Главная / Начальные классы / Разработка урока по математике на тему "Состав числа 9" ( 1 класс)

Разработка урока по математике на тему "Состав числа 9" ( 1 класс)

Математика

1 класс

Тема : Состав числа 9.

Цель: Усвоить способы получения числа 9.

Задачи:

1) Способствовать формированию знаний о составе числа 9;

2) Способствовать закреплению навыков устного и письменного счёта в пределах 9; закреплению состава чисел от 1 до 8; практическое закрепление полученных навыков сложения и вычитания путём решения выражений, задач, сравнения отрезков, чисел; способствовать закреплению знаний геометрического материала; развитию логического и образного мышления, умения мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы;

3) Способствовать воспитанию аккуратности, внимания, любознательности.

Оборудование: учебник стр 45; тетрадь с заданиями по теме; индивидуальные листы с заданиями; таблица «Геометрические фигуры»; иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»; задачи в стишках;

счетный материал; магнитные цифры; индивидуальный набор цифр для устного счета; индивидуальные листы с силуэтами животных ; рисунки диких животных; кроссворд с ключевым словом «молодцы».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: Урок – путешествие в сказку.

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный

  • частично –поисковый

  • словесный

  • наглядный

  • практический

  • проблемно-поисковый

  • репродуктивный

  • самостоятельной деятельности

Ход урока

I. Организационный момент.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

- Подарите, ребята, друг другу улыбки и приступим к работе.

II. Введение в сюжет урока.

- Сегодня урок математики у нас будет необычным. Это будет урок- путешествие в сказку. На уроке внеклассного чтения мы читали с вами сказки К.И. Чуковского…. ( дети называют прочитанные произведения). Мы посмотрели замечательный мультфильм «Доктор Айболит». Как вы знаете, это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях.

III. Объявление темы урока.

- Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти из них победителями, помочь Доктору Айболиту и его зверятам, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились считать, решать задачи и выражения, как вы знаете состав чисел, как усвоили геометрический материал, насколько вы сообразительны и находчивы. А, значит, нам понадобятся дружба и внимание.

IV. Устная разминка.

- Так вот однажды доктор Айболит получил телеграмму из далёкой …Африки. Кто помнит, что говорилось в телеграмме?

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей!

И спасите, доктор,

Наших малышей!

И Айболит поспешил на помощь. Кто помнит, какое первое препятствие возникло перед ним?

Но вот, перед ним море

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она!

- Доставить Айболита в далёкую Африку согласились пираты. Но они поставили ему условие: нужно выполнить несколько заданий. Поможем ему?

И чтобы корабль не дал течь, эти задания нужно выполнить без ошибок. А прибыв вместе с Айболитом в Африку, вы не только поможете спасти больных зверей, но и узнаете название путешествия, т.е. тему нашего урока.

Задание 1. Задание на логику и мышление.

Устные упражнения.

1)Счет до 10 и обратно, передавая флажок.

2)Повторение геометрического материала.

- Какая геометрическая фигура про себя может сказать :

- Имею начало, но нет у меня конца. (ЛУЧ).

- У меня все стороны равны, и углы прямые. (Квадрат).

- А я – без начала и без конца. (ПРЯМАЯ).

- Я – часть прямой. (ОТРЕЗОК).

- А я след от карандаша. И еще, меня ставят в конце повествовательного предложения. (ТОЧКА).

- Я похож на солнышко днём, а ночью – на полную луну. (КРУГ).

- Я самый добрый и щедрый угол. Во мне спрятались два прямых угла. (Развернутый)

- А я самый прилежный угол. Я сижу на уроках ровненько, не раскачиваюсь. (Прямой).

- А я – хулиган! Люблю всем грозить и всех пугать: «Заколю! Заколю!» (Острый).

- А этот угол ничего не хочет знать, поэтому и оправдывает своё название. Он постоянно откидывает спину назад и приговаривает: «Ничего я не хочу!» (Тупой).

