ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Л.А. Бутенко,
учитель биологии ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Черниговка.
Экологическая
компетенция - это совокупность способностей, которые помогают личности
гармонично сосуществовать с природной средой. Она помогает минимизировать ущерб
от жизнедеятельности человека, который может наноситься живой и неживой
природе. Одновременно это и знания об опасности, которую окружающая среда может
представлять для личности. В состав этой компетенции входят знания о природной
среде, умения и навыки (природосбережения, защиты себя от негативного влияния
техносферы), отношение к природе как к одной из величайших ценностей
человеческой жизни.
Экологическое
образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения
становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать
неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не
создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен
обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом
мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей
современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект
экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры
их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие
учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения
знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной
внеурочной деятельности детей. Экологическое образование и воспитание позволяют
прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера.
Особое
внимание я уделяю экологическому образованию в урочной деятельности учащихся,
целью которого является закрепление у учащихся первичных навыков участия в
природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие
прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы.
Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии,
исследовательские работы и т.п..
Важное
значение имеет практическая направленность деятельности учащихся на уроках, а
также участие школьников в разработке собственных экологических проектов,
создание электронных презентаций, экскурсии, акции, экологические игры,
использование интернет ресурсы. Формирование экологического образования
учащихся на моих уроках биологии происходит через:
ü Получение
экологических знаний
ü Развитие
экологического мышления
ü Развитие
навыков и умений экологической исследовательской деятельности
ü Участие в
практической экологической деятельности
ü Формирование
экологической культуры учащихся
ü Системность
формирования экологических знаний.
На своих
уроках-играх я стараюсь не только дать детям знания по основам биологии, но и
научить их видеть красоту мира в обыденном, восхищаться прекрасным, воспитать
сознательное, бережное и заинтересованное отношение к окружающей природе. Также
дети знакомятся с экологическими проблемами планеты, области, района, родного
села, с тем, как неблагоприятная экологическая обстановка влияет на здоровье
людей и что нужно делать, чтобы сохранить окружающий мир. Экологическое
образование в школе развивает у учащихся интерес и любовь к природе. Увлекает
учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей
познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает
детей правильному поведению и деятельности в природе.
Разработка
урока по биологии. 11 класс.
Слайд
- 1
Тема
урока:
Организм и среда. Экологические факторы.
Цели
урока:
раскрыть понятия «экология», «задачи экологии», «экосистема»; углубить знания о
среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на
организмы; раскрыть воздействие факторов неживой природы на живые организмы;
рассмотреть приспособления живых организмов к изменениям температуры,
недостатку воды и т. д рассмотреть различные виды взаимоотношений организмов в
природе, их роль в формировании биологического разнообразия и равновесия в
экосистемах; развивать умения анализировать данные и делать обобщения;
расширять кругозор учащихся
Оборудование: СD –
«КиМ» Общая биология – 11 кл., слайды к мультимедийной презентации,
дополнительная литература, статьи
План
урока:
I. Организационный
момент
1.
Мотивация учащихся на изучение нового материала
2.
Объяснение задач урока:
Слайд
– 2
Сегодня
на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача:
раскрыть понятия «экология», «задачи экологии», «экосистема»; углубить знания о
среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на
организмы и окружающую среду
II. Изучение
нового материала
Слайд
- 3
1.Экосистема как функциональная единица биосферы
(рассказ учителя с элементами беседы). Как организм состоит из отдельных
клеток, так и биосфера состоит из своих функциональных единиц – экосистем.
слайд
- 4
2.Наука экология ‼Экология – это наука о
взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой Oikos –
дом, убежище и logos – наука, учение ---- наука о «земном хозяйстве»
Слайд
- 5
Термин «экология» был впервые применён немецким
биологом Эрнестом Геккелем в 1869 г. С середины 50-х гг. 20 века значение
экологии и сферы приложения стали значительно расширятся, и современную
экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на
стыке физики, биологии и общественных наук. С научно-практической точки зрения
вполне обосновано деление экологии на две:
Теоретическая
экология - вскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология - изучает механизмы разрушения
биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает
принципы рационального использования природных ресурсов.
Область
экологии → организмы → популяции → сообщества
3. Задачи экологии - (сообщения учащихся)
Давайте определим, в чём же заключаются задачи
экологии?
4. Среда обитания (рассказ, беседа).
С
5 класса мы знакомы с термином среда обитания - Как вы понимаете этот термин?
Слайд
6-9
5. Экологические факторы - (схема в тетради, запись
определений) – П/П стр. 79.
Разные экологические факторы действуют на организмы
определенными путями. Соответственно организмы имеют морфологические,
физиологические, поведенческие приспособления к ним. Давайте вместе дадим
определения и характеристику Экологическим факторам Абиотические Биотические
Антропогенные
Слайд
10-11
6. Закономерности влияния экологических факторов на
организм (рассказ учителя).
Большинство
экологических факторов постоянно изменяются во времени и пространстве, причём
эта изменчивость может быть регулярной, периодической (например, смена суточной
освещённости, сезонные изменения температуры, приливы и отливы, уменьшение
количества кислорода при подъёме в гору и др.) или нерегулярной (изменения
погоды, наводнения, лесной пожар).
Подумайте!
Отчего зависит степень воздействия экологических факторов на живые организмы?
Давайте
схематично представим действие экологического фактора на организм – рис 151,
стр.307
Закон оптимума: зона оптимума, угнетения, диапазон
выносливости, стрессовые зоны Ограничивающий или лимитирующий, фактор- фактор,
сильнее всего влияющий на популяцию (организм).
Слайд
– 12,13
Впервые на существование ограничивающих или
лимитирующих, факторов обратил внимание немецкий химик Юстус Либих Давайте
послушаем о деятельности этого учёного и сформулируем закон минимума Либиха ‼
Правило Либиха или закон минимума Либиха - (сообщение
учащегося)
А
теперь подумаем, что же составляет совокупность всех этих факторов?
Слайд
- 14
Да
- это экологическая ниша – т.е. совокупность всех факторов, которая требуется
для существования вида Экологическая ниша - от французского - Niche - гнездо
(Ecologic niche)
Экологическая ниша - место в биогеоценозе, которое
занимает вид, не конкурируя с другими видами за источник энергии. Экологическая
ниша есть совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно
существование вида в природе. Обычно экологические ниши заняты одним видом.
Слайд
15
Экологическая ниша - по Ю.Одуму - профессия вида.
Юджин Одум ( 17 сентября 1913, Нью-Порт Нью-Гэмпшир, США—10 августа 2002, —
известный американский эколог и зоолог, автор классического труда «Экология», который
до сих пор являются лучшим в мире трудом по теории экологии.
Слайд
- 16
III.Закрепление
знаний:
Закрепление знаний производится в форме игры
"Блиц - опрос ” методом вопрос-ответ. За правильный ответ 1 балл, в конце
подводятся итоги. Сейчас самостоятельно Мы выполним задания. Вы слушайте
внимательно: Я проверю ваши знания. Вопросы буду я читать, Вы приготовьтесь
отвечать И на своих листочках Ответы краткие писать.
IV.
Подведение итога урока - (оценивание)
Все
потрудились сегодня на славу
Я
много хороших оценок поставлю.
Знанья,
надеюсь, ваши прочны,
Ведь
в жизни они вам, бесспорно, нужны.
Слайд
-17
V. Домашнее
задание:
§ 51., ответить
на вопросы 1-5 стр. 309
Дома
текст перечитать, уметь на все вопросы отвечать.
И
закрепите свои знания, после параграфа, выполнив задания.
Прозвенел
звонок,
Закончился
урок.
Все
мы, непременно,
Отдохнём на перемене.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.