника, площади сечения проводника, удельного сопротивления проводника.

Что такое электрическая цепь?

 

- Различные соединения источников и потребителей электрического тока.

 

Простейшую электрическую цепь составляют…

-Источник, потребитель, ключ, провода.

Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного проводника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ их соединения, можно рассчитать общее сопротивление цепи. Расчеты сложных цепей сводятся к расчетам их участков, представляющих собой последовательное или параллельное соединение.

 

 

III. Изложение нового материала

Итак, тема нашего урока «Законы последовательного соединения проводников»

 

«Что такое последовательное соединение проводников? В чём его особенность?»

Вывод: (особенность последовательного соединения - отсутствуют разветвления: «конец» первого провода соединен с «началом» второго и т.д.)

 

Ученик: Последовательное соединение - это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.

Ученик: А ёще можно итак сказать, что это соединение когда один проводник следует за другим

Хорошо. Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения.

Какова сила тока в цепи, состоящей из последовательно соединенных потребителей тока?

- ток, протекающий через все лампочки (проводники) при последовательном соединении один и тот же (вывод лабораторной работы № 3);

 

Каково напряжение в цепи, состоящей из последовательно соединенных потребителей тока?

-при последовательном соединении проводников общее напряжение на всем соединении равно сумме напряжений на каждом проводнике (вывод лабораторной работы № 4).

 

Расчет силы тока, напряжения и сопротивления в цепи с последовательно соединенными проводниками

 

Для того чтобы нам можно было получить математические записи наших закономерностей, мы будем использовать закон Ома для участка цепи. Этот закон даст возможность получить закон для третьей электрической величины – сопротивление.

Итак, начнем. Исходя из полученного вывода лабораторной работы № 3, мы можем получить математическую запись закона токов для последовательного соединения проводников:

Iобщ = I1 = I2

Эту запись можно прочитать так:

Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.

Это и есть первый закон последовательного соединения проводников.

Вывод лабораторной работы № 4 даст возможность получить математическую запись закона напряжений при последовательном соединении проводников:

Uобщ = U1 + U2

Запишем формулировку этого закона:

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

Это второй закон последовательного соединения проводников.

Выведем ещё один закон – это закон сопротивлений. Для этого применим второй закон последовательного соединения проводников и закон Ома для участка цепи.

По закону Ома U = IR, значит второй закон последовательного соединения проводников запишется в другом виде:

IRобщ = IR1 + IR2 , так как Iобщ = I1 = I2 = const => Rобщ = R1 + R2

Мы получили третий закон последовательного соединения проводников – закон сопротивлений. Сформулируем его.

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи).

Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением R , т.е. R1 = R2 = R3 , то получим

Rобщ = R1 n

Качественная оценка этой формулы состоит в следующем: при последовательном соединении проводников как бы увеличивается длина проводника, включенного в цепь, что приводит к увеличению сопротивления. Это хорошо видно из формулы зависимости сопротивления проводника от его размеров и материала, из которого он изготовлен. R = pl/S

Заполнение таблицы (№1, №2)

Что будет, если одну лампу вывернуть?

 

- Если вывернуть одну лампу, то вторая тоже погаснет, т.к. цепь разомкнется.

Применение последовательного соединения проводников

Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель).

 

Какой можно сделать общий вывод сегодняшнего урока?

 

Мы получили три закона последовательного соединения проводников, которые будем применять для решения задач.

Физкультминутка.

Правила по ТБ при работе с электроприборами.

Выполнение физических упражнений

IV. Закрепление нового материала

А теперь я предлагаю вам несколько устных задач на закрепление сегодняшнего материала.

А наши консультанты в это время проверят справедливость законов последовательного соединения проводников на практике.

Два ученика собирают цепь и анализируют полученные данные.

Остальные решают задачи.

1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А.

Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (4 А)

 

При последовательном соединении сила тока везде одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 4А.

2. В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы.

Какое напряжение на каждой лампе. (40 В)

 

При последовательном соединении общее напряжение будет равно сумме напряжений на участках цепи. Так как лампы одинаковые, то 120:3=40В

3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (4000 Ом)

 

При последовательном соединении общее сопротивление будет равно сумме сопротивлений на участках цепи, если лампы имеют одинаковое сопротивление, то 400∙10=4000Ом.

Вы готовы решать более сложные задачи.

Для начала разберём задачу с ваших карточек.

