Главная / Биология / Разработка урока по биологии в 9-м классе по теме : Модификационная изменчивость.

Разработка урока по биологии в 9-м классе по теме : Модификационная изменчивость.

hello_html_m63fe9f70.gifhello_html_49358a26.gifhello_html_m48b41d9.gifУрок №1.

Тема: 3.11. Модификационная изменчивость.

Цель: расширить знания учащихся о выявлении факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о модификационной изменчивости и дать понятия «норма реакции», «вариационная кривая», «вариационный ряд»

Развивающие: уметь конкретизировать основные понятия и работать с учебником

Воспитательные: воспитывать аккуратное введение тетради и продолжить формирование логического мышления

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица «Модификационная изменчивость»

Новые знания: норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая.

Опорные знания: генетика, изменчивость, наследственность, генотип, фенотип.

Литература: А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» «Дрофа»- 2009год.


Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I организационный момент.

Ребята, приведите рабочее место в порядок. Успокоились. Здравствуйте, присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует? Кто дежурный?


II проверка ЗУН.

Урок мы начнем с повторения пройденного материала.

1)Ребята, какие хромосомы называются аутосомами, а какие половыми?

2) Скажите, какие организмы называются гомогаметными, а какие гетерогаметными?

3) У каких видов животных женская особь гомогаметна, а мужская гетерогаметна?

4) Скажите, у каких видов мужская особь гомогаметна, а женская особь наоборот гетерогамна?

5) У каких представителей животных у мужской особи только одна половая хромосома – ОХ, а женская особь гомогаметна?

6) Ребята, скажите мне, что такое сцепление гена с полом? Приведите пример.

7)Дайте определение термину генетика.

8) Наследственность- это…

9) Каким способом передаются наследственные признаки?

10) Дайте определение термину изменчивость.


























III сообщение темы и задач урока.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Модификационная изменчивость». Цель урока расширить знания о выявлении факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов.


IV изучение нового материала.

Как мы уже и повторили, живые организмы имеют одно из главных свойств: изменчивость.

Если размножить куст земляники усиками (т.е. вегетативным путем как мы знаем это вид бесполого размножения, при котором участвует только одна особь), то все дочерние организмы будут иметь одинаковый генотип(генотип- это совокупность всех генов данного организма, которая характеризует особь, а не вид). Однако фенотип (фенотип- это совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, приобретенных в результате онтогенеза) этих дочерних организмов могут сильно отличаться друг от друга: по размеру растения, интенсивности жилкования и площади поверхности листовой пластинки, размеру ягод и количеству семян и так далее. У животных такими признаками могут служить: окраска и густота шерсти, окраска глаз, молочность и плодовитость. Ребята, а из-за чего возникают такие фенотипические различия?

Различия у организмов с одинаковым генотипом связаны с тем, что проявление отдельных генов и генотипа зависит от условий окружающей среды. Например если две коровы одного и того же вида содержать в различных условиях то и количество удоя будет различным. Естественно, если одну корову больше кормить и ухаживать, то молочность и жирность у нее будет выше, чем у той, которая содержалась в худших условиях. Или же в случае с земляникой фенотипические различия могут возникнуть, если степень увлажненности почвы на одном участке больше чем на другом, освещенность для одного куста больше чем для другого, почва на одном участке интенсивней обогащена кислородом, чем на другом участке.

Такие изменения организмов, которые не затрагивают генотип и поэтому не передаются следующему поколению, называются модификациями. А этот тип изменчивости модификационной. Запишем эти термины в тетради. Чаще всего модификациям подвержены количественные признаки: вес, рост, плодовитость и т. д..

На таблице на доске мы посмотрим на модификационную изменчивость листьев лавровишни.

Лавровишня это вечнозеленое растение, вид подрода Вишни, рода Сливы. Широко используется в живых изгородях, народной медицине. Растет в теплых областях Евразии и Америки.

Один лист представленный на таблице имеет длину листовой пластинки 6см, следующие 7см, 7.4см, 8.2см … 11см. А зачем такая разная длина листовой пластинки? Этот ряд одного лишь признака, в данном случае длины листовой пластинки, называется вариационным рядом. Вариационный ряд записывается от меньше к большему, либо наоборот. Мы внесем данные в таблицу от меньшего к большему.

№листа

1

2

3

4

5

6

Длина листа, см

7

7.4

8.2

8.5

9.1

11

На этих сведениях мы построим вариационную кривую.

На оси Х будет № листовой пластинки, на оси У длина листовой пластинки.















Эта кривая будет называться вариационной кривой. И так, запишите в тетради, вариационным рядом называют последовательность количественных показателей проявление состояний определенного признака, расположенных их в порядке возрастания или убывания. Вариационная кривая- это графическое изображение изменчивости определенного признака иллюстрирующее как размах изменчивости.

Пределы модификационной изменчивости какого- либо признака называют нормой реакции. На странице 118 написано, что у одних признаков норма реакции очень широка (например, настриг шерсти овец, вес быков, плодовитость кроликов), а другие признаки характеризуются узкой нормой реакции (например, окраска шерсти у кроликов). У гороха всходы появляются в температурных пределах +2...44 "С, а у тыквы — +14...46 "С.


V закрепление.

