Муниципальная средняя (полная) общеобразовательная
школа №4 г. Ярцево
Урок по биологии
«Среда обитания
организмов?»
Цель урока:
1.Образовательные: раскрыть определение «среда обитания»; выявить
приспособления животных к данной среде; сформировать знания об экологических
факторах.
2.Развивающие: развивать умения внимательно воспринимать информацию,
рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем
главное.
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: изображения животных, магнитная доска, мультимедийная
установка.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-На прошлом уроке вы познакомились со свойствами живых организмов. Как
вы думаете почему волка мы называем живым?
- Сегодня на урок к нам пришли гости, но необычные.
Давайте отгадаем, кто они такие.
Спал цветок
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел. (Бабочка)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
В воде она живет,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба)
- Как вы думаете: «О чем на уроке сегодня пойдет
речь?»
II.
Изучение нового материала.
- Итак, тема нашего урока «Среда обитания организмов?»
(Слайд №1).
Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи: (слайд
№2)
-раскрыть определение «среда обитания»
-выявить приспособления к данной среде;
-сформировать знания об экологических факторах.
1. Водная среда обитания. (Слайд №3).
2. Обитатели почвы. (Слайд №4).
3. Наземно - воздушная среда. (Слайд №5)
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели.
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали
И за кустиком пропали.
- Учитель рассказывает о средах обитания и о
приспособлениях животных к разным средам. (Слайд №5,6).
Водная наземно-воздушная
Среда обитания
Почвенная организм
как среда обитания
4. Факторы среды.
А). Факторы неживой природы (Слайд №7).
Б). Факторы живой природы. (Слайд №8).
III. Закрепление пройденного.
1.«Мы потерялись, помогите нам».
- Три ученика выходят к доске и размещают картинки с изображениями
животных в зависимости от среды обитания.
2. Работа в группах.
Учащимся раздаются рабочие листы.
1.
Водное млекопитающее.
Форма тела обтекаемая, кожа не имеет шерстного покрова. Конечности представляют
собой ласты. Плавают в воде при помощи хвостового плавника. Питаются рыбой,
моллюсками.
2.
Зверь обитает мощным
телосложением. Голова на короткой шее, лапы короткие, хвост не заметен, скрыт в
густой коричневой шерсти. Лапы сильные с большими когтями. Питаются растениями,
сладкими ягодами, мелкими животными. Зимой залегают в берлогу.
3.
Эти животные
передвигаются по земле на двух ногах и способны к полету. Тело их покрыто
перьями. При размножении они откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой.
Они строят гнезда на деревьях.
4.
Эти животные могут жить
только в воде. Форма тела у них разнообразная. Кожа покрыта чешуей. На ощупь
скользкая. Имеют плавники, с помощью которых передвигаются и защищаются.
5.
Крылья этих насекомых
покрыты чешуйками. От цвета и формы чешуй зависят окраска крыльев и рисунок.
Питаются нектаром цветков. Считают, что они появились на Земле одновременно с
цветами.
6.
Сильный, умный и
неутомимый зверь. У него хорошо развиты клыки. У него превосходное обоняние,
может отыскивать свою добычу по следам и долго преследовать её. Является
хищником, живут семьями.
Найдите признаки следующих животных: бабочки,
медведя, рыбы, птицы, кита, волка.
3. - Я вам раздала листочки. Напишите, что вы нового узнали сегодня на
уроке? Свои знания вы унесёте вот в этой корзиночке.
IV.
Задание на дом: п.33.
Урок по теме «Популяция» является вторым
уроком раздела «Популяционно-видовой уровень». На прошлом уроке дети
познакомились со свойствами живых организмов, а сегодня мы продолжили изучение
живой природы. Цели урока были следующие:
1.
Образовательные: раскрыть
определение «среда обитания»; выявить приспособления животных к данной среде;
сформировать знания об экологических факторах.
2.
Развивающие: развивать
умения внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически
осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное.
3.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока – урок-ознакомление с новым
материалом.
Его основные этапы:
1.
Определение темы, задач
урока и мотивация учебной деятельности. На этом этапе я использовала
проблемно-поисковый метод (мозговой штурм). Дети сами определили тему урока,
разгадывая загадки.
2.
Подготовка к изучению
нового материала через актуализацию опорных знаний. На этом этапе использовался
словесно-иллюстративный метод.
3.
Ознакомление с новым
материалом. На данном этапе я применила несколько методов:
объяснительно-иллюстративный и коммуникативный (использование презентации).
4.
Первичное закрепление и
осмысление материала. Здесь я посчитала целесообразно использовать частично
поисковый метод. Перед школьниками была поставлена задача помочь животным.
5.
Постановка д.з
6.
Подведение итогов урока.
При проведении урока я использовала следующие
формы:
-элементы игры. Можно было увидеть на этапе
«вызова», при закреплении нового материала (помогите заблудившимся животным),
-беседа при объяснении нового материала;
-работа в группах при закреплении нового
материала;
-при изучении материала и частично при его
закреплении использовались ИКТ. Что позволило показать животных в настоящей их
среде обитания, а не просто их изображения.
Сочетание различных форм позволило установить
взаимосвязь учитель – ученик. Кроме этого различные виды деятельности (беседа,
групповая деятельность, индивидуальная работа) позволили избежать переутомление
школьников, сохранить продуктивную мотивацию, настроение.
На данном уроке каждому ученику была дана
возможность реализовать себя. Дети старались как можно больше получить жетонов,
а значит, хорошую оценку.
Проведя заключительный этап урока «рефлексия»
и подведя итоги «5» - , «4» - , я считаю, что задачи урока, которые были
поставлены вначале урока реализованы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.