Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Плоские черви" (7 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Плоские черви" (7 класс)

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Общая характеристика типа Плоские черви»

 

ФИО (полностью)

Вдовина Любовь Владимировна

Место работы

МОУ Купцовская СОШ

Должность

учитель

Предмет

биология

Класс

7

Тема

Общая характеристика типа Плоские черви

Тип урока

формирование новых знаний и умений.

Цель

- создать условия для восприятия новых знаний по теме «Общая характеристика типа Плоские черви»

- способствовать развитию и умению обучающихся обобщать полученные знания и делать выводы.

Задачи

- образовательная: изучить внешнее и внутренне строение, образ  жизни свободноживущих плоских червей; выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

- развивающая: развивать умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, сопоставлять.

- воспитательная: воспитывать любовь к живой природе.

Основные понятия

мезодерма, паренхима, ресничный эпителий, кожно-мускульный мешок, узловая нервная система.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология 7 класс. Многообразие живых организмов, 2009г. 

мультимедиапроектор, экран, компьютер

Формы работы

фронтальная, индивидуальная, групповая

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

(цель, формы, методы)

Название используемых

ЭОР

 

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

 

Цель для учителя:

создать условия для учебно-познавательной деятельности обучающихся.

 

 

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку. Улыбнитесь. Ваши улыбки располагают к приятному общению и создают хорошее настроение.

 

10 сек.

2

Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

 

Цель для учителя:

создать условия для  активизации умственной деятельности обучающегося.

Цель для обуч-ся:

давать определение  знакомым понятиям.

 

Формы: коллективная

Методы: беседа, опрос

Понятия на доске

 

  1. Эктодерма
  2. Энтодерма
  3. Гермафродит
  4. Регенерация
  5. Сетчатая нервн.сист.
  6. Мезодерма
  7. Паренхима
  8. Ресничный эпителий
  9. Кожно-муск. мешок
  10. Узловая нервн.сист.

Вопросы учителя

Перед вами на доске понятия.  Все ли из них вам знакомы? Давайте дадим определения понятиям, расположив эти понятия в два столбика: «Изучили» и «предстоит изучить»

 

 

Где можно добыть информацию о незнакомых понятиях?

 

 

Ответы учащихся

Нет, не все, а только некоторые.

 

 

Обучающиеся дают определения понятиям, а если не получается, то перемещают в категорию «предстоит изучить»

 

В учебнике, изучив новую тему.

4 мин.

3

Формирование новых знаний:

 

Цель для учителя:

создать условия для  восприятия новых знаний

Цель для обуч-ся:

изучить понятия

 

Формы: фронтальная

Методы: беседа, фронтальный рассказ, демонстрация фильма, работа с учебником, анализ, сравнение.

Ресурс №1

 

Общая характеристика типа. Органы дыхания. Специальные органы дыхания отсутствуют. Свободноживущие черви и эктопаразиты дышат через покровы, эндопаразиты, живущие в среде бедной кислородом, получают энергию за счет гликолиза. Кровеносная система отсутствует. Кишечник у подавляющего большинства червей сильно разветвлен, питательные вещества из стенок кишечника диффундируют по тканевой жидкости в клтки органов.

http://900igr.net/kartinki/    biologija/Tip-Ploskie-chervi/020-Obschaja-kharakteristika-tipa.html

 

 

Ресурс №2

http://ozhegov.info/slovar/?q=%D 0%A7*&pg=10&ind=N

 

 

 

 

Ресурс3

 

Общая характеристика типа. Фрагмент. В типе Плоские черви изучаются три класса: Ресничные черви — Turbellaria, Сосальщики — Trematoda, Ленточные черви — Cestoda. Описано около 15 000 видов плоских червей. Часть из них живет в морях, пресных водоемах и во влажной почве, но большинство ведут паразитический образ жизни. Многие причиняют значительный вред животноводству, вызывая заболевания, а иногда  гибель скота.

http://900igr.net/kartinki/ biologija/Tip-Ploskie-chervi/002-Obschaja-kharakteristika-tipa.html

 

Ресурс4

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ 7b16e8fb-0a01-022a-013a-f084d4fe0de8/view/

 

 

Ресурс5

Класс Ресничные (Turbellaria). Объединяет более 3000 видов свободноживущих плоских червей. Живут в морях, пресной воде, влажной почве. Покровы и кожно-мускульный мешок. Тело покрыто однослойным ресничным эпителием. В эпителии находятся различные кожные железы, разновидностью которых являются рабдитные клетки, содержащие рабдиты — образования в форме палочек, находящиеся в клетках перпендикулярно пверхности.

http://900igr.net/kartinki/ biologija/Tip-Ploskie-chervi/028-Klass-Resnichnye-Turbellaria.html