И так, наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определенных условиях.

Запишем в тетради основные признаки модификационной изменчивости:

  1. Модификационная изменчивость не передается по наследству

  2. Модификационная изменчивость проявляется у многих особей вида и зависят от действия на них условий среды.

  3. Возможны только в пределах нормы реакции.

На закрепление будет маленькая самостоятельная работа. Два варианта, работа тестовая с одним правильным ответом (см.приложение №1). Напишите свою фамилию, имя и вариант.

Ответы:

Вариант1: 1-г

2-б

3-б

4-а

5-б

Вариант2; 1-г

2-в

3-в

4-а

5-б


VI подведение итогов и оценивание.

Сегодня мы с вами изучили модификационную изменчивость и ее характеристики.


VII домашнее задание.

§ 3.11

Придумать примеры модификационной изменчивости, записать в тетрадь.



Приложение №1.

Вариант 1.

1.Как называется модификационная изменчивость?

а) наследственная

б) комбинативная

в) индивидуальная

г) ненаследственная

2.Чем характерны признаки при модификационной изменчивости?

а) могут быть полезными и вредными

б) зависят от окружающей среды

в) являются доминантными и рецессивными

г) возникают внезапно

3.Появление какого признака нельзя отнести к модификационной изменчивости?

а) масса семян фасоли

б) окраска белой вороны (альбинизм)

в) рост учащихся одного класса

г) размер диаметра клубней картофеля

4.Пределы модификационной изменчивости называются:

а) нормой реакции

б) корреляциями

в) модификациями

г) мутациями

5.Характерной особенностью модификационной изменчивости являются то, что она:

а) возникает случайно

б) образует ряды изменчивости признака, не наследуются ,но можно управлять

в) не зависят от условий среды

г)индивидуальная

Вариант 2.

1.Модификации -это изменения:

а) генотипа организма

б) числа хромосом в клетках организма

в) среды обитания организма

г) фенотипа организма

2.Как называется графическое выражение характера изменчивости признака?

а) вариационный ряд

б) норма реакции

в) вариационная кривая

г) модификация

3.Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный материал, называется…

а) генотипической

б) комбинативной

в) модификационной

г) мутационной

4.Модификационная изменчивость в отличие от мутационной изменчивости:

а) обычно проявляется у большинства особей

б) характерна отдельным особям вида

в) связана с изменением генов

г) носит наследственный характер

5.Примером какого явления является следующее: «У гороха всходы появляются в температурных пределах +2 -+44ºС» ?

а) корреляции

б) нормы реакции

в) мутации

г) модификации











1) Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и называются аутосомами, а одна единственная пара, которая различна у самок и самцов называется половой хромосомой.

2) Гомогаметные организмы это такие организмы, у которых половые хромосомы состоят из одинаковых гамет, ХХ. У гетерогаметных организмов половые хромосомы состоят из двух разных гамет, ХУ.

3) Женская особь гомогаметна, а мужская гетерогаметна у многих млекопитающих (у человека в том числе), червей, ракообразных, многих земноводных, рыб и большинства насекомых.

4) Это встречается у птиц, рептилий и некоторых рыб.

5) У самцов пчел и кузнечиков мужская особь имеет одну половую хромосому.

6) Сцеплением гена с полом называют ген расположенный в половой хромосоме. Например, у человека в Х-хромосоме расположен доминантный ген (Н), определяющий нормальное свертывание крови.

7) Генетика- это наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

8) Наследственность- это свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующему поколению.

9) Наследственные признаки передаются через хромосомы (ДНК). Процесс мейоза.

10) Изменчивость- это свойство живых организмов приобретать в процессе онтогенеза новые признаки и свойства.



31.01.12

§3.11«Модификационная изменчивость»





























Такие фенотипические различия возникают из-за различных внешних факторов.























Модификация- это изменения организмов, которые не затрагивают генотип, в следствии чего не они не передаются по наследству. Модификационная изменчивость- это изменчивость фенотипа, которая не передается по наследству.









Такая разная длина листовой пластинки из-за влияния разных факторов окружающей среды.







Ученики зарисовывают в тетради таблицу и кривую.























Вариационным рядом называют последовательность количественных показателей проявление состояний определенного признака, расположенных их в порядке возрастания или убывания. Вариационная кривая- это графическое изображение изменчивости определенного признака иллюстрирующее как размах изменчивости.



























Ученики решают тесты письменно в тетрадях.











1 мин.






10мин.

















































1мин.








25мин.























































































































6мин.













.




















































































1мин.




1мин.










Разработка урока по биологии в 9-м классе по теме : Модификационная изменчивость.
  • Биология
Описание:

Хочу поделиться конспектом урока на тему "Модификационная изменчивость". Данная разработка может быть использована  на уроке биологии в 9-м классе. Цель этого урока: расширить знания учащихся о выявлении факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организма. Задача урока :сформировать знания о модификационной изменчивости, уметь конкретизировать основные понятия и формировать логическое мышление. В ходе урока детям в доступной форме преподносятся знания о модификационной изменчивости. Применяются практические знания , а также выполнение лабораторной  работы, которая  позволяет самим детям усвоить новую тему.

Автор Муллаянова Зульфия Камиловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1326
Номер материала 38959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