Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку на тему «Что обозначает глагол»." (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему «Что обозначает глагол»." (5 класс)

Открытый урок русского языка в 5 классе

по теме «Что обозначает глагол».

Учитель: Ряполова Оксана Станиславовна, 1 категория.

Работа по программе М.М. Разумовской и др.


Цели: 1) повторить основные сведения о глаголе как части речи;

2) обогатить речь учащихся с помощью использования разнообразных глаголов;

3) воспитать любовь и уважение к матери.


К уроку:

  1. Учебники под редакцией М. М. Разумовской. М.: «Дрофа», 2000 – 2001.

  2. Тексты из сб. А. Гребёнкина «Сердце матери» (Пермь, 2001)

Презентация «Ты мне в жизни словно солнце светишь…».

Комплекты для рефлексии.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь Я Оксана Станиславовна, сегодня проведу у вас урок . Мы сегодня будем дружно работать и добьёмся поставленных целей.

У вас у всех хорошее настроение? Посмотрите на карточки, лежащие у вас на партах - Поднимите ту, которая совпадает с вашим настроением! Я думаю, такое настроение у вас сохранится до конца урока. На доску прикрепляются карточки , которых больше.

  • Ребята, сегодня на уроке мы начнём разговор об одной из самостоятельных частей речи, а вот о какой , попробуем разгадать.. На доске вы видите высказывание писателя Алексея Югова, но оно неполное.

  • Послушайте эпиграф к нашему уроку «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.

Ребята, какая же самая живая часть речи?

  • Почему автор называет глагол - огнепышущей частью речи? Живой? Ты как думаешь?


Запишите число, классная работа и тему:

Глагол как часть речи

  1. СЛАЙД №1 Тема урока – «Глагол как часть речи».

  2. Целеполагание

Ребята, вы уже знаете, что любая часть речи характеризуется наличием определённых признаков. По каким же признакам мы определяем часть речи?

ТАБЛИЦА

ОБОЗНАЧАЕТ
ОТВЕЧАЕТ
ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ
ЯВЛЯЕТСЯ

А значит, какая цель нашего урока? Что мы должны вспомнить?

Зная это, мы можем научиться видеть глаголы в предложениях и тексте.

А теперь давайте вспомним о глаголе! Ребята, глагол – это… ( работа с таблицей)

А сейчас давайте поиграем с вами:

Верите- не верите, что…

  • Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?+

  • Глагол обозначает действие?+

  • Глагол изменяется по падежам?-

  • Глагол в настоящем и будущем времени изменяется по лицам и числам?+

  • Глагол в предложении является чаще всего дополнением?-----


А теперь на конкретных примерах понаблюдаем, как работает глагол и определим его морфологические признаки

Итак, я читаю отрывки из стихотворений поэта Гребёнкина, а вы называете глаголы. Что же нам нужно знать, чтобы найти глагол в тексте?

  1. Выборочный диктант, фронтальная работа

Вызываются дети по одному к доске..


А какие морфологические признаки мы можем определить у данных глаголов?

1 Рядом с нею солнце ярче светит,

Вырастают крылья за спиной.

2.Ты мне в жизни, словно солнце, светишь…

( светит, вырастают, 2 –светишь, А теперь давайте у глаголов светит, вырастают определим морфологические признаки письменно. У остальных устно.

Ответы детей: светит- гл., н.в, 3л, ед. ч.

Вырастают- гл. н.в, 3 л. мн.ч

Светишь-гл.,н.в., 2л.ед.ч

Итак, ребята, какие морфологические признаки имеют глаголы?



Учитель: 2 СЛАЙД

Проведём лингвистический эксперимент: прочитаем эти предложения без глаголов! Чем отличаются эти предложения?

Что исчезло вместе с глаголоми?

Изменился ли смысл предложений? Какой вывод о роли глаголов вы можете сделать?

Итак, вы увидели, что глагол - это живая и действенная часть речи. Но, ребята , оказывается глагол обозначает не просто действие.

Работа с учебником. Прочитайте про себя, а потом вслух.

Итак, ребята, что же нового вы узнали о глаголе?

А ещё глаголы помогают сохранять наше здоровье. Давайте выполним действия, обозначенные глаголами

СЛАЙД 3

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья? 10 глаголов Назовите их

Отдохнули? Ребята, что же эта за часть речи, которая называла действия, которые вы выполняли?

А сейчас посмотрим, как глагол работает в тексте: Чтение под музыку СЛАЙД 4

Мама…
Закрой глаза, прислушайся…

И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Ю. Яковлев

Я думаю на вас произвёл впечатление этот текст. А почему?

  • Ребята, о ком в нём говорится?

  • Какой бы заголовок вы ему дали?.

  • Найдите предложение, содержащее основную мысль текста.

  • При помощи, какой части речи она выражается? А теперь подчеркните как члены предложения все глаголы. Как вы их подчеркнёте?

4. К какому стилю речи относится данный текст (художественный, разговорный, научно-деловой)?

7. Тип текста (повествование, описание или рассуждение).

Какая часть речи помогла вам правильно определить тип речи?

Ребята, давайте выпишем предложение

И ты услышишь мамин голос. Давайте обозначим основу предложения, обратим внимание, каким же членом предложения является глагол?

Итог:

Ребята, что же мы сегодня вспомнили на уроке? Достигли ли мы своей цели?

Что нового вы узнали о глаголе? Прав ли был Югов, что глагол- самая живая и огнепышущая часть речи? Что ещё особенного вы заметили? О ком были все тексты? Ребята, это были готовые тексты, а в качестве домашней работы я предлагаю вам написать сочинение по теме «Моя мама», используя глаголы.

Песня о маме.

Домашнее задание. Напишите Ребята, как ваше настроение? Покажите солнышки и облака?

Спасибо за урок! Слайд 5












Разработка урока по русскому языку на тему «Что обозначает глагол»." (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Работа по программе М.М. Разумовской и др.

 

Цели: 1) повторить основные сведения о глаголе как части речи;

2) обогатить речь учащихся с помощью использования разнообразных глаголов;

3) воспитать любовь и уважение к матери.

 

К уроку:

1.     Учебники под редакцией М. М. Разумовской. М.: «Дрофа», 2000 – 2001.

2.     Тексты из сб.  А. Гребёнкина «Сердце матери» (Пермь, 2001)

Презентация «Ты мне в жизни словно солнце светишь…».

Автор Ряполова Оксана Станиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1309
Номер материала 27443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