Главная / Биология / Разработка урока по биологии в 7 классе на тему "Организация многоклеточных"

Разработка урока по биологии в 7 классе на тему "Организация многоклеточных"

Название документа 30. Организация многоклеточных. Губки..docx

Урок 30. Организация многоклеточных. Губки.

Цель: рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных. Рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности. Показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

- познакомиться с организацией многоклеточных животных

- определить значение возникновения многоклеточности в ходе эволюции

- дать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности губок

-продолжить формирование умений ставить и решать проблемные вопросы, конкретизировать основные понятия


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

  2. Актуализация

-Скажите, с какими животными познакомились на прошлом уроке? (одноклеточными).

-Каковы основные признаки этой группы организмов? (тело состоит из одной клетки, водная среда обитания)

-Назовите представителей простейших (амёба, эвглена зелёная, инфузория)

  1. Проверка выполнения домашнего задания

-Амёбы передвигаются при помощи ……..(ложноножек, псевдоподий)

-В состав пищи инфузорий – туфелек в основном входят……(бактерии)

-При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ……..(цисты)

-Инфузория – туфелька передвигается при помощи ……..(ресничек)

-Фотосинтез у эвглены зелёной происходит ……….(в хлоропластах)

-Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории – туфельки через ...(порошицу)

-Кислород в цитоплазму простейших поступает через ……(всю поверхность тела)

-Простейшие размножаются путём …..(деления клетки)

  1. Формирование новых знаний

Слайд 1. Сегодня мы переходим к изучению подцарства многоклеточные животные. (Записать число и тему урока в тетрадь). Поставьте рядом с датой цифру от 1до 5, характеризующую ваше настроение на данный момент

Как вы понимаете многоклеточные?

Слайд 2. Царство Животные включает 2 подцарства: Одноклеточные с которыми мы познакомились на прошлом уроке и Многоклеточные. Они состоят из множества клеток, и клетки специализированы по выполняемым функциям.

Слайд 3. (записать в тетрадь)

  • Тело многоклеточных животных состоит из множества клеток, выполняющих различные функции.

  • Группы клеток, выполняющие сходные функции, формируют ткани и органы



Слайд 4.

Многоклеточные подразделяются на две большие группы:

Беспозвоночные – двухслойные животные с лучевой симметрией, тело которых образовано двумя тканями: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и эктодермой, выстилающей тело изнутри, - это губки и кишечнополостные. К ним также относятся плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие.

Хордовые - все животные имеющие осевой скелет, хорду или позвоночный столб. Это бесчерепные (ланцетники), черепные или позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).

Слайд 5.

Процессы возникновения многоклеточных животных изучал русский ученый Илья Ильич Мечников (1845–1916). Примечательно, что самой первой его научной работой, подготовленной еще в гимназии, стала статья «Некоторые факты из жизни инфузорий». Изучая простейших, губок, гидр, медуз и других водных беспозвоночных во время учебы в Харьковском университете, работы в Одессе и на Средиземном море, И.И. Мечников открыл существо, признанное исходной формой многоклеточных животных. Это была покрытая ресничками двуслойная личинка гидры, очень сходная с колонией жгутиковых, каждая из клеток которой питается самостоятельно (захватывает пищевые частицы и переваривает их), что дало повод ученому назвать предполагаемого предка многоклеточных организмов фагоцителлой («пожирательницей»).

Слайд 6.

Классификация губок

Известковые – Губки, имеющие известковый скелет, обитающие на мелководье морей и океанов. Окраска желто-серая.



Обыкновенные - Губки, имеющие кремниевый скелет. Окраска разнообразная. Могут достигать размеров до 1 метра.

Стеклянные - глубоководные формы губок высотой до 50 см. Скелетные иглы содержат кремний. Окраска тела – белая, серая, жёлтая или коричневая.

Слайд 7.

Сходное строение имеют взрослые губки, также напоминающие двуслойный мешок, внутренний слой которого (эндодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи из воды, втягиваемой внутрь через поры.



Слайд 8.

Многоклеточные водные животные, главным образом морские, неподвижно прикрепленные ко дну или подводным предметам.



Слайд 9.

Тело губок построено из разнообразных клеток, выполняющих разные функции, и межклеточного вещества.



Слайд 10.

Наружный слой – эктодерма.

Внутренний слой – энтодерма – построен из жгутиковых клеток.

Эти клетки захватывают пищу, которая затем переваривается у них внутри.

Следовательно, пищеварение у губок внутриклеточное, пищеварительной системы еще нет.

