Урок биологии в 6 классе.
Тема: «Погружение в
мир водорослей».
Цели и задачи
урока:
-
познакомить обучающихся с водорослями как представителями древних растений;
-
сформировать знания об их среде обитания;
- раскрыть
особенности строения тела водорослей;
-
объяснить способы размножения водорослей;
-
продолжить формировать умения работать с текстом и рисунками;
-
формировать умения работать с гербарием.
Оборудование:
-
мультимедийная презентация;
-
таблица по теме «Водоросли»;
-
гербарии;
-
карточки.
Тип урока комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III.
Проверка домашнего
задания.
1.
Биологический диктант.
1.
Наука, выявляющая родство
растений, их классификацию (т.е. распределение растений по группам разного
ранга).
Систематика.
2.
Самая большая группа
растений, заключающая в себе все растения, существующие на Земле.
Царство.
3.
Основная единица системы
растений.
Вид.
4.
Сходные между собой виды
объединяются в…
Роды.
5.
Шведский ученый-натуралист
в XVIII в. ввел двойные (бинарные) названия видов.
Карл Линней.
(За каждый правильный ответ 1 бал)
2.
Назвать классификацию растений по
порядку.
Царство. Цирк.
Отдел. Огромный.
Класс. Купол.
Порядок. Пестрый.
Семейство. Словно.
Род. Радугу.
Вид. Вознес (ты).
(За выполнение задания 7балов.)
3.
Какие из перечисленных растений относятся к
одному роду.
Радиола розовая.
Береза пушистая.
Подорожник большой.
Лютик едкий.
Береза бородавчатая.
Лютик золотистый.
Смородина белая.
Клен татарский.
(За правильное выполнение задания 2 бала)
Подведение итогов выставление оценок.
14б.- оценка 5.
13-11б. – оценка 4.
10-8 б. – оценка 3.
IV.
Изучение нового материала.
1.Вступительная беседа.
Вы, наверное, слышали о том, что жизнь зародилась в
воде. Водоросли - одни из самых древних растений. Водоросли населяют все
поверхностные воды океанов и морей, рек, прудов. Пышным подводным лугом кажется
дно в прибрежных районах моря.
2. Общая характеристика водорослей.
- Где произрастают водоросли?
(Чаще всего воде, отсюда и их название)
-Водоросли растут в пресных и соленых водоемах.
- Могут расти в стоячей воде (пруды, озера).
- На влажной почве, на коре деревьев, на снегу.
- Могут быть одноклеточными и многоклеточными.
(2 микрона и 45-60
метров)
3. Строение водорослей.
-По своему строению водоросли отличаются от других
растений.
- Вспомните, к каким растениям высшим или низшим – они
относятся?
С/Р. Рассмотрите гербарии, сравните строение
цветковых растений и водорослей.
Водоросли относятся к низшим растениям т.к. не имеют
дифференцированных органов (корней, стеблей, листьев)
У них нет основных тканей растений (отдельных
фотосинтезирующих и поглощающих тканей)
Водоросль осуществляет эти функции всей поверхность
тела.
Тело водорослей представлено слоевищем (талломом). У
некоторых есть ризоиды, при помощи которых они прикрепляются ко дну водоемов.
4. Питание водорослей.
Водоросли являются автотрофами (в клетках тела
присутствует хлорофилл (в хроматофорах).
5.
Формы слоевища
водорослей.
С/р. Обучающихся.
Проверка работы.
6.
Строение одноклеточной
водоросли хламидомонады.
С/р. Прочитать, зарисовать строение водоросли,
подписать ее части.
Проверка работы.
Сравните водоросль с животными и растениями.
7.
Размножение водорослей.
Просмотрите видеофрагмент и подготовьтесь ответить на
вопросы.
- Какими способами размножаются водоросли?
- При каких условиях размножаются половым, а при
каких бесполым способом?
- Как происходит бесполое размножение?
- Что такое зооспоры?
- Как происходит половое размножение?
8.
Многообразие
водорослей.
Работа выполняется по вариантам(1, 2, 3)
Водоросли различают по особенностям строения и
окраске таллома.
1.
Отдел Зеленые
водоросли.
Хламидомонада, хлорелла, улотрикс, спирогира,
кладофора, ульва «морской салат». Колониальные – вольвокс, пандорина.
2.
Отдел Бурые
водоросли.
Крупные многоклеточные водоросли. Произрастают во всех
морях с теплыми и холодными водами. Образуют большие заросли.
Ламинария «морская капуста», макроцист грушевидный,
фукус, саргассум.
3.
Отдел Красные
водоросли (Багрянки).
Могут произрастать на больших глубинах до 200
метров, во всех морях и океанах.
Порфира, филлофора.
9.
Значение
водорослей.
1.
В природе.
Источник кислорода.
Индикаторы загрязнения среды.
Пища для морских животных
2.
В жизни человека.
Питание.
Сырье для промышленности (получение йода, уксусной
кислоты, лекарственных препаратов, БАД ов)
Удобрения.
V. Закрепление изученного материала.
1. Графический диктант.
А) Водоросли относятся к высшим растениям. (-)
Б) Ламинария прикрепляется ко дну ризоидами. (+)
В) Водоросли могут быть одноклеточными и
многоклеточными. (+)
Г) При половом размножении водорослей образуются
гаметы. (+)
Д) В морских водорослях накапливается йод. (+)
Е) Водоросли имеют органы. (-)
2. Определите по рисунку отдел и название водоросли.
3. Это интересно.
VI.
Итог урока.
Домашнее задание.
1.Лабиринт.
2.Ответить на вопросы.
1.
Какое море получило
название от водоросли?
Саргассово море.
2.Как называется наука, изучающая водоросли?
Альгология.
3.Какую водоросль называют космическим хлебом?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.