(Дети показывают геометрические фигуры на таблице).

- Молодцы, с этим заданием справились.

V. Практическая работа. Задание 2.

1) Проверка теоретических знаний.

- Назовите компоненты действия сложения; вычитания.

- Самое большое однозначное число? ( 9).

- Какие числа находятся между числами 2 и 7? ( 3,4,5,6; они больше 2, но меньше 7).

2) Проверка практических знаний. Математический диктант.

(Дети показывают ответ соответствующей цифрой, затем записывают в тетрадь.)

а) 4 плюс 2 (6).

б) 7 плюс 1 ( 8)

в) 1- ое слагаемое 3, 2-ое слагаемое -2. Найти значение суммы (5).

г) 6 уменьшить на 3. (3.)

3) Задачи в стишках.

1. Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

2. Сколько их под ёлкой? ( 7 ).

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход…

Сколько вместе?

Как узнать ?

Помогите сосчитать. (8).

3. В хоре семь кузнечиков

Песни распевают.

Вскоре два кузнечика

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов

Сколько в хоре голосов? (5)

4. Ёжик по грибы пошел,

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов – в корзинку,

Остальные – на спинку.

- Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках, еж? (2).







- Молодцы, вы помогли доктору Айболиту справиться с заданиями. Но что ещё ему поможет в плавании? (Попутный ветер)


VI. Физ. пауза. ( в движении).

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Продолжение беседы. Установка к следующему заданию.


Испытание доктора Айболита продолжаются. Предводитель пиратов, злой и хитрый Бармалей, вновь приготовил испытание на первой же остановке на необитаемом острове.

Чтобы вновь попасть на корабль, доктору нужно подняться по «математической» лесенке.

А мы, его друзья, поможем ему. Но сначала вам нужно решить выражения и записать ответы в «окошечки».

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать, помогая Айболиту подняться по «лесенке» на корабль? (Повторим состав чисел 4-8; приступим к изучению состава числа 9).

( На доске дети записывают ответы в «окошечки» цветным мелком).


hello_html_3e7c12c8.gif

8 =  + 6

7 = 4 + 

6 =  + 1

5 = 1 + 

4 = 2 + 




Продолжение беседы.

- Итак, вы помогли доктору Айболиту продолжить путь. Через некоторое время доктор добрался до Африки. Звери пришли встречать доктора с подарком – корзинкой ананасов. Посчитайте, сколько их? ( 9).

И тут он обнаружил, что у него пропал чемоданчик с лекарствами для больных зверят. А на его месте доктор обнаружил записку: «Я верну чемоданчик, если сумеешь разложить разными способами 9 ананасов в две корзины. Бармалей.»

- Поможем доктору?




VII. Новый материал. Состав числа 9.

1) На доске наглядно дети «раскладывают» 9 ананасов в 2 корзины.

2) Пользуясь карандашами двух цветов, дети закрашивают фигуры в тетрадях:


. 00000000 1 + 8 = 9 ……..0 8 +1 = 9

. . 0000000 2 +7 = 9 …….00 7 + 2= 9

. . . 000000 3 + 6 = 9 ……000 6 + 3= 9

. . . . 00000 4 + 5 = 9 …..0000 5 + 4 = 9

VIII. Закрепление пройденного

1) Рабочий ( индивидуальный лист) № 2 (4), 6 – первый столбик).

2) Работа по учебнику: стр. 45 № 3,4,5.

3) Игра «Доктор Айболит».

- Кому из зверей нужна помощь доктора? (Дети по вариантам выполняют задания).

I II III

8 + 1 = 7 + 2 = 6 + 3 =

8 – 1 = 9 – 5 = 8 - 4 =


Полученные ответы находят среди номеров зверей и по ним определяют, кому нужна помощь доктора. Называют этих животных.

Какие животные обитают в Африке?

Физпауза.

- Как вы думаете, а кому не нужна помощь докторов? (Здоровым).

