Урок новых
знаний с использованием информационных технологий.
Тип урока:
комбинированный.
Вид урока:
объяснительно-исследовательский.
«Сейчас нельзя обойтись без
знания физики, если хочешь
достигнуть ясности относительно
физиологических вопросов…»
Цели:
Образовательная –
формирование новых анатомо-физиологических понятий кровяное давление, пульс.
Повторение, закрепление и учет знаний по пройденному материалу темы «Транспорт
веществ». Овладение способами деятельности в новых условиях.
Воспитательная –
формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
Привитие навыка самоконтроля. Воспитание
собранности, сосредоточенности. Воспитание самостоятельного мышления.
Воспитание санитарно-гигиенических навыков.
Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Развивающая –
развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие мыслительных способностей
учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования,
конкретизации, классификации). Развитие логического мышления. Развитие памяти.
Оборудование: секундомер, таблица «Лимфатическая система», карточки с тестами,
карточки для индивидуальной работы, карточки с заданиями для работы в группах,
электронные учебники «Биология 8 класс», интернет-ресурсы.
Ход урока
I.
Организационный момент:
1.
Учитель
показывает предметы – тонометр, секундомер, хирургическая система (капельница).
Вопросы:
-
Не могли ли вы мне подсказать, что объединяет эти
предметы?
-
Где на практике применяются эти предметы?
-
Для чего они используются?
( в больнице,
поликлинике, для измерения давления, забора крови, прощупывания пульса)
К какой из тем
раздела «Анатомия» имеют отношения эти предметы?
-
«Кровообращение»
2.
Учитель читает
стих. Э.Межелайтиса «Сердце».
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело
Яблоку с багрово-красной кожей!
Сердце дает жизнь каждому органу нашего
организма. Не зря ученые сравнивают с уникальным насосом. Он всю жизнь
перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии,
капилляры, вены, и по 2-ум полым венам возвращает кровь в правую половину. В
нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само его
совершенство.
За 70 лет жизни человека сердце
сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный
ремонт. Недаром о сердце говорят: «Сердце- это жизнь».
3.
Учитель
объявляет тему урока и его тему.
Тема: «Движение крови по сосудам».
Цели урока: (запись на
доске)
–
Продолжим формирование знаний о строении органов
кровообращения в связи с их функциями.
–
Сформируем понятие «Кровяное давление» и «Пульс».
–
Объясним закономерности изменения скорости кровотока
в различных кровеносных сосудах.
–
Научимся оказывать различную помощь при
кровотечениях.
–
Узнаем о применении пиявок в народной медицине.
Обо всем об этом и о многом другом мы узнаем
на сегодняшнем уроке.
II.
Актуализация опорных знаний:
1.
Раскройте содержание рисунка
- кровеносные капилляры
- межклеточное вещество
- клетки
- начало лимфатических капилляров
- лимфатические сосуды
- лимфатические узлы
- лимфатический проток
- вена большого круга кровообращения
Вывод:
- Кровеносная система приняла на себя
универсальную транспортную роль, а через лимфатическую систему в
кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из
кровеносных капилляров, и содержащиеся в ней продукты жизнедеятельности
тканей.
- Тестовое задание:
Решите, правильно ли то или иное суждение.
Выпишите номера правильных суждений.
- большой круг кровообращения начинается от
правого желудочка
- артерии малого круга кровообращения выносят
из сердца венозную кровь
- кровь из сердца в большом круге
кровообращения поступает в аорту
- кровь по большому кругу кровообращения
поступает в легкие
- малый круг кровообращения начинается с
правого желудочка
- артерии большого круга кровообращения несут
от сердца венозную кровь
- кровь, поступающая по сосудам малого круга
кровообращения в легкие всегда венозная
- кровь из большого круга кровообращения
поступает в правое предсердие
- в капиллярах малого круга кровообращения
кровь из венозной становится артериальной
- кровь по большому кругу кровообращения
поступает к клеткам и тканям организма
- Работа со слабыми: (карточка 80, 82
«дидактические карточки-задания»)
III.
Изучение нового материала
После актуализации опорных знаний
учитель обращает внимание уч-ся на слова, которые записаны на доске: Сейчас
нельзя обойтись без знаний физики, если хочешь достигнуть ясности относительно
физиологических вопросов…
Эти слова были написаны нем. врачом и
естествоиспытателем Ю.Майером, человеком, который четко сформулировал закон
сохранения энергии. На протяжении многих веков биологи была лишь описательной
наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в
живом организме.