Найти напряжение на каждом резисторе, если вольтметр показывает напряжение 12В.

 

Заполняют карточки (№3)

Решение.

1). Rобщ.=R1+R2=2Ом+4Ом=6Ом

2).по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=12В/6Ом=2А

3). Iобщ.= I1= I2=2А

4). Из закона Ома U1=IR1=2А∙2Ом=4В

    U2=IR2=2А∙4Ом=8В или U2=Uобщ.-U1=12В-4В=8В,

т.к. Uобщ = U1 +U2.

Ответ: U1 =4В, U2 =8В

 

Задача №1

Дано: U1=10В, R1=5Ом, R2=3Ом. Найти: R0, I.

Решение.

R0= R1 + R2=5Ом+3Ом=8Ом

I= U1/ R1=10В/5Ом=2А

Ответ: 8Ом, 2А.

Задача №2

Дано: U0=12В, R1=10Ом, R2=2Ом. Найти: R0, I.

Решение.

R0= R1 + R2=10Ом+2Ом=12Ом

I= U0/ R0=12В/12Ом=1А

Ответ: 12Ом, 1А.

Задача №3

Дано: U1=8В, U2=4В R1=4Ом.. Найти: R2, I.

Решение.

I= U1/ R1=8В/4Ом=2А

Iо.= I1= I2=2А

R2= U2/ I=4В/2А=2Ом

Ответ: 2Ом, 2А.

Самоконтроль. Работа в парах.

Тесты по карточкам с последующей проверкой.

Задание на дом

 

Рефлексия. Выставление оценок

Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

 

 

Урок физики в 8 классе по теме

 «Смешанное соединение проводников»

 

Цель: закрепить знания учащихся о различных соединениях проводников;

сформировать их умения решать задачи на применение закона Ома при  смешанном соединении;

продолжить развивать навыки самоконтроля, обучения на доверии;

познакомить учащихся с смешенным соединением потребителей тока.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: демонстрационный планшет смешанного соединения трех одинаковых лампочек, компьютер, видеопроектор, буклеты на каждого ученика.

   Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент: (Приветствие, знакомство, формулировка темы и цели урока)

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Все посмотрите на меня своими красивыми глазами. Успокойтесь, скажите сами себе: «Я самый умный человек на свете, у меня все получится!».

 

II.                Актуализация знаний.

 

Учитель: В начале занятия  давайте проведем физическую разминку и заполним таблицу, сетка  которой нарисована на листе буклета.

Необходимо вписать утверждения в соответствующую графу.

 

Итак! «Проверь Себя»!

Последовательное соединение

Параллельное соединение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         сила тока в любых частях цепи одна и та же: I=I1=I2=I3=…;

·         полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на ее участках: U=U1+U2+U3+…;

·         напряжение на концах разных проводников одно и то же: U=U1=U2=U3=…;

·         общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных проводников: R=R1+R2+R3…;

·         сила тока в цепи равна сумме сил токов в отдельных ее участках: I=I1+I2+I3+…;

·         общее сопротивление цепи меньше сопротивления любого из ее участков: 1/R=1/R1+1/R2+1/R3+….

 

(учащиеся вписывают утверждения в соответствующие графы, затем сдают один экземпляр учителю, второй проверяют с помощью слайда и   оценивают свои ответы. Оценки выставляют на листе «Контроль знаний»)

 

Учитель. Итак, все закончили работу. Какие оценки поставили вы себе?

 

III. Изучение нового материала.

 

Учитель. В практике часто применяется смешанное соединение проводников.

Смешанное соединение это – сочетание последовательного и параллельного соединения проводников электрической схемы.

Рассмотрим планшет, где три одинаковые лампы соединены по схеме, приведенной

на рис. 1:

 

 

 

 

 

 

 


  

  Как будут гореть лампы при включении их в сеть с напряжением, на которое рассчитана каждая лампа?

Ученик: Первая лампа будет гореть ярче, чем вторая и третья.

Учитель: Как будет изменяться накал каждой из ламп, если эти лампы поочередно выключать?

Ученик. Если выключить лампу 1, цепь разомкнется и лампы погаснут.

Учитель: Если выключить лампу 2 или 3, оставшиеся лампы будут включены последовательно с 1-ой лампой, они будут гореть с неполным накалом.

Ответы проверяем на опыте.

Активные ученики получают оценки и выставляют себе в лист контроля.