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(ответы детей).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

- Весело шагать,

- Руки поднимать,

- Приседать и вставать,

- Прыгать и скакать.

IX. Итог урока.

- Чему научились на уроке? Что повторили? Что интересного узнали? (ответы детей)

- А решив эту задачу, вы узнаете тему завтрашнего дня.

Я приехал к бабушке

Она испекла оладушки.

Сразу съел четыре штуки,

Только как-то невзначай

О рубаху вытер руки,

Пил с оладушками чай…

- Разговор не так приятен:

На рубашке десять пятен!

И смеются все в квартире

Удивленью моему:

Я оладьев съел четыре –

Десять пальцев – почему? ( ответы детей).

Вывод: Мы счет прошли до девяти. Цифра 10 ждёт нас впереди.

- С числом и цифрой 10 мы познакомимся завтра. Наш урок подошел к концу. И чтобы благополучно нам вернуться в класс, прочитайте слово, полученное из выделенных букв тех слов, которое я часто употребляла на уроке.


Сумма - результат действия сложения

Разность - результат действия вычитания

Угол - он бывает прямым, тупым, острым

Прямоугольник – у него противоположные стороны равны, углы прямые

Квадрат - а у него все стороны равны и углы прямые

Единица - самая плохая оценка в школе

Вычитание - выполняя это действие, используют знак «минус».

- Вы действительно молодцы. Спасибо за урок!


X. Домашнее задание. Знать состав числа 9.

Разработка урока по математике на тему "Состав числа 9" ( 1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

                                        Математика 

                                        1  класс

Тема : Состав числа 9.                        

Цель: Усвоить способы получения числа 9.

Задачи:

1) Способствовать формированию знаний о составе числа 9;

2) Способствовать закреплению навыков устного и письменного счёта в пределах 9; закреплению состава чисел от 1 до 8; практическое закрепление полученных навыков сложения и вычитания путём решения выражений, задач, сравнения отрезков, чисел; способствовать закреплению знаний геометрического материала; развитию логического  и образного мышления, умения мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы;

3) Способствовать воспитанию аккуратности, внимания, любознательности.

Оборудование: учебник стр 45; тетрадь с заданиями по теме; индивидуальные листы с заданиями; таблица «Геометрические фигуры»; иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»; задачи в стишках;

счетный материал; магнитные цифры; индивидуальный набор цифр для устного счета; индивидуальные листы с силуэтами животных ; рисунки диких животных; кроссворд с ключевым словом «молодцы».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: Урок – путешествие в сказку.

Методы обучения:

·        объяснительно – иллюстративный

·        частично –поисковый

·        словесный

·        наглядный

·        практический

·        проблемно-поисковый

·        репродуктивный

·        самостоятельной деятельности

                                                   Ход урока

I. Организационный момент.

    Математику, друзья,

    Не любить никак нельзя.

    Очень строгая наука,

    Очень точная наука,

    Интересная наука –

    Это математика!

- Подарите, ребята, друг другу улыбки и приступим к работе.

II. Введение в сюжет урока.

 - Сегодня урок математики у нас будет необычным. Это будет урок- путешествие в сказку. На уроке внеклассного чтения мы читали с вами сказки К.И. Чуковского…. ( дети называют прочитанные произведения). Мы посмотрели замечательный мультфильм «Доктор Айболит». Как вы знаете, это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях.

III. Объявление темы урока.

- Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти из них победителями, помочь Доктору Айболиту и его зверятам, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились считать, решать задачи и выражения, как вы знаете состав чисел, как усвоили геометрический материал, насколько вы сообразительны и находчивы. А, значит, нам понадобятся дружба и внимание.

IV. Устная разминка.

- Так вот однажды доктор Айболит получил телеграмму из далёкой …Африки. Кто помнит, что говорилось в телеграмме?

       Приезжайте, доктор,

       В Африку скорей!

       И спасите, доктор,

       Наших малышей!

 И Айболит поспешил на помощь. Кто помнит, какое первое препятствие возникло перед ним?