Человек и его организм – это часть
природы, поэтому все, что в нем происходит подчиняется законам природы,
изучением которых занимаются науки химия и физика.
Тема нашего урока сегодня тесно переплетается
с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения.
А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.
Поэтому я предлагаю всем разделиться на
группы, каждая из которых получит свое задание.
I группа: Работа с
электронным учебником (по изучению нового материала)
II группа: Работа с
интернет-ресурсами (подготовить краткое сообщение)
Бухаев Юра – «Что такое «гирулотерапия»?»
Кочнева Катя – «Первая помощь при
кровотечениях» ( вместе с медсестрой Толстиковой Ольгой Анатольевной)
1. I группа: Работа с электронным учебником (по изучению
нового материала)
Ребята садятся в паре за компьютеры и
фронтально работают с учителем.
-
Открывают тему урока «Движение крови по сосудам».
Сегодня на уроке мы исследуем электр.уч-к,
таблицы, схемы.
- Как вы думаете, с какой скоростью движется
кровь в начале большого круга кровообращения, устремляясь в аорту? (50 мм в
сек.)
- Как вы считаете, к тому времени, как она
достигнет капилляров в пальцах кистей и стоп, какова ее скорость? (умен. до
0,01 мм/сек)
- Попадая из капилляров в вены, кровь должна
подняться к сердцу. Как вы думаете, какова ее скорость? ( очень низкая)
Итог: что же заставляет ее возвращаться обратно
к сердцу?
а) движение крови по артериям
-
сравните, каковы стенки аорты и артерии (толсты и
упруги)
-
объясните, как происходит движение по этим сосудам?
-
как называется волна повышенного давления (
пульсовой волной или пульсом)
-
скорость распространения пульсовой волны (в ср.6-8
м/сек)
задание: с какой частотой совпадает частота
пульса ( с частотой сердечных сокращения)
б) артериальное давление ( читают и готовят
ответы)
-
докажите, что артериальное давление измеряется в
плечевой артери
-
тонометр – что за прибор?
-
обоснуйте данную запись – АД = 120/70
в) движение крови в капиллярах и в венах
-
объясните, какова скорость движения крови в
капиллярах. Почему? (0,01 см/сек)
-
просмотр видеофрагмента.
-
Как происходит движение крови по схеме: капилляры –
вены. (прочитать)
-
Обоснуйте, почему кровь движется по венам к сердцу.
-
Выполнить задание (сам.контр.)
г) лимфатическая система (сам-но прочитать и
сделать задание)
Сделать вывод: что способствует движению лимфы
по сосудам в одном направлении? (клапаны)
д) кровотечение (сам-о 2-3 мин)
-
при каких повреждениях возникают кровотечения?
-
Какие бывают кровотечения?
-
Какую помощь нужно оказать при внутр. кровотеч-и?
е) практическая работа (работа ребят с
интернет-ресурсом)
IV.
Закрепление
1.
Задание «Что лишнее?»
- Сердце Аорта
Артерия Кровь Почка
- Пульс Гипофиз
Артериальное давление
- Лимфатические узлы
Капилляры Нога Клетка
- Антитела Тромбоциты
Иммунитет Вес
2.
Дополни предложение
- В организме чел-ка кровь движется в
соответствии с физическими законами.
- Движение крови зависит от давления,
создаваемого сердцем, и сопротивление, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.
- Скорость движения крови максимальна в артериях и
минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ м/у клетками ткани
и кровью
- Кровь в организме постоянно
перераспределяется, в первую очередь, она направляется к работам органов.
- Деятельность сердечно-сосудистой системы
осуществляется как нервными, так и гуморальными механизмами регуляции.
3.
Тест по теме (электр. уч-к)
V.
Итог урока – Какую роль играет лимфатическая
система для организма?
(Лимфатическая система является частью
иммунной системы, участвует в защите организма от чужеродных веществ)
VI.
Задание на дом
1.
Индивидуально (Ф.И.)
Сообщение «Почему надо беречь сердце?»
2.
стр.134-135, р/т стр.41
3.
Индивидуально каждому - Выполни проблемное задание
«Измерьте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложе»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.