 

 

 

 

Ресурс6

Общая характеристика типа. Мускулатура. Мышцы кожно-мускульного мешка слагаются из нескольких слоев мышечных волокон. В наружном слое эти волокна тянутся поперек тела (кольцевые), а во внутреннем они направлены вдоль тела (продольные). Кроме них, имеются еще спинно-брюшные и диагональные мышцы. Такое строение мускулатуры позволяет червям совершать сложные движения.

http://900igr.net/kartinki/biologija/ Tip-Ploskie-chervi/011-Obschaja-kharakteristika-tipa.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурс7

Общая характеристика типа. Нервная система ортогонального типа, напоминает решетку. Состоит из парного мозгового ганглия и идущих от него нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками. Обычно особого развития достигают два продольных ствола. Органы чувств наиболее хорошо развиты у свободноживущих, у турбеллярий. Некоторые имеют органы равновесия — статоцисты, почти всегда имеются глаза. Естьрецепторы для восприятия механических и химических раздражений.

http://900igr.net/kartinki/ biologija/Tip-Ploskie-chervi/021-Obschaja-kharakteristika-tipa.html

 

Ресурс8

Класс Ресничные (Turbellaria). Пищеварительная система. Рот у типичного представителя — молочной планарии — находится на брюшной стороне, ближе к задней части тела. Планария — хищник, питается мелкими животными, размеры самой планарии — около 2 см. Мускулистая глотка способна высовываться из глоточного кармана и захватывать добычу. Кишечник сильно разветвлен, что способствует доставке питательных еществ ко всем клеткам тела.

http://900igr.net/kartinki/biologija/ Tip-Ploskie-chervi/030-Klass-Resnichnye-Turbellaria.html

 

Ресурс9

Общая характеристика типа. Выделительная система представлена протонефридиями. Среди клеток паренхимы расположены крупные звездчатые клетки, от которых отходят пучки длинных ресничек, колеблющихся, как пламя свечи. За счет осмоса в них поступает тканевая жидкость, с помощью ресничек она направляется в канальцы, которые соединяются в более крупные протоки. Пока жидкость движется по канальцам, происодит реабсорбция — обратное всасывание в эпителий канальцев воды, витаминов, глюкозы.

http://900igr.net/kartinki/biologija/ Tip-Ploskie-chervi/017-Obschaja-kharakteristika-tipa.html

Ресурс10

Класс Ресничные (Turbellaria). Размножение и развитие. Ресничные черви — гермафродиты, мужские половые органы — семенники, по семяпроводам сперматозоиды попадают в семяизвергательный канал совокупительного органа, который находится в половой клоаке. Кроме мужских органов, они имеют и яичники (их два у молочной планарии), яйца по яйцеводам попадают в половую клоаку. Оплодотворенные яйцеклетки окружются яйцевыми оболочками, и образуются яйца, из которых у пресноводных планарий выйдут молодые планарии.

http://900igr.net/kartinki/biologija/ Tip-Ploskie-chervi/037-Klass-Resnichnye-Turbellaria.html

Вопросы учителя

Посмотрите внимательно на экран, знакомы ли вам эти организмы?

Животных, которых мы будем изучать, в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой обозначены  как  «бескостное, ползающее животное с вытянутым телом».

Основываясь на изучении предыдущих типов животных, подумайте, что мы должны сегодня узнать на уроке?

 

 

 

 

 

 

Бегло просмотрите текст учебника на стр.112 2 абзац и назовите таксоны относящиеся к типу Плоские черви. Озвучьте и сделайте записи в тетрадь.

 

 

Учитель демонстрирует фрагмент фильма и задает вопрос: «По каким признакам Белую планарию относят к Ресничным?»

 

 

 

Просмотрите учебник на стр.112

1 и 2 абзацы и  выпишите самостоятельно внешние признаки  плоских червей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает найти особенности внутреннего строения типа на примере белой планарии и заполнить таблицу находящуюся на парте у обучающихся

Система

органов

Органы составл-е

систему

Функции

системы

Нервная

 

 

Пищеварительная

 

 

Выделительная

 

 

Половая

 

 

 

 

 

 

 

а) Нервная система Плоских червей и Кишечнополостных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Пищеварительная система Плоских червей и Кишечнополостных

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Выделительная система Плоских червей и Кишечнополостных

 

 

 

 

 

г) Половая система Плоских червей и Кишечнополостных

 

В чём особенность внутреннего строения Плоских червей?

 

В чём выражается более высокая степень организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными?

Ответы учащихся

Это животные и похожи они на червей.

 

 

 

Делают вывод о том, что тема урока: Тип. Плоские черви.