   Но вот, перед ним море

   Бушует, шумит на просторе. 

   А в море высокая ходит волна,

   Сейчас Айболита проглотит она!

- Доставить Айболита в далёкую Африку согласились пираты. Но они поставили ему условие: нужно выполнить несколько заданий. Поможем ему?

И чтобы корабль не дал течь, эти задания нужно выполнить без ошибок. А прибыв вместе с Айболитом в Африку, вы не только поможете спасти больных зверей, но и узнаете название путешествия, т.е. тему нашего урока.

Задание 1. Задание на логику и мышление.

Устные упражнения.

1)Счет до 10 и обратно, передавая флажок.

 2)Повторение геометрического материала.

- Какая  геометрическая фигура про себя может сказать :

- Имею начало, но нет у меня конца.  (ЛУЧ).

- У меня все стороны равны, и углы прямые. (Квадрат).

- А я – без начала и без конца. (ПРЯМАЯ).

- Я – часть прямой. (ОТРЕЗОК).

-  А я след от карандаша. И еще, меня ставят в конце повествовательного предложения. (ТОЧКА).

- Я похож на солнышко днём, а ночью – на полную луну. (КРУГ).

- Я самый добрый и щедрый  угол. Во мне спрятались два прямых угла. (Развернутый)

- А я самый прилежный угол. Я сижу на уроках ровненько, не раскачиваюсь. (Прямой).

- А я – хулиган! Люблю всем грозить и всех пугать: «Заколю! Заколю!» (Острый).

- А этот угол ничего не хочет знать, поэтому и оправдывает своё название. Он постоянно откидывает спину назад и приговаривает: «Ничего я не хочу!» (Тупой).

(Дети показывают геометрические фигуры на таблице).

- Молодцы, с этим заданием справились.

V. Практическая работа. Задание 2.

1) Проверка теоретических знаний.

- Назовите компоненты действия сложения; вычитания.

- Самое большое однозначное число? ( 9).

- Какие числа находятся между числами 2 и 7? ( 3,4,5,6; они больше 2, но меньше 7).

2) Проверка практических знаний. Математический диктант.

(Дети показывают ответ соответствующей цифрой, затем записывают в тетрадь.)

а) 4 плюс 2 (6).

б) 7 плюс 1 ( 8)

в)  1- ое  слагаемое 3, 2-ое слагаемое -2. Найти значение суммы (5).

г) 6 уменьшить на 3. (3.)

3) Задачи в стишках.

1.    Дружно муравьи живут

       И без дела не снуют.

       Два несут травинку,

       Два несут былинку,

       Три несут иголки.

2.    Сколько их под  ёлкой? ( 7 ).

       Есть игрушки у меня:

      Паровоз и два коня,

      Серебристый самолет,

      Три ракеты, вездеход…

      Сколько вместе?

      Как узнать ?

      Помогите сосчитать. (8).

 3.    В хоре семь кузнечиков

       Песни распевают.

      Вскоре два кузнечика

      Голос потеряли.

      Сосчитай без лишних слов

       Сколько в хоре голосов? (5)

 4.  Ёжик по грибы пошел,

      Восемь рыжиков нашел.

      Шесть грибов – в корзинку,

      Остальные – на спинку.

      - Сколько рыжиков везёшь

      На своих иголках, еж?  (2). 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, вы помогли доктору Айболиту  справиться с заданиями. Но что ещё ему поможет в плавании? (Попутный ветер)

 

 VI. Физ. пауза.  ( в движении).

 Ветер по морю гуляет,

 И кораблик  подгоняет.

 Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах.

Продолжение  беседы. Установка к следующему заданию.

 

 Испытание доктора Айболита  продолжаются. Предводитель пиратов, злой и хитрый Бармалей, вновь приготовил  испытание на первой же остановке на необитаемом острове.

Чтобы вновь попасть на корабль,  доктору нужно подняться по «математической» лесенке.

