Главная / Биология / Разработка урока по биологии на тему "Доказательства эволюции" (11 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Доказательства эволюции" (11 класс)

Рыжикова Н.В. учитель биологии МКОУ «СОШ №3» п.Емельяново Красноярского края

Конспект урока по биологии в 11 классе на тему

«Доказательства эволюции органического мира».

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с доказательствами эволюции, выявить сущность сравнительно-морфологического метода, эмбриологических доказательств, устанавливая родственные связи между таксонами на основании сходства зародышей, показать значение палеонтологических находок для изучения эволюции.

Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательная: показать значение каждого вида для целостности живой природы и необходимости их охраны.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приёмы: беседа, частично-поисковый метод.

Оборудование: ЦОР ( презентация «Доказательства эволюции»), таблицы из курса общей биологии, коллекция гомологичных и аналогичных органов.

Ход урока.

Что обозначают термины?

  • Онтогенез

  • Филогенез

  • Дивергенция

  • Конвергенция

  • Эндемики

  • Реликты

I. Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Каким образом человек мог узнать пути развития живой природы?

В чем особенность строения всех живых организмов?


Всё живое имеет не только сходный химический состав, но и общий план строения клеток, универсальный генетический код, единые принципы хранения и передачи наследственной информации.


Какой вывод можно сделать?

Всё живое имеет единое происхождение.


2.Приведите доказательства родства и общего происхождения организмов классов позвоночных животных?

Сходство как внешнего, так и внутреннего строения.

(работа с коллекцией гомологичных и аналогичных органов)


  1. Гомологичные органы -

(греч. «гомос» — одинаковый) — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции.

Примером гомологичных органов у животных могут служить передние конечности, состоящие из одинаковых костей, имеющих одинаковое происхождение, но выполняющих разные функции: у земноводных, пресмыкающихся, у большинства зверей они служат для ходьбы, у птиц — для полета, у китов — для плавания, у крота — для рытья земли, у человека выполняют тончайшие операции в трудовом процессе.

У растений гомологичными органами являются заросток папоротника, первичный эндосперм семязачатка сосны, зародышевый мешок цветкового растения. Все они образуются из спор, имеют гаплоидный набор хромосом и несут женскую гамету — яйцеклетку. Но заросток папоротника — автотрофное растение с архегониями. Первичный эндосперм сосны входит в состав семязачатка, а затем — семени в качестве запасающей ткани. Сформированный зародышевый мешок имеет восемь клеток, и лишь три из них принимают участие в развитии семени, остальные отмирают. Гомологичные органы свидетельствуют о том, что в ходе приспособительной эволюции признаки претерпевают глубокие изменения, которые приводят к образованию новых видов, родов и более крупных систематических групп животных и растений.


Какие органы относятся к гомологичным?

(слайд 2,3,4)

К ГОМОЛОГИЧНЫМ органам относятся те органы, которые имеют: 
1) Общий план строения;

2) Развиваются из сходных зачатков;

3) Выполняют одинаковые и не одинаковые функции; 
4) Унаследованы от общего предка.

Последний пункт объясняет, почему столь несхожие органы, как, к примеру, рука и крыло - гомологи. У них - общий предок, а похожими внешне эти органы были у переходных форм животных в процессе эволюции классов. 
НАЛИЧИЕ ГОМОЛОГИЧНЫХ ОРГАНОВ - одно из доказательств эволюционной теории. 


Какие органы относятся к аналогичным?

(слайд 5,6)

б) Аналогичные органы

органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

Аналогичные органы у животных

 Например, крылья бабочки и крылья птицы. Внешне схожи, и функция у них одна — приспособление к полету, но и строение, и происхождение различаются очень существенно.

Соответственно, если у неродственных организмов есть аналогичные органы, то это называется конвергенцией.

Аналогичные органы у растений
Колючки на побегах (видоизменения побегов) и колючки  — листья у голосемянных.

К АНАЛОГИЧНЫМ органам относятся те органы, которые имеют

1) схожее строение

2) происходят из различных зародышевых источников

3) одинаковые функции

4) приспособления к похожим условиям существования


3. Рудиментарные органы.

Рудименты - органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Считается, что организм не использует в процессе жизнедеятельности такие органы.

Рудимент — это то, что является нормой для данного организма.

Приведите примеры рудиментов. (слайд7)

Примеры рудиментов

  1. Копчик считается «остатком» хвоста наших возможных далёких предков. Человек его не использует, но это норма – копчик у всех людей.

  2. Зубы мудрости когда-то были необходимы нашим предкам, так как они употребляли более жесткую пищу.

  3. Аппендикс – частично рудиментарный орган, так как выделяет некоторые ферменты и гормоны.

  4. Мышцы ушей есть у всех, но не используются.


4.Атавизмы - появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших.

Это признаки, которые были характерны для предполагаемых очень далеких предков, но не являющиеся нормой для особи (человека, например) в настоящее время.