Между наружным и внутренним слоями находится студенистое вещество – мезоглея.

В ней разбросаны разные по функциям клетки:

- амебовидные, которые служат для пищеварения

  • зрелые и незрелые гаметы

  • скелетобласты, образующие скелет



Слайд 11.

Почти у всех губок минеральный скелет.

Есть губки, имеющие органический скелет.

Иглы имеют разнообразную форму и размеры.



Слайд 12.

Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем.

У них хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений

Слайд 13.

В природе губки играют существенную роль как биофильтраторы.

Многочисленные колонии губок, участвующих в биологической очистке воды, развиваются в водоемах со значительным органическим загрязнением.



Слайд 14.

Практическое значение губок невелико.

Ряд морских губок, получивших название туалетных, с древнейших времен добывают со дна моря и после высушивания применяют для мытья.



Слайд 15.

В наших пресных водах встречается губка Бодяга, образующая наросты на подводных предметах.

Ее используют в народной медицине как наружное противоревматическое средство и для отбеливания и очищения кожи.



  1. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

1.Какова основная особенность строения тела губок?

2.Можно ли утверждать, что губки – многоклеточные животные?

3.Каково значение губок для сообщества водных животных и рыбоводства?

4.Как человек использует животных данного типа?


Отгадайте кроссворд

Кроссворд «Беспозвоночные. Тип Губки»


1. Глубоководные формы губок высотой до 50 см. Скелетные иглы содержат кремний. Окраска тела – белая, серая, жёлтая или коричневая.

2. Закономерное, правильное расположение частей тела относительно центра у многоклеточных животных.

3. Губки, имеющие известковый скелет, обитающие на мелководье морей и океанов. Окраска желто-серая.

4. Образ жизни животного, когда оно прикреплено неподвижно к субстрату (каменное дно или крупный предмет).

5. Губка, используемая человеком в медицине для лечения ревматизма, ушибов, синяков.

6. Губки, имеющие кремниевый скелет. Окраска разнообразная. Могут достигать размеров до 1 метра.

7. Одноклеточная водоросль, встречающаяся в цитоплазме губок обеспечивающая ее кислородом.

8. Клетки, выполняющие индивидуальную функцию.

9. Скелетные образования, имеющиеся в студенистом веществе тела губок.


6. Итог урока

А теперь подведем итог урока. Домашнее задание указано на доске стр 99-102.

(озвучивание оценок, выставление оценок за урок самостоятельно в дневник, учитель только расписывается)


7.Рефлексия

В начале урока, вы оценили свое настроение. Я хочу, чтобы сейчас вы сделали это еще раз, и сравнили, как изменилось ваше настроение. Почему?




Название документа 7adda6c7dee37a4b0d77e91c0bed4e90.pptx

Многоклеточные животные
Многоклеточные животные Тело многоклеточных животных состоит из множества кле...
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Беспозвоночные – двухслойные животные с лучевой симметрией, т...
Процессы возникновения многоклеточных животных изучал русский ученый Илья Иль...
Губки Имеют вид мешка или глубокого бокала, основанием прикрепленного к субст...
Губки Многоклеточные водные животные, главным образом морские, неподвижно при...
Клеточное строение губок Тело губок построено из разнообразных клеток, выполн...
Наружный слой – эктодерма. Внутренний слой – энтодерма – построен из жгутиков...
Скелет Почти у всех губок минеральный скелет. Есть губки, имеющие органически...
Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем. У них хорошо выраже...
В природе губки играют существенную роль как биофильтраторы. Многочисленные к...
Практическое значение губок невелико. Ряд морских губок, получивших название ...
В наших пресных водах встречается губка Бодяга, образующая наросты на подводн...
Ответьте на вопросы: 1.Какова основная особенность строения тела губок? 2.Мож...
Домашнее задание Изучить текст учебника на стр. 99-102
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Многоклеточные животные
Описание слайда:

Многоклеточные животные

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Многоклеточные животные Тело многоклеточных животных состоит из множества клеток
Описание слайда:

Многоклеточные животные Тело многоклеточных животных состоит из множества клеток, выполняющих различные функции. Группы клеток, выполняющие сходные функции, формируют ткани и органы.

