Главная / Биология / Разработка урока по биологии на тему "Движение крови по сосудам"

Разработка урока по биологии на тему "Движение крови по сосудам"

Урок новых знаний с использованием информационных технологий.


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: объяснительно-исследовательский.


«Сейчас нельзя обойтись без

знания физики, если хочешь

достигнуть ясности относительно

физиологических вопросов…»



Цели:

Образовательная – формирование новых анатомо-физиологических понятий кровяное давление, пульс. Повторение, закрепление и учет знаний по пройденному материалу темы «Транспорт веществ». Овладение способами деятельности в новых условиях.

Воспитательная – формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Привитие навыка самоконтроля. Воспитание собранности, сосредоточенности. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Развивающая – развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации). Развитие логического мышления. Развитие памяти.


Оборудование: секундомер, таблица «Лимфатическая система», карточки с тестами, карточки для индивидуальной работы, карточки с заданиями для работы в группах, электронные учебники «Биология 8 класс», интернет-ресурсы.



Ход урока


  1. Организационный момент:


    1. Учитель показывает предметы – тонометр, секундомер, хирургическая система (капельница).


Вопросы:

  • Не могли ли вы мне подсказать, что объединяет эти предметы?

  • Где на практике применяются эти предметы?

  • Для чего они используются?

( в больнице, поликлинике, для измерения давления, забора крови, прощупывания пульса)



К какой из тем раздела «Анатомия» имеют отношения эти предметы?

  • «Кровообращение»





    1. Учитель читает стих. Э.Межелайтиса «Сердце».


Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело

Яблоку с багрово-красной кожей!

Сердце дает жизнь каждому органу нашего организма. Не зря ученые сравнивают с уникальным насосом. Он всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по 2-ум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само его совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о сердце говорят: «Сердце- это жизнь».

    1. Учитель объявляет тему урока и его тему.


Тема: «Движение крови по сосудам».


Цели урока: (запись на доске)

  • Продолжим формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

  • Сформируем понятие «Кровяное давление» и «Пульс».

  • Объясним закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах.

  • Научимся оказывать различную помощь при кровотечениях.

  • Узнаем о применении пиявок в народной медицине.


Обо всем об этом и о многом другом мы узнаем на сегодняшнем уроке.


  1. Актуализация опорных знаний:

    1. Раскройте содержание рисунка

  1. кровеносные капилляры

  2. межклеточное вещество

  3. клетки

  4. начало лимфатических капилляров

  5. лимфатические сосуды

  6. лимфатические узлы

  7. лимфатический проток

  8. вена большого круга кровообращения


Вывод:

  1. Кровеносная система приняла на себя универсальную транспортную роль, а через лимфатическую систему в кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся в ней продукты жизнедеятельности тканей.

  1. Тестовое задание:


Решите, правильно ли то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.


  1. большой круг кровообращения начинается от правого желудочка

  2. артерии малого круга кровообращения выносят из сердца венозную кровь

  3. кровь из сердца в большом круге кровообращения поступает в аорту

  4. кровь по большому кругу кровообращения поступает в легкие

  5. малый круг кровообращения начинается с правого желудочка

  6. артерии большого круга кровообращения несут от сердца венозную кровь

  7. кровь, поступающая по сосудам малого круга кровообращения в легкие всегда венозная

  8. кровь из большого круга кровообращения поступает в правое предсердие

  9. в капиллярах малого круга кровообращения кровь из венозной становится артериальной

  10. кровь по большому кругу кровообращения поступает к клеткам и тканям организма


  1. Работа со слабыми: (карточка 80, 82 «дидактические карточки-задания»)


I.Изучение нового материала


После актуализации опорных знаний учитель обращает внимание уч-ся на слова, которые записаны на доске: Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов…

Эти слова были написаны нем. врачом и естествоиспытателем Ю.Майером, человеком, который четко сформулировал закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биологи была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

Человек и его организм – это часть природы, поэтому все, что в нем происходит подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия и физика.

Тема нашего урока сегодня тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Поэтому я предлагаю всем разделиться на группы, каждая из которых получит свое задание.


I группа: Работа с электронным учебником (по изучению нового материала)

II группа: Работа с интернет-ресурсами (подготовить краткое сообщение)

Бухаев Юра – «Что такое «гирулотерапия»?»