Приведите примеры атавизмов. (слайд 8)

Отличие рудиментов от атавизмов:




Примеры атавизмов


1) Удлиненный копчик, почти хвост предположительно связывает человека с его предком, обезьяной.

2) Обильный сплошной волосяной покров «возврат» к предкам – человекообразным обезьянам.

3) Многососковость – предположительная наследственная связь человека с млекопитающими.



Рудименты есть у всех особей вида, а атавизмы — лишь у немногих;

  • рудименты несут определенную функцию, а атавизмы (все без исключения) не несут каких-либо функций.


5. Эмбриологические доказательства

Закон К.Бэра.

(таблица зародышей позвоночных животных) слайд 9


«На ранних стадиях развития зародыши разных классов позвоночных животных сходны, а затем отклоняются в своём развитии друг от друга.»


6.Палеонтологические доказательства.

(слайд 10,11)


1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).

Ярусность расположения ископаемых остатков: чем древнее пласт земли, тем более примитивные формы там находятся.

2) Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции. (Филогенетический ряд лошади)

3) Переходные формы (доказывают происхождение организмов):

  • кистеперая рыба латимерия – земноводных от рыб;

  • стегоцефал – пресмыкающихся от земноводных;

  • археоптерикс – птиц от пресмыкающихся.


7. Биогеографические доказательства

(работа с текстом учебника) слайд 12.

Флора и фауна вулканических островов

  • очень бедна, потому что животным и растениям тяжело попасть с материка на новый остров;

  • содержит много эндемиков (видов, обитающих только здесь).

Флора и фауна островов, отколовшихся от материка, очень похожа на флору и фауну материка; чем раньше произошло отделение – тем больше отличия.


8.Биохимические доказательства.

(слайд 13)

а) близкий химический состав клеток всех групп живых организмов

б) сходство белков и нуклеиновых кислот.




II.Закрепление. Беседа по вопросам.

1.Что такое гомологичные органы? Приведите примеры.

2.Чем отличаются аналогичные органы? Приведите примеры.

3.Что такое рудименты?

4.Что такое атавизмы?

5.Каковы эмбриологические доказательства Эволюции?

6.О чём свидетельствуют палеонтологические находки?

7.Какие ещё вы знаете доказательства эволюции органического мира?


III. Тест “Доказательства эволюции”

1.К каким доказательствам эволюции относят находки ископаемых остатков скелета предков человека?

  1. Морфологические.

  2. Палеонтологические.

  3. Эмбриологические.

  4. Биогеографические.

2.Какие из названных групп организмов можно считать переходными формами?

  1. Кистепёрые рыбы

  2. Моховидные

  3. Покрытосеменные

  4. Костные рыбы

3. Назовите гомологичные органы

  1. Передние конечности позвоночных.

  2. Крыло бабочки и крыло птицы.

  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.

  4. Многососковость у человека.

4. Назовите аналогичные органы

  1. Передние конечности позвоночных.

  2. Крыло бабочки и крыло птицы.

  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.

  4. Многососковость у человека.

5. Назовите рудиментарные органы

  1. Передние конечности позвоночных.

  2. Крыло бабочки и крыло птицы.

  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.

  4. Многососковость у человека

6. Какие доказательства эволюции основаны на данных сравнительной анатомии?

  1. Островные фауна и флора.

  2. Единства происхождения органического мира.

  3. Морфологические.

  4. Эмбриологические.

7. Кто сформулировал биогенетический закон?

  1. Ч.Дарвин.

  2. А.Н.Северцев.

  3. Мюллер и Геккель.

  4. К.Линней.

8. Недоразвитые глаза у подземных животных – это пример

  1. Рудиментов

  2. Атавизмов

  3. Аналогичных органов

  4. Гомологичных органов

9. От чего зависит разнообразие растительного и животного мира островов?

  1. От истории происхождения.

  2. От видового состава материка.

  3. От условий окружающей среды.

  4. От удаленности от материка.

10. На чем основываются доказательства единства происхождения органического мира?

  1. Схожести химического состава клеток.

  2. Схожести процессов митоза и мейоза.

  3. Клеточном строении организмов.

  4. Многообразии живых организмов.

Ответы:1-2); 2- 1); 3- 1); 4- 2); 5- 3) 6-3) 7-3); 8- 1); 9-1); 10- 1).

IV. Домашнее задание: выучить конспект урока; приготовиться к фронтальному опросу о доказательствах эволюции.

Источники: Учебник общая биология 10-11 класс.

Т.Л. Богданова  "Пособие для поступающих в вузы"


Разработка урока по биологии на тему "Доказательства эволюции" (11 класс)
  • Биология
Описание:

Цели:

 Образовательная: познакомить учащихся с доказательствами эволюции, выявить сущность сравнительно-морфологического метода, эмбриологических доказательств, устанавливая родственные связи между таксонами на основании сходства зародышей, показать значение палеонтологических находок для изучения эволюции.

Развивающая:  продолжить формирование умений сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Воспитательная:  показать значение каждого вида для целостности живой природы и необходимости их охраны.

Автор Рыжикова Надежда Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2687
Номер материала 43022
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