 

Учитель: Как же рассчитывать общее сопротивление при смешанном соединении проводников.

Составляем вместе с учащимися алгоритм расчета сопротивления, на примере следующей задачи: три резистора, сопротивления которых R1=3 Ом; R2=2 Ом, R3=8 Ом соединены по схеме, приведенной на рис.2,а.

1.      В электрической цепи сначала найдите резисторы, соединенные друг с другом либо параллельно, либо последовательно.

 

 

Рис.2,а                                                                 Рис.2,б

 

 

 

 

 

 

 

 


Ученик: Как видно из рис.2,а. резисторы R2 и R3 соединены параллельно.

2.      Учитель: Определите их общее сопротивление R01

Ученик: Общее сопротивление при параллельном соединении:

 

      R23 = R2*R3/(R2+R3);   R23 =2*8/(2+8) = 1,6 Ом.

 

3.      Учитель: Запишите резисторы R2 и R3 эквивалентным резистором R01 (получается более простая схема).

4.      Учитель: затем определите общее сопротивление участка R02, на котором иные сопротивления соединены с R01 только последовательно или только параллельно, общее сопротивление цепи:

R0=R1+R23;    R0=3+1,6=4,6 Ом.

Как найти распределение сил токов и напряжений в цепи?

1.      Вы должны еще раз проанализировать схему, которую вам предложили.

2.      Если на каком-то участке даны две величины, то найдите третью величину, используя закон Ома.

3.      Затем в зависимости от вида соединения найдите неизвестные величины.

Усложним предложенную задачу: Подключим к резистору R3 амперметр, который будет показывать силу тока в цепи I3=2 А найдем напряжение U3 по закону Ома:

                        U3=I3*R3;       U3=2А*8 Ом=16В

Резисторы R2 и R3 соединены параллельно, отсюда напряжение на концах резисторов одно и то же: U2=U3=16В               U2=I2*R2       отсюда   I2=U2/R2; R2=2 Ом. I2=16В/2 Ом = 8А.

 

При параллельном соединении сила тока в цепи равна сумме сил токов в отдельных ее участках:

I2,3=I2+I3;       I2,3=8А+2А=10А

 

  Рассмотрим рис.2,б.

Далее I1 = I2,3 = 10А, т.к. при последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же.

Отсюда          U1=I1*R1, где R1=3 Ом

                        U1=10А*3 Ом=30В

Учитель: Настало время проверить, как вы усвоили новый материал. У каждого из вас на парте лежат буклеты и две таблички, в которые вы должны внести ответы. Одну из них подпишите и сдаете на проверку.

 

 

IV. Самостоятельная работа.

(Формирование навыков и контроль знаний)

Вариант 1:                                                       Вариант 2:

         R1=2 Ом, R2=3 Ом, R3=5 Ом            R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=3 Ом, R4=1 Ом;                 I1=6 А                                                                    I2=2А     

 

 

 


                                                

 

 

 

 


 

На оценку «4» найдите R0;

На «5» найдите распределение сил токов и напряжений в цепи.

После выполнения самостоятельной работы и сдачи табличек учителю, высвечивает на экране правильные ответы с помощью видеопроектора.

 

V. Домашняя работа.

Ст.117. упр.25  №=5.

 

VI. Итоги урока:

(Релаксация)

 

-          С чем познакомились на уроке?

-          Что называется смешанным соединением?

-          Как рассчитывать общее сопротивление при смешанном соединении проводников?

 

Выставление оценок

ХОЧЕТСЯ  ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБ   ВСЕ   НАУКИ

О ПРИРОДЕ, К КОТОРЫМ ВЫ УЖЕПРИОБЩИЛИСЬ

        ГЕОГРАФИЯ,  БИОЛОГИЯ, ФИЗИКА И ХИМИЯ,

НЕ ОСТАЛИСЬ У ВАСВ ПАМЯТИ ОТДЕЛЬНЫМИ

«КНИЖКАМИ», А СЛИЛИСЬ В МНОГОГРАННУЮ

КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ.

 

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

 

 

Цели урока:

 

  1. обучающая: повторить и закрепить законы постоянного тока и последовательного и параллельного соединения проводников;
  2. развивающая: познакомить ребят с рациональным способом решения задач на смешанное соединение проводников;
  3. воспитательная: вовлекать учащихся в активную творческую деятельность на уроке, воспитывать культуру общения на уроке и при изложении собственных мыслей.

 

На столах перед учениками: листочки с заданиями на урок и самостоятельной работой.

На демонстрационном столе: источник постоянного тока , демонстрационный вольтметр, резистор с известным сопротивлением , проводник с неизвестным сопротивлением , соединительные провода.

На доске: тема урока, слева сбоку эпиграф урока (см. ниже), схема задачи №1, незаполненная таблица решения, справа – домашнее задание, на обороте доски – коды правильных ответов теста, экран для показа слайдов.

 

Ход урока:

 

                               I.      Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас готовыми к уроку. Очень рассчитываю на нашу совместную плодотворную работу и надеюсь, что с этого урока вы уйдёте ещё больше полюбившими физику. Сегодня мы с вами окунёмся в мир задач, а именно, задач на законы постоянного тока, последовательного и параллельного соединения проводников. Поэтому девизом урока я выбрала слова выдающегося итальянского физика Энрико Ферми: «Учащийся знает физику, если он умеет решать задачи».(Об этом учёном вы ещё узнаете в старших классах).

А вы любите решать задачи по физике? Я поделюсь с вами некоторыми секретами, которые помогут вам в дальнейшем при их решении. Итак, цели нашего сегодняшнего урока, это повторить законы постоянного тока, решить несколько задач и даже провести небольшой эксперимент. Все готовы? Тогда начинаем!

 

 

                            II.      Повторение ранее пройденного материала и подготовка к основному этапу урока.

Отвечаем устно на вопросы:

1)      Что такое электрический ток?

2)      Какие физические величины, характеризующие электрическую цепь и ток в ней, вам известны?

3)      В каких единицах они измеряются?

4)      А какими приборами?

5)      Как эти приборы включаются в цепь?

6)      Каким знаменитым законом связаны эти величины?

7)      Выразим из него напряжение и сопротивление.

8)      Какие типы соединения проводников вам известны?

А теперь вспомним, как они выглядят и какие формулы мы используем при последовательном и параллельном соединении проводников.

(Продолжаю устный опрос с использованием компьютерной презентации, после открытия нажать «обзор» → «во весь экран»)

Молодцы! Вы хорошо поняли эту тему, поэтому можно смело переходить к решению задач.

 

                         III.      Решение задач.

Перед вами на столах листочки с заданиями. Пишем прямо на них, а затем, дома, вы перепишете всё себе в тетрадь. Читаем первую задачу. Давайте рассмотрим схему на доске.(Выясняем, на каких участках цепи какие соединения и какие законы выполняются: резисторы R1 и R4 соединены последовательно, в них одинаковая сила тока, а R2 и R3 – параллельно, на них равные напряжения.) Кто-нибудь желает к доске?(Ученик выходит, и решает задачу традиционным способом)

 

Дано:

Решение:

R1=2 Ом

R2=10 Ом

R3=15 Ом

R4= 2 Ом

I3=2 А

U3=I3R3=2А·15Ом=15В, поскольку R2 и R3 соединены параллельно, то:

U2=U3=30В  →  I2=U2/R2=30В/10Ом=3А, т.к. R1 и R4 последовательны:

I1=I4= I2+I3=3А+2А=5А; U1=I1R1=5А·2Ом=10В и U4=I4R4=5А·2Ом=10В.

Тогда: Uобщ=U1+U23+U4=10В+30В+10В=50В

            Rобщ= Uобщ/ Iобщ=50В/5А=10Ом.

    I1-? I2-?

I4-? U1-?

U23-? U4-?

 

 

 

             Ответ: I1=5А,  I2=3А, I4=5А, U1=10В, U23=30В, U4=10В.

Полученное нами решение можно записать в виде таблицы:

 

А)   

R,Ом

I,А

U,В

1

2

 

 

2

10

 

 

3

15

2

 

4

2

 

 

общ

 

 

 

Б)   

R,Ом

I,А

U,В

1

2

 

 

2

10

 

30

3

15

2

30

4

2

 

 

общ

 

 

 

В)   

R,Ом

I,А

U,В

1

2

 

 

2

10

3

30

3

15

2

30

4

2

 

 

общ

 

 

 

 

 

 

Г)   

R,Ом

I,А

U,В

1

2

5

 

2

10

3

30

3

15

2

30

4

2

5

 

общ

 

 

 

Д)   