 А мы, его друзья, поможем ему. Но сначала вам нужно решить выражения и записать ответы в «окошечки».

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать, помогая Айболиту подняться по «лесенке» на корабль? (Повторим состав чисел 4-8; приступим к изучению состава числа 9).

( На доске дети записывают ответы в «окошечки» цветным мелком).

 

 

8 =  + 6

 

         

7 = 4  +  

 

                                    

               

6 =  + 1

 

                      

                                                

5 = 1 + 

 

                            

4 = 2 + 

 

                        

 

 

 

Продолжение беседы.

- Итак, вы помогли доктору Айболиту продолжить путь. Через некоторое время доктор добрался до Африки. Звери пришли встречать доктора с подарком – корзинкой ананасов. Посчитайте, сколько их? ( 9).

  И тут он обнаружил, что у него пропал чемоданчик с лекарствами для больных зверят. А на его месте доктор обнаружил записку: «Я верну чемоданчик, если сумеешь разложить разными способами 9 ананасов в две корзины. Бармалей.»

- Поможем доктору?

 

 

 

 VII. Новый материал. Состав числа 9.

1) На доске наглядно дети «раскладывают» 9 ананасов в 2 корзины.

2) Пользуясь карандашами двух цветов, дети закрашивают фигуры в тетрадях:

 

  .    00000000 1 + 8 = 9                 ……..0   8 +1 = 9

  .     . 0000000 2 +7 = 9                 …….00  7 + 2= 9

  .     . . 000000 3 + 6 = 9                ……000 6 + 3= 9

  .     . . . 00000 4 + 5 = 9                …..0000 5 + 4 = 9

  VIII. Закрепление пройденного

   1) Рабочий ( индивидуальный лист) № 2 (4), 6 – первый столбик).

   2) Работа по учебнику: стр. 45 № 3,4,5.

   3) Игра «Доктор Айболит».

- Кому из зверей нужна помощь доктора? (Дети по вариантам выполняют задания).

   I                                               II                                    III

8 + 1 =                                   7 + 2 =                            6  + 3 =

8 – 1 =                                   9 – 5 =                             8 -  4 =

 

Полученные ответы находят среди номеров зверей и по ним определяют, кому нужна помощь доктора. Называют этих животных.

Какие животные обитают в Африке?

Физпауза.

- Как вы думаете, а кому не нужна помощь докторов? (Здоровым).

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(ответы детей).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

- Весело шагать,

- Руки поднимать,

- Приседать и вставать,

- Прыгать и скакать.

IX. Итог урока.

- Чему научились на уроке? Что повторили? Что интересного узнали? (ответы детей)

- А решив эту задачу, вы узнаете тему завтрашнего дня.

  Я приехал к бабушке

  Она испекла оладушки.

  Сразу съел четыре штуки,

   Только как-то невзначай

   О рубаху вытер руки,

    Пил с оладушками чай…

-  Разговор не так приятен:

   На рубашке десять пятен!

   И смеются все в квартире

   Удивленью моему:

   Я оладьев съел четыре –

   Десять пальцев – почему? ( ответы детей).

Вывод: Мы счет прошли до девяти. Цифра 10 ждёт нас впереди.

- С числом и цифрой 10 мы познакомимся завтра. Наш урок  подошел к концу. И чтобы благополучно нам вернуться в класс, прочитайте слово, полученное из выделенных букв тех слов, которое я часто употребляла на уроке.

 

Сумма               - результат действия сложения

Разность           - результат действия вычитания

Угол                 - он бывает прямым, тупым, острым

Прямоугольник – у него противоположные стороны равны, углы прямые

Квадрат              - а у него все стороны равны и углы прямые

Единица             - самая плохая оценка в школе

Вычитание         - выполняя это действие, используют знак «минус».

- Вы действительно молодцы. Спасибо за урок!

 

   X. Домашнее задание.  Знать состав числа 9.

Автор Нургажинова Алмагуль Тлегеновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 546
Номер материала 36731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