Кочнева Катя – «Первая помощь при кровотечениях» ( вместе с медсестрой Толстиковой Ольгой Анатольевной)


1. I группа: Работа с электронным учебником (по изучению нового материала)

Ребята садятся в паре за компьютеры и фронтально работают с учителем.


  • Открывают тему урока «Движение крови по сосудам».


Сегодня на уроке мы исследуем электр.уч-к, таблицы, схемы.


- Как вы думаете, с какой скоростью движется кровь в начале большого круга кровообращения, устремляясь в аорту? (50 мм в сек.)

- Как вы считаете, к тому времени, как она достигнет капилляров в пальцах кистей и стоп, какова ее скорость? (умен. до 0,01 мм/сек)

- Попадая из капилляров в вены, кровь должна подняться к сердцу. Как вы думаете, какова ее скорость? ( очень низкая)


Итог: что же заставляет ее возвращаться обратно к сердцу?




а) движение крови по артериям

  • сравните, каковы стенки аорты и артерии (толсты и упруги)

  • объясните, как происходит движение по этим сосудам?

  • как называется волна повышенного давления ( пульсовой волной или пульсом)

  • скорость распространения пульсовой волны (в ср.6-8 м/сек)


задание: с какой частотой совпадает частота пульса ( с частотой сердечных сокращения)


б) артериальное давление ( читают и готовят ответы)

  • докажите, что артериальное давление измеряется в плечевой артери

  • тонометр – что за прибор?

  • обоснуйте данную запись – АД = 120/70


в) движение крови в капиллярах и в венах

  • объясните, какова скорость движения крови в капиллярах. Почему? (0,01 см/сек)

  • просмотр видеофрагмента.

  • Как происходит движение крови по схеме: капилляры – вены. (прочитать)

  • Обоснуйте, почему кровь движется по венам к сердцу.

  • Выполнить задание (сам.контр.)


г) лимфатическая система (сам-но прочитать и сделать задание)

Сделать вывод: что способствует движению лимфы по сосудам в одном направлении? (клапаны)


д) кровотечение (сам-о 2-3 мин)

  • при каких повреждениях возникают кровотечения?

  • Какие бывают кровотечения?

  • Какую помощь нужно оказать при внутр. кровотеч-и?


е) практическая работа (работа ребят с интернет-ресурсом)



II.Закрепление


    1. Задание «Что лишнее?»


- Сердце Аорта Артерия Кровь Почка

- Пульс Гипофиз Артериальное давление

- Лимфатические узлы Капилляры Нога Клетка

- Антитела Тромбоциты Иммунитет Вес


    1. Дополни предложение


- В организме чел-ка кровь движется в соответствии с физическими законами.

- Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивление, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.

- Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ м/у клетками ткани и кровью

- Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь, она направляется к работам органов.

- Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными, так и гуморальными механизмами регуляции.


    1. Тест по теме (электр. уч-к)


III.Итог урока – Какую роль играет лимфатическая система для организма?


(Лимфатическая система является частью иммунной системы, участвует в защите организма от чужеродных веществ)


IV.Задание на дом

    1. Индивидуально (Ф.И.)

Сообщение «Почему надо беречь сердце?»


    1. стр.134-135, р/т стр.41


    1. Индивидуально каждому - Выполни проблемное задание «Измерьте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложе»






Разработка урока по биологии на тему "Движение крови по сосудам"
  • Биология
Описание:

   Урок  новых знаний с использованием информационных технологий.

 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: объяснительно-исследовательский.

 

                                                                                            «Сейчас нельзя обойтись без

                                                                                             знания физики, если хочешь                          

                                                                                             достигнуть ясности относительно

                                                                                             физиологических вопросов…»

 

 

Цели:

          Образовательная – формирование новых  анатомо-физиологических понятий кровяное давление, пульс. Повторение, закрепление и учет знаний по пройденному материалу темы «Транспорт веществ». Овладение способами деятельности в новых условиях.

           Воспитательная – формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Привитие навыка самоконтроля. Воспитание собранности, сосредоточенности. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

           Развивающая – развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации). Развитие логического мышления. Развитие памяти.

 

Оборудование: секундомер, таблица «Лимфатическая система», карточки с тестами, карточки для индивидуальной работы, карточки с заданиями для работы в группах, электронные учебники «Биология 8 класс», интернет-ресурсы.

Автор Антонова Ирина Николаевна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 736
Номер материала 6309
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