R,Ом

I,А

U,В

1

2

5

10

2

10

3

30

3

15

2

30

4

2

5

10

общ

 

 

 

Е)   

R,Ом

I,А

U,В

1

2

5

10

2

10

3

30

3

15

2

30

4

2

5

10

общ

10

5

50

 

( Показываю на доске, как заполнять таблицу.) Для определения одной из величин необходимо знать значения двух других. После внесения данных сразу видно, что можно рассчитать U3 . А U2= U3, и считаем I2. Складываем I2 и I3 – получаем I1 и I4. Остаётся найти U3 и U4. Последним действием  рассчитываем общие значения напряжения, силы тока и общее сопротивление цепи.  (Ученики самостоятельно заполняют таблички на своих листах) Согласитесь, ребята, что этот способ очень удобен, он не даст вам заблудиться и на каждом этапе подскажет путь решения задачи.

А теперь, давайте проанализируем  полученное решение. Обратите, пожалуйста, внимание на 1 и 4 строки таблицы, они одинаковые: сопротивления одинаковые по условию, а сила тока? (Потому что последовательно соединены.) Напряжения? (Так как равны сопротивления и сила тока.) А если R1 и R4 не были бы равны? Правильно, тогда на резисторе большего сопротивления будет больше напряжение. Вот мы и подошли ко второй задаче.

 

                          IV.      Экспериментальное задание.

Прочитаем условие задачи. Давайте подумаем, как нужно соединить эти резисторы? (последовательно) Что при таком соединении у них будет одинаковым? (сила тока) Выразим по закону Ома I1 и I2:

     

Во сколько раз большее напряжение покажет вольтметр на проводнике с неизвестным сопротивлением во столько же раз оно будет больше известного. Может быть кто-то хочет самостоятельно начертить  схему на доске? (Рисуем схему на доске и рабочих листах). А кто сможет её собрать и провести измерения? (Собираем схему и измеряем значения напряжений на известном и неизвестном сопротивлениях. Рассчитываем по найденной формуле Rx.)

Молодцы! Вы практически самостоятельно придумали способ измерения неизвестного сопротивления.

 

                             V.      Закрепление. Самостоятельная работа.

А теперь я хочу проверить, как вы хорошо поработали на уроке и что запомнили. Возьмите в руки листочки с самостоятельной работой, напишите свою фамилию в окошке и решите любые 3 задачи, которые вам по силам. Коды правильных на ваш взгляд ответов ставим в соответствующие клеточки. Баллы подсчитаем при проверке.

(даю 10 минут на выполнение работы)

Закончили. Поменялись листочками с соседом и приступаем к проверке. (открываю доску или плакат с кодами правильных ответов и баллами) Ставим такую оценку, сколько набрали баллов и сдаём листочки.

 

                          VI.      Подведение итогов урока.

Как замечательно мы сегодня поработали! Давайте поведём итоги.

1)      Какие понятия и законы мы успели повторить?

2)      Какие задачи решили?

3)      Понравился вам способ, который мы применили для решения задачи на смешанное соединение проводников?

4)      Стали ли вам понятнее задачи такого типа?

5)      Вы будете в дальнейшем его использовать?

6)      Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?

7)      Эти знания вам нужны, полезны?

8)      Как вы, ребята, оцениваете нашу совместную работу, а свою собственную?

9)      Что вам больше всего понравилось на уроке?

Я тоже, в свою очередь, хочу поставить оценки тем, кто наиболее активно помогал мне. (ставлю оценки)

                       VII.      Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание у вас на рабочих листах, кроме того, вам предстоит аккуратно переписать всё с рабочего листа в свою тетрадь.

                    VIII.      Заключение.

Спасибо, вам, ребята, за работу! Урок окончен, до свидания!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по физике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Данная разработка к уроку физике в 8 классе. При проведении урока очень помагает, можно одновременно проводить оценивание каждого этапа урока. Давольно доступно приводятся примеры смешанного соединения проводников. Так же предоставленно схематически какие виды соединения проводников существуют. Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь. 

 При помощи таблицы можно распределить виды деятельности учителя и учеников. Приведены примеры решения задачь на смешанные виды соединения проводников. 

 Данный тип урока рекамендован для повторения и обобщения материала по этой теме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 629
    • DOCX 5.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фадеева Галина Эдуардовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фадеева Галина Эдуардовна
    Фадеева Галина Эдуардовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 9466
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 568 человек

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе