МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 г. АРМАВИРА
« МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ»
Разработала:
учитель биологии
Жаворонкова Н. В.
Армавир
2011
Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, причинах
её проявления, о приспособительном характере модификаций.
Задачи:
- образовательные:
●сформировать знания об модификационной изменчивости
организмов, её пределах – норме реакции.
- развивающие:
● формировать навыки познавательного мышления;
● продолжать отрабатывать умения и навыки по
выполнению заданий ГИА;
● развивать умения применять знания на практике.
- воспитательные:
● формировать позитивное отношение к изучению
предмета;
● вызвать заинтересованность;
● пробудить любознательность.
Тип урока: обучающий.
Методы изучения: диалогический, практический,
дифференцированный подход.
Средства обучения:
Слайды мультимедиа, рабочие листы на
каждого, карточки с заданиями, фрагмент видеофильма «Модификационная
изменчивость», таблицы
Структура урока
I. Организационный момент. Акцентирование внимания учащихся на
высказываниях великих людей. 2 мин
Наш урок я хотела бы начать с
высказываний великих людей. В конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас
выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.
Великие люди говорили (работа по цепочке – читают
высказывания):
Высказывания великих людей:
1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это
путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта –
это путь самый горький. Конфуций
2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер
3. Любознательность создает ученых и поэтов. А.
Франс
4. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ
5. Познание начинается с удивления. Аристотель
II.
Актуализация знаний по пройденному материалу.
Часть
1 (А). Тестирование. (см. Приложение 1) 6 мин
III.
Изучение нового материала. Акцентирование
внимания на теме и целях урока. 3мин
1. На последних уроках, мы
изучали, как наследуются признаки, почему потомки похожи на родителей. Но ведь
они похожи не всегда и не полностью.
схема
Изменчивость
↓ ↓
Наследственная ?
(генотипическая)
↓ ↓
Мутационная Комбинативная
Большую роль в формировании признаков организма играет
среда его обитания. Каждый организм развивается и обитает в определенных
внешних условиях, испытывает на себе действие факторов окружающей среды
(колебания температуры, освещенности, влажности, количества и качества пищи,
взаимодействия с другими организмами). Эти факторы влияют на морфологические и
физиологические свойства организма, т. е на фенотип. Классическим примером
изменчивости признаков под действием факторов внешней среды является
разнолистность у стрелолиста.
2. Для более наглядного знакомства с темой предлагаю
посмотреть видеофрагмент «Модификационная изменчивость». 5мин 20 сек
После просмотра постарайтесь ответить на вопросы:
- Что влияет на формирование фенотипа?
- Что такое норма реакции признака?
- Какое значение имеет модификационная изменчивость?
3. Обсуждение фильма. (показ слайдов) 5 мин
IV. Закрепление полученных знаний. Давайте выполним задания Части 2 В1, В2.
(см. Приложение 2). 4 мин
Выполним
задание на применение биологических знаний на практике. (раздать карточки).
Часть 3 С ( см. Приложение 3). 5- 10 мин
V. Рефлексия. 2 мин
Давайте
вернемся к началу урока. Когда мы читали с вами высказывания великих людей?
Подумайте и ответьте, какое из этих высказываний вы бы взяли себе на девиз
урока и почему?
VI. Подведение итогов. Оценивание. 3 мин
Творческое
задание на дом. Составить синквейн по терминам: изменчивость, ген,
наследственность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.