№ слайда 4 МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Беспозвоночные – двухслойные животные с лучевой симметрией, тело
Описание слайда:

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Беспозвоночные – двухслойные животные с лучевой симметрией, тело которых образовано двумя тканями Хордовые - все животные имеющие осевой скелет, хорду или позвоночный столб

№ слайда 5 Процессы возникновения многоклеточных животных изучал русский ученый Илья Ильич
Описание слайда:

Процессы возникновения многоклеточных животных изучал русский ученый Илья Ильич Мечников (1845–1916). Примечательно, что самой первой его научной работой, подготовленной еще в гимназии, стала статья «Некоторые факты из жизни инфузорий». Изучая простейших, губок, гидр, медуз и других водных беспозвоночных во время учебы в Харьковском университете, работы в Одессе и на Средиземном море, И.И. Мечников открыл существо, признанное исходной формой многоклеточных животных. Это была покрытая ресничками двуслойная личинка гидры, очень сходная с колонией жгутиковых, каждая из клеток которой питается самостоятельно (захватывает пищевые частицы и переваривает их), что дало повод ученому назвать предполагаемого предка многоклеточных организмов фагоцителлой («пожирательницей»).

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Губки Имеют вид мешка или глубокого бокала, основанием прикрепленного к субстрат
Описание слайда:

Губки Имеют вид мешка или глубокого бокала, основанием прикрепленного к субстрату, а отверстием (устьем) обращенного кверху.

№ слайда 8 Губки Многоклеточные водные животные, главным образом морские, неподвижно прикре
Описание слайда:

Губки Многоклеточные водные животные, главным образом морские, неподвижно прикрепленные ко дну или подводным предметам.

№ слайда 9 Клеточное строение губок Тело губок построено из разнообразных клеток, выполняющ
Описание слайда:

Клеточное строение губок Тело губок построено из разнообразных клеток, выполняющих разные функции, и межклеточного вещества.

№ слайда 10 Наружный слой – эктодерма. Внутренний слой – энтодерма – построен из жгутиковых
Описание слайда:

Наружный слой – эктодерма. Внутренний слой – энтодерма – построен из жгутиковых клеток. Эти клетки захватывают пищу, которая затем переваривается у них внутри. Следовательно, пищеварение у губок внутриклеточное, пищеварительной системы еще нет. Между наружным и внутренним слоями находится студенистое вещество – мезоглея. В ней разбросаны разные по функциям клетки: - амебовидные, которые служат для пищеварения зрелые и незрелые гаметы скелетобласты, образующие скелет

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Скелет Почти у всех губок минеральный скелет. Есть губки, имеющие органический с
Описание слайда:

Скелет Почти у всех губок минеральный скелет. Есть губки, имеющие органический скелет. Иглы имеют разнообразную форму и размеры.

№ слайда 13 Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем. У них хорошо выражена
Описание слайда:

Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем. У них хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений

№ слайда 14 В природе губки играют существенную роль как биофильтраторы. Многочисленные коло
Описание слайда:

В природе губки играют существенную роль как биофильтраторы. Многочисленные колонии губок, участвующих в биологической очистке воды, развиваются в водоемах со значительным органическим загрязнением.

№ слайда 15 Практическое значение губок невелико. Ряд морских губок, получивших название туа
Описание слайда:

Практическое значение губок невелико. Ряд морских губок, получивших название туалетных, с древнейших времен добывают со дна моря и после высушивания применяют для мытья.

№ слайда 16 В наших пресных водах встречается губка Бодяга, образующая наросты на подводных
Описание слайда:

В наших пресных водах встречается губка Бодяга, образующая наросты на подводных предметах. Ее используют в народной медицине как наружное противоревматическое средство и для отбеливания и очищения кожи.

№ слайда 17 Ответьте на вопросы: 1.Какова основная особенность строения тела губок? 2.Можно
Описание слайда:

Ответьте на вопросы: 1.Какова основная особенность строения тела губок? 2.Можно ли утверждать, что губки – многоклеточные животные? 3.Каково значение губок для сообщества водных животных и рыбоводства? 4.Как человек использует животных данного типа?

№ слайда 18 Домашнее задание Изучить текст учебника на стр. 99-102
Описание слайда:

Домашнее задание Изучить текст учебника на стр. 99-102

Разработка урока по биологии в 7 классе на тему "Организация многоклеточных"
  • Биология
Описание:

Урок 30. Организация многоклеточных. Губки.

Цель:         рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных. Рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности. Показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи:         

- познакомиться с организацией многоклеточных животных

- определить значение возникновения многоклеточности в ходе эволюции

- дать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности губок

-продолжить формирование умений ставить и решать проблемные вопросы, конкретизировать основные понятия

 

Тип урока: комбинированный.

 

 

Оборудованиекомпьютер,  мультимедийный проектор

Автор Котельникова Анастасия Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1658
Номер материала 37690
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