Главная / Биология / Разработка урока биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс

Разработка урока биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс

Урок биологии

(8 класс)


Тема: Пищеварение в ротовой области.

Цель: учащиеся систематизируют знания о пищеварение в ротовой полости; пищеварительных железах, ферментах.

Задачи: - учащиеся систематизируют знания о пищеварение в ротовой полости; пищеварительных железах, ферментах.

- формировать навыки работы в группах (коммуникативные); здоровье сберегающие навыки

- развить умения обсуждать проблему: сравнивая, обобщая материал, используя различные источники информации; делать выводы.

Оборудование и источники: ИКТ, презентация в программе Activstudio, тест в программе Activote


Методы обучения: проблемный.

Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок.

Приемы: Стратегии «Закончи мысль», «Проблемный диалог»

Опережающие задания: сообщение строение и функция «слюнных железах».

Ход урока: I. Организационный момент.


Цель: проверить готовность класса к уроку, отметить отсутствующих.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала.


Цель: подготовить учащихся к изучению нового материала, закрепить понятия, полученные на предыдущем уроке «Органы пищеварения»; формировать коммуникативные навыки; развить умения обсуждать проблему, сравнивать обобщать, делать вывод.


Тема нашего урока «Пищеварение в ротовой полости», начать урок мне бы хотелось с эпиграфом урока (стратегия «Закончи мысль»): «Едва во рту оказывается первый кусок, пищеварительная система тотчас берется за работу, преобразуя пищу в удобную для усвоения форму…».


  • Как вы думаете, о чем идет речь в данном эпиграфе?

  • Что вы уже знаете по данной теме?

  • Что мы должны узнать сегодня на уроке?

  • Каким образом мы будем получать эти знания?

  • Где эти знания нам могут пригодится?


hello_html_m2f2251bc.pnghello_html_m26e82cc7.png

hello_html_m28b4ece9.png

  1. Что такое пищеварение?

  2. Назовите основные органы пищеварения?

  3. Тест в Activote






III. Этап усвоения новых знаний.


Игра «Проблемный диалог».


Цель: изучению нового материала «Пищеварение в ротовой полости», органы ротовой полости, их строение и выполняемые функции; формировать коммуникативные навыки; развить умения обсуждать проблему, сравнивать обобщать, делать вывод.


  1. Сможете вы проглотить, сухой кусочек хлеба не прожевывая?

  2. Что происходит, когда вы жуете хлеб?

  3. Почему пища усваивается нашим организмом только в измельченном виде?


П.О. Измельченная пища доступна действию пищеварительного сока


Процессы подготовки пищи к дальнейшему ее усвоению начинается с ротовой полости.


hello_html_50e6acfd.png


Какие органы ротовой полости участвуют в измельчение пищи?

П.О. Зубы. (Просмотр видеоролика)


hello_html_m33ca94a6.png


Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. «Кто долго жует – тот долго живет» - согласный вы с эти мнением?

Всего 32 зуба: 4 плоских резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов.

Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.


Опрос

  • Почему необходимо тщательно пережевывать пищу?

  • Для того чтобы зубы дольше выполняли свои функции в процессе пищеварения необходимо знать как за ними правильно ухаживать. Какие правила ухода за зубами вы знаете?

hello_html_31d71090.pnghello_html_m1c7bd791.png

Но зубы не единственный орган в ротовой полости, который участвует в пищеварении. Назовите органы, участвующие в пищеварении ротовой полости.


Язык - мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. Задняя часть языка – корень, передняя свободная – тело, заканчивающееся закругленной верхушкой, верхняя сторона языка – спинка. Орган вкуса и речи. Тело формирует пищевой комок, корень в глотательных движениях (рефлекторно). Слизистая снабжена вкусовыми рецепторами.


hello_html_29037b0a.png


Пища подвергается не только механическому, но и химическому воздействию и этому способствует слюна, которая вырабатывается слюнными железами. Наряду с мелкими слюнными железами, не имеющими специальных протоков, находящимися в стенках ротовой полости, имеются три пары крупных слюнных желез, протоки которых впадают в ротовую полость.


hello_html_m71a79e41.png


Предлагаю вам определить положение слюнных желез.


IV. Этап закрепления знаний и способов действия.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.


Проводим демонстративную практическую работу

Тема: ”Определение расположения слюнных желез”).

Цель этой работы: выяснить расположение слюнных желез.

Ход работы:

  1. Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.

hello_html_53e74bea.png


  1. Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 – 3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.


hello_html_m38a78d26.png


  1. Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.


hello_html_4d55dfe7.png


Какой вывод вы можете сделать?

В норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 литра слюны.

Как вы думаете, какие вещества входят в состав слюны?


Ученик. Ученые определили состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200,0 мл/ч (при жевании). Слюна человека представляет собой вязкую, слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Это бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию. (слайд 11)

Слюна сложное вещество, содержащее более 20 компонентов (запись в тетради)


Состав слюны следующий:



hello_html_541951ee.pnghello_html_6b414b97.png



  • Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.

  • Лизоцим убивает микробы.

  • Амилаза является гидролитическим ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы (записать в тетрадь в виде задания 3).


Слюна продолжает свое действие по ходу движения пищи по всему пищеварительному тракту.


hello_html_m709269e0.png


  • Каким образом осуществляется регуляции слюноотделения?


Обратим внимание на процесс образования слюны, он регулируется центральной нервной системой.

  • Вспомните, какой отдел головного мозга отвечает за слюноотделение?

П.О. Продолговатый мозг.


Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. При попадании в ротовую полость различные вещества вызывают выделение различного количества слюны. (слайд 12)

Просмотрев этот видеофрагмент у всех во рту сразу скопилась слюна. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет.

V. Обобщение и систематизация знаний.


Цель: формирование целостной системы знаний полученных на уроке, развитие коммуникативных навыков – высказывать и отстаивать свою точку зрения.


А теперь вернемся к эпиграфу урока и закончим его мысль: «Едва во рту оказывается первый кусок, пищеварительная система тотчас берется за работу, преобразуя пищу в удобную для усвоения форму…».



V. Рефлексия.

Цель: формировать навыки самоанализа

  1. Мне больше всего удалось…

  2. Я могу себя похвалить за…

  3. Я могу похвалить одноклассников за…

  4. Меня удивило…

  5. Для меня было открытие то, что…

  6. На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  7. На будущее я учту…

  8. Эти знания мною могут быть использованы…


hello_html_m35bd9f06.png


VI. Подведение итогов

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели учащимися


VII. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.























Разработка урока биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс
  • Биология
Описание:

Разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости".  Цель -изучить и систематизировать знания  о пищеварение в ротовой полости; пищеварительных железах, ферментах. Сформировать навыки работы в группах (коммуникативные); здоровье сберегающие навыки. Развить умения обсуждать проблему: сравнивая, обобщая материал, используя различные источники информации; делать выводы. Во время изучения материала использовались  стратегий критического мышления «Закончи  мысль», «Проблемный диалог». Презентация в программе Activstudyo. Имеется практическая часть "Расположение слюнных желез".

Автор Лим Людмила Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1318
Номер материала 31225
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