Записывают тему урока в тетрадь.

 

 

Обучающиеся дают ответы:

● изучить внешнее и внутренне строение

образ  жизни плоских червей

● местообитания

выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных.

 

Составляют в тетрадях схему таксономических единиц Плоских червей

 

 

 

 

Просматривают ресурс, отвечают на вопрос, если ребята затрудняются, можно воспользоваться учебником.

 

 

 

 

Выписывают признаки внешнего строения белой планарии: форму тела, щупальцевидные выросты на переднем конце тела, несущие органы чувств, у паразитических червей крючья, присоски.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику с системами органов и заполняют заранее подготовленную таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют правильность заполнения таблицы вместе с учителем на экране

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

 

30 мин.

 

4

Физминутка

 

Цель для учителя:

развивать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.

Цель для обуч-ся:

снять напряжение

 

Формы: фронтальная

Методы: словесно-деятельностный

 

 

Ресурс №11

http://penzeno.ucoz.ru/index/0-11

Ребятки вы устали? Давайте немного отдохнем, проведем физминутку.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,                      
Отдохнули мы слегка.

Обучающиеся выполняют движения

1 мин.

5

Закрепление

 

Цель для учителя:

проанализировать усвоение новых знаний обучающимися

Цель для обуч-ся:

показать уровень усвоения и применения новых знаний.

 

Формы: индивидуально-групповая

Методы: самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурс №12

Подведем итоги: Классификация плоских червей: Тип плоские черви включает три класса: ресничные черви, сосальщики, ленточные черви. Среда обитания: Описано около 15 000 видов плоских червей. Часть из них живет в морях, пресных водоемах и во влажной почве, но большинство ведут паразитический образ жизни. Покровы плоских червей: Однослойным эпителием. У свободноживущих ресничных червей клетки покро вв несут многочисленные реснички, у паразитических червей клетки эпителия сливаются, образуя синцитий, причем ядра уходят под базальную мембрану.

http://900igr.net/kartinki/biologija/ Tip-Ploskie-chervi/026-Podvedem-itogi.html

 

Ресурс №13

Подведем итоги: Пищеварительная система: Пищеварительная система не имеет анального отверстия и свойственна не всем плоским червям. У ленточных червей, в связи с паразитическим образом жизни, редуцируется. Выделительная система: Представлена протонефридиями. Среди клеток паренхимы расположены крупные звездчатые клетки, от которых отходят пучки длинных ресничек, колеблющихся, как пламя свечи. Орган дыхания: Специальные органы дыхания отсутствуют.

http://900igr.net/kartinki/biologija/ Tip-Ploskie-chervi/027-Podvedem-itogi.html

 

Предлагает обучающимся выполнить самостоятельно тестовую работу.

Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения задания, сверяя с доской. Оцените.

Обучающимся предлагается  поработать в парах, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и обобщить.

Обучающиеся выполняют работу самостоятельно.

 

 

Ребята меняются листочками, проверяют их и оценивают.

 

 

Работа в парах. По окончании работы ребята формулируют вывод: Тип Плоские черви имеют более сложное строение, по сравнению с кишечнополостными.

Проверяют правильность вывода, по фрагменту информационного ресурса

7 мин.

6

Рефлексия

 

Цель для учителя:

создать условия для оценки результатов своей деятельности на уроке

Цель для обуч-ся:

показать уровень научиться оценивать свою деятельность.

 

Формы: индивидуально-групповая

Методы: фронтально-деятельностный

 

Учитель задает вопрос: «Все ли получилось у вас на уроке?». Кто может оценить свою деятельность на «5», «4» 

 

Обучающиеся отвечают на вопрос, показывают знак:

Большой палец вверх – да, большой палец вниз – нет.

2 мин.

7

Домашнее задание

 

Цель для учителя:

создать условия для работы с дневником и выбора домашнего задания (для развития творческих способностей)

Цель для обуч-ся:

вести системную работу с дневником

 

Формы: фронтальная

Метод: выбора

 

Домашнее задание

1. стр. 112 - 113.

2. сообщение о паразитических плоских червях.

Учитель предлагает обучающимся записать выбранное домашнее задание.

Обучающиеся записывают домашнее задание

50 сек.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Плоские черви" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План урока по теме: "Общая характеристика типа Плоские черви". Тип урока: Изучение новой темы. На уроке присутствует групповая работа, самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом.

Цели:

1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

3.составить общие признаки типа Плоские черви;

 

Основное содержание урока:

1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

3. Особенности внешнего  строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

5. Черты более высокой степени  организации в сравнении с кишечнополостными.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 886
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вдовина Любовь Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вдовина Любовь Владимировна
    Вдовина Любовь Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1011
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 513 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции